Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу ПОЧИТАЙ-КА (1 класс)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...




Пояснительная записка



Программа внеурочной деятельности по курсу "ПОЧИТАЙ-КА" является адаптированной, на основе программы И.Ф. Яценко «Внеклассное чтение», имеет  общекультурное направление.

   

Внеурочная деятельность по курсу «ПОЧИТАЙ-КА» необходима по ряду причин:

     1. Количество базисных часов уменьшилось.

     2. Перенасыщенность информацией через телевидение, Интернет ослабила интерес детей к книге.

Программа внеурочной деятельности по курсу составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Обоснованность выбора данной программы. Художественная литература является средством эстетического, нравственного  и социального воспитания детей, способствует повышению их познавательной  и творческой активности.

Для развития речи (словарного запаса, грамматического строя) используются задания, направленные на освоение авторской лексики. Привлекается внимание детей к образованию новых форм слов,  проводится работа по употреблению синонимов, антонимов, средств художественной выразительности, используемой в произведении.

Цель данной программы: мотивировать и формировать интерес к детским книгам. Расширяя читательский кругозор учащихся, формируя привычку и способность к целенаправленному самостоятельному выбору и чтению книг, Программа внеурочной деятельности может и должна готовить детей к пониманию социальной значимости чтения в нашем обществе, укреплять в сознании и деятельности детей нормы морали и нравственности.

Для активизации познавательных УУД предлагаются занятия с использованием интерактивных методов обучения: ролевые игры, творческие лаборатории, проблемные ситуации, викторины, кроссворды, шарады, загадки..

Для формирования коммуникативных УУД предлагаются различные формы и приемы работы: в паре, в группе, « я-лидер», «слушаем друга» и другие.

Для формирования личностных УУД представлены различные приемы работы с книгой, с текстом, при общении со взрослыми и детьми и др., приемы скорочтения и чтение с решеткой, громкое чтение , чтение про себя.

Основными задачами программы являются:

  1. формировать у детей интерес к книге,

  2. уметь воспринимать и понимать прочитанный текст,

  3. учить отвечать на вопросы по содержанию,

  4. учить пересказу,

  5. развивать умение сопереживать, сочувствовать героям, давать им характеристику и оценку их поступков.

  6. учить читателя становиться исследователем, конкретизируя в процессе диалога собственные "гипотезы смысла".

Ведущими методами являются: чтение - рассматривание книг, чтение вслух, рассказывание, инсценирование, ролевые выступления, беседа, громкое чтение, исследование, проектирование, театрализация и выступление.

Наиболее предпочтительные формы работы - фронтальная беседа, индивидуальные ответы, групповые выступления, проектная деятельность, исследовательская работа.

     Данная программа ориентирована на детей 1 класса общеобразовательной школы.  33 часа из расчёта 1 занятие в неделю.



Оценивание работы учащихся

Курс «Почитай-ка» входит в число внеурочной деятельности, поэтому учитель может применять собственные критерии оценивания. Однако важно помнить, что основной целью оценки является формирование положительной познавательной мо­тивации и личностное развитие учащихся. Поэтому обязательными для выполнения должны быть следующие требования:

1) Оцениваются достижения, отрицательные оценки исключены.

2) Основным критерием количественной оценки (отметки) яв­ляются, прежде всего, затраты усилий, вложенных учащимся в свой учебный труд, положительная динамика его результатов отно­сительно себя.

3) Не следует ставить отметки по результатам тестов и анкет, отражающих качества личности учащихся. Развитие познавательных процессов и потребностной сферы следует отмечать качественно.

Можно предложить, например, следующую систему оценивания:

отметки:

«отлично» - наблюдаются значительные позитивные сдвиги ученика относительно собственных предыдущих результатов;

«хорошо» - наблюдаются заметные положительные изменения;

«зачет» - программа курса выполнена;

качественные оценки: «Молодец!», «Будь внимательнее!», «Подумай еще!» и т.д.

При этом предполагается, что отметка «зачет» может быть выставлена не более чем 2-3 учащимся класса, а остальные будут иметь отметки «отлично» или «хорошо».

Планируемые результаты.

1 класс.

Личностные результаты:

  • осознавать роль книги, языка и речи в жизни людей;

  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  • высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других;

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).





































ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по курсу «Почитай-ка» 1 класс


Наименование раздела программы

Тема урока 
(этап проектной или исследовательской деятельности)

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Планируемые результаты освоения материала

Форма и вид деятельности

Дата 

1

1 четверть (9часов)

2 четверть

(7 часов)

Самые интересные книги прочитанные летом.

1

Умение работать с книгой: различать тип книги, уметь пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.), оглавление.

Выбор одной из интересных книг, прочитанных летом. Подготовка к рассказу об этой книге.

Знать приемы ориентирования в учебнике.

Уметь различать элементы книги (учебника): обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, называть буквы и звуки, выбирать книгу, презентовать книгу

Беседа по вопросам

13.11

2


Малые фольклорные жанры

1

Чтение и анализ пословиц, поговорок, песен, загадок и т д

Знать фольклорные жанры. Уметь: читать выразительно, определять тему и главную мысль; высказывать своё мнение.

Конкурс на лучшего чтеца-затейника

13.11

3


Сказки А. С. Пушкина

1

Чтение и анализ сказок  А С Пушкина по выбору

Уметь читать и комментировать прочитанное, уметь отвечать на вопросы по прочитанному

Свободные высказывания

20.11


4


Стихи для детей. Библиотечный урок

1

Упражнение в технике чтения. Участие в викторине

Уметь читать стихотворение по строфам, производить лексическую работу с непонятными словами

Экскурсия

20.11


5


Сказки русских писателей

1

Чтение и анализ сказок  по выбору

Уметь читать и анализировать прочитанное

Свободные высказывания

27.11

6


Рассказы, сказки, басни Л. Толстого, К. Ушинского

1

Правильное чтение. Чтение рассказов. Составление выставки

Уметь читать и анализировать прочитанное

Свободные высказывания

27.11

7


Стихи русских поэтов об осени.

1

Отбор и чтение стихов об осени.

Уметь комментировать прочитанное, играть в группах, в парах.

Свободные высказывания

4.12

8


Рассказы В. Бианки, Н. Сладкова, Е. Чарушина о животных

1

Чтение нескольких рассказов о животных, изготовление игр-самоделок

Уметь работать с иллюстрациями, отвечать на вопросы, высказывать собственное мнение.

Игры-самоделки

4.12

9


Золотая осень.

1

Выступления учащихся перед родителями.

Уметь участвовать в диалоге: слушать, высказывать свое мнение, доказывать его; уметь войти в роль.

Утренник.

11.12

10


«Не насытится око зрением, а человек знанием»

Работа со справочниками, энциклопедиями.

1

Отбор и чтение научно-популярных статей. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного и отвечать на вопросы.

Уметь  пользоваться справочниками, энциклопедиями, словарями, читать и комментировать прочитанное, пересказывать

Выставка

11.12

11


Современные детские журналы

1

Выбор и чтение журналов

Уметь  анализировать содержание журнала, презентовать любимый журнал.

Защита своего мнения.

18.12

12


Проба пера. Составление загадок и сказок.

1

Сочинение загадок и сказок.

Уметь формулировать и высказывать своё мнение; уметь фантазировать и творчески мыслить.

Проба пера

18.12

13


Сказки дружной семьи.

1

Проба пера. Составление сказок в семье.

Уметь сочинять сказки, фантазировать.

Малая конференция

25.12

14


Комиксы

1

Составление комикса

Знать современный графически-повествовательный жанр – комикс, уметь их составлять

Защита своего мнения.

25.12

15

3 четверть

(9 часов)

Сказки и стихи К. Чуковского

1

Чтение сказок, групповая подготовка выступления-отчёта по плану. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного

Уметь  работать в группах, составлять текст, формулировать своё отношение к прочитанному

Урок-отчёт

15.01

16


Здравствуй, гостья-зима!

1

Выбор и чтение стихов о зиме. Отыскивание и отгадывание загадок о зиме.

Уметь выбирать произведения по данной теме.

Конкурс на лучшего чтеца-затейника.

15.01

17


Сказки А. Толстого для детей

1

Чтение сказки «Золотой ключик». Понимание содержания литературного произведения. Герои произведения

Уметь находить нужную книгу, читать текст, отвечать на вопросы

Малая конференция

22.01

18


Рассказы Н.Носова

1

Выделять при чтении героев и рассказать о них, подготовка инсценировок. Упражнение в технике чтения. Рассказ от лица героя

Уметь инсценировать прочитанное.

