Тематическое планирование по русскому языку 4 класс школа России

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


4 класс (170 ч)

Наша речь и наш язык (1ч)

Диалогическая и монологическая речь.

«Волшебные слова» русской речи: слова-приветствия, слова-прощания, слова-просьбы, слова-извинения и другие.

Нормы речевого этикета.

Развитие мотива к созданию дневника с записью мудрых мыслей о русском языке.

Развитие речи. Составление текста по рисунку с включением в него диалога.

*Слова с непроверяемым написанием: человек, пожалуйста.


Анализировать высказывания о русском языке.

Высказываться о значении «волшебных слов» в речевом общении, использовать их в речи.


Составлять текст (о речи или о языке) по выбранной пословице.

Составлять (совместно со сверстниками) текст по рисунку с включением в него диалога.

Текст (3ч)

(Работа над текстом продолжается при изучении всех тем русского языка).

Текст. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте, заглавие текста, тема, основная мысль, план текста. Составление планов к данным текстам.

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

Воспитание чувства любви к своей большой и малой родине.

Развитие чувства ответственности за порученное дело.

*Слова с непроверяемым написанием: каникулы.

Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста.

Типы текстов: повествование, описание, рассуждение.

Создание собственных текстов по предложенным темам с использованием разных типов речи.

Развитие речи. Составление устного рассказа на выбранную тему.

Определять тему и главную мысль текста.

Подбирать заголовок к тексту. Соотносить заголовок и текст. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Составлять план текста.

Соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и другое).

Работать с памяткой «Как подготовиться к изложению».

Работать со страничкой для любознательных: знакомство с происхождением слова каникулы.

Самостоятельно подготовиться к написанию изложения. Подробно излагать содержание повествовательного текста и оценивать правильность написанного.

Сравнивать между собой разные типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Сопоставлять тексты разного стиля. Работать с памяткой «Как подготовиться к составлению повествовательного текста».

Сочинять рассказ в соответствии с выбранной темой.

Предложение (3ч).

(Работа над предложением продолжается при изучении всех разделов курса).

Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Знаки препинания в конце предложений.

*Слова с непроверяемым написанием: хозяин, хозяйство.

Находить в тексте предложения, различные по цели высказывания и по интонации. Составлять предложения, различные по цели высказывания и по интонации.

Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения. Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации конца предложения.

Обосновывать использование знаков препинания в конце предложений и знака тире в диалогической речи.

Обращение (1ч).

Предложения с обращением. Нахождение в предложении обращения в начале, середине, конце.

Знаки препинания в предложениях с обращением.


Находить обращение в предложении.

Составлять предложения с обращением.

Выделять обращения на письме.

Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения (2ч).

Связи между словами в предложении.

Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения.

Предложения распространенные и нераспространенные.

Моделирование предложений.

Разбор предложения по членам предложения.

Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении.

Выделять главные члены предложения и объяснять способы нахождения главных членов предложения. Различать главные и второстепенные члены предложения, распространенные и нераспространенные предложения.

Анализировать схемы предложений, составлять по ним предложение. Моделировать предложения. Работать с памяткой «Разбор предложения по членам». Разбирать предложение по членам.

Словосочетание (1ч).

Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса.

*Слова с непроверяемым написанием: горизонт.

Развитие речи. Составление предложений по теме, по схеме; восстановление деформированного текста; письменное выборочное изложение по вопросам.



Проверочная работа.

Сравнивать предложение, словосочетание и слово, объяснять их сходство и различие. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами и словосочетаниями. Выделять в предложении словосочетания. Разбирать предложения по членам. Составлять предложения в соответствии с поставленной учебной задачей и оценивать правильность выполнения учебного задания. Восстанавливать содержание текста с нарушенным порядком предложений. Выборочно письменно передавать содержание исходного текста повествовательного характера.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

Предложение (9ч)

Однородные члены предложения (5ч).

Представление о предложениях с однородными членами.

Связь однородных членов в предложении: про помощи интонации перечисления, при помощи союзов (и, а, но).



Предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но.



