Рабочая программа по чтению и развитию речи (2 класс)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Пояснительная записка


Данная рабочая программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы, под редакцией И. М. Бгажноковой; 3-е издание. - М.: Просвещение, 2011.

Чтение является сложным видом интеллектуальной деятельности, поэтому его элементами может овладеть только некоторая часть детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Обучение чтению умеренно и тяжело умственно отсталых детей ведется по звуковому аналитико-синтетическому методу. Порядок прохождения звуков и букв диктуется данными фонетики с учетом специфических особенностей познавательной деятельности обучающихся, прежде чем знакомить учащихся с той или иной буквой, необходимо провести большую работу по усвоению соответствующего звука (выделение и различение его, правильное произношение).

Освоение слоговых структур и упражнения в чтении слов, состоящих из усвоенных слогов, должны проводиться на основе тщательного звукового анализа и синтеза. В соответствии с этим на уроках широко используются разрезная азбука, карточки со слогами.

Во втором классе продолжается букварный период (II этап). В этот период у учащихся формируется звуко-буквенный анализ и синтез как основа овладения чтением. Усвоение звука предполагает выделение его из речи, правильное отчетливое произнесение, различение в сочетании с другими звуками, дифференциацию смешиваемых звуков, последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых структур.

Буква изучается в определенной последовательности: восприятие общей ее формы, изучение состава буквы (элементов их расположения, сравнение с другими, ранее изученными буквами. Важным моментом является соотнесение звука и буквы.

Слияние звуков в слоги и чтение слоговых структур осуществляется постепенно. Сначала читаются слоги-слова (ау ,уа), затем обратные слоги (ам ,ум), после этого прямые слоги (ма, му) требующие особого внимания при обучении слитному их чтению.

II этап букварного периода: Повторение пройденных звуков и букв.

  • Изучение новых: н, ы, к, п, т, и, в, б, г.

  • Образование открытых и закрытых слогов из вновь изученных звуков и букв, чтение этих слогов протяжно и, по возможности, слитно.

  • Составление из букв разрезной азбуки и чтение из двух усвоенных слоговых структур, а также предложений из двух слов.

  • Образование и чтение трехбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слога (ког, сом).

Основными задачами обучения чтению во 2 – 4 классах являются: научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное.

У школьников формируется навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения.

Для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные пониманию статьи из газет и журналов.

В программе даётся примерная тематика произведений, определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, совершенствованию, навыков устной речи и объёму внеклассного чтения.

Тематика произведений подобрана с учётом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.

Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения. Постоянное внимание следует уделять формированию навыка правильного чтения.

С выразительностью речи учащиеся знакомятся в 1 – 2 классах. Систематическое формирование начинается в 3 классе. Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений.

Учитель в процессе обучения чтению должен уделить особое внимание работе с иллюстрационным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся. Большое внимание уделяется развитию связной устной речи.

Задачи:

  • Способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся;

  • Корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей;

  • Формировать выразительную сторону речи;

  • Учить строить устные связные высказывания;

  • Воспитывать культуру речевого общения

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Учащиеся должны уметь:

1-ый уровень:

  • Слушать небольшую сказку, стихотворение, рассказ;

  • Соотносить прочитанный текст с иллюстрацией;

  • Читать плавно по слогам короткие тексты с переходом на чтение целым словом двусложных слов, простых по семантике и структуре;

  • Пересказывать по вопросам, картинно-символическому плану, серии картинок прочитанный или прослушанный текст;

  • Выразительно читать наизусть 3-5 коротких стихотворений перед учащимися класса

2-ой уровень:

  • Слушать небольшие по объёму тексты и отвечать на вопросы с помощью учителя или с опорой на картинку;

  • Читать по слогам короткие тексты;

  • Соотносить прочитанный текст с иллюстрацией;

  • Читать наизусть 2-3 небольших стихотворения.


Нормы техники чтения: 1 класс – 5 – 10 слов, 2 класс - 15 – 20 слов, 3 класс - 25 – 30 слов, 4 класс - 35 – 40 слов.


