Сценарий внеклассного мероприятия Рыцарский турнир

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Рыцарский турнир.


Сценарий заключительного праздника месяца Великобритании в начальной школе

(также может использоваться для общего мероприятия, посвященного 8 марта и 23 февраля)

Разработано учителем начальных классов школы № 173, г. Санкт-Петербурга
Общее положение:

Возраст учащихся: праздник проводится для учеников начальной школы 7-11 лет, разделенных по возрастным группам (два первых класса – первая группа, 2 и 3 классы – вторая группа).

Формат проведения: костюмированный рыцарский турнир с проведением спортивных состязаний вместо боя.
Место проведения: спортивный зал/ актовый зал

Цель: развивать культуру взаимоотношений между учащимися противоположного пола; воспитывать уважительное отношение мальчиков к девочкам, девочек к мальчикам.
Подготовительные этап:
- За несколько дней до проведения турнира в каждый класс приходит королевский указ-
приглашение для всех рыцарей и дам (стилизованное под старину на «старинной бумаге см. Приложение 1). Указ, в котором все дети приглашаются на рыцарский турнир, торжественно зачитывает глашатай.

- Все заранее готовят костюмы: для девочек красивые платья и наплечные ленты (можно обычные атласные, крепятся аккуратно к левому плечу), для мальчиков красивые плащи с нашивками, рисунками, наклейками (перед соревнованиями снять, чтобы не мешали активным действиям).

-Мальчики выбирают имена (Рыцарь Храброго Сердца, Рыцарь Твердой Руки, Рыцарь Железной Воли и т.д.), рисуют гербы (см. Приложение 3), девочки готовят для мальчиков небольшие подарки (открытки, грамоты, красную розу из гофрированной бумаги Приложени). Во время этой подготовки учитель рассказывает об истории турниров (см. Приложение 3) и инструктирует детей о порядке проведения мероприятия, последовательности действий детей (не открывая всех подробностей, которые могут стать приятными сюрпризами).

- Временная выставка гербов в классе или в рекреациях школы.


Ход мероприятия:
В день турнира ребята в сопровождении учителей одетые и готовые к состязаниям приходят в спортивный зал. Ведущий объявляет торжественный парад (музыка), и рыцари делают круг почета, неся в руках (приколотыми на груди или на плаще) свои гербы (см.
Приложение 2). После этого они останавливаются, выстроившись в шеренгу, громко называют свое имя, демонстрируют герб и объясняют, что на нем изображено и что символизирует.
Ведущий благодарит рыцарей и объявляет начало турнира, зачитывает обращение короля к рыцарям и дамам, они клянутся соблюдать законы чести во время состязаний, быть сильными, смелыми, великодушными и пр. Дамы клянутся поддерживать своих рыцарей.
Из числа дам выбирается почетный судья, на которого возлагается ответственная миссия – поддерживать самых утомленных рыцарей (вывести их отдохнуть или добавить очков самым маленьким или отстающим, или проигрывающим – чтобы не было обидно). В руках у почетного судьи шест выше головы, на который привязан женский шарф или легкий платок (называвшийся в старину «дамской милостью» (la Mercy des Dames)). Если судья решает дать передышку кому-то из игроков, то она аккуратно дотрагивается шарфом до этого рыцаря и он сможет присесть, отдохнуть, не теряя очков. Также судья может дотронуться шарфом до того рыцаря которого сочтет нужным поощрить некоторым количеством очков. Необходимо заранее с педагогами выбрать кого-то на роль почетного судьи, такую девочку, которая могла бы быть действительно максимально объективной. И кому-то из взрослых нужно аккуратно сопровождать эту девочку, чтобы каждое ее действие как судьи было продумано (не было подсуживания, а только поддержка).
Завершает торжественную часть выбор дамами рыцарей. Девочки подходят к мальчикам и в знак внимания и поддержки повязывают на руку или через плечо на противоположную сторону атласную ленту в знак своей поддержки и уважения. В этот момент педагогам нужно быть внимательными и проследить за тем, чтобы никто из мальчиков не остался без ленты (здесь несколько вариантов решения этой задачи: заранее обсудить с девочками, кому они будут дарить ленту; у учителей тоже могут быть ленты и их можно тоже отдать мальчиками)

После торжественной части начинаются
состязания (проводит учитель физкультуры). Дамы активно болеют за своих рыцарей. Судья (с помощью учителя) отслеживает рыцарей, нуждающихся в покровительстве, и оказывает его.

Варианты игр для рыцарских состязаний:

  1. Верховая езда. Воображаемыми конями могу послужить большие мячи (фитболы). Задание: пропрыгать на фитболе до определенной отметки и вернуться обратно. Соревнуются пары до выявления самого сильного.

  2. Состязание стрелков. Бросок с завязанными глазами. Дать каждому соревнующемуся 3 маленьких мяча и поставьте на расстоянии 2,5-3 м от корзины, завязать ему глаза. Задача рыцаря – попасть в корзину мячом.

  3. Приглашение на бал. Танцевальный конкурс. Включаются музыкальные попурри с танцевальными мелодиями различных времен и народов: полька, вальс, лезгинка, рок-н-ролл, сиртаки, твист и т.д. Задача рыцарей - танцевать в соответствии с музыкой.

  4. Рыцарский бой. На спины двум рыцарям прикрепляются значки. Очерчивается круг (диаметр 3-4 м). Рыцари встают на одну ногу. Выигрывает тот рыцарь, который смог сорвать значок и соперника.

  5. Спасти прекрасную даму. Рыцарь выбирает себе девочку, которую будет спасать. На дистанции расставляются препятствия (кегли, кубики и пр.). Прекрасной даме завязывают глаза. Задача рыцаря: провести ее через препятствия, но можно помогать только словами («Сделай шаг вперед, поверни вправо, сделай два шага вправо и т.д.) Задача усложняется тем, что Прекрасная дама и рыцарь стоят лицом друг к другу , и рыцарю необходимо давать зеркальные команды. Победит тот, кто проведет принцессу быстрее и не заденет препятствия (конкурс можно проводить для нескольких рыцарей сразу .)

  6. Конкурс ораторов. Выбрать несколько строк из стихотворения. Подготовить шкатулку, в которой на бумажках будут написаны разные интонации, с которыми нужно будет прочитать эти строки (восторженно, нежно, тревожно, трагично и т.д.). Рыцарь вытягивает листок и читает строчки с нужной интонацией. Прекрасные дамы должны отгадать, с какой интонацией были прочитаны строки.