Запятая между однородными членами, соединительными союзами.

Сведения о трудовой деятельности людей, работающих в сельской местности. Формирование уважительного отношения к труду и людям труда.

*Слова с непроверяемым написанием: комбайн, комбайнер, багаж, календарь.

Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень».

Распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте.

Определять, каким членом предложения являются однородные члены. Распознавать однородные второстепенные члены, имеющие при себе пояснительные слова. Соблюдать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами. Анализировать таблицу «Однородные члены предложения» и составлять по ней сообщение.

Составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами (и, а, но). Объяснять выбор нужного союза в предложении с однородными членами. Продолжать ряд однородных членов.

Обосновывать постановку запятых в предложениях с однородными членами. Оценивать текст с точки зрения пунктуационной правильности.



Составлять рассказ по репродукции И.И.Левитана «Золотая осень» и данному плану.

Простые и сложные предложения (4ч).

Различение простых и сложных предложений.

Различение сложного предложения и простого с однородными членами.

Союзы в сложном предложении.

Знаки препинания в сложных предложениях.

*Слова с непроверяемым написанием: прекрасный.

Проверочная работа.


Развитие речи. Письменное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.

Сравнивать простые и сложные предложения. Различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение. Наблюдать над союзами, соединяющими части сложного предложения. Ставить запятые между простыми предложениями, входящими в состав сложного.

Выделять в сложном предложении его основы.

Составлять сложные предложения.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.


Письменно передавать содержание повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.

Слово в языке и речи (21ч)

Лексическое значение слова (4ч).

(Работа над словом продолжается при изучении всех разделов курса).

Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова или уточнение значение с помощью толкового словаря.

Углубление представлений об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов, о синонимах, антонимах, омонимах, устаревших и новых словах, заимствованных словах, фразеологизмах. Наблюдение за использованием слов в тексте.

Работа с лингвистическими словарями (толковым, синонимов, антонимов, омонимов, фразеологизмов).

*Слова с непроверяемым написанием: библиотека, библиотекарь, шофер, еще.



Высказывания о русском языке русских писателей; формирование эмоционально-ценностного отношения к родному языку.

Сведения об источниках пополнения русского языка словами.


Значение изобразительно-выразительных средств языка.



Развитие речи. Наблюдение над изобразительно-выразительными средствами языка (словами, употребленными в переносном значении, значениями фразеологизмов), составление текста по рисунку и фразеологизму.

Анализировать высказывания о русском языке. Выявлять слова, значение которых требует уточнения. Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря. Объяснять принцип построения толкового словаря. Определять (выписывать) значение слова, пользуясь толковым словарем (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно). Составлять собственные толковые словарики, внося в них слова, значение которых ранее было неизвестно. Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях, синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова. Анализировать употребление в тексте слова в прямом и переносном значениях. Сравнивать прямое и переносное значения слов, подбирать предложение, в которых слово употребляется в прямом и переносном значении.

Подбирать к слову синонимы, антонимы. Контролировать уместность использования слов в предложениях, находить случаи неудачного выбора слова, корректировать обнаруженные ошибки, подбирая наиболее точный синоним.

Оценивать уместность использования слов в тексте, выбирать из ряда предложенных слова для успешного решения коммуникативной задачи. Работать с лингвистическими словарями учебника (толковым, синонимов, антонимов, омонимов, фразеологизмов и другие), находить в них нужную информацию о слове.

Работать со страничкой для любознательных: знакомство с этимологией слов, одной из частей которых является часть библио. Работать с таблицей слов, пришедших к нам из других языков. Работать со словарем иностранных слов.

Наблюдать над изобразительно-выразительными средствами языка (словами, употребленными в переносном значении, значениями фразеологизмов), составлять текст по рисунку и фразеологизму.

Состав слова (10ч).

(Работа над составом слова продолжается при изучении всех разделов курса).

Значимые части слова (4ч).

Корень, приставка, суффикс, окончание. Значение суффиксов и приставок.

Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение с ловах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса – ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.

