Планирование по литературному чтению

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Календарно – тематическое планирование.

п/п

Дата

Тема урока

Тип урока

Основные виды учебной деятельности

Планируемые результаты освоения материала

предметные результаты

метапредметные

личностные

1.

1.09

Введение. Знакомство с учебником.

Урок введения в новую тему.

Прогнозировать содержание раздела. ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Пользоваться словарём в конце учебника.

  • знание и умения называть элементы учебной книги, находить их;

  • быстро ориентироваться;

  • анализ научно-познавательного текста, выделение в нём основной мысли;

  • формулирование учебной задачи урока, понимание её, оценивание своей работы на уроке;

  • обсуждение в паре ответов на вопросы учебника;

  • проявление бережного отношения к учебной книге;

Раздел «Летописи, былины, жития» (10ч.)

2.

2.09

Вводный урок к разделу «Летописи. Былины. Жития» Знакомство с летописями.

Изучение нового материала

Планировать работу на уроке. Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры.

  • знать, что такое летопись;

  • отвечать на вопросы учителя по тексту;

  • рассказывать об исторических событиях на основе материала летописи

  • определить на основе шмутитула ученые задачи раздела

  • находить необходимую информацию в различных источниках (в текст, на иллюстрациях и т.д.);

  • оценивать свои результате на уроке;

  • осознавать ценность летописи как источника исторических сведений, о жизни своей Родины;

  • проявлять интерес к исторической литературе;

3.

4.09

События летописи – основные события Древней Руси. Сравнение текста летописи и исторических источников

Изучение нового материала

Читать отрывки из древнерусских летописей. Былины.

  • использование разных видов чтения;

  • умения осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов;

  • давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

  • формулирование учебной задачи, исходя из анализа материала учебника;

  • анализ научно-познавательного текста, выделение в нём основной мысли;

  • обсуждение в паре ответов на вопросы учебника, доказательство своей точки зрения;

  • проявление бережного отношения к учебной книге;

  • уважение к истории России;

4.

5.09

Летопись – источник исторических факторов. Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»

Изучение нового материала


  • знать содержание летописи и художественного произведения, отвечать на вопросы учителя по текстам;

  • рассказывать об историческом событии на основе материалов летописи и художественного произведения

  • определять учебные задачи, планировать их выполнение;

  • находить необходимую информацию в летописи и художественной литературы;

  • сравнивать произведения научной и художественной литературы;

  • оценивать результат своей работы на уроке;

  • осознавать ценность летописи как источника исторических сведений о жизни своей родины;

  • проявлять интерес к произведениям исторической литературы;

5.

8.09

Поэтический текст былины «Ильины три поездочки»

Изучение нового материала

Сравнивать былины и волшебные сказки.

  • читать былину;

  • находить информацию о событиях на основе поэтического и стихотворного текстов;

  • рассказывать о герое былинного текста;

  • определять учебные задачи урока, планировать их выполнение;

  • сравнивать произведения различных жанров;

  • оценивать результат своей работы на уроке;

  • осознавать ценность былины как источника исторических сведений о жизни своей родины;

  • проявлять интерес к произведениям фольклора;

6.

9.09

Прозаический текст былины в пересказе И. Карнауховой

Изучение нового материала

Сравнивать поэтический и прозаический текст былины.

  • рассказывать о герое былинного текста;

  • сравнивать героев былинного и сказочного текстов;

  • определять учебные задачи урока, планировать их выполнение;

  • находить и отбирать необходимую информацию о герое в тексте былины для создания сообщения на заданную тему;

  • оценивать результат своей работы на уроке;

  • осознавать ценность былины как источника исторических сведений о жизни своей родины;

  • проявлять интерес к герою былинного текста;

7.

11.09

Герой былины – защитник Русского государства. Картина В. Васнецова «Богатыри»

Внеклассное чтение

Пересказывать былину от лица героя

  • оформлять выставку книг;

  • классифицировать книги по существенным признакам;

  • рассказывать о книге (представлять книгу)

  • определять учебные задачи урока, планировать их выполнение;

  • оценивать результат своей работы на уроке;

  • осознавать ценность былины как источника исторических сведений о жизни своей родины;

  • проявлять интерес к герою былинного текста;

8, 9

12.09

15.09

Сергий Радонежский – святой земли Русской.

