Конспект урока по окружающему миру 3кл Школа 2100

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Окружающий мир (3-й класс)

ЧАСТЬ 2. МОЁ ОТЕЧЕСТВО

Урок 4.

ГЛАВА I. ТВОИ РОДНЫЕ И ТВОЯ РОДИНА В ПОТОКЕ ВРЕМЕНИ

Тема: С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?

Цели:

  1. Помочь младшему школьнику осознать принадлежность к стране, в которой он родился и живёт.

  2. Сформировать первичные представления о таких понятиях, как власть, правительство, армия, полиция.

  3. Формировать умения:

- определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД);

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; работать в группе, выполнять различные роли в группе; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД);

- извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию (Познавательные УУД).



Тип урока: комбинированный.

Вид урока: проблемно- диалогический.



Литература: 1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Тырин С.В. Окружающий мир. 3 класс. («Мое Отечество») Учебник в 2 частях. Часть 2-я. - М. : Баласс, 2009. – 144 с., ил (Образовательная система «Школа 2100»).
2. Данилов Д.Д., Кузнецова С.С., Сизова Е.В. Окружающий мир, 3 класс. Рабочая тетрадь. («Мое Отечество»). - М. : Баласс, 2008. – 80 с., ил (Образовательная система «Школа 2100»).



Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, презентация к уроку.





Ход урока.

I. Мотивация к учебной деятельности


- Девизом нашего урока будут слова …

- Как вы понимаете смысл?


Читают на доске девиз: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай».

- Если знаешь ответ на вопрос – говори, а если не знаешь – слушай других, кто знает.

II. Формулирование темы урока, постановка целей


Прослушайте отрывок из песни

М. Матусовского «С чего начинается Родина».

- Какой вопрос прозвучал в песне?

- Это и будет темой нашего урока.

Вывешивает на доску табличку с названием темы урока «С чего начинается Родина?».

- Значит, какую ставим цель?



- С чего начинается Родина?



Найти ответ на вопрос «С чего начинается Родина?»

ΙII. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

Выразительно читает текст, отмеченный условным знаком проблемной ситуации (с.16)
- Что Анюте сказал папа?

- Какую основную мысль высказала Анюта в первой фразе?
- Посмотрите на доску. Какое вы заметили противоречие?
- Какой возникает вопрос?



-Наша Родина – Россия.(запись на доске)
- Что папа назвал своей Родиной – Новгород.
(запись на доске Новгород – родина Анютиного папы)

- Получается, что у Анютиного папы две родины?
- Что человек называет своей Родиной?(запись на доске проблемы)

IVАктуализация знаний. Поиск решения проблемы ( открытие нового знания).

- Рассмотрите рисунки на с.16., к каждому рисунку придумайте высказывание со словом Родина.



Работа в группах( составление пословиц , объяснение смысла).

Родной дом, село, город называют малой родиной. А страну в которой ты родился, - большой Родиной. Как вы объясните, что такое страна? Ваши предположения проверим по тексту Человек без Родины – что птица без гнезда. Что же такое страна?

1. Взаимосвязь людей в обществе

- Давайте внимательно рассмотрим, что же видно из окна квартиры Илюши с. 17?
- Без чьей помощи пассажиры автобуса не смогут добраться до своей работы?


Какой вывод мы можем сделать?

Проверка предположения на с. 18.

Сможет ли человек в современном городе, селе прожить один, сам по себе, без помощи и поддержки других людей? Может ли один город или село в нашей стране быть независимыми, не связанными с другими городами (сёлами)?

2. Порядок в стране.

Рассмотрите иллюстрации на с.20 (верхние рисунки).
- Почему одна ситуация на улице так сильно отличается от другой?
- Как добиться того, чтобы этой ситуации не было?
Игра «Собери слово»

- Что такое государство? Где можно найти информацию? Что такое закон?

- Зачем нужна армия и полиция?

- Выполните в рабочей тетради задание №2.

Придумывают предложения/ (От проблемы проводятся стрелки, под которыми пишутся ключевые слова: Родина – это дом, город, село, страна.

Человек без Родины – что птица без гнезда.

Для Родины своей сил не жалей. Родина – мать, сумей за неё постоять.

Ученики высказывают предположения.

Ответы детей (на карте страны обозначены разным цветом, у каждой страны есть граница и столица, в которой находится правительство. Страна – это люди, которые связаны друг с другом.


Версии детей
(водитель, рабочие завода, где он был изготовлен,, мастеров технического обслуживания, тех, кто связан с производством топлива.

Все люди связаны друг с другом.


Нет, по всей стране люди пользуются товарами, произведёнными другими людьми; по радио и телевидению мы слушаем и смотрим передачи о жизни других людей и т.д.



Рассматривают иллюстрации.


Соблюдать порядок, законы.



