Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса по УМК Перспектива.

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...





«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель МО Заместитель Директор МАОУ – лицея №2

______/Г.П.Нарушева директора по УВР ____________/ Г.З. Сафина

МАОУ – лицея №2

Протокол № _____ от ______/ Р.Р. Минизянова Приказ № от

«___» __________2015г «______» ________2015г. « » сентября 2015г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учителя начальных классов

муниципального автономного образовательного учреждения - лицея №2

г. Альметьевска

Мингазовой Татьяны Викторовны

по предмету «Окружающий мир»

1 класса Д

УМК «Перспектива»








Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № _________

«____» __


2015 -2016 учебный год



Учебно-тематическое планирование

по окружающему миру





Класс: 1Д

Учитель: Мингазова Т.В.

Количество часов: 66 ч.

Всего: 66 ч; в неделю: 2ч.


Плановых контрольных работ: 0ч., практических работ: 0 ч., экскурсий: 7ч.

Административных контрольных уроков: 0 ч.

Планирование составлено на основе образовательной программы: «Перспектива»


Учебник:

Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Учебник. 1 класс. В 2-х частях, 2012.


Дополнительная литература:

Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2-х частях, 2012.

Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Уроки по окружающему миру. 1 класс, 2012.

Анастасова Л.П., Ижевский П.В., Иванова Н.В. (Под ред. Плешакова А.А.) Окружающий мир. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь. 1 класс, 2012.


Интернет - источники:

[link] Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.2011 № 2357 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373";

- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 января 2012 года № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего среднего (полного) общего образования»;

- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 февраля 2012 года № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- Примерных программ начального общего образования. В 2-х ч. – М.: Просвещение, 2011;

- «Перспектива». Сборник рабочих программ. Система учебников «Перспектива» 1-4 классы./ Железникова О.А., Климанова Л.Ф. и др.- М.: Просвещение, 2011

- Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ - лицея №2

г. Альметьевска РТ;

- Базисного учебного плана РТ на 2015-2016 учебный год;

- Учебного плана МАОУ - лицея № 2 на 2015- 2016 учебный год;

- Положения о рабочей программе МАОУ - лицея №2 г. Альметьевска РТ;

В настоящее время основные задачи российского образования в целом и начального общего образования в частности можно определить следующим образом: формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основ для самостоятельной реализации учебной деятельности, которая может обеспечить социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

С этим общим целеполаганием тесно связаны и цели изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе:

• формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

• духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Специфика предмета «Окружающий мир» заключается в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере знания о природе, обществе и истории и знакомит обучающегося с материалом естественных и социально-гуманитарных наук, необходимым для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Основной задачей реализации содержания предмета является формирование у ребёнка:

• уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а также к региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории;

• понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимание своего места в нём;

• модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

• психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Предмет «Окружающий мир» вводит ценностную шкалу, необходимую для формирования у подрастающего поколения позитивных целевых установок, углублённого личностного восприятия и эмоционального, доброжелательного отношения к миру природы и культуры в их единстве. Тем самым закладываются основы воспитания нравственно и духовно зрелых, активных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и мира вокруг.

Предмет «Окружающий мир» занимает важное место в системе начального общего образования, так как в процессе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно - следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Предмет обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения за природными явлениями, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы природо- и культуросообразного поведения. Поэтому предмет «Окружающий мир» играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Существенная особенность предмета состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым закрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, формируя у детей способность рационально-научного и эмоционально-ценностного постижения мира вокруг.

Знакомство с основами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязи помогает ученику осмыслить личный опыт, делая явления окружающего мира понятными и предсказуемыми, гармонично соотносить свои личные интересы с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как личное, так и социальное благополучие. «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно: на уроках физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. Благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний в рамках данного предмета успешно в полном соответствии с возрастными особенностями младших школьников решаются задачи экологического образования и воспитания, формирования у детей системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, предмет «Окружающий мир» создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.


Общая характеристика курса

Программа «Окружающий мир» создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые гармонично объединяют естественно-научные знания и опыт гуманитарных наук. Ведущей с точки зрения организации содержания является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное целое, а человек — как часть природы, как создатель культуры и как её продукт, т. е. тоже природно-культурное целое.

Программу определяют важнейшие компоненты культуры — норма, ценность, идеал, что позволяет представить такое явление, как мир, системно с точки зрения культурно-нормативного, культурно-значимого, культурно-должного в жизни человека. Таким образом дети получают возможность создать целостную картину мира, выявляя в ходе первоначального знакомства с природными явлениями и фактами культуры универсальные ценностно-смысловые ориентиры, необходимые человеку. Ведь именно ценностно-консолидирующее пространство культуры обеспечивает согласие между людьми в обществе и помогает им определить своё место в мире природы как в жизненно важной сфере человеческого бытия.

В программе определяются понятия, необходимые для восприятия и изучения младшими школьниками окружающего мира:

• природа и культура, целое и часть, общее и различное, внешнее и внутреннее, живое и неживое, пространство и время как важнейшие параметры бытия;

• природосообразный ритм человеческой жизни как основа физического и психического здоровья человека;

• мир как иерархия, порядок, лад, как взаимосвязь всего со всем.

Благодаря культурологической установке программа выполняет интегрирующую роль в системе обучения и воспитания младших школьников. Практически все темы программы могут получить специальную интерпретацию на уроках изобразительного искусства и музыки, литературного чтения и русского языка, а также на уроках физической культуры. Естественно сочетаются с данной программой факультативы А.А. Плешакова «Экология для младших школьников» и «Планета загадок», факультативные курсы М.Ю. Новицкой «Введение в народоведение» и Е.П. Левитана «Твоя Вселенная». Многие темы предполагают специальное развитие в сочетании с работой по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» на основе отдельной тетради ОБЖ. В соответствии с программным материалом по «Окружающему миру» может быть выстроена внеклассная и внешкольная работа, работа с семьёй, в группах продлённого дня, система работы школы полного дня для младших школьников. Поэтому в конце каждого раздела в содержании каждого класса предлагается «Блок внеклассной, внешкольной работы» с примерной тематикой; любой учитель может преобразовать её согласно региональным, местным условиям, в которых находится конкретнаяшкола.

