Конспект урока по русскому языку Род имени существительного (3 класс)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...




Тема: Род имен существительных.

Цель: познакомить с понятием рода имен существительных, повторить признаки имен существительных;
формировать умения определять род имен существительных ;
развитие умения группировать слова по определенным признакам;
воспитание любви к родному языку, краю.

Оборудование: карточки с опорными словами по теме “Имя существительное”; плакат по определению рода имен существительных; сигнальные карточки (у учащихся).
Ход урока:

I. Организационный момент.
С добрым утром начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и писать.
Тихо сели. Начинаем урок!
II. Повторение изученного материала.
1. Гимнастика для глаз.
Не водя рукой по линиям, а лишь следя глазами, определите, какие буквы соответствуют числам. Прочитайте слово.

[pic] ( Рисунок.)

-. Какой частью речи является данное слово? Докажите.
(. Слово рисунок является именем существительным, так как отвечает на вопрос что? и обозначает предмет.)

2. Прочитайте отрывок из стихотворения ненецкого поэта Прокопия Андреевича Явтысого.
М . лыш мурлыкал, как к . тёнок,
в своей постели м . ховой.
А за . кном вторые сутки
пурги не ут . хает вой.

- Объясните правописание слов с пропущенными буквами. В какой части слова находится данная орфограмма?
-Как проверить проверяемые гласные в корне слова? Приведите свои примеры.



3. Выпишите из данного отрывка только имена существительные, поставив их в начальную форму.
(Один ученик работает у доски)
- Какие имена существительные вы выписали?
(малыш, котенок, постель, окно, сутки, пурга, вой)

- . Какое слово “лишнее”? Свой ответ обоснуйте.
( Лишнее слово сутки, потому что оно стоит во множественном числе, а все остальные – в единственном)
(Данное слово убираем с доски)
- На какие две группы можно разделить оставшиеся имена существительные? (одуш неодуш).,
4. Обобщение.
- Что мы уже знаем об имени существительном?

1. Часть речи.


2. Отвечает на вопросы кто? и что?


3. Обозначает предмет.

4. Бывают собственными и нарицательными.

5. Бывают одушевленными и неодушевленными

6. Бывают единственного и множественного числа.

7. ?

ΙΙΙ. Физминутка
Спал цветок и вдруг проснулся. (Дети встают)
Больше спать не захотел. (Туловище влево, вправо)
Шевельнулся, потянулся. (Встали на носочки, потянулись)
Взвился вверх и полетел. (Руки влево, вправо)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружится, вьется. (Дети садятся)

IҮ. Изучение нового материала.
1. Проблемная ситуация. (На доске к уже записанным словам учитель добавляет новую группу слов)

Малыш, котенок, постель, окно, пурга, вой, гнездо, доктор, колесо, конь, осина.
-
Усложним задание: разделите данные имена существительные на три группы.
(
Данные имена существительные можно разделить на три группы в зависимости от количества слогов в слове: в первую группу мы отнесем слова конь и вой, так как они состоят из одного слога; во вторую группу – малыш, постель, гнездо, окно, доктор, пурга – они состоят из двух слогов; в третью группу – колесо, осина, котенок – в них три слога.)

2. Постановка учебной задачи.
- . В русском языке очень много разных “тайн”, в том числе и об имени существительном. Наша задача на уроке – раскрыть еще одну “тайну” данной части речи. Поэтому на схеме я ставлю знак вопроса.

(на схеме в последнем графе появляется знак вопроса)
Оказывается, все имена существительные можно разделить на три группы, независимо от того, какие это существительные – собственные или нарицательные, одушевленные или неодушевленные, единственного или множественного числа.

3. Грамматическая сказка.
Послушайте грамматическую сказку и скажите, на какие три группы можно разделить имена существительные.
В одном королевстве жили имена существительные. Сначала все существительные были очень и очень похожи. Да так похожи, что сама королева их путала. И вот однажды она издала указ: “Кто придумает для моих слуг – существительных знаки различия, тот будет награжден”.
А в другом королевстве жили муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить. Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не разделили их до конца. Смерть помешала. Пришла королева и сказала: “Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода (туда попали слова: муж, папа, дядя, стул, …). Те слова, которые оказались у жены, будут женского рода (туда попали слова: жена, бабушка, весна, …). А те, что остались неопределенными, пусть будут среднего рода ( так и стали: солнце, небо, …)”.
Вот так появился род у существительных. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом, так как знала секрет различия рода имен существительных.
- На какие три группы делятся имена существительные? (род)
(На доске вместо знака вопроса появляется соответствующая запись)

Род мужской
женский
средний

Сегодня мы должны научиться определять род имен существительных. А чтобы вам легче было определить род имени существительного, я открою вам секрет королевы.
А вот и секрет (плакат):

Женский род запомню я
И скажу: “Она – моя”.
И запомню род мужской
И опять скажу” “Он – мой”.
Средний род: “Оно – моё!”
Это правило – твоё!
4. Пользуясь секретом королевы запишите имена существительные в три столбика по родам.(слова вверху)
- Сделайте вывод о том, как определить род имени существительного.

5. Чтение правила на стр. 108
V. Закрепление.

1. Распределите слова по колонкам в зависимости от рода, запишите их. (На доске)
Гнев, ярость, бешенство;
дорога, путь, направление;
штиль, тишь, затишье;
вид, картина, зрелище;
облик, обличье, внешность;
заглавие, заголовок, название.

-Что это за слова? (. Это слова – синонимы.)



2. Стр.108 упр. 242

3. Сам-но: Подбери к каждому прилагательному подходящее по смыслу имя существительное.

Ловкая …, мягкая …, теплое …, крепкая …, поздний …, глубокое …, робкая …, легкий …
- Напиши словосочетания. Определи род имен существительных..

ҮΙ. Р/Р: составить предложения.: упр.243 стр.108

ҮΙΙ: Д/З: стр. 109 упр.246, правило на стр.108

ҮΙΙΙ. Итог урока
Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок.
– Что было главным на уроке?
– Как определить род имени существительного?
– С помощью сигнальных карточек определить род имен существительных.
(Красная сигнальная карточка – имена существительные мужского рода; синяя – женского рода; зеленая – среднего рода)
Улица, место, огонь, библиотека, метель, платье, переулок, музей.
Молодцы! Я довольна вашей работой на уроке. Спасибо