Инсценирование

22.01

19


Творчество Э. Успенского

1

Выбор и чтение книг.

Уметь прогнозировать содержание по иллюстрациям, уметь слушать и отвечать на вопросы

Выставка

29.01

20


Рассказы В. Драгунского

1

Формулировка личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения. Герои произведения

Уметь выразительно читать и вести беседу о прочитанном

Урок-отчёт

5.02

21


Творчество Г. Остера

1

 Участие в диалоге при обсуждении прочитанного

Уметь анализировать чтение, фантазировать

Защита своего мнения

12.02

22


Богатырские сказки. Былины.

1

Чтение и анализ былин. Восприятие и переживание эмоционально-нравственных переживаний героев

Уметь выразительно читать, устанавливать соответствие иллюстрации содержанию; уметь делать выводы из прочитанного

Защита своего мнения

19.02

23


Мамы и мы. Урок-отчёт

1

Выступление перед родителями

Уметь выразительно читать. выступать перед зрителями

Урок-отчёт

4.03

24


Конкурс чтецов. Стихи о весне.

1

Выразительное чтение с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста

Уметь читать стихотворение по строфам, производить лексическую работу с непонятными словами

Конкурс

11.03

25


«Глаз видит далеко, а ум ещё дальше» Книге о человеке – умельце.


Чтение книг и статей из газет, из интернета о человеке-умельце. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного

Уметь анализировать прочитанное, уметь соотносить текст и иллюстрации к нему

Конкурс «Бей прямо в цель»

18.03

26


Изучаем космос.

1

Чтение книг о космосе, о космонавтах.

Уметь анализировать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту

Составление презентации

25.03

27

4 четверть

(8 часов)

Сказки Ш. Перро

1

Чтение сказок Ш. Перро. Использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Уметь анализировать сказки, находить её особенности.

Выставка книг.

8.04

28


Сказки датского сказочника Ганса Христиана Андерсена

1

Чтение и анализ сказок. Живые картины.

Уметь читать и комментировать прочитанное, уметь отвечать на вопросы по прочитанному

Малая конференция

15.04

29


А. Линдгрен «Малыш и Карлсон»

1

Выразительное чтение с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста.


Уметь анализировать текст, находить его тему.

Составление презентации.

22.04

30


Вести со всей планеты. Интернет и мы.

1

Рассказать интересные истории о детях, семье, школе.

Уметь работать с разнообразно литературой

Выразительное чтение; составление плана; творческое задание

6.05

31


Любимые стихи

1

Выразительное чтение стихотворений. Выступление перед родителями.

Уметь создавать словесную картину, уметь читать стихотворение по строфам, выбирать и обосновывать нужную информацию

Урок-концерт

13.05

32


Викторина «Любимые произведения»

1

Ответить на вопросы. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного.

Уметь выразительно читать стихотворный текст, формулировать и высказывать своё отношение к прочитанному, уметь подбирать к тексту заглавия

Тестирование

20.05

33


О чём хочу читать летом

1

Работать со списком литературы, обсуждение тематики.

Уметь выбрать литературу, высказывать своё отношение.

Обобщение. Урок-отчёт

27.05


Используемая литература

  1. И.Ф. Яценко. Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению. 2 класс. Москва, «ВАКО»,2007.

  2. Купина Н.А., Стернин И.А. «Азбука вежливости». Воронеж, 1998

  3. Сказки А.С. Пушкина.

  4. Рассказы, сказки, басни Л.Н. Толстого и К.Д. Ушинского.

  5. Рассказы о животных В. Бианки, Н.Сладкова, Е.Чарушина.

  6. Веселые стихи Д.Хармса.

  7. Стихи о детях и для детей С.Маршака, А.Барто, С.Михалкова.

  8. Рассказы и сказки Н.Носова.

  9. Творчество Э. Успенского, Г.Остера, В. Драгунского.

  10. Сказки братьев Гримм.

  11. Сказки Г.Х. Андерсена.

  12. Д. Родари «Приключения Чипполино».

  13. Стихи о временах года великих русских поэтов.