(Фотоотчет. Приложение 5.)
По окончании соревнований дамы подносят своим рыцарям по стакану не холодной воды, затем рыцари снова встраиваются для оглашения результатов.

Церемония награждения:

Ведущий объявляет начало церемонии награждения, благодарит рыцарей за смелость, выносливость, ловкость и благородство и т.д.

Пока ребята соревнуются, педагоги, глядя на детей, подписывают заранее отпечатанные грамоты, вписывая уже только имя (см. Приложение 5). После этого девочки вручают всем рыцарям подарки (тут тоже нужно будет внимательно проконтролировать, чтобы никто не остался без подарка) и мальчики, посовещавшись, имеют право выбрать самую красивую даму турнира.

Педагоги торжественно выносят два пирога и объявляют, что в честь рыцарского турнира состоится пир (сладкий стол и чаепитие)
После всех этих церемоний ведущий объявляет турнир закрытым, звучит прощальный рог. Дети красиво уходят с ристалища.


Реквизит:

- ленты атласные разных цветов (из расчета 1 метр ленты на девочку + учителя );
- бумага А4 для герба;
- карандаши цветные или фломастеры, ручки (для герба);
- булавки, скотч (чтобы прикрепить герб);
- длинный шест;
- женский легкий шарф;
- материалы для изготовления девочками цветов для рыцарей;
- грамоты с неповторяющимися номинациями;
- плотная бумага для грамот, лучше не белого цвета, а под старину;
- спортивный реквизит для состязаний;
- пироги;
- торжественная старинная музыка, звуки рога, музыка для танцевального конкурса и т.д.


Приложение 1


Текст для указа-приглашения:

«СЛУШАЙТЕ! СЛУШАЙТЕ! СЛУШАЙТЕ!

Да пусть все принцы, сеньоры, бароны, рыцари и дворяне из каких бы то ни было земель в этом королевстве и всех других христианских королевств, что не объявлены вне закона и не враги нашему королю, да хранит его Господь, знают, что в двадцать четвертый день апреля состоится великий праздник и благородный турнир со снарядами установленного веса и затупленными мечами, в соответствующих доспехах, праздничных одеждах с гербами благородных участников турнира, согласно старому обычаю;

И чтобы знать это лучше, все принцы, сеньоры, бароны, рыцари и дворяне из вышеуказанных владений и рыцари из любых других земель, кто не изгнан и не враг нашему королю, кто желает принять участие в турнире и ищет чести, должны изготовить малые щиты с гербами, дабы все могли знать, кто участвует в турнире.  В дополнение я объявляю всем вам: принцам, сеньорам, баронам, рыцарям и дворянам, которые намереваются участвовать в турнире, что вы должны прибыть на постоялые дворы за четыре дня до турнира и выставить на обозрение ваши гербы в окнах, иначе вам не позволят участвовать; и это я говорю от имени моих сеньоров и судей, так что прошу меня простить.»












Приложение 2.

Текст для ведущего

(начало турнира):

«Высокие и могущественные принцы, сеньоры, бароны, рыцари и дворяне, приветствую вас на королевском турнире! И коль вы прибыли для участия в нем, соблюдем же все законы чести как велят нам старые обычаи. Каждый из вас, поднимите пожалуйста вверх вашу правую руку, по направлению к небесам и все вместе, как вы будете в будущем, поклянитесь верой, вашей жизнью и вашей честью, что вы никого на этом турнире не будете умышленно поражать соперника, и что никто из вас не начнёт состязания, пока это не будет дозволено, и вы согласны с тем, что если вы умышленно сделаете обратное, то вы потеряете свой герб и честь, и будете изгнаны с турнира; также судьи везде и во всём наблюдают за порядком и они могут карать все нарушения без разбора; и в этом вы клянетесь верой, жизнью и честью.»
Дети отвечают: «Да, да.»
«Представьтесь же, о благородные рыцари!» (Дети называют свое рыцарское имя, кратко рассказывают о том, почему их так зовут, что олицетворяет их герб)
После того как все дети представились, происходит процедура выбора почетного судьи (среди девочек, дама выбрана учителями заранее).
«А теперь наши высокие судьи (показывает на учителей) желают выбрать почетного судью из числа зрителей!» Судьи проходят вдоль зрителя как бы выбирая самую достойную даму, останавливаются перед девочкой:
«Благороднейшая и честнейшая дама, так как в обыкновении дам и девиц сострадать, те, кто пришли посмотреть на турнир, боясь, что какой-нибудь благородный господин, может быть наказан слишком строго по требованию судей, и не желая смотреть, что кого-то победили не честно, они могут помочь ему; судьи удостаивают вас чести нести от их имени этот шарф на конце копья на турнире. И если кто-то слишком сильно или несправедливо побежден, вы должны коснуться его шарфом, и все, кто нападает на него, должны прекратить и не сметь прикасаться к нему, потому что с этого времени дамы взяли его под свою защиту и охрану. Вы избраны из всех остальных, чтобы быть на этом турнире почётным судьей и принять эту обязанность, и мы просим и требуем от вас делать так, как они пожелают, и так же делать по велению судей.»

Затем судьи должны передать ему шарф, прося его сделать это, а дама отвечает им в следующем виде:

«Я покорно благодарю наших судей за честь, оказанную ими мне: и хотя они легко могли найти другую, кто мог бы сделать это лучше, и кто достоин этой чести более меня, но тем не менее я повинуюсь легко и буду выполнять мои обязанности, всегда прося, чтобы прощали мои ошибки.»

Затем ведущий (герольд) или его помощники должны повязать шарф на конец копья, которое они поднимают в высоту. Ведущий:

"СЛУШАЙТЕ! СЛУШАЙТЕ! СЛУШАЙТЕ!
Пусть все принцы, сеньоры, бароны, рыцари и дворяне знают, что N избрана почетным судьей, вследствие её честности, и благородства. Вам приказано судьями, а также дамами, что когда вы увидите эту благородную даму, под страхом быть битым за это, не сметь нападать или прикасаться к ней; с этого часа она взята судьями под свою защиту и милость, а шарф называется «Благоволение дам».
После этого все рассаживаются по местам, рыцари снимают плащи и убирают гербы, оставаясь в удобной для состязаний одежде.

Приложение 3


Информация для учителей об истории гербов и турниров.

