ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА, КАК ФОРМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА, КАК ФОРМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ


Сафина Г. Ф. г. Казань муниципальное

бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №10»


«Портфель индивидуальных учебных достижений - нечто больше, чем просто

альтернативный способ оценки».

В. К. Загвоздкин

Высшей целью своей профессиональной деятельности я считаю формирование личности одарённого ученика с опорой на положительные стороны его натуры, природные задатки и склонности. Поэтому для меня обучение знаниям, умениям и навыкам, формирование базовых компетентностей, воспитание черт характера и качеств личности, развитие способностей, склонностей и интересов являются обязательными, равноценными и тесно связанными друг с другом сторонами.

Когда одаренный ребёнок приходит в первый класс, то очень важно сразу выявить его способности. В начальную школу приходят дети, которых можно отнести к категории одарённых. Эти дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому именно в школе важно выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

По мере взросления ребёнка происходит заметное снижение количества одаренных детей. Поэтому нужно не столько измерять одаренность, сколько создавать соответствующую развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого учащегося

Любому человеку, а одарённым детям особенно необходимы навыки эмоционально-волевой саморегуляции и саморазвития, которые вырабатываются как на специальных тренингах, организуемых психологом, так и с помощью технологий личностного роста.


В последние годы в соответствии с требованиями новых федеральных государственных стандартов технология портфолио или «учебный портфель» стала применяться на всех ступенях отечественного общего школьного образования, включая его начальное звено.


«Портфолио» в начальной школе, прежде всего, должна носить обучающий характер.

Это не форма оценивания детей, а «инструмент», с помощью которого формируется у младших школьников контрольно-оценочная самостоятельность.

Основное предназначение портфолио – продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.


Основные цели и задачи ведения портфолио в начальных классах:

- Создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;

- Максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;

- Развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;

- Формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;

- Формирование положительных моральных и нравственных качеств личности; стимулирование к самосовершенствованию;

- Приобретение навыков саморефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы;

Функции портфолио состоят в том, чтобы:

  • поддерживать высокую учебную мотивацию школьников, подсказывать пути повышения уровня образованности;

  • формировать и организационно упорядочивать учебные умения и навыки: ставить цели, составлять и претворять в жизнь личный план академических достижений;

  • обеспечивать адекватность самооценки школьников в их притязаниях на занятие конкурсных учебных мест;

  • отслеживать ход процесса учения и на основе учета текущих достижений корректировать этот процесс применительно к каждому учащемуся;


По содержанию можно выделить три типа портфолио:

  • Портфолио документов

  • Портфолио работ (собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, участие в научных конференциях, конкурсах.)

  • Портфолио отзывов о достижениях ученика «включает в себя характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, а также письменный анализ самого школьника своей конкретной деятельности и ее результатов».


Различают две группы разновидностей портфолио:

  1. Портфолио внешних достижений.

  • Портфолио документов.

  • Портфолио творческих работ.

  • Рейтинговое портфолио.


  1. Портфолио личностного развития.

  • Портфолио успехов

  • Портфолио лидера


Для учащихся младшего школьного возраста преимущественно предлагаются модели комплексного портфолио, сочетающего в себе портфолио документов, портфолио работ, и фрагментарно - портфолио отзывов.


Портфолио ученика начальных классов может состоять из следующих разделов:

1.Титульный лист с фотографией.

2.Сведения об ученике: «Мой мир», «Это я», «Визитная карточка». (В визитной карточке ученик может рассказать о себе, о месте в классном коллективе, о своих друзьях). Может написать о своих увлечениях, любимых занятиях, своих достоинствах.

3. «Мои цели» Что я уже умею, чему хочу научиться. Чего я хочу добиться? К какому сроку? Кто или что мне может помочь?

4. «Моя учёба», «Учебные работы», «По ступенькам знаний»

В этом разделе накапливаются диагностические материалы по результатам учёбы и саморазвития. Сравнивая результаты диагностики за длительный период, ученик получает возможность объективно оценить успехи и неудачи, проверить своё соответствие уровню собственных притязаний, поставить задачи по самосовершенствованию.

5. «Моё творчество» Информация об участии в кружках, секциях.

6. «Мои достижения и награды», «Мои успехи» «Могу гордиться», «Особая гордость».


В нём ученик представляет сертификаты, грамоты, похвальные листы, благодарности, полученные на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах и на разных уровнях (классном, школьном, районном, республиканском, российском, международном).

Разделы о творчестве и наградах вызывают у школьников и их родителей живой интерес и желание работать с портфолио.

