Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу «Азбука пешехода»

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 26 ИМЕНИ А.С.ПУШКИНА»

ГОРОДА СМОЛЕНСКА



«Рекомендовано»

Руководитель МО

_____/Е.А.Кулькова./

Протокол №

от «___» мая 2016г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ «СШ №26

имени А.С.Пушкина»

_______/Н.А.Чуйко./

« 25» августа 2016 г.

«Рассмотрено»

на заседании педагогического совета

Протокол № 9

от 30.08.2016

« Утверждено»

приказом по школе

№ 162-ОД

от 30.08.2016 г.

Директор МБОУ «СШ №26

имени А.С. Пушкина»

_________/Шпунтова О.Н./


Рабочая программа
по внеурочной деятельности
по курсу «Азбука пешехода»






Составитель рабочей программы

учитель начальных классов:

Борисенкова Н. Н.







Сроки реализации программы:

01.09.2016 – 31.05.2017





Пояснительная записка.

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Азбука пешехода» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы для системы дополнительного образования детей “Безопасность дорожного движения”, под редакцией П.В.Ижевского, Москва. “Просвещение”,2010 г.

Продолжительность освоения – 4 года.

Возрастной диапазон начала освоения программы – 7–11 лет.

Направление – социальное.

Цель программы: предупреждение и снижение детского дорожно –транспортного травматизма.

Задачи программы:

Образовательные

  • повысить у учащихся уровень знаний по Правилам дорожного движения Российской Федерации;

  • помочь учащимся усвоить требования разделов Правил дорожного движения Российской Федерации для пешеходов и велосипедов;

  • оказать содействие учащимся в выработке навыков по оказанию первой медицинской помощи.

Развивающие:

  • развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;

  • способствовать развитию у учащихся таких умений, как быстрота реакции, внимательность, наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, самообладание, находчивость.

Воспитательные:

  • воспитать у учащихся дисциплинированность и ответственность за свои действия на дороге;

  • выработать у учащихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику;

  • сформировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.



Таблица тематического распределения часов.

Содержание обучения.

Содержание данного курса включает теорию и практику безопасного поведения человека на улицах и дорогах, а также в общественном транспорте. Реализация данной программы рассчитана на 4 года обучения в начальной школе и позволит обучающимся получитьсистематизированное представление об опасностях на дороге и о прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние их последствий на жизнь и здоровье человека, выработать алгоритм безопасного поведения с учетом своих возможностей.

Программа предполагает групповые занятия (школьный кабинет, стадион, спортивный зал), а также проведение экскурсий.

Так как программа больше всего уделяет внимания пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков, то с этой целью планируется использование таких форм проведения занятий, как театрализованное представление, КВН, выпуск стенгазет, встреча с работниками ГИБДД, конкурс, викторина, игра.



Методы и средства обучения:

Словесные – рассказ, объяснение, беседа.

Наглядные – показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок на доске, стендов, видеофильмов, презентаций.

Практические – выполнение практических заданий в тетрадях, игровые ситуации, с помощью которых проверяется знание ПДД, тестирование, экскурсии по городу с целью изучения программного материала.

Место занятий внеурочной деятельностью в учебном плане.

Согласно образовательному плану МБОУ СШ № 26 имени А.С.Пушкина на проведение занятий внеурочной деятельности “Азбука пешехода” на 1 – 4 класс начальной школы выделяется всего — 270 часов.

Из них в 1 классе – 66 часов (2 часа в неделю, 33 учебных недели), во 2 – 4 классах – по 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебных недели).

Планируемые результаты изучения курса “Азбука пешехода”.

Учащиеся должны знать:

  • основные понятия и термины из Правил дорожного движения Российской Федерации;

  • общие положения Правил дорожного движения Российской Федерации;

  • правила перехода проезжей части на площадях и перекрестках;

  • правила посадки в общественный транспорт и высадки из него;

  • правила поведения детей при перевозке в салоне легкового автомобиля;

  • основы страхования.