Необходимо выбрать ту информацию, которая настроит детей на нужный лад, не перегрузит их. Важно то, чтобы ребят захватила идея, чтобы они захотели участвовать. Также необходимо рассказать о старинных рыцарских обычаях. Мальчики должны выбрать себе рыцарское имя, придумать и нарисовать герб (выбрать животное, предметы, которые там будут изображены, придумать девиз – все это должно что-то означать для него). Для наглядности можно найти несколько гербов и распечатать их, чтобы у ребят был образец перед глазами. Девочки должны понимать свою важную роль – поддерживать и вдохновлять рыцарей на подвиг, а кому-то из дам обязательно выпадет честь стать почетной судьей на турнире. Также можно выбрать королеву турнира, поэтому для девочек подготовка тоже важна – оценивается и благородство манер и сила поддержки рыцарей и внешний вид. Моно провести конкурс на самую красиво завязанную наплечную ленту. Девочки также изготавливают цветок, чтобы подарить его своему рыцарю после турнира.
Важно понимание, что рыцарский турнир – это не только состязание в силе и ловкости, но еще и в благородстве и у каждого слова и жеста есть значение, соблюдение традиций очень важно для рыцарского турнира.


ПАСПОРТ РЫЦАРЯ
 .
   В XI–XII веках тысячи рыцарей из разных стран объединились для крестовых походов, чтобы под предлогом спасения гроба господня захватить новые земли на Востоке. Тысячи "живых крепостей" двинулись в путь, и их невозможно было бы отличить друг от друга... если бы не ярко раскрашенные гербы у них на щитах.
 
   Рыцарский герб, изображённый на щите, был единственным знаком отличия. Он служил рыцарю паспортом, рассказывал о его происхождении, родовитости, о заслугах и подвигах. При встрече рыцарям достаточно было увидеть гербы друг друга, чтобы узнать, друг это или враг.    Такой герб передавался по наследству, и потомкам были известны подвиги и проступки предков.
 
КЛЮЧ КОДА 
   И раньше, в древние времена, у городов, государств, знатных людей были отличительные знаки. Чаще всего это были фигурки животных – на монетах, медалях, печатях. Но такие знаки и символы ещё не были гербами. Настоящие гербы появились именно у рыцарей, когда возник и особый язык гербов – язык геральдики. Каждый, кто знал этот язык, мог прочитать любой герб и по фигурам, изображенным на нём, получить полную характеристику рыцаря.
 
   Геральдический язык – это особый, точный и краткий шифр вроде стенографии или азбуки Морзе. Здесь всё, начиная от цвета поля и кончая нарисованными на нём фигурами, имеет определенный смысл.
 
   Голубой цвет означал величие, красоту, ясность; красный – мужество; зеленый – изобилие, свободу и надежду; чёрный – скромность, образованность, печаль; золото – богатство, силу, верность; серебро – чистоту и скромность.
 
   Изображения животных тоже рассказывали об определенных качествах рыцаря: кошка означала независимость; волк – злость, жадность; лев – храбрость, силу, великодушие; кабан – бесстрашие; петух – воинственность; павлин – хвастовство.
 
   И форма щита говорила о многом. У труса срезали правый угол щита, тому, кто избил пленного, укорачивали щит снизу.
 
ЧТОБЫ НЕ ЗАПУТАТЬСЯ 
   Сначала гербы были очень простыми: звезда, крест, фигура животного. Каждый выбирал себе ту фигуру, которая ему больше нравилась или выражала его цель в жизни. Но со временем гербов становилось всё больше. Появились новые, а каждое поколение украшало гербы предков знаками своих побед и подвигов. Прочитать такой сложный герб мог уже не каждый, и при дворах королей и знатных феодалов появились герольды – люди, специально обучавшиеся искусству толкования гербов.
 
   Накануне турниров рыцари, съехавшиеся со всей округи, выставляли свои щиты. Герольды по гербам изучали историю каждого рыцаря и решали, достоин ли он принять участие в сражении.
 
ВОТ ОНИ КАКИЕ 
[pic]
   Герб Австрии 
   А теперь давай посмотрим некоторые гербы и послушаем, что рассказывает о них наука геральдика.
 
   Вот рыцарские гербы, жалованные во времена крестовых походов.
 
   Легенда говорит, что, когда кончился один из боёв, белые одежды храброго австрийского герцога были залиты кровью его врагов и только под поясом оставались белыми. Герцогу был дан новый герб – в красном поле белый пояс; эти цвета до сих пор сохранились в государственном гербе и флаге Австрии.
 

[pic]
   Слева направо: герб Арагона, герб Христофора Колумба, герб немецкого города Бремена 
   Красно-золотой герб Арагона тоже родился на поле брани (рисунок выше): французский король Карл Лысый в знак восхищения мужеством раненого Готфрида Арагонского обмакнул пальцы в кровь рыцаря и по золотому полю его щита провел четыре красных полосы.
 

[pic]
   Слева направо: Слева направо: герб рода Дугласов (Шотландия), герб рода Медичи, один из английских гербов XVI века 
   За смелость и верность долгу в XIV веке был пожалован герб старейшему шотландскому роду Дугласов: "червлёное (красное) сердце, увенчанное королевской короной", и девиз "Исполнить или умереть".
 
[pic]
    Герб Жана д'Авена
   По приказу Людовика XI был изменён герб рыцаря Жана д'Авена, оскорбившего мать. В наказание гордый лев, украшавший его герб, остался без языка и когтей!
 
[pic]
    Герб короля Хильдеберта
   На гербе французского короля Хильдеберта изображена рысь за решеткой – в память о том, что Хильдеберту удалось взять в плен другого могущественного короля.
 
[pic]
    Герб Айвенго
   Один из гербов вы узнаете, если вспомните роман Вальтера Скотта "Айвенго": "Рисунок на его щите изображал молодой дуб, вырванный с корнем, под ним была надпись: "Лишённый наследства".
 
[pic]
                                                                        Герб Шекспира
   В средние века гербы были не только у рыцарей. Вот герб Вильяма Шекспира. Ниже герб сапожника.
 
[pic]  Герб средневекового сапожника
По предмету, нарисованному на гербе, можно легко понять, чем занимается его владелец. Знатный итальянский род Медичи получил свое имя от слова "медик", "аптекарь". Поэтому в его гербе (рисунок выше) пять красных пилюль на золотом фоне. Справа внизу – герб города Берна ("бер" по-немецки значит "медведь").
 
