Разработка внеклассного мероприятия Турнир знатоков информатики

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...



Турнир знатоков информатики

4 класс

Цели мероприятия: 

  • Воспитательная: воспитание умения работать в команде, уважения к сопернику, воспитание чувства ответственности;

  • Учебная: теоретическое повторение ранее изученного материала в увлекательной форме

Развивающая: развитие познавательного интереса, логического мышления, творческой активности, умения грамотно излагать свои мысли

Задачи:

  • Теоретическое повторение материала изученного ранее и практическое его применение;

  • Развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся;

  • Развитие логических способностей

  • .

Ход соревнования


Учитель: Сегодня мы собрались с вами для проведения турнира знатоков информатики. А начать его я хочу со слов, взятых в качестве эпиграфа: “Кто владеет информацией, тот владеет миром!” Информация для человека – это, прежде всего, знания.

I. Представление команд


Команда «Процессоры» 
Девиз:

Процесс процессора идёт, 
К победе нас он приведёт!


Команда: «Компьютерные гении». 
Девиз:

Компьютерный гений не унывает, 
Компьютерный гений всегда побеждает. 
Мы внимательны, дружны, 
И, конечно же, умны!


1 конкурс «Дальше,  дальше,  дальше…» 


      Сейчас мы будем задавать вопросы, а вы должны быстро давать на них ответы. Если вы не знаете, то должны сказать «дальше».

Дальше, дальше, дальше…” (1 балл правильный ответ)

 Вопросы для команды 1. 

  1. Наука о законах, методах и способах накопления, обработки и передачи информации. 
    /информатика/

  2. Организованная последовательность действий. 
    /алгоритм/

  3. Устройство ввода звуковой информации.          
    /микрофон/

  4. Пересылка данных с носителя данных в основную память 
    /загрузка/                                                  

  5. Устройство ввода в компьютер информации непосредственно с листа. 
    /сканер/

  6. Какие устройства обычно используются для ввода информации в компьютер? /клавиатура, мышь/

  7. Какое устройство в компьютере обрабатывает информацию?  /процессор)/

  8. Перевод информации в удобную для передачи или хранения форму называется… /кодирование/

  9. Какую сеть образуют компьютеры в нашей школе?     /локальную/

  10. Для чего составляют алгоритмы?         /для решения задач/

  11. Какая буква продолжает цепочку:  Б, В, Г, Д, Ж, З …               / К /

Вопросы для команды 2. 

  1. Центральное устройство компьютера   
    /процессор, системный блок/

  2. Что является носителем информации: клавиатура; мышь; магнитный диск; принтер. /Ответ: магнитный диск/

  3. Универсальное электронное устройство обработки информации 
    /компьютер/

  4. Специальный индикатор, указывающий позицию на экране 
    /курсор/

  5. Алгоритм, записанный на языке программирования 
    /программа/

  6. Какое устройство можно назвать «мозгом» компьютера?   /процессор/

  7. Можно ли на одной дискете сохранить содержание школьного дневника?        /да/

  8. Устройство, которое необходимо для передачи информации по телефонным проводам?             /модем/

  9. В какое устройство в компьютере информация поступает на хранение?  /память/

  10. Какое число лишнее в последовательности: 10, 20, 30, 34, 40, 50     /34/

Подведение итогов этого тура

 2. Конкурс  «Алгоритм» (полный ответ – 5 баллов)

Волк, коза и капуста.

      Один человек должен был перевести через реку волка , козу и капусту . Но его лодка была такая маленькая , что он  при каждом переезде мог  взять с собой или одно животное или капусту. 
Между тем волка нельзя было оставлять на берегу одного с козой, т.к. он мог ее съесть . Нельзя было так же допустить, чтобы коза  оставалась одна с капустой , т.к. она могла ее съесть , как при этих условиях перевести все на другой берег?


Составьте алгоритм переправы на другой берег.

       (Команды работают на листочках. Один из участников вводит алгоритм в компьютер)

Алгоритм «Переправа»

Начало

  1. Перевезти козу.

  2. Возвратиться самому.

  3. Перевезти волка.

  4. Возвратиться вместе с козой.

  5. Перевезти капусту.

  6. Возвратиться самому.

  7. Перевезти козу.

Конец

3  Конкурс «Весёлая разминка» (по 2 балла за удачное выступление)

Вам надо будет изобразить мимикой и жестами различные ситуации (по жребию):

  1. Принтер

  2. Компьютер завис

  3. Компьютерную мышь.