Моделирование слова с определенным составом.

*Слова с непроверяемым написанием: корабль, костюм.


Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова, синонимы и однокоренные слова, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями.

Контролировать правильность объединения слов в группу: обнаруживать лишнее слово в ряду предложенных. Объяснять значение слова, роль и значение суффиксов и приставок. Работать с памяткой «Разбор слова по составу». Объяснять алгоритм разбора слова по составу, использовать его при разборе слова по составу. Анализировать заданную схему слова и подбирать слова заданного состава. Анализировать текст с целью нахождения в нем однокоренных слов, слов с определенными суффиксами и приставками.

Моделировать слова.

Правописание гласных и согласных в значимых частях слова (4ч).

Правописание слов с безударным гласным в слове, с парным по глухости-звонкости согласным, с непроизносимым согласным. Правописание двойных согласных в словах.

Правописание приставок и суффиксов. Правописание суффиксов ик и ек.

Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм, обосновывать их написание. Устанавливать зависимость способа проверки от места орфограммы в слове. Использовать алгоритм применения орфографического правила при обосновании написания слова. Анализировать разные способы проверки орфограмм. Группировать слова по месту орфограммы и по типу орфограммы. Работать с памяткой «Звуко-буквенный разбор слова». Проводить звуковой и звуко-буквенный разбор слов.

Правописание Ъ и Ь разделительных знаков (2ч).

Работа с орфографическим словарем.

*Слова с непроверяемым написанием: вокзал, железо, пассажир, пассажирский, билет.

Контрольный диктант.

Развитие речи. Письменное изложение повествовательного деформированного текста. Составление объявления.


Работать с орфографическим словарем.

Контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки. Оценивать результат выполнения орфографической задачи.

Восстанавливать нарушенную последовательность частей текста и письменно подробно воспроизводить содержание текста. Сочинять объявление.

Части речи (7ч).

Повторение и углубление представлений о частях речи (3ч).

Части речи, деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол.

*Слова с непроверяемым написанием: двенадцать, двадцать, одиннадцать, шестнадцать.

Формирование представлений о национальных ценностях России и бережном к ним отношении.

Различать изученные части речи. Классифицировать слова по частям речи на основе изученных признаков. Анализировать изученные грамматические признаки частей речи и соотносить их с той частью речи, которой они присущи. Анализировать таблицы «Самостоятельные части речи»., «Грамматические признаки частей речи», и составлять по ним сообщения. Подбирать примеры изученных частей речи.

Наречие (общее представление) (4ч).

Значение и употребление в речи.

*Слова с непроверяемым написанием: впереди, медленное, вчера, теперь, завтра.

Проверочная работа.

Развитие речи. Сочинение – отзыв по репродукции картины В.М.Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке».

Находить наречия данных слов и в тексте. Анализировать грамматические признаки наречия. Определять роль наречий в предложении и тексте. Классифицировать наречия по значению и вопросам. Образовывать наречия от имен прилагательных.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

Обсуждать представленный отзыв С.И.Мамонтова о картине В.М.Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке», высказывать свое суждение и сочинять собственный текст-отзыв о картине художника.

Имя существительное (43ч)

Изменение по падежам (5ч).

Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Начальная форма имени существительного. Имена существительные, которые употребляются в одной форме (пальто, кофе).

*Слова с непроверяемым написанием: телефон, аллея.

Различать имена существительные, определять признаки, присущие имени существительному. Изменять имена существительные по падежам. Работать с таблицей «Признаки падежных форм имена существительных». Различать падежные и смысловые (синтаксические)вопросы. Определять падеж, в котором употреблено имя существительное. Различать имена существительные в начальной и косвенных формах. Соблюдать нормы употребления в речи неизменяемых имен существительных в речи.

Три склонения имен существительных (8ч).

1-е склонение имен существительных.

Падежные окончания имен существительных 1-го склонения.

*Слова с непроверяемым написанием: беседа, беседовать.


Развитие речи. Составление сочинения по репродукции картины художника А.А.Пластова «Первый снег» (сочинение-описание).