[pic]
                                                                    Герб города Берна
   Отошли в прошлое крестовые походы, но гербы продолжали существовать. Вот ярко расцвеченный герб Христофора Колумба (рисунок выше). Он получил его вместе с титулом вице-короля новых земель в 1492 году, после открытия Америки. Почитайте старинное описание этого герба:
 
   "В первом красном поле четверо-частного щита – замок (эмблема Кастилии), во втором серебряном поле – лев (эмблема Леона), в третьем зелёном поле, изображавшем море, – пять серебряных островов, и в четвертом голубом поле – пять золотых якорей". Щит увенчивался шлемом, украшенным земным шаром с крестом. Девиз гласил: "Для королевства Кастилии и Леона Колумб открыл Новый Свет".
 
    Старинные гербы русских городов, слева направо сверху вниз: герб Тулы, герб Саратова, герб Смоленска, герб Уфы, герб Нижнего Новгорода, герб Курска.


Как появились гербы?

К
XII веку рыцарские гербы прочно вошли в обиход. Причиной их распространения стали крестовые походы с их битвами невиданными доселе масштаба. Яркие отличительные рисунки на щитах должны были помогать закованным в железо воинам узнавать друг друга на далеком расстоянии, отличать соратников от врагов.

Правда, сам такой обычай родился, разумеется, не на пустом месте. И за века до крестовых походов древние народы выбирали себе какие-либо символы, как отличительные знаки. У готов, скажем, таким символом был полумесяц или крест. У франков — крест над кругом. У англов — мифический дракон или опять-таки крест в сопровождении птиц, шаров. У датчан — ворон, у саксов — лев или роза.

Однако именно рыцарские крестовые походы положили начало созданию особой геральдической символики, все более усложнявшейся и превратившейся в конце концов в особый своеобразный язык, понятный многим, пожалуй, побольше, чем обыкновенная грамота, если учесть, что далеко не каждый в эпоху средневековья, включая и знатнейших сеньоров, мог бы похвастаться тем, что умеет читать и писать.

В эпоху крестовых походов рисунки-символы стали подбираться так, чтобы был в них определенный смысл, связанный с личностью или жизненными вехами каждого из носителей герба.

Так, например, рыцари, только отправляющиеся на Восток, включали в свой герб изображения маленьких перелетных птиц, показывая этим, что и они сами, подобно птицам, странствуют и не имеют дома. Если же птицы были показаны на гербе без клюва или лапок, это означало, что рыцарь получил в битвах за освобождение Гроба Господня тяжелые раны. На участие в крестовых походах указывали и кресты самых замысловатых форм, и раковины, которые составляли непременную принадлежность одежды пилигримов, отправляющихся в Святую Землю.

Такими символами на своих гербах знать гордилась и многие века спустя. Они указывали на древность рода и героические деяния предков.

С течением времени герб обретал все большее значение и для самого его владельца, и для всех окружающих. Гербовые знаки появились не только на щитах, но и на рыцарских шлемах. Герб заменял визитную карточку, удостоверение личности. По гербу можно было судить о знатности рода, о поколениях предков. Гербы уже нельзя было избирать произвольно: они специально составлялись с учетом всех заслуг и даровались своим подданным королями и владетельными сеньорами. Они стали наследственными, переходили от отца к сыну. В конце концов гербами стали украшать не только щит и шлем, но и гобелены, одежды, стены домов, причем, раз поначалу они были только на настоящих щитах и шлемах, то и в рисунок любого герба обязательно входил рыцарский щит, а позже и шлем, и наконец появились дополнительные геральдические украшения — щитодержатели, гербовые мантии, девизы.

Усложнялись фигуры на щитах, самым разнообразным способом делилось поле щита, знаки сочетались между собой в бесконечном числе вариантов, так что со временем, в XV веке, появились и специальные трактаты по геральдике, порой весьма запутанные и туманные. Но до сих пор наука о гербах служит немалым подспорьем историкам, помогая датировать какие-либо предметы или рукописи, снабженные гербами, удостоверять их подлинность, географическую принадлежность.

И особенно тесно развитие геральдики оказалось связанным с рыцарскими турнирами, их торжественным, строго соблюдавшимся регламентом и этикетом. Сами же турниры стали одной из самых главных составных частей рыцарских времен, наряду с поклонением Прекрасной Даме, строительством укрепленных замков, крестовыми походами и рыцарскими Орденами. Они были и развлечением для их участников и зрителей, и звеном, соединяющим мирную и военную жизнь рыцаря. Турниры становились важнейшими событиями, которые запечатлевались в хрониках, и о которых слагались стихи, воспевающие рыцарскую доблесть и мастерство владения оружием.

Откуда ведут происхождение рыцарские турниры

Состязания рыцарей в конном и пешем единоборстве, а также всеобщей турнирной битве, устраивали постоянно и повсеместно и короли, и крупные сеньоры, и простые бароны. Сам же обычай показательных военных состязаний относится еще к до рыцарским временам.

К XII веку обычай рыцарских турниров стал распространяться в Англии. С течением времени и в разных странах заметно менялись и условия этих военных игр, и применявшееся на них оружие, и приемы ведения боя. Обычно мы представляем, что во время конного поединка рыцарь держал копье под мышкой, однако первоначально всадник поднимал копье над головой, на вытянутой руке. Поначалу турнирное вооружение ничем не отличалось от боевого, но с XIV века оно становится более тяжелым и массивным. Это позволяло противникам демонстрировать специально для зрителей более эффектные приемы боя, не опасаясь серьезных ран и увечий. Побежденным признавался тот, кто был выбит из седла. Если же у обоих ломались копья, вооружались запасными и съезжались снова, или же начинался пеший поединок на тупых мечах. В Германии с конца XV века вошел в обычай конный поединок без копий, но на палицах. Это в свою очередь заставило усовершенствовать турнирный шлем, сделать его гораздо крепче и тяжелее.

Такие турниры устраивались по любому подходящему поводу: посвящение в рыцари, свадьба дочери, заключение мира с врагом. Устроитель рассылал письма-приглашения самым знатным из соседей. Но любой достойный рыцарь мог принять участие в турнире и без особого приглашения, не говоря уж о зрителях.