Содержание учебного предмета

2 класс

Первое полугодие
Чтение
Содержание чтения: короткие рассказы, стихотворения и загадки о жизни детей в семье, в школе, о школьных обязанностях, о дружбе и взаимопомощи, о временах года, о жизни животных и др.
Примерные лексические темы: «Снова в школе», «Почитаем-поиграем», «Вот и осень пришла», «Про хитрую лису, глупого волка и других зверей», «Ой ты, зимушка-зима», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Сказки русских писателей», «Весна идёт», «Чудесное рядом», «Лето красное».
Техника чтения. Плавное чтение по слогам, без искажения звукового состава небольших, простых по содержанию и структуре слов и предложений, рассказов и стихотворений, тексты которых даны в послоговой разбивке.
Чтение слогов и слов, включённых в таблицы, для закрепления и дифференциации слоговых структур:

  • слогов и слов со стечением согласных;

  • слогов и слов с оппозиционными звуками;

  • слогов и слов с разделительными ь и ъ;

  • слогов и слов со сходными буквенными знаками.
    Совершенствование звуковой культуры речи: закрепление правильного звукопроизношения, развитие чёткой дикции на основе чтения слоговых структур и выполнения специальных упражнений; выразительное произнесение чистоговорок и коротких стихотворений вместе с учителем.
    Сознательное чтение. Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение слов и предложений с иллюстративным материалом.
    Разучивание небольших загадок, потешек и стихотворений с голоса учителя; воспроизведение их в игровой ситуации.


Второе полугодие
Чтение
Содержание чтения: небольшие по объёму произведения устного народного творчества:
сказки и отрывки из них, игровые песни; рассказы и стихотворения русских и зарубежных авторов на темы, связанные с жизнью и бытом детей, с окружающей их природой, с решением морально-этических проблем.
Техника чтения. Чтение без искажения звукового состава слов с правильным ударением в них. Плавное чтение по слогам с постепенным переходом на чтение целыми словами двусложных слов с простыми слоговыми структурами. Предварительное чтение трудных слов текста (речевая зарядка).
Соблюдение интонации конца предложения и пауз между предложениями.
Выразительное чтение наизусть коротких стихотворений по образцу учителя.
Сознательное чтение. Прослушивание текста с установкой на адекватное эмоциональное восприятие (кто из героев понравился; какой рассказ по настроению — весёлый или грустный; что было страшного в рассказе и т. д.). Знакомство с новыми словами с опорой на наглядные средства.
Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Нахождение в тексте предложений, подтверждающих правильность ответа. Установление с помощью учителя простых смысловых связей между событиями и поступками героев. Соотнесение предложений и абзацев текста с иллюстративным материалом.
Элементарная оценка прочитанного: хороший или плохой поступок, хорошее или плохое событие (почему?). Опора в оценке на собственный опыт. Соотнесение содержания рассказа и его заглавия. Использование подсказывающих вопросов для выяснения главной мысли произведения («Хорошо или плохо поступили мальчики, не отогнав большую собаку от маленького котёнка? Почему?» и т. д.).
Развитие речи
Выработка умения правильно строить предложения при ответе на вопросы. Правильное интонирование предложений по образцу учителя. Передача содержания произведения по вопросам учителя или по заданиям в книге для чтения. Пересказ с опорой на картинно-символический план к каждому предложению, на серию сюжетных картинок или меловой рисунок на доске.
Разучивание небольших стихотворений с голоса учителя, выразительное их чтение по подражанию.
Внеклассное чтение
Чтение детских книг учителем с обязательным рассматриванием иллюстраций. Запоминание названия книги, её автора и основного содержания (о чём или о ком книга). Самостоятельное чтение книг из классной библиотечки. Мотивация самостоятельного чтения: предоставление выбора книги по желанию ученика, организация игры с наглядным отражением её результатов, драматизация прочитанного, участие в праздниках детской книги.


Программа рассчитана на 51 час, по 1,5 часа в неделю.


Учебно-тематический план


1

Зазвенел звонок – начался урок.

3

2

Осенние страницы.

3

3

Сказка за сказкой.

2,5

4

Мир животных.

5

5

Птицы – наши друзья.

3

6

Зимние страницы.

4

7

Всё мы делаем сами и своими руками.

4,5

8

Буду делать хорошо и не буду плохо.

4,5

9

Ежели вы вежливы.

4,5

10

Весенние страницы.

5

11

«Посмеёмся, улыбнёмся»

3

12

Летние страницы.

4

13

Как хорошо уметь читать!