2-е склонение имен существительных. Падежные окончание имен существительных 2-го склонения.

*Слова с непроверяемым написанием: агроном.





3-е склонение имен существительных. Падежные окончания имен существительных 3-го склонения.

*Слова с непроверяемым написанием: пейзаж, портрет.



Развитие речи. Составление сочинения-отзыва по репродукции картины художника В.А.Тропинина «Кружевница» (сочинение-отзыв).

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе (20ч).

Определять принадлежность имен существительных к 1-му склонению и обосновывать правильность определения. Подбирать примеры существительных 1-го склонения. Анализировать таблицу «Падежные окончания имен существительных1-го склонения», сопоставлять ударные и безударные падежные окончания существительных 1-го склонения.

Составлять описательный текст по репродукции картины художника А.А.Пластова «Первый снег! (под руководством учителя).

Определять принадлежность имен существительных ко 2-му склонению и обосновывать правильность определения, подбирать примеры существительных 2-го склонения. Сравнивать имена существительные 1-го и 2-го склонений: находить сходство и различие. Классифицировать имена существительные склонениям. Анализировать таблицу «Падежные окончания имен существительных 2-го склонения», сопоставлять ударные и безударные падежные окончания существительных 2-го склонения.

Определять принадлежность имен существительных к 3-му склонению и обосновывать правильность определения, подбирать примеры существительных 3-го склонения. Сравнивать имена существительные разных склонений: находить их сходство и различие. Классифицировать имена существительные по склонениям. Анализировать таблицу «Падежные окончания имен существительных 3-го склонения», сопоставлять ударные и безударные падежные окончания существительных 3-го склонения.

Составлять текст-отзыв по репродукции картины художника В.А.Тропинина «Кружевница».

Способы проверки безударных падежных окончаний имен существительных (1ч).

Именительный и винительный падежи (1ч).

Родительный падеж (2ч).

Именительный, родительный и винительный падежи одушевленных имен существительных (2ч).

Дательный падеж (3ч).

Творительный падеж(2ч).

Правописание имен существительных в творительном падеже, оканчивающихся на шипящий и ц.

Предложный падеж (2ч).

Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах (7ч).

*Слова с непроверяемым написанием: портрет, инженер, хлебороб, овца, адрес, вчера, сегодня, костер.

Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.

Устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания и определять способ его проверки. Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания и выбирать нужный способ проверки при написании слова. Сопоставлять формы имен существительных, имеющих окончания е и и. Обосновывать написание безударного падежного окончания. Контролировать правильность записи в тексте имен существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки.

Использовать правило при написании имен существительных в творительном падеже, оканчивающихся на шипящий и ц (врачом-задачей).





Подробно излагать содержание повествовательного текста.

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных во множественном числе (8ч)

Общее представление о склонении имен существительных во множественном числе (1ч)

Именительный падеж (1ч).

Родительный падеж (2ч.)

Винительный падеж одушевленный имен существительных (1ч.)

Дательный, творительный, предложный падежи (3ч).

Лексическое и грамматические нормы употребления имен существительных.

Обсуждение вопросов экологической этики и правил поведения в лесу на основе содержания текстов учебника.

*Слова с непроверяемым написанием: путешествие, путешественник, директор, килограмм, грамм, газета.

Контрольный диктант.

Обобщение знаний об имени существительном (2ч).

Морфологический разбор имен существительных.





Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.

Сочинение сказки на основе творческого воображения по данному началу.

Формирование мотивации к проведению исследовательской работы.

Проект «Говорите правильно!»



Обосновывать написание безударного падежного окончания имен существительных в формах множественного числа.

Контролировать правильность записи в тексте имен существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки.

Правильно употреблять в устной и письменной речи имена существительные во множественном числе (директора, шоферы и другие) в именительном и в родительном падеже (нет яблок, но апельсинов и другие).






Работать с памяткой «Разбор имени существительного как части речи». Определять последовательность действий при разборе имени существительного как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков имени существительного. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

Подробно письменно передавать содержание повествовательного текста. Сочинять текст-сказку на основе творческого воображения по данному началу.



