Конспект урока по математике на тему Площадь фигуры. Квадратный сантиметр. (3 класс)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Урок математики в 3-м классе

"Площадь фигуры. Квадратный сантиметр"



Цели:

  • ознакомить детей с площадью фигуры и способами сравнения площадей;

  • вывести правило вычисления площади прямоугольника квадратным

  • сантиметром как единицей площади; научить пользоваться этой единицей

  • измерения, совершенствовать вычислительные навыки, приучать к

  • аккуратности при выполнении чертежей.

Оборудование:

  • для учителя: экран, компьютер, мультимедийный проектор, диск с презентацией

  • на столах у учащихся: вырезанные из бумаги треугольник и круг (круг больше треугольника), фигуры В и С слайда № 6, квадрат со стороной 1 см, листы в клеточку и конверты для каждого ученика.

Оформление доски: записана дата, "Классная работа", пример для устного счета, обозначенного в плане - конспекте *.

Ход урока

I. Организация класса

- Здравствуйте, ребята!

- Все готовы к уроку?

II. Актуализация знаний.

-Начинаем нашу работу с гимнастики ума - устного счета.

Слайд № 2.

Вычисли:

96 - 20

92 - 15

36 : 6

75 + 5

25 + 25

24 : 24

80 + 13

32 : 4

7 х 9

Слайд № 3. Вычисли

Задача. Чему равен периметр прямоугольника со стороной 3 см и 4 см.?

Ответ ученика. (Периметр равен 12 см.)

III. Самоопределение к деятельности.

(Слайд 4)

(Учитель показывает фигуры, учащиеся объясняют, каким . л особом удобнее сравнить их по площади.)



(На глаз. Сразу видно, что первая фигура меньше, чем вторая.)

[pic]



(На глаз или наложением.)

[pic]



(Посчитать треугольники, из которых состоит каждая фигура, и сравнить их количество.)

(У учащихся разные по размеру и форме мерки: первый ряд — прямоугольные, второй ряд — треугольные, третий ряд — квадратные.)

  • Я заказчик и прошу привезти мне картон размером 5 единиц — мерок. Покажите, сколько картона вы мне привезете.

(Учащиеся на листе бумаги составляют фигуру, в которой 5 мерок.)

  • Почему у вас получились разные размеры картона, ведь все приготовили картон площадью 5 мерок? (Мерки разные.)

  • Что может произойти в жизни, если у каждого будут свои мерки? (Ответы детей.)

  • Сформулируйте тему и задачи урока. (На сегодняшнем уроке мы узнаем, как можно сравнивать фигуры, что такое площадь и как измеряется площадь различных фигур.)

IV. Работа по теме урока.

(Слайд № 5) -Даны два прямоугольника. Сосчитайте, чему равны площади прямоугольников.

Дети считают клеточки в каждом прямоугольнике, называют полученные данные.

-У нас один и тот же прямоугольник. С одной стороны на нем поместилось 8 клеточек, с другой - 12. Но 8 неравно 12. Значит, площади не равны. Как же так? Ведь это один и тот же прямоугольник. Подумайте, почему так получилось?

Предполагаемый ответ ученика. Разные квадратики, разные единицы измерения.

- Правильно. Прямоугольник сначала разбили на маленькие квадратики, а потом - на квадратики большего размера. Давайте введем единицу измерения площади. Договоримся, как и ученые, называть квадрат, сторона которого 1 см , квадратным сантиметром . 1 см2

V. Работа по учебнику

  • Прочитайте теоретический материал на с. 58.

  • Что такое квадратный сантиметр? (Квадрат со стороной 1 см.)

Квадратный сантиметр обозначают так: 1 см2. Точку после сокращения не ставят.

1 (с. 58).

  • Сколько квадратных сантиметров в каждой фигуре?

  • Площадь какой фигуры больше и почему?

  • Сделайте вывод: какая фигура будет больше? (Та, в которой больше одинаковых мерок.)

2,3 (с. 58).

(Устное выполнение по цепочке.)





Физкультминутка. (Слайд №6)

Раз — подняться, потянуться,

Два — согнуться, разогнуться.

Три — в ладоши три хлопка,

Головою три кивка,

На четыре — руки шире,

Пять — руками помахать,

Шесть - за парту тихо сесть.



VI. Практическая работа. (Слайд 7)

-Начертите прямоугольник со сторонами 4 см и 2 см. Какие свойства прямоугольника вы знаете?

Дети называют известные им свойства прямоугольника.

-Чтобы площадь прямоугольника

Уметь вычислять,

Надо важное правило знать.

Это правило мы попробуем вывести сами. Площадь обозначается буквой S. В каких единицах измеряется площадь?

Предполагаемый ответ ученика. В квадратных сантиметрах.

-Разделите прямоугольник на квадраты со стороной 1 см. Сколько полос в прямоугольнике? Сколько всего квадратов?

Учащиеся делают вывод.

-Не обязательно прямоугольник разбивать на квадраты, можно измерить ширину и длину. Чтобы найти площадь прямоугольника, надо длину умножить на ширину.

S = a * b

-Что нужно знать, чтобы найти площадь прямоугольника?

Предполагаемый ответ ученика. Длину и ширину.

-Выполним задания. Вычислить периметр и площадь фигуры. (4+2) *2 = 16 (см)

4 x2 = 8 (см 2 )

Игра "Отправь письмо" (самостоятельная работа в парах). Учитель читает задания, учащиеся выполняют на листах. Листы с выполненными заданиями вкладывают в конверт. Конверт отправляют учителю.

-Начерти прямоугольник со сторонами 3 см и 5 см. Определите, чему равна его площадь.

-Начертите два квадрата. Сторона одного квадрата равна 3 см, другого - 4 см. На сколько квадратных см площадь одного меньше площади другого?

-Начертите три различных прямоугольника. Но учтите, что площадь каждого из них должна равняться 12 см2.

-Вложите листы с выполненными заданиями в конверты. На следующем уроке определим, чья пара лучше справилась с заданием.

Гимнастика для глаз (Слайд №8)

IV. Закрепление

Выполнение заданий в рабочей тетради

98, 99 (с.39), 100 (с.40).


VII. Рефлексия.

(«Проверь себя» (учебник с.59). Устное выполнение.

- Сколько квадратных сантиметров в первой фигуре? (4 см2)

- Сколько квадратных сантиметров во второй фигуре? (8 см2)

- На сколько квадратных сантиметров первая фигура меньше, чем вторая? (На 4 см2)

- Во сколько раз вторая фигура больше первой? (В 2 раза.)

- Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

- Что нового вы сегодня узнали?

- Чему научились?

- Как можно сравнить площади фигур?

- В каких единицах измеряется площадь?

- Как обозначается площадь?

- Что сегодня на уроке показалось вам непонятным?

- За что вы можете себя похвалить?

Домашнее задание

Учебник: с.59 №6, 8

Урок окончен.