5


Итого:

51 ч


Календарно-тематическое планирование

Количество

часов

Формы организации учебных занятий;

планируемые результаты

Дата

Корректировка даты

Зазвенел звонок – начался урок (3ч)


1

Н.Саксонский «Осень в школе»,

В. Берестов «Где лево, где право»

В. Драгунский «Школьные слова»

1

Развитие умения читать по слогам с переходом на целые слова; воспитание любви к школе, трудолюбия; развитие навыков связной речи



2

М. Яснов «Я учусь писать»,

Л. Толстой «Таня знала буквы»,

0,5



3

К. Ушинский «В школе»,

Р.Сеф «Пятёрка»

1



4

К. Ушинский «Всякой вещи своё место»,

М. Юдалевич «Три плюс пять»

0,5



Осенние страницы (3ч)

5

С. Козлов «В эту осень»,

М. Ивенсен «Падают, падают листья»

1

Развитие умения читать по слогам с переходом на целые слова; воспитание любви к школе, трудолюбия; развитие навыков связной речи



6

В. Викторов. «Здравствуй, осень»

0,5



7

Г. Ладонщиков «Верная примета»,

А. Степанов «Когда шубу носить»

1



8

И.Соколов-Микитов «Белки»

0,5



Сказка за сказкой (2,5ч)

9

Русская народная сказка «Вершки и корешки»

1

Воспитания интереса к чтению и к чтению как учебному предмету; формирование у них техники чтения; обеспечение постепенного перехода от слогового чтения к чтению целыми словами; нравственное воспитание на примере поступков сказочных героев.



10

Русская народная сказка «Старик и два медвежонка»

0,5



11

Японская сказка. «Добрый крестьянин»

1



Мир животных (5ч)

12

Р. Сеф «Кто любит собак»,

Английская народная песенка «Барашек»

0,5

Развитие речи на основе наблюдений за изменениями в окружающей природе; развитие интереса к чтению и навыков чтения



13

Ю. Коринец «Лапки»,

Е. Благинина «Котёнок»,

А. Барто «Собака»

1



14

Е. Чарушин «Ёж»

0,5



15

Г. Снегирёв «Медвежонок»,

«Бобрёнок»

1



16

И. Соколов – Микитов «Лисья нора»

0,5



17

С. Чёрный «Кто?».

С. Маршак «Детский дом».

1



18

Р. Зелёная, С. Иванов «Животные»

0,5



Птицы – наши друзья (3ч)

19

И. Соколов – Микитов «Соловей»

1

Воспитание бережного отношения к окружающей природе, трудолюбия, любви к близким; формирование навыков правильного чтения



20

Г. Снегирёв «Ворон»

0,5



21

Г. Ладонщиков «Спор на скворечне», Н. Сладков «Пылесос»

1



22

В. Голявкин « Птичка»

0,5



Зимние страницы (4ч)

23

Н. Егоров «По ягоды на лыжах»,

Л. Воронкова «Снег идёт»,

Л. Наппельбаум. «Озорные снежинки»

1

Воспитание бережного отношения к окружающей природе, трудолюбия, любви к близким; формирование навыков правильного чтения



24

С. Маршак «Белая страница»,

В. Бианки. «Книга зимы»

0,5



25

Д. Хармс «Что это было?»,

Г. Ладонщиков «Наши друзья»

1



26

Б. Брехт «Зимний разговор через форточку», Н. Плавильщиков «Храбрая птица»

0,5



27

Е. Махалова «Что такое Новый год?», Л. Сергеев «Снеговики»,

Ю. Кушак «Ночное приключение»

1



Всё мы делаем сами и своими руками (4,5ч)

28

Немецкая народная песенка «Знают мамы, знают дети»,

А. Гарф «Вот какие наши руки»

0,5

Формирование представлений о нравственности и ответственности за свои поступки; воспитание заботливого отношения к близким; развитие навыков чтения и пересказа.