Исследовать речь взрослых (сверстников) относительно употребления некоторых форм имен существительных множественного числа в родительном падеже.

Имя прилагательное (30ч)

Повторение и углубление представлений об имени прилагательном (4ч)

Значение и употребление в речи. Словообразование имен прилагательных.


Род и число имен прилагательных. Изменение прилагательных по числам, по родам (в единственном числе).

Начальная форма имен прилагательных.



*Слова с непроверяемым написанием: автомобиль, семена, электростанция, электровоз электричество, электрический, сейчас.

Развитие речи. Сочинение-описание по личным наблюдениям на тему: «Моя любимая игрушка».

Проект «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина.

Находить имена прилагательные среди других слов и в тексте. Подбирать к данному имени существительному максимальное количество имен прилагательных. Образовывать имена прилагательные при помощи суффиксов.

Определять род и число имен прилагательных. Изменять имена прилагательные по числам, по родам (в единственном числе).

Различать начальную форму имени прилагательного. Согласовывать форму имени прилагательного с формой имени существительного при составлении словосочетаний «имя существительное +имя прилагательное».

Правильно писать родовые окончания имен прилагательных.


Работать с памяткой «Как подготовиться к составлению описательного текста». Сочинять текст о любимой игрушке.

Находить в сказке имена прилагательные и определять их роль. Проводить лексический анализ слов – имен прилагательных.

Изменение по падежам имен прилагательных (2ч).

Изменение по падежам имен прилагательных в единственном числе.

Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного.


Развитие речи. Составление текста-рассуждения по репродукции картины В.Серова «Мика Морозов».

Работать с таблицей в учебнике «Изменение по падежам имен прилагательных в единственном числе». Изменять имена прилагательные по падежам (кроме прилагательных на ий, ья, ов, ин). Работать с памяткой «Как определить падеж имен прилагательных и обосновывать правильность его определения.

Работать с памяткой «Как подготовиться к составлению текста-рассуждения». Составлять текст-рассуждение о своем впечатлении от картины.

Правописание падежных окончаний имен прилагательных.

Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе (10ч).

Именительный падеж.

Родительный падеж.

Дательный падеж.

Именительный, винительный, родительный падежи.

Творительный и предложный падежи.

Окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в каждом из падежей.

Развитие чувства любви к родному краю-частичке своей большой родины на основе содержания текстов.

*Слова с непроверяемым написанием: правительство, аппетит, километр, космос, космический, командир.

Развитие речи. Письмо по памяти сравнительного текста с элементами описания.

Сравнивать падежные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода по таблице. Работать с памяткой «Как правильно написать безударное падежное окончание имени прилагательного в единственном числе». Определять способ проверки и написание безударного падежного окончания имени прилагательного. Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания имени прилагательного и выбирать наиболее рациональный способ проверки для имени прилагательного.



Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имен прилагательных мужского и среднего рода, проверять правильность написанного.




Анализировать и излагать письменно содержание описательной части текста-образца.

Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе (7ч).

Именительный и винительный падежи.

Родительный, дательный, творительный падежи.

Формирование уважения к национальному достоянию Российского государства, древним архитектурным памятникам, созданным руками русского народа, а также к национальному достоянию других стран и народов.

Развитие речи. Письмо по памяти сравнительного описательного текста. Составление сообщения о достопримечательностях своего города(поселка).

*Слова с непроверяемым написанием: экскурсия, вагон, кастрюля, издалека.

Сравнивать падежные окончания имен прилагательных женского рода по таблице. Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имен прилагательных женского рода, проверять правильность написанного.



Записывать текст по памяти. Находить информацию о достопримечательностях своего города (поселка), обобщать её и составлять сообщение.

Склонение имен прилагательных во множественном числе (5ч).

Иметь представление об окончаниях имен прилагательных множественного числа в каждом из падежей.

Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста; составление текста по репродукции картины Н.К.Рериха «Заморские гости»


Именительный и винительный падежи.