Какую роль турниры играли в жизни общества

Когда весть о предстоящем турнире разносилась по всей округе, во всех замках начинались спешные приготовления: отпирались сундуки, откуда извлекались самые дорогие наряды, готовились лучшие доспехи, выезжались самые крепкие и выносливые кони. Каждый из рыцарей, намереваясь принять участие в турнире, хотел перещеголять всех роскошью нарядов и вооружения, многочисленностью и пышностью свиты. Каждый с нетерпением ждал предстоящего празднества, потому что у каждого были свои определенные цели. Для иных из рыцарей турнир был прекрасной возможностью явить миру свои воинские доблести, обратить на себя внимание всего блестящего общества, прославиться. Единственным желанием других было заслужить благосклонность дамы своего сердца, избрать ее в случае победы королевой любви и красоты. Ну, а у рыцарей победнее надежды были более материальными — взять хорошую добычу в виде доспехов и коня побежденного противника или же денежный выкуп за них, а стоили и боевой конь, и вооружение очень дорого, иной раз целую деревню надо было продать или заложить, чтобы экипироваться надлежащим образом.

В назначенный день гости съезжались к месту турнира со всех сторон. Бывало, знатного сеньора сопровождали сотни оруженосцев и пажей, а также музыканты, слуги и десятки рыцарей свиты. В замке устроителя турнира могли разместиться далеко не все желающие, приходилось устраиваться в ближайшем городке, а то и просто в шатрах, раскинутых под открытым небом.

Город, до этого обычно тихий и сонный, неузнаваемо преображался. На улицах толпились оруженосцы и слуги, стены домов были завешаны пестрыми тканями, у окон развевались знамена и выставлены были рыцарские щиты с гербами, по которым можно было узнать, кто именно здесь остановился.

На городском рынке необыкновенно оживлялась торговля, нарасхват раскупалась дичь, рыба, домашняя птица, пряности. Некоторые торговцы привозили свои товары издалека, не сомневаясь, что они обязательно найдут сбыт. Оживление царило и в лавках менял, где на золотые монеты менялись драгоценные камни, дорогая посуда, украшения. Съезжались в городок и певцы, акробаты, фокусники, бродячие актеры, вожаки дрессированных медведей. Звуки рогов и труб, бряцание оружия, нескончаемый гомон толпы заглушались звоном колоколов соседних церквей.

Вечером того дня, что предшествовал турниру, обычно состязания проводили юные оруженосцы — на том же, заранее приготовленном турнирном поле, которое называлось ристалищем, но с еще более безопасным оружием, чем рыцарские турнирные копья и мечи. Случалось, иные из отличившихся оруженосцев удостаивались особой чести — их прямо на ристалище посвящали в рыцари, и они получали позволение принять участие в самом турнире.

В ночь перед турниром почти никто не спал. Повсюду в окрестностях пылали костры, на городских улицах мелькали огоньки факелов. Все были на ногах задолго до того, как трубил со стены замка рог, возвещающий о наступлении утра. После церковной службы все устремлялись к арене, обсуждая на ходу доблести бойцов, собирающихся принять участие в турнире, и гадая, кто еще из окрестных рыцарей прибудет к месту состязания в самый последний момент.

Требования же, которые предъявлялись к рыцарям, желающим принять участие в турнире, были почти одинаковы во всех западноевропейских странах. Рыцарь должен был доказать знатное происхождение в двух поколениях со стороны и матери, и отца, а доказывалось это наследственным гербом на щите и отличительными украшениями на шлеме.

Правда, со временем такие строгие ограничения стали ослабляться — к турнирам допускались и рыцари, пусть не столь знатные, но известные храбростью и умением владеть оружием. Но как бы то ни было, каждый прибывший на турнир рыцарь допускался к участию в нем только после рассмотрения его права на совете специально избираемых турнирных судей.

Если кто-то оказывался виновным в недостойном рыцаря поступке, и это могло быть доказано в присутствии судей, рыцарь лишался права выехать на ристалище. Это распространялось и на уличенных в хуле против Господа, в оскорблении дамы, в нарушении данного слова, и на каждого, кто покинул собрата по оружию в сражении.

Высокое значение рыцарского достоинства поддерживалось и еще одним правилом — никто не мог быть допущен к участию в турнире, если был виновен в вероломном нападении на противника.

Однако и для рыцаря, признанного советом турнирных судей безупречным во всех отношениях, предварительные испытания еще не заканчивались. Теперь он передавал свой флаг и гербовый щит герольдам, а те устраивали из знамен и гербов своеобразную выставку на главной городской площади, располагая их в строго определенном порядке.

Выше всех помещались гербы знатнейших лиц, ниже — баронов, и наконец в самом низу — простых рыцарей. Такая выставка служила как бы программой предстоящего состязания, но вместе с тем, устраивая ее, герольды обсуждали подлинность каждого из представленных гербов. Лицам не рыцарского происхождения выставление гербов было строго воспрещено, и уличенные в таком обмане должны были заплатить штраф в виде вооружения и боевого коня — в пользу герольдов. В обязанности герольдов входила еще и такая: давать любопытным зрителям необходимые объяснения, если чей либо герб из выставленных прежде был им не знаком.

Но не всегда объявлялись во всеуслышание имена всех рыцарей, пожелавших принять участие в турнире и выдержавших предварительные испытания. Иногда позволялось скрывать свои имена совсем юным рыцарям, страшившимся поражения и позора, а также в тех случаях, если рыцарь до поры предпочитал хранить инкогнито, будучи в неприязненных отношениях с устроителем турнира.

Ристалище, судьи и награды

Поле для турнира — ристалище — обносили деревянной оградой в один или два ряда или вместо нее протягивали веревки. Первоначально поле было круглым, но с течением времени обрело более удобную продолговатую форму. Вокруг поля устраивались деревянные ложи для прекрасных дам, а также судей турнира. Ложи украшались дорогими тканями и коврами, а самая роскошная, под балдахином, убранная цветами, стрелами, изображениями пылающих сердец, предназначалась для королевы любви и красоты, которую предстояло назвать будущему победителю.

Хоть и присутствовали на турнирах специально назначаемые судьи, однако высшими судьями были прекрасные дамы. Любую жалобу против кого-либо из участников рассматривали именно они, и решение не подлежало обжалованию.

Однако чаще всего дамы передавали право решения одному из рыцарей, которого сами избирали, и в знак такого отличия он назывался почетным рыцарем. При этом он украшал конец своего копья лентой или каким-то другим знаком благоволения, полученным от дам. Этот символ власти мгновенно прекращал любые споры, если они случались между участниками турнира.