Используемый в программе подход к структурированию учебного материала позволяет год от года выявлять отдельные стороны (аспекты) в тех обобщённых формулировках, которые представлены в разделе «Содержание курса». Так постепенно, шаг за шагом, с позиции культурологического подхода и с учётом увеличения возрастных возможностей учащихся, углубляется рассмотрение ценностно-смыслового потенциала, заложенного в содержании курса «Окружающий мир». Сферы природной и социальной жизни предстают в их единстве и тесной взаимной связи:

• природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества;

• культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм;

• наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума;

• искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества;

• человечество как многообразие народов, культур, религий;

• семья как основа духовнонравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурноценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества;

• труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности;

• здоровый образ жизни в единстве следующих составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное;

• нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.


Место курса в учебном плане

На изучение окружающего мира в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в неделю. Программа рассчитана на 270 ч: 1 класс — 66 ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68 ч (34 учебные недели).


Результаты изучения курса

Результатами освоения программы «Окружающий мир» являются личностные, метапредметные и предметные результаты.


Планируемые личностные результаты.

У выпускника будут сформированы (базовый уровень):

 внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

 широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

 учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

 ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

 способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

 основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

 ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

 знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм;

 развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

 эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

 установка на здоровый образ жизни;

 основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

 чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Выпускник получит возможность для формирования (повышенный уровень):

 внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения;

 выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

 устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

 адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

 положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

 компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

 морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

 установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

 осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

 эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.


Планируемые метапредметные результаты.


Регулятивные универсальные учебные действия.


Выпускник научится (базовый уровень):

1 класс:

 проговаривать последовательность действий на уроке (3 четверть);

 учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника (3 четверть);

 работать по предложенному плану совместно с учителем (4 четверть);

 отличать верно выполненное задание от неверного с помощью учителя (4 четверть).

2 класс:

 определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно (1 четверть);

 преобразовать цель деятельности на уроке в учебную задачу с помощью (2 четверть);

 планировать учебную деятельность на уроке (3 четверть);

 воспринимать оценку учителя и адекватно ее аргументировать (3 четверть);

 высказывать свою версию, предлагая способы ее проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике) (4 четверть).

3 класс:

 формулировать тему и цели урока совместно с учителем (1 четверть);

 выдвигать версии и составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем (2 четверть);

 работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность (3 четверть);

 в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этим критерием (4 четверть).

4 класс:

 самостоятельно формулировать тему и цели урока (1 четверть);

 самостоятельно выдвигать версии и составлять план решения учебной проблемы (2 четверть);

 работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность (3 четверть);

 самостоятельно вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этим критерием (4 четверть).


Выпускник получит возможность научиться (повышенный уровень):


1 класс:

 определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

 преобразовать цель деятельности на уроке в учебную задачу с помощью;

 совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;

 воспринимать оценку учителя и адекватно ее аргументировать.

2 класс:

 формулировать тему и цели урока совместно с учителем;

 выдвигать версии и составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

 работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

 в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этим критерием

3 класс:

 самостоятельно формулировать тему и цели урока;

 самостоятельно выдвигать версии и составлять план решения учебной проблемы;

 работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

 самостоятельно вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этим критерием.

4 класс:

 определять и формулировать цель деятельности;

 составлять план действий по решению проблемы (задачи);

 осуществлять действия по реализации плана;

 соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.

Познавательные универсальные учебные действия.


Выпускник научится (базовый уровень):


1 класс:

 извлекать информацию из текста (4 четверть), рисунка (1 четверть), схематичного рисунка (3 четверть);

 сравнивать и группировать предметы по одному основанию (1 четверть);

 называть последовательность простых знакомых действий (2 четверть), находить пропущенное действие в последовательности(4 четверть);

 подробно пересказывать небольшие тексты (4 четверть);

 составлять ответы – высказывания (3 четверть).


2 класс:

 находить необходимую информацию для решения учебной задачи в один шаг (2 четверть);

 находить необходимую информацию в предложенных учителем учебниках, словарях, энциклопедиях (1 четверть);

 сравнивать и группировать предметы по нескольким основаниям (1 четверть);

 отличать высказывания от других предложений (1 четверть), отличать истинные и ложные высказывания (4 четверть);

 составлять небольшие письменные тексты (ответы на вопросы) (3 четверть).

 составлять план небольшого текста – повествования (4 четверть);


3 класс:

 вычитывать все виды текстовой информации (1 четверть);

 осуществлять анализ и синтез (1 четверть);

 пользоваться разными видами чтения (2 четверть);

 извлекать информацию, представленную в разных формах (3 четверть);

 перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (3 четверть);

 пользоваться словарями, справочниками (2 четверть);

 устанавливать причинно-следственные связи (4 четверть);

 строить рассуждения (4 четверть);

 находить необходимую информацию для решения учебной задачи в несколько шагов совместно с учителем (2 четверть).

4 класс:

 овладевать гибким чтением (3 четверть);

 составлять план письменного текста (4 четверть);

 понимать учебную задачу, предъявляемую для индивидуальной и коллективной работы (1 четверть);

 самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (2 четверть).


Выпускник получит возможность научиться (повышенный уровень):


1 класс:

 находить необходимую информацию для решения учебной задачи;

 находить необходимую информацию в предложенных учителем учебниках, словарях, энциклопедиях;

 сравнивать и группировать предметы по нескольким основаниям;

 отличать высказывания от других предложений, отличать истинные и ложные высказывания;

 составлять план небольшого текста – повествования;

 составлять небольшие письменные тексты (ответы на вопросы).

2 класс:

 вычитывать все виды текстовой информации;

 осуществлять анализ и синтез;

 пользоваться разными видами чтения;

 извлекать информацию, представленную в разных формах;

 перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; пользоваться словарями, справочниками;

 устанавливать причинно-следственные связи;

 строить рассуждения.


3 класс:

 овладевать гибким чтением;

 составлять план письменного текста;

 понимать учебную задачу, предъявляемую для индивидуальной и коллективной работы;

 самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи.