Родительный и предложный падежи.

Дательный и творительный падежи.

*Слова с непроверяемым написанием: салют, ботинки, богатство.

Нормы правильного согласования имен прилагательных и имен существительных в речи.

Осознание эстетической стороны речевого высказывания при анализе художественных текстов.

Сравнивать падежные окончания имен прилагательных во множественном числе. Изменять имена прилагательные множественного числа по падежам.


Самостоятельно подготовиться к изложению повествовательного текста и записать его. Проверять написанное. Составлять под руководством учителя текст по репродукции картины Н.К. Рериха «Заморские гости».

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имен прилагательных множественного числа, оценивать правильность написанного.

Контролировать правильность записи в тексте имен прилагательных с безударными окончаниями, находить имена прилагательные с неправильно записанными окончаниями и исправлять в словах ошибки.


Обобщение знаний об имени прилагательном (2ч).

Морфологический разбор имен прилагательных.

Контрольный диктант.



Развитие речи. Составление устного сообщения о своих впечатлениях, связанных с восприятием репродукции картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь».

Работать с памяткой «Разбор имени прилагательного». Определять последовательность действий при разборе имени прилагательного как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков имени прилагательного. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

Высказывать своё мнение о картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь».

Личные местоимения (7ч)

Местоимение (повторение и углубление представлений о личных местоимениях) (2ч)

Роль личных местоимений в речи.

Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица единственного и множественного числа.

Изменение по падежам личных местоимений. Правописание местоимений (5ч).

Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа.

Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа.

Окончания личных местоимений в косвенных формах.

Правописание косвенных форм личных местоимений, раздельное написание местоимений с предлогами.

*Слова с непроверяемым написанием: металл, металлический, победа, председатель.






Морфологический разбор личных местоимений.


Проверочная работа.

Формирование почтительного отношения к родным, окружающим, уважительного отношения мальчиков к девочкам.

Развитие речи. Составление небольших устных высказываний по рисункам с использованием в них диалога; подробное изложение повествовательного текста; составление поздравительной открытки.

Распознавать местоимения среди других частей речи. Определять наличие в тексте местоимений. Определять лицо, число, род у личных местоимений 3-го лица. Работать с таблицами склонений личных местоимений; изменять личные местоимения по падежам.

Различать начальную и косвенную форму личных местоимений.




Определять падеж личных местоимений, употребленных в косвенной форме. Оценивать уместность употребления местоимений в тексте, заменять повторяющиеся в тексте имена существительные соответствующими местоимениями. Редактировать текст, в котором неправильно употреблены формы местоимений. Соблюдать нормы употребления в речевых высказываниях местоимений и их форм. Устанавливать наличие в словах-местоимениях орфограмм и обосновывать написание местоимений, употребленных в формах косвенных падежей. Раздельно писать предлоги с местоимениями.

Работать с памяткой «Разбор местоимения как части речи». Выполнять разбор личного местоимения как части речи, пользуясь алгоритмом, данным в учебнике.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.



Составлять небольшие тексты-диалоги, оценивать правильность употребления в них местоимений. Письменно подробно излагать содержание повествовательного текста. Сочинять поздравительную открытку к 8 марта.

Глагол (34ч)

Повторение и углубление представлений о глаголе как части речи (3ч).

Значение глаголов в языке и речи. Время глаголов (настоящее, прошедшее, будущее). Изменение глаголов по временам.

*Слова с непроверяемым написанием: гореть, сверкать.

Различать глаголы среди других слов и в тексте. Определять грамматические признаки глаголов (число, время, роль в предложении). Трансформировать текст, изменяя время глагола.

Неопределенная форма глагола (5ч).

*Слова с непроверяемым написанием: лучше, расстояние, везде, свитер, сверху, снизу.

Формирование представлений о гражданских обязанностях и нормах поведения в обществе.


Развитие речи. Письменное изложение по самостоятельно составленному плану.