(государство, армия, полиция, закон, власть)
В словаре учебника.

Армия защищает границы государства от тех, кто захочет к нам прийти с войной.

Полиция следит за порядком в стране, за тем, чтобы никто не нарушал законы.

Проверка на слайдах (обмен тетрадями)

V Самостоятельное применение знаний.

- Давайте вернемся к основному вопросу нашего урока.
- Что мы хотели сегодня выяснить?
- Какой же ответ мы можем дать на этот вопрос?






- Что человек называет своей Родиной?
Ученики совещаются в группах и приходят к выводу: Родиной можно назвать не только родной дом, село, город, но и всю страну. В стране как и в доме, должен быть порядок .

Итог урока.

- Оцените свою работу
- Кому что показалось трудным на уроке?
- Что на ваш взгляд на уроке было самым интересным?

- Кто на уроке работал больше всего? Кому за урок поставите отметку?

Оценивают с помощью кружков.




Оценивают одноклассников.

Домашнее задание.

Обязательное задание для всех: выполнить одно из заданий рабочей тетради к теме 3, выбрав из тех, которые не были выполнены в классе. Прочитать тему. По желанию написать короткое сочинение-фантазию на тему «Однажды в России исчезло государство».




Самоанализ урока окружающего мира в 3 Б классе.

Учитель: Буданцева Ирина Владимировна

Урок окружающего мира для 3б класса по программе "Школа 2100" составлен по ФГОС.

Согласно календарно- тематическому планированию тема урока: «С чего начинается Родина», является третьим в разделе «Твои родные и твоя Родина». Материал урока ,опирается на знания обучающихся, полученные на предыдущих уроках.

Цели:

  1. Помочь младшему школьнику осознать принадлежность к стране, в которой он родился и живёт.

  2. Сформировать первичные представления о таких понятиях, как власть, правительство, армия, полиция.

  3. Формировать умения:

- определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД);

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; работать в группе, в паре, выполнять различные роли в группе; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД);

- извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию (Познавательные УУД).



Тип урока: комбинированный.

Вид урока: проблемно- диалогический.

При подготовке к уроку постаралась учесть работоспособность класса, индивидуальные особенности каждого ребенка и осуществить личностно-ориентированный и дифференцированный подход. Организационный момент включал в себя релаксацию на создание доброжелательной атмосферы, настраивал на продуктивную работу . На уроке применялась проблемно-диалогическая технология. Приём «яркое пятно» позволил сформулировать тему и цель урока. Для создания проблемной ситуации использовался приём «с удивлением». Использование методов проблемно-диалогического обучения (побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий диалог), разнообразные формы работы (фронтальная, групповая, работа в паре) позволил реализовать деятельностный подход в обучении. Это способствовало формированию у учащихся основных учебных умений. Содержание данного урока связано с литературным чтением: умение работать с текстом, находить необходимую информацию, формулировать речевое высказывание

Каждый этап занятия нацелен на достижение определённого результата.

На основном этапе при изучении новых знаний и способов действий для восприятия, осмысления и запоминания знаний по теме, постаралась разнообразить виды деятельности. Работа с учебником предполагала наличие поисковых задач: доступность поиска программного содержания, раскрытие проблемы путём доказательного решения, стимулировало самостоятельность учащихся. Работа с текстами была направлена на усвоение учащимися  умений выделять главное в тексте, развитие познавательных интересов. Была организована словарная работа по закреплению новых терминов: общество, государство, власть, правительство, армия, полиция, законы, что готовит их к изучению обществознания. Этап усвоения новых знаний и способов действий   происходил на уровне применения знаний в новой ситуации (практическая и групповая работа). Постаралась чётко подвести итог урока, с привлечением детей, отмечая значимость знаний, приобретённых на уроке в дальнейшем.     

Рефлексия урока носила учебную направленность и показала осознанность приобретённых знаний. Домашнее задание было дифференцированным. Детям, проявляющим повышенный интерес к предмету, было предложено творческое задание. При подготовке к домашнему заданию нацеливала учащихся использовать различные источники информации.

Активные формы работы, смена видов деятельности способствовало развитию личности ученика на основе формирования универсальных учебных действий. Особое внимание уделяется межпредметным связям. Чередование видов деятельности, проведение физкультминутки способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Урок я старалась вести таким образом, чтобы мои ученики были активными участниками учебного процесса для достижения поставленных целей и раскрытия темы урока. Способствовала тому,  чтобы на уроке царила доброжелательная, теплая атмосфера и дети активно работали на уроке. Прослеживалась смена видов деятельности. На протяжении всего урока осуществлялся контроль над деятельностью обучающихся как со стороны учителя, так и со стороны одноклассников. Труд детей был оценён, были выставлены оценки. Считаю, что заявленной цели урок достиг.