4 класс:

 находить необходимую информацию для решения учебной задачи в несколько шагов самостоятельно;

 выявлять причины и следствия простых явлений;

 самостоятельно отбирать для решения учебных задач необходимые словари, энциклопедии;

 записывать выводы в виде правил «если, … то…»; по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если, … то…».


Коммуникативные универсальные учебные действия.


Выпускник научится (базовый уровень):


1 класс:

 оформлять свои мысли в устной и письменной речи (на уровне предложения) (2 четверть);

 слушать и понимать речь учителя (2 четверть);

 совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им (3 четверть);

 учиться выполнять различные роли в паре (лидера, исполнителя, критика) (4 четверть);

 постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации с помощью учителя (4 четверть).


2 класс:

 оформлять свои мысли в устной и письменной речи (на уровне небольшого текста) (2 четверть);

 слушать и понимать речь других; пользоваться приемами слушания: фиксировать тему, ключевые слова (2 четверть);

 совместно договариваться о правилах общения и поведения, оценки и самооценки и следовать им (3 четверть);

 учиться выполнять различные роли в паре, группе (лидера, исполнителя, критика) (4 четверть);

 самостоятельная постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации (4 четверть).


3 класс:

 оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации с помощью учителя(2 четверть);

 адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач(1 четверть);

 высказывать и обосновывать свою точку зрения(2 четверть);

 слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения (3 четверть);

 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности(4 четверть);

 задавать вопросы (1 четверть).


4 класс:

 высказывать свое мнение и обосновывать его, приводя аргументы (1 четверть);

 оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации самостоятельно (2 четверть);

 принимать другую, непохожую на свою точку зрения (4 четверть);

 вычитывать с помощью учителя информацию, данную в Неявном виде (3 четверть).


Выпускник получит возможность научиться (повышенный уровень):


1 класс:

 оформлять свои мысли в устной и письменной речи (на уровне небольшого текста;

 слушать и понимать речь других; пользоваться приемами слушания: фиксировать тему, ключевые слова;

 совместно договариваться о правилах общения и поведения, оценки и самооценки и следовать им;

 учиться выполнять различные роли в паре, группе (лидера, исполнителя, критика;

 самостоятельная постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.


2 класс:

 оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации с помощью учителя;

 адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

 высказывать и обосновывать свою точку зрения;

 слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.


3 класс:

 высказывать свое мнение и обосновывать его, приводя аргументы;

 оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации самостоятельно;

 принимать другую, непохожую на свою точку зрения.


4 класс:

 организовывать учебное взаимодействие в группе;

 предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;

 самостоятельно вычитывать концептуальную информацию текста (формулировать главную мысль текста).







Предметные результаты

1. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.

2. Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.

3. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

4. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).

5.Развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.





Содержание курса

Человек и природа

Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Образы природы в традиционной культуре народов России и мира.

Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза. Природные явления в творчестве народов России и мира.

Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире.

Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.

Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас. Образы звёзд и планет в культуре народов России и мира.

Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений. Образ Солнца и времена года в традиционном календаре народов России и мира.

Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Прогнозирование погоды в традиционной культуре народов России.

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

Водоёмы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоёмы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений). Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Образ воздуха в традиционной народной культуре.

Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Образ воды в традиционной народной культуре.

Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).

Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Образ плодородной земли в традиционной народной культуре.

Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в

природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Образы растений в традиционной народной культуре.

Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края: названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Образы животных в традиционной народной культуре.

Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные).

Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных, животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений). Идея единства мира в традиционной народной культуре.

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности: история и современность. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы, обычаи), определяющий сезонный труд людей.

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Охрана природы в традиционной культуре России и мира.

Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.


Человек и общество

Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Профессии людей. Разделение труда в обществе — основа личного и общественного благосостояния. Типы человеческих сообществ. Основные занятия людей и орудия труда в старину. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению.

Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Внешний облик человека и его внутренний мир. Лучшие человеческие качества и культура. Искусство и его значение в жизни человека. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Образ идеального человека в культуре России и мира. Оценка человеческих свойств и качеств в культуре народов России и мира. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.

Экскурсия (очная или заочная с помощью ИКТ) в портретную галерею художественного музея.

Семья — самое близкое окружение человека. Семья ребёнка и её состав. Наречение имени младенцу, семейное воспитание детей в культуре народов своего края. Нормы жизни в семье: добрые взаимоотношения, забота, взаимопомощь. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Домашнее хозяйство. Распределение домашних обязанностей. Обязанности ребёнка в семье. Место работы членов семьи, их профессии.

Семья и семейные традиции. Названия родственников в языках народов своего края. Родословная. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Имена и фамилии членов семьи. Семейные ценности: ценность материнства, отцовства, детства, преклонного возраста. Честь семьи, рода как ценность. Культура общения и взаимная ответственность в семье. Уважение к мнению друг друга, духовная солидарность.

Прошлое семьи. Источники знаний о прошлом: воспоминания старших о важных событиях в жизни семьи, семейные реликвии (ордена и медали, памятные знаки, фотографии, старые книги и письма и др.). Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.

Экскурсия в краеведческий музей для знакомства с семейной культурой народов своего края (по выбору).

Младший школьник; правила поведения в школе, на уроках. Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный коллектив, сотрудничество одноклассников и учителя для достижения общих целей; школьный коллектив — единство классных коллективов во имя чести и достоинства школы; совместная учёба, игры, отдых как способы культурного взаимодействия с окружающим миром. Режим дня школьника — условие плодотворной учёбы и успешного развития в школьные годы.

Экскурсия в школьный музей для знакомства с историей школы и достижениями её выдающихся выпускников.

Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.

Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.

Важное значение транспорта в жизни общества. Краткая история транспорта. Транспорт города и села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Общественный и личный транспорт. Правила пользования транспортом.

Важное значение средств связи в жизни человека и общества: почта, телеграф, телефон, электронная почта. Краткая история средств связи. Телефоны экстренной помощи.

Важное значение средств массовой информации в нашей жизни: радио, телевидение, пресса, Интернет. Дополнительные источники информации: словари, энциклопедии, справочники (в том числе на электронных носителях) и правила работы с ними.