Накопленный материал служит стимулом к дальнейшему росту успешности учеников и станет их характеристикой при переходе в школу второй ступени.

7. «Портфолио работ» включаются рефераты, творческие работы (стихи, сочинения, рисунки и т. д.)

8. «Общественные дела», «Полезные дела».

9. «Мои впечатления», «Мир моих эмоций».

10. «Я гражданин».

11. «Я – здоровый человек»

12. Отзывы и пожелания.

Идея портфолио связывается с новыми целями образования.

Самое важное в работе над портфолио – это взаимодействие между учеником и учителем, в процессе которого ученик, чувствуя внимание к себе со стороны учителя, стремится оправдать его надежды. Таким образом, портфолио становится фактором успешности.

Достижения учащихся нужно не оценивать, а документировать. Важно достигнутые успехи сделать непосредственно зримыми: ученик сам решает, что он хочет положить в свою папку. Тем самым от него требуется самооценка в процессе учения. В портфолио находят своё место домашние и внешкольные работ.

Для реализации активности, субъектности младшего школьника в работе над портфолио следует предоставлять возможность учащимся самостоятельно по желанию включать в портфолио дополнительные авторские разделы и рубрики, определять их наполнение, оформление. Также необходимо привлекать школьников к обсуждению обязательных разделов, рубрик (названий, последовательности, содержательного наполнения). Кроме того,   требуется специальная работа с родительской группой для разъяснения сущности технологии портфолио и  функционала родителей в ней (мотивационная, организационная поддержка детей, создание условий для проявления инициативности и самостоятельности младших школьников в заполнении портфолио). При соблюдении данных рекомендаций, портфолио выступает как форма социального партнерства, сотрудничества между родителями, педагогом и ребенком, а учащийся приобретает субъектную позицию в работе с портфолио.

Задания в портфолио, связанные с самооценкой, рефлексией, анализом, обобщениями необходимо варьировать и постепенно усложнять. Критериями усложнения может выступать как степень самостоятельности учащегося в работе с портфолио, так и сам характер заданий. Например, при организации самооценки детьми своих достижений, трудностей можно проводить следующее усложнение: от невербальной самооценки с помощью различных моделей (контурная самооценка, самооценочные отрезки, лесенки) к вербальной самооценке с опорами (незаконченные фразы, варианты ответов), по алгоритмам и без них, далее к развернутой самооценке в форме сочинений-рассуждений.

Портфолио младшего школьника содержит в себе возможность для расширения применения  рефлексии, ее распространения не только на предметные действия, на межличностные взаимодействия, но и на сферу самосознания младших школьников (собственные переживания, отношение к себе, мотивы, потребности, способности, личностные качества). Задания на осуществление собственно личностной рефлексии могут органично вписываться в различные разделы, рубрики портфолио или концентрироваться в специальном разделе. Для актуализации личностной рефлексии младшим школьникам могут предлагаться в различных модификациях следующие вопросы: Кто я? Чего я хочу? Что я могу? Что я хочу в себе изменить? Что для этого буду делать? Что у меня получается лучше всего? Что для меня труднее всего? Как я буду преодолевать эти трудности? Ответы на эти и другие вопросы в зависимости от возраста и возможностей детей могут формулироваться различно: на основе предложенных вариантов, самостоятельно в форме краткого или развернутого ответа, эссе.

Свидетельством, подтверждением разнообразных вне учебных достижений младшего школьника может являться не только формальный документ (грамота, диплом, удостоверение), но и отзыв руководителя или участника детского коллектива,  фото или видео материалы, детский самоанализ.

При обсуждении с детьми критериев оценки портфолио, безусловно, необходимо выделить в качестве одного из них критерий оформления и обязательно конкретизировать его. Однако учащиеся должны осознавать, что это важный, но не единственный и не самый главный критерий, и некоторые оформительские недостатки не могут существенно снизить общую оценку портфолио. Желательно, чтобы  учащиеся выполняли развернутую самооценку оформления своего портфолио

Помня о том, что с портфолио будут знакомиться другие люди, важно позаботиться о форме подачи личных достижений. Здесь необходима аккуратность и привлекательность не только по содержанию, но по форме подачи материалов.

Работа с портфолио делает учащихся активными участниками процесса обучения, фокусирует внимание учителя и учащегося на процессе обучения и переносит акцент в оценочной деятельности учителя с формальной оценки на наблюдение и анализ.

Портфолио является мотивирующим фактором обучения, потому что всё время демонстрирует прогресс учащегося и показывает, что нужно делать для дальнейшего продвижения вперёд. Таким образом, постоянная работа над собой не позволит ученику останавливаться на достигнутых успехах.