  4. Мальчика, играющего в компьютерную игру

4. Конкурс «Капитаны, капитаны …»

-Настало время показать себя капитанам.  Помните, в рассказе Артура    Конан-Дойля «Пляшущие человечки»  преступник применял оригинальный код для записи своих угроз. Одну и ту же информацию можно передавать разными сигналами и даже совсем разными способами. Главное, заранее договориться о том, как понимать те или иные сигналы. Если мы договорились, то уже получается код или шифр. 
Сейчас за 3 минуты капитаны попытаются расшифровать тексты и объяснить способы кодирования.

Капитанов команд попрошу получить задания.

Расшифровать закодированный текст и объяснить способ кодирования: 

  1. Роса шила ф фасе.

  2. Коляманлядаля.

Ответы: 

  1. Роза жила в вазе. (способ кодирования: глухие согласные заменяются на звонкие, звонкие – на глухие)

  2. Команда.  (способ кодирования: после каждого слога вставляется слог ля)

5.Конкурс «Перевёртыши»

      Замените некоторые слова противоположным по смыслу (или просто другим, если противоположного не существует) и верните пословицам первоначальный вид.  

  1. Скажи мне, какой у тебя компьютер, и я скажу, кто ты.

  2. Компьютер памятью не испортишь.

  3. Дарёному коню в системный блок не заглядывают.

  4. Утопающий за F1хватается.

  5. Бит байт бережёт.

  6. Что из Корзины удалено, то пропало.

  7. Вирусов бояться – в Интернет не ходить.

  8. За одного хакера семь кандидатов наук дают.

  9. Всяк Web-дизайнер свой сайт хвалит.

6. Конкурс « Логические задачи

 

Задача 1. В школе 500 учеников, почему среди них обязательно найдутся хотя бы двое, родившихся в один и тот же день?

Задача 2. Соедините слова 1 столбика со словами 2 столбика так, чтобы получились другие слова.

Пар          -            кон 
диск         -            азия 
ком          -            оса 
кипа         -            ус 
гимн             -            овод 
бой           -            пот 
пол           -            рак 
бал            -            кость 
приз          -           рис

Приложение 1.

Лист оценки

Конкурс 

Максимальный балл 

1 команда 

2 команда 

«Дальше, дальше, дальше, …»

По 1 баллу за правильный ответ. Максимум – 12 б.

 

 

«Весёлый ребус»

1 балл за каждое слово

 

 

«Алгоритм»

До 5-и баллов

 

 

«Весёлая разминка»

До 2-х баллов

 

 

«Кроссворд»

1 балл за каждое слово. Максимум – 10 баллов.

 

 

«Капитаны»

2 балла + 2 (за способ кодирования )

 

 

«Без капитанов»

1 балл за каждое слово

 

 

«Перевёртыши»

2 балла за каждую пословицу

 

 

Всего: 

 

 

 

Место: 

 

 

 

 

Приложение 2.

Листок ответов

1 конкурс.

1 команда

  1. Информатика

  2. Алгоритм

  3. Микрофон

  4. Загрузка

  5. Сканер

  6. Клавиатура, мышь

  7. Процессор

  8. Кодирование

  9.   Локальная

  10.   Для решения задач

  11.   К

2 команда.

  1. Процессор, системный блок

  2. Магнитный диск

  3. Компьютер

  4. Курсор

  5. Программа

  6. Процессор

  7. Да

  8. Модем

  9.   Память

  10.   34

  11.   Для вывода информации

2 конкурс

Начало

  1. Перевезти козу.

  2. Возвратиться самому.

  3. Перевезти волка.

  4. Возвратиться вместе с козой.

  5. Перевезти капусту.

  6. Возвратиться самому.

  7. Перевезти козу.

Конец

4 конкурс

Роза жила в вазе. (способ кодирования: глухие согласные заменяются на звонкие, звонкие – на глухие)

  1. Команда.  (способ кодирования: после каждого слога вставляется слог ля)

5 конкурс

ЗАДАНИЯ 

ОТВЕТЫ 

 

Скажи мне, какой у тебя компьютер, и я скажу, кто ты.

 

 

Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.

 

 

Компьютер памятью не испортишь.

 

 

Кашу маслом не испортишь.

 

Дареному компьютеру в системный блок не заглядывают.

 

Дареному коню в зубы не смотрят.

 

 

Утопающий за F1 хватается.

 

 

Утопающий за соломинку хватается.

 

Бит байт бережет.

 

 

Копейка рубль бережет.

 

Что из Корзины удалено, то пропало.

 

 

Что с возу упало, то пропало.

 

Вирусов бояться – в Интернет не ходить.

 

Волков бояться – в лес не ходить.

 

 

За одного хакера семь кандидатов наук дают.

 

За одного битого семь небитых дают.

 

 

Всяк Web-дизайнер свой сайт хвалит.

 

 

Всяк кулик свое болото хвалит.