Открывая рыцарское состязание, герольды громко оглашали его правила и объявляли, каким будет приз предстоящего состязания. Помимо объявленных призов, дамы и девицы часто жертвовали в виде награды за рыцарскую доблесть собственные золотые или серебряные украшения. А сам главный приз мог быть весьма ценным — один из самых дорогих за всю историю рыцарских турниров получил в 1468 году Лоренцо Медичи, правитель Флоренции: шлем из серебра, украшенный серебряной фигуркой Марса. Кроме того, каждый рыцарь, одержавший победу над другим, получал в качестве трофея его вооружение и коня.

Как открывались турниры

Рыцари выезжали к ристалищу блестящей кавалькадой, вместе с ними были и самые знатные особы, благородные дамы и девицы, — словом, открывал турнир весь цвет рыцарства и женской красоты. Обычно дамы подбирали и соответствующие случаю костюмы — нередко они украшались золотыми и серебряными поясами, на которых висели легкие мечи. На самом ристалище младшие герольды внимательнейшим образом осматривали вооружение участников. Оружие, не соответствующее установленному турнирному образцу, немедленно отвергалось. Копья были безопасны, так как снабжались тупыми наконечниками, турнирные мечи тоже были затуплены и укорочены. Иногда даже они делались не из стали, а из китовой кости, обтянутой кожей. Чтобы избежать кровопролития, в конце концов от рыцарей, помимо соблюдения всех прочих формальностей, стали требовать и особую клятву, что явились они на турнир с единственной целью совершенствования в военном искусстве, а не для сведения счетов с кем-нибудь из соперников.

Но вот заканчивался тщательный осмотр вооружения, и если все было в порядке, рыцари по сигналу герольдов удалялись в свои шатры, чтобы приготовиться к поединку. По второму кличу герольдов они садились на коней и выезжали на поле. Теперь специально назначенные судьи осматривали, правильно ли были оседланы кони турнирных бойцов.

Наступала короткая пауза, на какой-то миг все замирало — и в ложах для дам и почетных гостей, и на скамьях для простонародья. Участники турнира ждали знака почетного рыцаря к началу состязания.

Что происходило во время турнира

Рыцарские поединки бывали "один на один" или же в них принимали участие по несколько бойцов с каждой стороны. Тогда они выстраивались в шеренги друг напротив друга, и каждый должен был схватиться с определенным противником. Наконец почетный рыцарь подавал знак начала турнира, и звучал третий клич герольдов. Тотчас веревки, разделявшие рыцарей, опускались, и они устремлялись один на другого в оглушительном реве труб.

За каждым из рыцарей следовали его оруженосцы, готовые поправить ему доспехи, подать, когда будет необходимость, запасное вооружение, или поднять своего господина с земли, если противник окажется удачливее и выбьет его из седла.

Одна первая встреча противников редко решала судьбу поединка. Рыцари съезжались снова и снова, преломляя копья, всадники и кони опрокидывались, чаша весов успеха склонялась то на одну, то на другую сторону. Громко гремели трубы, рыцари выкликали имена своих прекрасных дам, кричали, переживая за своих любимцев, зрители.

Турнирные судьи тем временем зорко следили за действиями каждого из противников. Успехом считалось, если рыцарь сломил копье, попав в туловище противника между седлом и шлемом. Чем выше приходился удар, тем выше его и оценивали. Если рыцарь ломал копье, угодив прямо в шлем противника, это считалось особенным проявлением мастерства. Ну, а рыцарь, выбитый из седла, лишался возможности принять участие в следующей схватке. Поэтому менее постыдным на турнире считалось упасть вместе с конем, чем быть выбитым из седла. Тот, кто красиво и твердо держал копье, хоть оно и не ломалось от крепкого удара, заслуживал большей похвалы, чем тот, кто наносил меткий удар, но при этом плохо управлял конем. Состязание прекращалось, когда все рыцари успевали в полной мере проявить свою храбрость и воинское искусство. Устроитель турнира опускал свой жезл, и герольды давали сигнал к окончанию турнира.

Теперь почетных гостей и участников ждал пир. Рыцари вступали в зал, где были накрыты столы, под громкие звуки труб, облаченные в яркие одежды, и занимали места под знаменами со своими гербами. Самым храбрым и отличившимся рыцарям отводились и самые почетные места. В разгар пиршества делался перерыв, и герольды торжественно представляли дамам самых достойных рыцарей. При этом та из дам, что была выбрана победителем королевой любви и красоты, раздавала призы коленопреклоненным рыцарям и обращалась к каждому из них с особой похвальной речью. Звучали на пиру и песни менестрелей, прославлявших подвиги храбрых рыцарей.

Обычно турнир не заканчивался одним-единственным днем. На следующий день на поле, как и накануне турнира, снова выходили оруженосцы, но на этот раз на конях и вооружении своих господ. Наконец, на утро третьего дня зрители собирались посмотреть на бой, где рыцари сражались вместе со своими оруженосцами. Такой бой походил на настоящую битву в миниатюре.

Вот так и проходили грандиозные рыцарские праздники, надолго оставляя о себе память. Имена участников, победителей, дам, избранных в то или иное время королевами любви и красоты, почетных гостей, заносились в летописи, да иногда и сами рыцари-участники турнира или его устроители брались за перо.

Когда закончилось время рыцарских турниров?

Хоть и стали турниры самыми грандиозными праздниками рыцарских времен, но все же находились у них и влиятельные противники. Папа Иннокентий III в 1140 и папа Евгений III в 1313 году восставали против турниров из-за случавшихся на них смертельных случаев и даже, бывало, отлучали тех, кто принимал в них участие, от Церкви. Однако турнирам суждено было существовать еще долгие годы и даже пережить сами рыцарские времена. Они проводились и в XVI веке, когда рыцари окончательно уступили место на поле боя пехоте, артиллерии и легко вооруженной коннице. Их устраивали в Париже и Карл VI, и Франциск I, старавшийся возродить при своем дворе романтический дух рыцарской эпохи.

Последний из рыцарских турниров состоялся в 1559 году и закончился трагедией: по нелепой случайности обломок копья смертельно ранил французского короля Генриха 11. Когда спустя 11 дней король умер, турниры были навсегда запрещены...