Общение с помощью средств связи и информации. Ответственность СМИ перед обществом. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовнонравственного здоровья.

Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.

Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан. Федеральное собрание. Ответственность государства за благополучие своих граждан. Ответственность российских граждан за своё Отечество.

Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество Христово, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции и др. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.

Россия на карте, государственная граница России. Добрососедство разных стран в мире — культурная ценность человечества.

Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.

Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.

Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.

Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности, музеи, театры, спортивные комплексы и пр.

Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.

История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Начальные представления о культуре России в разные исторические времена (образование, научные знания, памятники архитектуры и живописи и др.). Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций народов России в прошлом (жилища, одежда, питание, домашняя утварь, основные занятия, орудия труда), верования, народные праздники и обычаи.

Экскурсия в краеведческий музей для знакомства с традиционной культурой народов своего края.

Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Объекты Всемирного наследия — сокровище всех народов Земли. Знакомство с 3—4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Ответственность людей за Всемирное природное и культурное наследие.


Правила безопасной жизни

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.

Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.

Правила безопасного поведения в природе.

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.


Распределение содержания программы по классам дано в следующем разделе, где представлено тематическое планирование в соответствии с учебниками:


-Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Учебник. 1 кл. В 2-х ч.

- Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Учебник. 2 кл. В 2-х ч.

-Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Учебник. 3 кл. В 2-х ч.

-Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Учебник. 4 кл. В 2-х ч.


Целевая ориентация реализации настоящей рабочей программы в практике МАОУ – лицея № 2

Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса. Учащиеся класса будут активно учиться работать в группах над проектами, использовать справочную литературу, будут учиться контролировать и оценивать работу.




Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема урока

Основные виды деятельности учащихся

Планируемые результаты

Сроки

личностные

метапредметные

предметные

План

Факт

I четверть – 18 часов


Часть I

Мы и наш мир – 11 ч.


1

1

Мы и наш мир

Знать основные правила безопасности по пути из дома в школу и обратно, домашний адрес и адрес школы.

Формирование положительного отношения к процессу познания, желания больше узнать.

Понимать и толковать условные знаки и символы , используемые в учебнике для передачи информации, определять умения которые будут сформированы на основе изучения данного раздела. Участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Научиться ориентироваться в системе навигации учебника и рабочей тетради.



2

2

Природа.

Умение различать объекты природы и объекты, созданные человеком, приводить соответствующие примеры.

Формирование первичного представления о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом.

Строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами. Включаться в диалог с учителем и сверстниками, формулировать собственные мысли, высказывать свою точку зрения, определять цели и задачи усвоения новых знаний.

Научиться различать объекты природы и предметы, созданные человеком.



3

3

Неживая и живая природа


Умение различать неживую и живую природу; приводить примеры объектов каждой группы.

Формирование целостного взгляда на окружающий мир. Формирование первичного представления о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру.

Анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков. Участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, понимать и принимать учебную задачу.

Научиться называть объекты живой и неживой природы.




4

4

Культура.

Экскурсия: «Окрестности нашей школы».


С опорой на собственный опыт путём сравнения уметь располагать предметы и явления культуры на мысленной шкале «раньше – теперь; давно – недавно».

Формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности, желания приобретать новые знания.

Извлекать необходимую информацию из того, что говорит учитель, вникать в смысл того, что говорит собеседник, планировать свое небольшое по объему высказывание.

Научиться видеть красоту окружающего мира.




5

5

Культура

С опорой на собственный опыт путём сравнения уметь располагать предметы и явления культуры на мысленной шкале «раньше – теперь; давно – недавно»; различать разные виды культуры; понимать, что культура преображает природу и жизнь людей, соединяет людей разных поколений.

Формирование положительного отношения к культурному наследию своего края.

Извлекать необходимую информацию из иллюстраций под руководством учителя. Вникать в смысл того, что говорит собеседник, договариваться и приходить к общему решению

Научиться устанавливать связь природы, культуры и деятельности человека.




6

6

Природа в творчестве человека.


Умение узнавать образы природы в произведениях культуры, понимать, как мастер преображает природу в своих изделиях; читать схему и мастерить по ней игрушку из природных материалов.

Формирование целостного взгляда на окружающий мир через последовательное практическое знакомство с формулой: окружающий мир-это природа, культура и люди.

Анализировать объекты окружающего мира, включаться в диалог с учителем и со сверстниками. Сохранять учебную задачу урока

Научиться устанавливать связь природы, культуры и деятельности человека.




7

7

Мы – люди

Умение определять подходящими словами привлекательные черты в облике человека любого возраста и любой этнической принадлежности; ощущать красоту традиционного костюма и называть те его особенности, которые удивили и понравились.

Осознания единства с окружающим миром. Формирование уважительного отношения к культурному наследию своего края.

Выявить сходства и различия объектов. Участвовать в общей беседе, соблюдать правила речевого поведения, высказывать и аргументировать свою точку зрения. Планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия.

Научиться понимать особое место человека в окружающем мире.




8

8

Как мы общаемся с миром.


Умение определять подходящими словами ощущения от восприятия с помощью зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния.

Формирование навыков адаптации с окружающим мире. Формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности, желания приобретать новые знания.

Самостоятельно выделять и формировать познавательную цель. Высказывать и аргументировать свою точку зрения, употреблять вежливые слова

Научиться называть органы чувств.




9

9

Экскурсия в городской парк «Наблюдение за природой».

Умение контролировать свою речь; приступить к тренировке памяти; умение анализировать репродукции картин.

Формирование навыков адаптации в окружающем мире. Формировать положительное отношение к учению.

Анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков. Включаться в диалог с учителем и сверстниками

Научиться устанавливать связь природы, культуры и деятельности человека.




10

10

Люди – творцы культуры.

Умение работать в группе; умение определять подходящими словами красоту человеческого труда и радость творчества.

Формирование целостного взгляда на окружающий мир через последовательное практическое знакомство с формулой: окружающий мир-это природа, культура, люди. Формирование уважительного отношения к культурному наследию своего края.