Различать неопределенную форму глагола среди других форм глагола и отличать её от омонимичных имен существительных (знать, печь). Образовывать от глаголов в неопределенной форме временные формы глагола. Ставить вопросы к глаголам в неопределенной форме и классифицировать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? и что сделать? Образовывать глаголы при помощи приставок и суффиксов.

Подробно излагать повествовательный текст по самостоятельно составленному плану. Оценивать правильность содержания, структуру написанного текста и использование в нем языковых средств.

Спряжение глагола.

Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам (5ч).

Лицо и число глаголов.

Глаголы, которые не употребляются в форме 1-го лица настоящего и будущего времени (победить, пылесосить и другие).

2-е лицо глаголов. Правописание окончаний глаголов во 2-ом лице настоящего и будущего времени в единственном числе.

Слова с непроверяемым написанием: сеялка.

Развитие речи. Сочинение по репродукции картины И.И.Левитана «Весна. Большая вода».

Работать с таблицами изменения глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам. Изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Определять лицо и число глаголов. Выделять личные окончания глаголов. Работать со страничкой для любознательных: знакомство с глаголами, которые не употребляются в 1-м лице единственного числа (победить, убедить и другие). Определять роль мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени.


Писать сочинение на основе анализа искусствоведческого текста и репродукции картины.

I и II спряжение глаголов (3ч)

Спряжение глаголов в настоящем времени.

Спряжение глаголов в будущем времени. Личные окончания глаголов I и II спряжения.

Работать с таблицами спряжения глаголов в настоящем и будущем (простом и сложном) времени; наблюдать над написанием личных окончаний в глаголах I и II спряжения. Определять спряжения глаголов. Группировать найденные в тексте глаголы, записывая их в соответствующий столбец таблицы « I и II спряжение глаголов».

Правописание глаголов. Правописание глаголов с безударными личными окончаниями (8ч).

Способы определения спряжения I и II глаголов с безударными окончаниями.

Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.

*Слова с непроверяемым написанием: назад, вперед.

Работать с памяткой определения безударного личного окончания глагола по неопределенной форме. Моделировать в процессе коллективной работы алгоритм определения спряжения глаголов с безударными окончаниями. Обсуждать последовательность действий при выборе личного окончания глагола. Обосновывать правильность написания безударного личного окончания глагола. Устанавливать наличие в глаголах орфограмм, доказывать правильность их написания.

Правописание возвратных глаголов (3ч).

Возвратные глаголы (общее представление)..

Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени.

Правописание тся и ться в возвратных глаголах.

Развитие речи. Работа с текстом. Подробное изложение деформированного текста.

Узнавать возвратные глаголы среди других форм глагола. Правильно произносить и писать возвратные глаголы. Отличать возвратные глаголы, употребленные в неопределенной форме 3-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени.

Работать с текстом: составлять текст, определять тип текста, тему, главную мысль, части текста; составлять план, выписывать из каждой части глаголы; письменно излагать содержание текста с опорой на выписанные опорные слова (глаголы).

Правописание глаголов в прошедшем времени (3ч).

Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени и суффиксов глаголов.

Формирование уважения к обычаям, принятым в нашей стране и в других странах.

Формирование представлений о значении спорта в жизни людей и страны.

Развитие речи. Составление текста на спортивную тему по выбору учащихся.

*Слова с непроверяемым написанием: свобода, здесь.

Определять и образовывать формы глаголов в прошедшем времени. Обосновывать правильность написания родовых окончаний глаголов. Соблюдать орфоэпические произношения глаголов прошедшего времени с частицей не и без частицы.



Составлять текст на спортивную тему (на основе наблюдений за спортивной информацией или личного интереса к какой-либо спортивной деятельности).

Обобщение по теме «Глагол» (4ч).

Морфологический разбор глаголов.


Контрольный диктант.


Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста.

Работать с памяткой «Разбор глагола как части речи». Определять последовательность действий при разборе глагола как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков глагола.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Записывать под диктовку текст и оценивать правильность написания в словах изученных орфограмм.

Подробно воспроизводить содержание повествовательного текста и оценивать написанное.

Повторение (15ч).



































Календарно-тематическое планирование