На какие части делились геральдические щиты

Различались части и самого щита. Причем они рассматривались не с наружной стороны, а со стороны носителя герба. Таким образом правая для того, кто смотрит на герб, часть называлась левой, и наоборот. Если двумя воображаемыми продольными и двумя поперечными линиями разделить щит на девять частей, то у каждой из них, а также у разных их сочетаний, будет свое название. Три верхних горизонтальных части именовались верхним или головным краем. Три противоположных нижних — подножием или оконечностью. Три вертикальные правые части щита именовались правым или передним боковым краем. Противоположные вертикальные части составляли левый или задний боковой край.

Правый верхний угол был самым почетным местом щита и назывался правой стороной главы. Противоположный левый верхний угол — левой стороной главы. Были на щите и правый нижний угол, и левый нижний угол. Центральная часть называлась сердцем щита. Три средние вертикальные части составляли так называемое место столба. Три средние горизонтальные — середину щита. Случалось, что в сердце гербового щита помещался еще и малый, дополнительный щиток. Он назывался средним или сердцевым щитом. Если же и этот, сердцевый щит нес на себе еще один, совсем маленький, то он назывался просто средним, а сердцевым становился меньший щит.
Весь щит, разделенный на части, назывался сложным, в отличие от простого, неделенного. У всех разделяющих линий были свои названия, и подразделялись они на различные виды и классы.

Главных делений щита было четыре. Первое, по вертикальной линии, опущенной из середины верхнего края на нижний, называлось рассечением. Продольная горизонтальная линия, соединяющая середины боковых сторон щита, именовалась пересечением.

Диагональ, проведенная из правого верхнего угла к левому нижнему, получила название скошения справа. Скошением слева называлась диагональ, проведенная от верхнего левого угла к нижнему правому.

Такие деления могли быть единственными на гербовом щите, могли сочетаться между собой. Пересечение и рассечение, проведенные одновременно, образовывали четвероугольное или четверочастное деление щита. Скошение справа и скошение слева вместе разбивали щит на четыре треугольника — с вершинами, сходящимися в его сердце. Такое разделение именовалась Андреевским крестом. А в том случае, когда одновременно проводились все четыре главные деления, щит разбивался на восемь треугольников.

Однако фигур деления на щите могло быть великое множество. Это достигалось тем, что главным делящим линиям придавались различные уклонения, причем равномерно в обе стороны, в виде уступов, ступеней, зубцов, заострений, волн. Соответственно и деление щита на части называлось ступенчатым, зубчатым, двойным зубчатым, скошенным зубчатым, уширенно-зубчатым, заостренно-зубчатым, крестовидно-зубчатым, закругленно-зубчатым, вызубренно-зубчатым, зубовидным, пламевидным, зазубренным, облачным, облаковидным, листовидным, зетаообразным, крюковидным...

Но хоть и замысловаты у всех этих делений названия, а именуются они тем не менее простыми — именно потому, что образуются четырьмя главными делящими линиями. Однако гораздо больше в геральдике составных делений, получающихся от проведения нескольких дополнительных линий. Тут тоже действовало строгое правило: однородные линии проводились на равном расстоянии одна от другой, и кроме того, вертикальные — на равном расстоянии от краев щита, а диагональные — от углов. И еще одна тонкость — деления разделялись на истинные и неистинные. Если, несмотря на всю свою замысловатость, площади различных употребленных в гербе эмалей, мехов и металлов составляли в целом равные доли, деление щита признавалось истинным. Если же какой-то цвет имел преимущество над другими, деление называлось неистинным.

Что рисовали на щитах

Особую роль на щите играли геральдические фигуры. Они опять-таки подразделялись на две группы — почетные и второстепенные. Согласно строгому определению, "геральдическая фигура в точном значении этого слова есть одноцветное меньшее место в гербовом щите, имеющее определенную ширину и простирающееся по направлению линий деления, или же заменяя собой таковые линии, перпендикулярно, горизонтально или вкось через щит, от одного края или угла его к противоположному. При этом такая фигура всегда выделяется на щитовом поле, имеющем другой цвет, и представляет нечто отдельное от него". Говоря же проще, почетные геральдические фигуры образуются направлениями простых и составных линий деления и выделяются на щите только цветом.

Насчитывается этих фигур не так уж и много: глава, оконечность, пояс, столб, кайма, перевязи левая и правая, стропило и различные виды крестов — андреевский, вилообразный, укороченный, якоревидный, костыльный. Почетные фигуры называются еще и константными — постоянными. Произошло это потому, что их величина и положение на щите остаются неизменными — их нельзя ни увеличить, ни уменьшить, ни повысить, ни понизить. Основой для образования второстепенных геральдических фигур служат те же константные. Второстепенные производятся путем их уменьшения, удвоения, утроения, урезания, — так появились, например, столбики, брусья, пояски, ромбовые поля... Всего же таких фигур насчитывается до нескольких сотен.

И наконец особую и весьма многочисленную группу составляют фигуры, называемые негеральдическими. Они в свою очередь подразделяются на естественные, — взятые из жизни или природы, искусственные, — созданные человеческим трудом, и фантастические, — такие, что могут быть созданы только воображением. К таким относились всякого рода мифические существа — драконы, единороги, грифоны...

Но, кстати говоря, разделение фигур на щите на геральдические и негеральдические никак их не противопоставляет, не ставит по значению первые над вторыми. То же самое относится и к почетным и второстепенным геральдическим фигурам. Негеральдические фигуры могли занимать на щите и больше места, чем геральдические, и больше значить для владельца герба, подчеркивая его личные достоинства, какие-то важные события из истории его рода, или обстоятельства, связанные с его положением.

Вспомним щит, с которым Айвенго выехал на турнир. На нем была одна-единственная негеральдическая фигура, относящаяся к естественным негеральдическим фигурам. Дуб, вырванный с корнем, означал то, что отец Айвенго Седрик Роттервудский изгнал своего сына из дома и лишил его наследства... На гербах средневековья встречалось великое множество естественных негеральдических фигур. На них изображали людей в разных положениях, одеждах, как мужчин, так и женщин — чаще всего рыцарей, королей, монахов, шутов. Часто встречались лики святых — эти фигуры изображались обычно как бы смотрящими из щита. Обычным делом были также изображения лишь отдельных частей человеческих фигур — головы, туловища без рук, только рук или ног. Очень распространенной в гербах была рука в железной рыцарской перчатке, держащая обнаженный меч или какое-то другое оружие.