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Извлекать необходимую информацию из иллюстраций под руководством учителя. Договариваться и приходить к общему решению, понимать и принимать учебную задачу.

Научиться называть три составные части окружающего мира: природа, культура и люди.




11

11

За страницами учебника («Мы и наш мир»). Защита проектов



Умение определять подходящими словами красоту человеческого труда и радость творчества.

Формирование личностного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру; формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы, формирование эстетических чувств через восприятие природы.

Установить элементарные причинно- следственные связи.

Участвовать в общей беседе, соблюдать правила речевого поведения.

Действовать по плану, адекватно оценивать свои достижения.

Формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру; формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы, формирование эстетических чувств через восприятие природы.




Наш класс – 13 ч.


12

12

Наш класс в школе.

Умение определять предметы природы и культуры в классной комнате, различать старинные и современные школьные принадлежности.

Формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности, желания познавать новые знания.

Формировать ответы на вопросы, сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта. Понимать перспективы дальнейшей учебной работы.

Научиться описывать современную и старинную классную комнату, называть объекты природы и предметы культуры.




13

13

Мы – дружный класс.

Умение понимать необходимость товарищеского сотрудничества, готовность к взаимодействию и взаимопониманию; чувствовать принадлежность к коллективу, поколенческой идентичности.

Формирование первичного представления о гражданской идентичности в форме осознания себя, как члена классного коллектива

Строить рассуждения, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Выделять из темы урока известные знания и умения.

Научиться узнавать и называть своих одноклассников по именам.




.14

14

Учитель – наставник и друг

Умение понимать необходимость сотрудничества с учителем, готовность к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию.

Формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности, желания приобрести новые знания.

Извлекать необходимую информацию из текстов и иллюстраций под руководством учителя, задавать вопросы слушать и отвечать на вопросы других. Фиксировать в конце урока удовлетворенность своей работой на уроке.

Научиться понимать особую значимость профессии учителя как наставника в жизни.




15

15

Природа в классе.


Умение распознавать комнатные растения с помощью атласа-определителя «От земли до неба», приводить примеры комнатных растений из числа изученных.

Формирование первичного представления о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру.

Анализировать объекты окружающего мира, понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы. Контролировать процесс и результаты деятельности. Вносить необходимые коррективы.

Научиться называть комнатные растения.




16

16

Как ухаживать за комнатными растениями

Умение правильно поливать и опрыскивать комнатные растения, рыхлить почву в цветочных горшках.

Формирование первичного представления о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру.

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, делать обобщения, выводы. Принимать и сохранять учебную задачу.

Научиться ухаживать за комнатными растениями.




17

17

Что растёт у школы.

Экскурсия «Растения около нашей школы».

Умение различать изученные группы растений по существенным признакам, приводить примеры представителей каждой группы, схематически изображать дерево, кустарник, травянистое растение.

Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств. Формирование положительного отношения к школе, учебной деятельности.

Сравнивать различные объекты, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения. Осознавать границы собственных знаний и умений.

Научиться различать деревья, кустарники, травянистые растения.




18

18

Мир за стеклянным берегом

Знать, что аквариум — целый мир с водными растениями, рыбами, улитками; научиться распознавать наиболее часто встречающиеся виды аквариумных рыбок, водных растений и улиток.

Формирование этических норм на основе взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий.

Устанавливать элементарные причинно-следственные связи, включаться в диалог с учителем и со сверстниками. Анализировать эмоциональные состояния, вызванные успешной деятельностью.

Научиться распознавать наиболее распространенные виды аквариумных рыбок.




По плану - 18ч.

По факту –

Отставание –




II четверть – 14 часов


19

1

Кто ещё у нс живёт?

Умение различать наиболее распространённых обитателей живого уголка, усвоить простейшие правила ухода за этими животными.

Формирование способности к самооценке своих действий, осознание смысла приобретаемых умений

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, слушать партнера по общению. Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Научиться называть обитателей живого уголка.




20

2

Какие бывают животные

Умение классифицировать животных по их существенным признакам, приводить примеры представителей каждой группы.

Формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности, желания приобретать новые знания, умения.

Осознавать познавательную задачу, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами. Принимать и сохранять учебную задачу.

Научиться перечислять группы животных и их существенные признаки.




21

3

Делу – время.

Умение планировать и контролировать свои действия; соблюдать правила поведения на уроке для того, чтобы получить самому хорошие результаты и не мешать успешной работе товарища.

Формирование готовности и способности к саморазвитию, желания приобретать новые знания, умения.

Выполнять учебно-познавательные действия, делать обобщения, выводы. Понимать и принимать учебную задачу сформулированную учителем.

Научиться называть правила поведения в школе.




22

4

Книга – друг и наставник


Понимание необходимости книги в жизни каждого человека и радости от общения с ней как с верным другом.

Формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельностью.

Извлекать необходимую из информацию из иллюстрации под руководством, признать свои ошибки. Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще нужно освоить.

Научиться понимать особую значимость книги в развитии человека.




23

5

Потехе – час.

Умение соблюдать правила игрового поведения как залога успешности совместной игры, как способа дружеского и результативного общения друг с другом, как школы физического, психического, умственного, эстетического и этического развития.

Формирование умения оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения.

Проявлять индивидуальные творческие способности, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Выделять и осознавать то, что уже усвоено.

Научиться приводить примеры развивающих игр.




24

6

За страницами учебника («Наш класс»). Защита проектов


Умение соблюдать правила игрового поведения как залога успешности совместной игры, как способа дружеского и результативного общения друг с другом, как школы физического, психического, умственного, эстетического и этического развития.

Формирование умения оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативность, ответственность.

Проявить индивидуальные творческие способности при выполнении заданий. С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; вежливо общаться.

Научиться защищать свой проект.




Наш дом и семья – 15 ч.


25

8

Мы в семье.



Умение различать степени родства; уметь с помощью терминов родства определять свои отношения с каждым из членов своей семьи;

Формирование положительного отношения к учению, познавательной деятельностью, желания приобретать новые знания.

Определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела, высказывать и аргументировать собственную точку зрения.

Научиться называть термины родства.