Правила:

  • перехода улиц и дорог по сигналам светофора;

  • перехода улиц и дорог по пешеходным переходам;

  • перехода проезжей части дороги при отсутствии пешеходных переходов и светофоров в зоне видимости;

  • воздержания от перехода улиц и дорог при приближении транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом;

  • движение по тротуару, пешеходной дорожке (а при их отсутствии – по обочине и краю проезжей части со взрослыми);

  • движения группы детей в сопровождении взрослых;

  • этичного, вежливого и безопасного поведения в транспорте, находясь со взрослыми;

  • безопасного поведения при езде на велосипеде и возраст, с которого можно выезжать на улицы и дороги.

Учащиеся 1-х классов должны знать:

опасные места вокруг школы, дома, в микрорайоне, на улицах и дорогах;

безопасные участки улиц и дорог в микрорайоне;

типичные ошибки поведения в дорожной среде, приводящие к несчастным случаям и авариям;

опасности, связанные с погодными условиями и освещением;

места, где можно и нельзя играть, кататься на велосипеде, роликовых коньках, самокатных средствах, санках;

название и назначение дорожных знаков для пешеходов и некоторых знаков для водителей;

Учащиеся 1-го класса должны уметь:

  • переходить улицы и проезжую часть дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а также проезжую часть дороги (вне зоны видимости пешеходов);

  • правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при движении группой, в транспорте, при езде на велосипеде.

Учащиеся 2-х классов должны знать(кроме перечисленного):

  • правила перехода регулируемых и нерегулируемых перекрестков;

  • правила перехода проезжей части с односторонним и двусторонним движением транспорта и трамвайными путями;

Учащиеся 2-го класса должны уметь:

  • переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;

  • обращаться за помощью к взрослым в сложных дорожных условиях; при посадке и высадке из маршрутного такси;

  • ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за препятствий и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней;

  • не создавать помех движению транспорта;

  • определять опасные и безопасные участки дорог и улиц;

  • соблюдать правила при посадке и высадке из общественного транспорта, во время движения в салоне;

Учащиеся 3-4 классов должны знать (кроме перечисленного):

  • что такое остановочный и тормозной путь, как он изменяется и от каких факторов зависит.



Учащиеся 3-4 класса должны уметь:

  • ориентироваться в дорожной обстановке при переходе улиц и дорог с двусторонним и односторонним движением, наличием трамвайных путей;

  • переходить железнодорожные пути;

  • переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;

  • осуществлять посадку и высадку из общественного транспорта.

Планируемые результаты.

Учащиеся должны уметь:

  • правильно вести себя, оказавшись в экстренной ситуации на проезжей части дороги;

  • пользоваться общественным транспортом;

  • самостоятельно выбирать безопасный путь движения в той или иной местности;

  • оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;

В ходе занятий по изучению и пропаганде Правил дорожного движения учащиеся должны приобретать такие качества, как самостоятельность, аккуратность, дисциплинированность, ответственность.

Формы и методы контроля:

  • тестирование;

  • праздники, конкурсы.

Литература:

  1. Пособие для учителей “Безопасное поведение на улицах и дорогах”, 1–4 кл., под редакцией П.В.Ижевского, авторы: П.В. Ижевский, Б.О.Хренников, И.В.Александрова, М.В.Маслов.

  2. Методическое пособие “Профилактика детского дорожно– транспортного травматизма”, автор:Е.А.Козловская. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2007 г.

  3. Игровой модульный курс по ПДД, или школьник вышел на улицу”, 1–4 класс, автор: В.И.Ковалько. Москва. “Вако”, 2008 г.

  4. Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению правил дорожного движения”, авторы: В.Е.Амелина и др. Москва. “Глобус”, 2008 г.

Материально-техническое обеспечение.

  • Компьютер, проектор;

  • Настольные игры по правилам дорожного движения;

  • Таблицы по правилам дорожного движения.