Рука с вытянутыми указательным и средним пальцами называлась "клянущейся". Точно такая же рука с вытянутыми пальцами, но окруженная нимбом или спускающаяся с облаков, получила название "благословляющей десницы", причем подразумевалась, конечно, Божья десница. Две руки, вложенные одна в другую, назывались "руками верности". Характерны для гербов также сердца, пронзенные стрелами, глаза, всегда изображающиеся смотрящими вперед. Иной раз многочисленные глаза занимали все поле щита. Но особенно разнообразными и в огромных количестве были изображения разных животных. Они запечатлевались в разных позах, разной окраски, целиком и частями, стоящими на задних лапах, лежащими, бегущими, взлетающими, если изображались птицы...

Чаще всех других, однако, встречались лев и орел, — царь зверей и царь птиц. Но почти столь же широко использовались изображения оленя, вепря, медведя, козерога, лисицы, собаки, коня, быка, слона. Из птиц — журавля, аиста, цапли, петуха, павлина, страуса, пеликана, лебедя. Изображения рыб тоже были очень распространены. Нередко гербы украшали змеи, раки. Очень многочисленными были на гербах самые разные растения, а также отдельные их части — стволы, ветви, листья, лепестки цветов. Распространенной гербовой эмблемой была роза, причем она нередко использовалась как гласный герб — многие фамилии происходили от названия этого цветка. А в Англии роза стала и символом долгой феодальной войны между династиями Ланкастеров и Йорков, оспаривающих друг у друга права на английский престол. В гербе Ланкастеров была алая роза, в гербе Йорков — белая. Жестокая, кровавая междоусобица, продолжавшаяся тридцать лет, с 1455 по 1485 год, унесшая множество жизней, осталась в истории под поэтическим названием "Войны Алой и Белой розы". Естественными, но не относящимися к живому миру фигурами были нередко встречающиеся на гербах изображения солнца, звезд, огня, облаков, гор, волн...

Драконы и кентавры, паруса и ключи

Однако более оригинальными и гораздо более свойственными геральдике оказались фантастические фигуры, — те, что можно было создать лишь при помощи воображения. Среди них — многочисленные крылатые львы, двойные или двуглавые орлы, грифы — фантастические звери, верхняя часть которых позаимствована у орла, а нижняя у льва.

Распространенными были драконы самых разных видов. Они изображались коронованными, с человеческими головами, вооруженными мечами или копьями, огнедышащими, со львиными ногами, выпущенным языком. Попадались единороги, кентавры, химеры — фантастические существа, состоящие из женской головы и груди, львиных туловища и лап и змеиного хвоста, сирены — женщины с двумя рыбьими хвостами, саламандры в языках пламени...

Но и самые обычные, вполне земные предметы нередко выбирались в качестве геральдических эмблем. Например, постройки — башни, стены, ворота, храмы. Ворота могли быть открытыми и закрытыми; открытые символизировали гостеприимство.

Часто эмблемы каким-нибудь образом связывались с морем, мореплаванием. Среди них были корабли, паруса, мачты, морская гладь или волны, якоря. Самую же большую группу среди предметов искусственных, созданных человеческим трудом, составляли те, что относились к утвари, орудиям ремесла и — особенно — к рыцарскому быту. Связаны они были и с охотой, и с пирами, с музыкой, как, например, охотничьи рога, кубки, струны, барабаны, арфы, лиры. Так же многочисленны молоты, топоры, ножи, ножницы для стрижки овец, плуги, ключи, замки, столы, стулья. Любили украшать гербы предметами одежды, обувью, головными уборами...

Существовали строго определенные правила и на тот случай, если совершенно одинаковых фигур было на гербе несколько, в то время, как единичная фигура размещалась по середине щита. Если фигур было неопределенное число, причем некоторые не только касались краев щита, но даже как бы выходили за его площадь, оставляя видимой лишь какую-то свою часть, то поле щита получало название усеянного или усыпанного. Часто щит "усеивали" крестами, цветами, птицами. Две фигуры помещались одна возле другой или друг над другом. Три могли располагаться и в один ряд, и друг над другом, или две сверху, одна внизу. Четыре фигуры ставились по две в ряд. Пять могли размещаться тремя разными способами: два ряда по две и одна внизу; три в ряд и по одной сверху и снизу — в виде креста; одна в центре и четыре по углам, как андреевский крест. Фигур могло быть и шесть, и семь, и восемь. Если они располагались, следуя направлению какой-либо геральдической фигуры, при описании герба так и указывалось — подобно столбу, подобно поясу или перевязи справа, слева, крестообразно...

Обращены фигуры тоже были по-разному — или в одну сторону, или в разные, или друг к другу. При этом требовалось, чтобы они распределялись по щиту красиво и симметрично, соответствуя его форме. Конечно, всем этим геральдические правила и головоломные тонкости далеко не исчерпываются. Их было великое множество; чтобы усвоить их, научиться ими пользоваться, требовались долгие годы учения. Полностью ими владели лишь герольды, стоящие на самой верхней ступени иерархической лестницы своего сословия — так называемые гербовые короли. Они возводились в это звание в торжественной церемонии, получая корону, скипетр и золотую цепь, как знаки высокого достоинства. Гербовые короли были окружены почетом и уважением. Служа какому-то монарху или рыцарскому ордену, они пользовались гостеприимством и неприкосновенностью при любом западноевропейском дворе даже во время войны.

Свои характерные особенности были у английских гербов — щиты на них чаще всего заостренные, с выступающими верхними углами. Фигуры на щитах обычно были не геральдическими, а взятыми из природы. Особенно свойственными древней английской геральдике были фигуры леопардов, изображения розы, рукавов одежды, водосточных труб, пересеченных горизонтальной чертой. Позже в гербах появились многочисленные фигуры, связанные с морем и мореплаванием — корабли, паруса, маяки, весла, якоря. Щитодержателями часто служили матросы, тритоны, русалки.

Источник информации: онлайн-журнал «Школьнику» А. А. Покорна «Гербы, геральдика, гарольды…» http://journal-shkolniku.ru/geraldika.html








































Приложение 4.


Грамота для рыцаря.


The royal edict




Рыцарь _________________________________________________________


Закрепляем за тобой звание



«Самый _________________________________________________________

на веки вечные.



In nomine Patris, et Filii, et Spiritus Sancti. Amen.



Приложение 5. [pic]

Фотоотчет мероприятия.

[pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic]

Разработано учителем начальных классов школы № 173 г. Санкт-Петербург Собяниной А.В.