26

9

Моя семья – часть моего народа

Умение находить ласковые слова в колыбельной песне; подобрать пословицу для определения смысла любимой сказки; знать названия старинных предметов быта на языке своего народа.

Формирование первичного представления о гражданской идентичности в форме осознания себя членом своей семьи.

Выполнять учебно-познавательные действия, осуществлять совместную деятельность в парах.

Научиться выполнять по образцу схему родословного древа.




27

10

Природа в доме.





Осознать, что наш дом, как и класс, наполнен природой, понять её значение для всех членов семьи.

Формирование целостного взгляда на окружающий мир, формирование представления о бережном отношении к природе

Проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям, высказывать и аргументировать свою точку зрения.

Научиться называть растения и животных в доме.




28

11

Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество






Знание о способах получения воды, газа, электричества, их доставки в наш дом, запомнить правила безопасного обращения с бытовыми приборами.

Формирование первичного представления о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе.

Научиться понимать значение в доме воды, газа, электричества

Научиться понимать значение в доме воды, газа, электричества.




29

12

Красивые камни в нашем доме.

Экскурсия на Каскад прудов.

Умение различать часто встречающиеся поделочные камни, узнавать их в изделиях.

Формирование эстетических чувств, впечатлений через восприятие природы, предметов культуры; формирование готовности и способности к саморазвитию.

Высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.

Задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и аргументировать свою точку зрения.

Принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия.

Научиться называть изделия из камня.




30

13

Комнатные растения у нас дома



Знание растения, с которыми познакомились при изучении раздела «Наш класс», узнать названия нескольких новых комнатных растений.

Освоение правил работы в группе, формирование доброжелательного отношения к сверстникам.

Выявлять известное и неизвестное , устанавливать элементарные причинно-следственные связи, слушать других, действовать по плану

Научиться распознавать и называть комнатные растения.




31

14

Выйдем в сад.






Умение различать сад и огород, фрукты и ягоды, фрукты и овощи; научиться классифицировать садовые культуры по признакам «дерево — кустарник — травянистое растение».

Формирование эстетичных чувств, впечатлений, через восприятие природы. Формирование умения вести себя в природной среде экологически грамотно.

Выполнять учебно-познавательные действия, анализировать объекты окружающего мира, работать в малых группах. Планировать свои действия на отдельных этапах урока.

Научиться называть растения сада и огорода.




32


Овощи и фрукты на нашем столе



Умение классифицировать овощи и фрукты, усвоить, что овощи и фрукты — кладовая витаминов.

Освоение правил работы в группе, формирование доброжелательного отношения к сверстникам, стремления прислушаться к мнению одноклассников.

Анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков. Выделять из темы урока известные знания и умения.

Научиться называть фрукты, овощи, ягоды




По плану - 14ч.

По факту –

Отставание –




III четверть – 18 часов


33

1

Про хлеб и кашу, про чай и кофе.



Знать из чего делают хлеб и каши, чай и кофе; умение различать виды круп.

Формирование целостного взгляда на окружающий мир, формирования первичного представления о личной ответственности за свои поступки.

Описывать, сравнивать, классифицировать природные объекты, интегрироваться в группу сверстников. Принимать и сохранять учебную задачу.

Научиться называть растения, которые нас кормят.




34

2

Дикорастущие и культурные растения.

Умение отличать культурные растения от дикорастущих; умение приводить примеры растений каждой группы.

Формирование этических норм на основе взаимодействия учащихся при выполнений совместных заданий.

Проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям, формулировать ответы на вопросы. Принимать, сохранять цели урока и следовать им в учебной деятельности.

Научиться называть культурные и дикорастущие растения.




35

3

Собака в нашем доме.


Умение различать некоторые породы собак; знать основные правила ухода за ними.

Формирование первичного представления о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе.


Осознавать познавательную задачу, делать обобщения, высказывать и аргументировать свою точку зрения.

Научиться ухаживать за домашними животными.




36

4

Кошка в нашем доме.

Умение различать основные породы кошек; знать правила ухода за ними.

Формирование первичного представления о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе.

Осознавать познавательную задачу, делать обобщения, высказывать и аргументировать свою точку зрения

Научиться ухаживать за домашними животными




37

5

Дикие и домашние животные.

Знать, в чём состоит различие между дикими и домашними животными; умение классифицировать животных по признаку «дикое — домашнее», приводить примеры животных каждой группы.

Освоение правил работы в группе, формирование доброжелательного отношения к сверстникам, стремления прислушаться, к мнению одноклассников.

Проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям, высказывать и аргументировать свою точку зрения. Выделать из темы урока известные знания и умения.

Научиться различать домашних и диких животных




38

6

С утра до вечера.

Умение использовать свой словарный запас при сравнении внешних старинных и современных форм семейной жизни, выявлении их общих внутренних черт (любовь, уважение, взаимная помощь, согласие, лад), при составлении устного рассказа о жизни в семье; стремление самому контролировать свой распорядок дня; знать правила обращения с огнём, водой и  электроприборами в доме.

Формирование ценностных представлений о своей семье, формирование целостного взгляда на окружающий мир.

Осознавать познавательную программную задачу, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения. Принимать и сохранять учебную задачу.

Научиться составлять свой режим дня.




39

7

За страницами учебника («Наш дом и семья»). Защита проекта.

Умение использовать свой словарный запас при сравнении внешних старинных и современных форм семейной жизни, выявлении их общих внутренних черт (любовь, уважение, взаимная помощь, согласие, лад), при составлении устного рассказа о жизни в семье.

Формирование умения оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативность, ответственность.

Ориентироваться в своей системе знаний ; применять полученные знания в изменённых условиях; делать обобщения, выводы.

С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; сотрудничать с товарищами при выполнении заданий.

Планировать своё небольшое по объёму высказывание .





Часть 2

Город и село – 14 ч.


40

8

Мы в городе.

Понимание необходимости взаимной связи людей в городе, важности культурного смысла понятия «земляки»; умение образовать общее название жителей определенного города по его названию.

Формирование целостного взгляда на окружающий мир через последовательное практическое знакомство с формулой: окружающий мир-это природа, культура и люди.