Календарно-тематическое планирование 3 класс

Содержание

(разделы, темы)

Количество часов

Дата

проведения


Дорожная грамота.

20



1

2

1.Правила дорожные знать каждому положено.

2.Ознакомительная экскурсия.




3

4

3.История возникновения правил дорожного движения.

4.Дорога в школу и домой.




5

6

5.Улица, транспорт и пешеходы.

6.Кого называют пешеходом,водителем,пассажиром.




7

8


7.Скрытые опасности на дороге.

8.Правила поведения на тротуаре,пешеходной дорожке,обочине.




9

10

9.Тренинг. Определение наиболее опасных участков дороги.

10.Что такое проезжая часть дороги.

Занятие проводится

на улицах в микрорайоне школы



11

12

11.Тренинг. Выбор безопасного маршрута движения.

12.Пешеходный переход.

Занятие проводится

на улицах в микрорайоне школы



13

14

13.Остановочный и тормозной путь.

14.Что означают дорожные знаки.




15

16


15.Встреча с работниками ГИБДД.

16.Экскурсия: «Я-пешеход.»




17

18

17.Викторина по правилам дорожного движения.

18.Светофор и дорожная разметка.




19

20

19.Практическое занятие. Чтоб дорогу перейти во все стороны гляди.

20.Новое об улицах и дорогах.

Занятие проводится

около дорог, прилегающих к школе




Транспортные средства

6



21

22

21.Рельсовый и безрельсовый транспорт.

22.История появления автомобиля.




23

24

23.Служба спасения, МЧС

24.Причины дорожных аварий.




25

26

25.Конкурс детского рисунка.

26.Правила езды на велосипеде.





Здравствуй, дорога! (Общие правила)

6



27

28

27.Сигналы регулировщика.

28.Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.




29

30

29.Инспектор ГИБДД (регулировщик)– наш друг и помощник.

30.Что такое Госавтоинспекция и кто такой инспектор ДПС.




31

32

31.Викторина по правилам дорожного движения.

32.Правила перехода улиц и дорог.





Правила дорожного движения.

20



33

34

33.Движение пешеходов.

34.Типичные ошибки в поведении школьников младших классов на улицах и дорогах.




35

36

35.Права и обязанности пешеходов.

36.Что надо знать о перекрёстках.




37

38

37.Конкурс рисунков «Нарушители».

38.Типы перекрёстков.




39

40

39.Игры детей и дорожная безопасность.

40.Опасные повороты транспорта.




41

42

41.Причины дорожных аварий.

42.Остановочный и тормозной путь автомобиля.




43

44

43.Перекрёсток и опасные повороты.

44.Одностороннее и двустороннее движение.




45

46

45.Практическая работа. Переход улицы с двусторонним движением.

46.Экскусия: «Обучение детей безопасному и правопослушному поведению на улицах и дорогах.

Занятие проводится

около дорог, прилегающих к школе



47

48

47.Железнодорожный переезд.

48.Правила поведения в поездах.




49

50

49.Правила перехода железной дороги.

50.История возникновения поездов.




51

52

51.Конкурс рисунков «Кто виноват?»

52.Викторина: «Железнодорожный транспорт».





Наш друг - светофор.

6



53

54

53.Знакомство с транспортом города.

54.Конкурс рисунков: «Городской транспорт.»




55

56

55.Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств.

56.Виды светофоров.




57

58

57.Викторина «Красный, жёлтый, зелёный».

58.Нерегулируемый пешеходный переход.





Дорожные знаки.

10



59

60

59.Запрещающие знаки.

60.Дорожная разметка.




61

62

61.Предписывающие знаки.

62.Знаки приоретета.




63

64

63.Знаки сервиса.

64.Конкурс рисунков: «Дорожные знаки».




65

66

65.Экскурсия. «Знаю ли я дорожные знаки?»

66.Правила поведения на посадочных площадках.




67

68

67.Обобщающее занятие по правилам дорожного движения.

68.Просмотр фильма по правилам дорожного движения.Викторина: «Я –пешеход и пассажир».