29

В. Осеева «Своими руками», М. Коцюбинский. «Десять помощников»,

Е. Пермяк «Первая рыбка»

1



30

Г. Ладонщиков «Кукла и Катя», Е. Серова «Разговор о технике»

0,5



31

И. Мазнин «Странное дело», По П. Тихонову «Вкусный пирог»

1



32

Г. Глушнев «Мы вдвоём»,

В. Голявкин «Подходящая вещь»

0,5



33

М. Глазков «Танечка – хозяйка»,

М. Моисеева «Доктор Петрова»,

Е. Пермяк «Мамина работа»

1



Буду делать хорошо и не буду плохо (4,5ч)

34

А Кузнецова «Подружки»,

А. Барто «Рыцари»

0,5

Воспитание трудолюбия и ценного отношения ко времени и своему здоровью; бережного отношения к близким; развитие представлений о профессиях; формирование навыков выразительного чтения и пересказа



35

Н. Сладков «Жалейкин и пруд», Р. Зелёная, С. Иванов «Страшная история»

1



36

Т. Пономарёва «Хитрое яблоко»

0,5



37

М Пляцковский «Урок дружбы»

В. Хомченко «Яблоко»

1



38

В. Карасёва «Про Людочку»

Р. Баумволь «Никто не мешает»

0,5



39

С. Прокофьева «Сказка про честные ушки»

1



Ежели вы вежливы (4,5ч)

40

Н. Красильников «Доброе утро»

0,5

Формирование представлений о нравственности и ответственности за свои поступки; воспитание заботливого отношения к близким; развитие навыков чтения и пересказа.



41

Л. Каминский «Как Маша яблоко ела»

1



42

В. Голышкин «Удивительное превращение»

0,5



43

А. Седугин «Брысь, шапочка!»

1



44

С. Маршак Песенка о вежливости»

0,5



45

Я. Пинясов «Кто грамотней?»

1



Весенние страницы (5ч)

46

Л. Модзалевский «Появление весны»

И. Соколов – Микитов «Весна – красна»

0,5

Развитие речи на основе наблюдений за изменениями в окружающей природе; развитие интереса к чтению и навыков чтения



47

М. Пляцковский «Сосульки»

М. Борисова «Песенка капели»

1



48

Ю. Коваль «Художник - Весна»,

«Белое и жёлтое»

0,5



49

З. Александрова «Салют весне», Н. Сладков «Любитель цветов»

1



50

В. Хомченко «Терем - рукавица»

Г. Виеру «9 мая»

0,5



51

Л. Кассиль «Никто не знает, но помнят все»,

Т. Белозёров «Майский праздник»

1



52

П. Воронько «Лучше нет родного края»

0,5



«Посмеёмся, улыбнёмся» (3ч)

53

О. Григорьев «Повар»

Э. Успенский «Память»

Г. Остер «Хорошо спрятанная котлета»

1

Развитие умения общаться со сверстниками и взрослыми; создание условий для праздничного настроения.



54

Л. Пантелеев «Как поросёнок говорить научился»

0,5



55

Ю. Кушак «Банька», Л. Каминский «Как котёнок Яша учился рисовать»

1



56

В. Лапшин «Познакомился», Г. Чичинадзе «Отвечайте, правда ли?»

0,5



Летние страницы (4ч)

57

К. Ушинский «Солнце и радуга»

1

Развитие речи на основе наблюдений за окружающей природой; развитие навыков выразительного чтения стихотворных текстов и заучивания наизусть; воспитание бережного отношения к окружающей природе



58

Е. Трутнева «Земляника»

0,5



59

Л. Мануш. «Мост», А. Седугин «Шмель и Маша»

1



60

В. Хомченко «Гнездо в траве»

0,5



61

Л. Фадеева «Каникулы»

1



Как хорошо уметь читать! (5ч)

62

В. Берестов «Читалочка»

0,5

Развитие интереса к чтению, расширение кругозора; развитие речи на основе наблюдений за окружающей природой; навыков выразительного чтения и заучивания наизусть



63

И. Железнова «Раньше улица молчала»

Р. Сеф «Читателю»

1



64

В. Голявкин «Спрятался»

0,5



65

Л. Пантелеев «Ау»

1



66

Д. Чиарди «Прощальная игра»

0,5



67

Книжкины загадки.

1



68

Обобщение к разделу «Как хорошо уметь читать!»

0,5














Материально- техническое обеспечение программы


Учебно - методические средства обучения

Для учащихся:

1.Ильина С.Ю. Учебник «Чтение» для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида - Санкт-Петербург: Просвещение, 2008 г.

Для учителя:

1.Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы, под редакцией И. М. Бгажноковой; 3-е издание. - М.: Просвещение, 2011 г.

2. Ильина С.Ю. Методическое руководство к учебнику «Чтение» для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М: Просвещение, 2008 г.


Демонстрационные материалы

Специфическое оборудование

1.Разрезная азбука

2.Карточки со слогами

3.Портреты писателей

4.Детская периодика