Располагать культурные события на шкале относительного времени, учитывать разные мнения. Сохранять учебную задачу урока.

Научиться объяснять значение слов земляки ,горожане( односельчане).




41

9

Мы в селе.

Понимание взаимной связи людей в селе (деревне), важности культурного смысла понятия «земляки — односельчане»; умение образовать общее название жителей определенного села (деревни) по его (её) названию.

Формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности, желания приобретать новые знания.

Определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела

Научиться правильно называть родное село.




42

10

Красота любимого города.

Знать особенности ландшафта, где находится родной город (для учащихся сельской местности — это может быть районный или областной центр, город, ближайший к месту жительства); знать название города, происхождение названия; знать, что является архитектурной доминантой города, каково её историко-культурное значение, эстетическое своеобразие.

Формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности, желания приобрести новые знания, умения, выполнять учебные действия.

Осознавать познавательную задачу, проявлять индивидуальные творческие способности, понимать перспективы дальнейшей учебной работы.

Научиться правильно называть родной город.




43

11

Красота родного села.

Знать особенности ландшафта, где находится родное село (для учащихся города это может быть село или деревня, откуда родом их семьи, куда они ездят отдыхать летом); знать название села, происхождение названия; знать хозяйственные и эстетические особенности старинного сельского жилища своего края.

Формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности, желания приобрести новые знания, умения, выполнять учебные действия.

Участвовать в коллективном обсуждении проблем, высказывать и аргументировать свою точку зрения, слушать других.

Научиться правильно называть родное село.




44

12

Природа в городе.

Усвоить, что природа в городе — это источник красоты, здоровья, хорошего настроения.

Формирование эстетических чувств, впечатлений через восприятие объектов природы. Формирование умения вести себя экологически грамотно в природной городской среде.

Извлекать из иллюстраций необходимую информацию под руководством учителя, участвовать в общей беседе. Принимать и сохранять учебную задачу.

Научиться устанавливать связь живой и неживой природы.




45

13

Что растёт в городе.

Умение различать часто встречающиеся растения города; усвоить, чем различаются лиственные и хвойные деревья.

Формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы.

Осознавать познавательную задачу, читать текст, извлекая нужную информацию. Участвовать в общей беседе, принимать и сохранять учебную задачу.

Научиться различать лиственные и хвойные деревья.




46

14

Чудесные цветники.

Запомнить новые для них растения цветника; усвоить, что они относятся к культурным растениям.

Формирование эстетических чувств, впечатлений через восприятие объектов природы. Формирование умения вести себя в природной городской среде экологически грамотно.

Анализировать объекты окружающего мира, осуществлять совместную деятельность в парках и группах. Выделять из темы урока известные знания и умения.

Научиться называть некоторые растения цветника.




47

15

В ботаническом саду.

Знание цели организации ботанических садов, их значимость для человека; умение любоваться образцами садово-парковых ландшафтов, уникальными растениями; усвоить правила поведения в ботаническом саду.

Формирование первичного представления о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом.

Осознавать познавательную задачу, делать обобщения, выводы; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других; строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами.

Фиксировать в конце урока удовлетворённость своей работой на уроке; объективно относиться к своим успехам.

Научиться называть некоторые растения ботанического сада.




48

16

Кто живёт в парке.

Знать, какие животные обитают в парках и скверах города; как нужно вести себя, чтобы не нарушить их жизнь.

Формирование умения вести себя в природной среде экологически грамотно; формирование готовности и способности к саморазвитию.

Устанавливать элементарные причинно- следственные связи; ориентироваться в своей системе знаний.

Задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других; формулировать собственные мысли; высказывать и аргументировать свою точку зрения.

Действовать по плану; анализировать эмоциональные состояния, вызванные успешной деятельностью, оценивать их влияние на настроение человека.

Научиться называть животных парка.




49

17

В зоопарке.

Знать, что зоопарк — это живой музей для всех, кто любит животных, интересуется их жизнью.

Формирование первичного представления о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом.

Осознавать познавательную задачу, делать обобщения, выводы; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других; строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами.

Фиксировать в конце урока удовлетворённость своей работой на уроке; объективно относиться к своим успехам.

Научиться называть некоторых животных зоопарка.




50

18

Войдём в музей!

Экскурсия в краеведческий музей.

Понимание необходимости посещения музеев каждым человеком; знание правил поведения в музее и соблюдение на практике этих правил.

Формирование уважительного отношения к культурному наследию своего края, формирование эстетических чувств.

Строить логическую цепь рассуждений, договариваться и приходить к общему решению. Высказывать и аргументировать свою точку зрения, убеждать и уступать. Принимать и сохранять учебную задачу.

Научиться понимать особую значимость музеев в развитии человека.




По плану – 18 ч.

По факту –

Отставание –






IV четверть – 16 часов


51

1.

Мы помним наших земляков.

Знание имён земляков, в честь которых названы улицы, площади, парки, поставлены памятники в родном городе (селе); умение кратко объяснить, почему они удостоились такой чести.

Формирование ценностных представлений о своей семье и своей малой родине, формирование общего и первичного представления о ценностях многонационального российского общества.

Строить рассуждение по теме урока, высказывать и аргументировать свою точку зрения, употреблять вежливые слова. Выделять из темы урока известные знания и умения.

Научиться называть известных земляков.




52

2.

Все профессии важны.

Умение использовать свой словарный запас, касающийся темы связи качеств человека и профессии, которую он для себя выбирает; понимание важности профессии земледельца.

Формирование представлений о навыках адаптации в мире через осознание взаимной связи людей в разных социальных сферах жизни.

Извлекать из иллюстраций необходимую информацию под руководством учителя, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения. Принимать и сохранять учебную задачу.

Научиться перечислять известные профессии.




53

3

За страницами учебника («Город и село»). Защита проектов.


Знание имён земляков, в честь которых названы улицы, площади, парки, поставлены памятники в родном городе (селе); умение использовать свой словарный запас.

Формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности, желания приобретать новые знания

Осознавать познавательную задачу, проявлять индивидуальные творческие способности, понимать перспективы дальнейшей учебной работы

Научиться правильно называть родной город, родное село.




Родная страна – 8 ч.


54

4

Россия – наша Родина.


Умение приблизительно определять место своего города (села) на карте России; знать, как выглядят герб и флаг России, как звучит и поётся российский гимн.

Формирование эмоционально-положительного отношения к внутреннему смыслу государственной символики России.

Определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Понимать перспективы дальнейшей учебной работы.

Научиться узнавать государственную символику Российской Федерации.




55

5

Москва – столица России.

Умение по силуэту, цвету, специфичным деталям определять достопримечательности Московского Кремля и Красной площади, знать их названия; знать образ герба Москвы и своего города (области).

Формирование ценностных представлений о своей Родине, формирование общего и первичного представлений о ценностях российского общества.

Осознавать познавательную задачу, добывать новые знания в процессе наблюдения, интегрироваться в группу сверстников. Принимать и сохранять учебную задачу.





56

6

Мы – семья народов России.

Знать некоторые особенности традиционной культуры народов своего края (одежда, блюда национальной кухни, музыкальные инструменты, транспорт, праздники и обычаи — на выбор).

Формирование этических чувств на основе знакомства с культурой народов России, формирование уважительного отношения к культурному наследию своего края.

Анализировать объекты окружающего мира, формулировать ответы на вопросы, интегрироваться в группу сверстников. Действовать по плану.

Научиться определять некоторые особенности традиционной культуры народов своего края.




57

7

Природа России.

Получить первоначальное представление о разнообразии природы России.

Формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности, желания приобретать новые знания.

Устанавливать элементарные причинно-следственные связи, строить рассуждение по теме урока. Интегрироваться в группу сверстников, принимать и сохранять учебную задачу.

Научиться находить место России на земном шаре.




58

8

Охрана природы. Работа с тестом.

Знание необходимости охраны природы и своего активного участия в этой работе.

Формирование целостного взгляда на окружающий мир через последовательное практическое знакомство с формулой: окружающий мир-это природа, культура и люди.

Высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения. Выделять из темы урока известные знания и умения.

Научиться называть меры по охране природы.




59

9

Красная книга России.

Заповедные тропинки.

Знать, что такое Красная книга; уметь приводить примеры растений и животных из Красной книги России, Красной книги своего региона.

Формирование первичного представления о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом.

Осознавать познавательную задачу, осуществлять совместную деятельность в парах и группах. Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Научиться приводить примеры растений и животных из Красной книги России.




60

10

Заповедные тропинки.

Заочная экскурсия в заповедник.

Усвоить, что заповедник — это место (территория), где вся природа находится под строгой охраной.

Формирование умения экологически грамотно вести себя в природной среде.

Осознавать познавательную задачу, выявлять известное и неизвестное. Понимать перспективы дальнейшей учебной работы.

Научиться следовать правилам поведения в заповеднике.




61

11

За страницами учебника («Родная страна»). Защита проектов.


Знать некоторые особенности традиционной культуры народов своего края (одежда, блюда национальной кухни, музыкальные инструменты, транспорт, праздники и обычаи — на выбор).

Формирование целостного взгляда на окружающий мир через последовательное практическое знакомство с формулой: окружающий мир-это природа, культура и люди

Определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Понимать перспективы дальнейшей учебной работы.

Научиться находить место России на земном шаре.




Человек и окружающий мир – 5 ч.


62

12

Взгляни на человека!

Умение устанавливать связи между внешним обликом человека и его внутренним миром и выражать понимание этой связи с помощью выразительного слова, музыкального звука, выбора краски соответствующего цвета.

Формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности, желания приобретать новые знания.

Определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Понимать перспективы дальнейшей учебной работы.

Научиться различать некоторые внешние признаки в облике людей разного возраста.




63

13


Всему свой черёд.

Умение приблизительно определять возраст мужчины. Соотносить возрастные признаки в его внешности и поведении с признаками, характерными для природы весной (утром), летом (в полдень), осенью (вечером), зимой (в сумерки). Называть возрастные этапы жизни (детство, молодость, зрелость, старость). Знать пословицы об отце.

Формирование этических норм на основе взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий.

Осознавать познавательную задачу, вежливо обращаться, признавать свои ошибки, озвучивать их. Принимать и сохранять учебную задачу.

Научиться соотносить внешние признаки в облике человека и особенности его внутреннего мира.




64

14

У каждого времени свой плод.

Умение приблизительно определять возраст женщины; находить сходство девочек и женщин разных возрастов с разными цветами, плодами, убранным хлебным полем; знать пословицы о матери; знать и стремиться овладеть нормой и правилами культурного отношения к женщине.

Формирование целостного взгляда на окружающий мир через последовательное практическое знакомство с формулой: окружающий мир-это природа, культура и люди.

Располагать культурные события и явления на шкале относительного времени, сохранять учебную задачу урока. Выделять из темы урока известные знания и умения.

Научиться сопоставлять ритм человеческой жизни с ритмом жизни природы.




65

15

Я – часть мира.

За страницами учебника («Человек и окружающий мир»). Защита проектов.


Умение выразить личное восприятие мира и своё настроение в эмоциональном слове, в музыкальных звуках, в красках соответствующих цветов; стремиться во внешнем облике и поведении соответствовать национально-культурной норме (идеалу).

Осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества. Формирование способности к самооценке своих действий, поступков.

Извлекать необходимую информацию из текстов, иллюстраций, учебных пособий. Осуществлять совместную деятельность в парах, планировать свое небольшое по объему высказывание.

Научиться понять особое место человека в окружающем мире.




66

16

Я – часть мира.

Экскурсия в Драмтеатр.

Умение выразить личное восприятие мира и своё настроение в эмоциональном слове, в музыкальных звуках, в красках соответствующих цветов; стремиться во внешнем облике и поведении соответствовать национально-культурной норме (идеалу).

Формирование умения оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения.

Выполнять учебно-познавательные действия. Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. Адекватно оценивать свои достижения.

Научиться читать, понимать и выполнять задания.




По плану - 16ч.

По факту –


По плану за год – 66 ч.

По факту за год –