В. Крылов «Памятник Сергею Радонежскому».

Житие Сергия Радонежского

Изучение нового материала

Описывать скульптурный памятник известному человеку.

Находить информацию об интересных фактах из жизни святого человека.

  • читать житие, находить на основе выборочного чтения материал для рассказа о Сергии Радонежском;

  • соотносить произведения живописи и литературы;

  • определять учебные задачи урока, планировать их выполнение;

  • оценивать результат своей работы на уроке;

  • осмысливать значимость произведений искусства для русской культуры;

  • формировать собственные нравственные ценности на основе изучения жизни православных святых;

10.

16.09

Обобщающий урок –игра. «Летописи, былины, сказания, жития»

Проект

Обобщаю-щий урок

Проектная деятельность

Участвовать в проектной деятельности. Проверять себя и оценивать свои достижения при работе с текстом, используя обобщающие вопросы учебника.

  • создать календарь исторических событий;

  • рассказывать об историческом событии, сохраняя логическую последовательность;

  • работать над проектом;

  • находить информацию в текстах на заданную тему;

  • оценивать результат своей работы на уроке;

  • осознавать значение исторических событий в жизни русского народа, своей родины;

  • проявлять интерес к историческим книгам, картинам художников, музыке;

Чудесный мир классики (22 ч.)

11.

18.09

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания

Комбиниро-ванный урок

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.

  • знать понятие классическая литература;

  • знать имена писателей – классиков;

  • давать название выставке книг;

  • рассказывать о книге;

  • определять учебные задачи урока, планировать их выполнение;

  • анализировать выставку книг, сравнивать книги; дополнять выставку другими книгами по теме;

  • оценивать результат своей работы на уроке;

  • проявлять интерес к чтению произведений русских классиков;

  • вызывать интерес у одноклассников своим рассказом о книге;

12-14.

19.09

22.09

23.09

П.П. Ершов

«Конек –Горбунок». Сравнение литературной и народной сказок.

Изучение нового материала

Воспринимать на слух художественное произведение. Наблюдать за развитием событий в сказке.

  • умения прогнозировать содержание произведения;

  • читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения;

  • формулирование учебной задачи, исходя из анализа материала учебника;

  • анализ научно-познавательного текста, выделение в нём основной мысли;

  • обсуждение в паре ответов на вопросы учебника, доказательство своей точки зрения;

  • формирование системы нравственных ценностей;

  • проявление интереса к чтению и изучению творчества классиков;

15,

16.

25.09

26.09

А.С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора! Очей очарованье!...»

Изучение нового материала

Сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства.

Наблюдать за выразительностью литературного языка в произведениях лучших русских писателей.

  • умения прогнозировать содержание произведения;

  • читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения;

  • определять учебные задачи урока, планировать их выполнение;

  • анализировать научно-познавательный текст, находить нужную информацию в соответствии с заданием учителя;

  • работать в паре и в группе;

  • проявлять интерес к жизни и творчеству А.С. Пушкина

17

-19.

29.09

30.09

2.10

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Характеристика героев. Деление сказки на части

Комбиниро-ванный урок

Составлять самостоятельно составлять план.

  • составлять план сказки;

  • пересказать сказку в соответствии с планом;

  • определять учебные задачи урока, планировать их выполнение;

  • анализировать текст сказки, выделять основные события, устанавливать между ними причинно-следственные связи;

  • проявлять интерес к сказкам А.С. Пушкина;

  • положительно воспринимать морально-этические нормы, лежащие на основе поступков героев сказок А.С. Пушкина

20.

3.10

Урок –КВН по сказкам

А.С. Пушкина

Обобщение и закрепление знаний

В игровой форме познакомить учащихся с миром литературного чтения; обобщить знания, полученные на уроках; развивать память, речь, мышление и воображение.

  • выявление специфических особенностей сказки

  • умение анализировать книги, представленные на выставке, сравнивать их;

  • планировать свою деятельность по решению учебной задачи

  • оценивать свою работу на уроке, работать в группе;

  • проявление интереса к творчеству А.С. Пушкина, его биографии;

21-24.

6.10

7.10

9.10

10.10

М.Ю. Лермонтов

«Дары Терека», «Ашик – Кериб»

Комбиниро-ванный урок

Высказывать свои суждения о значении произведений русских классиков для России и русской культуры

  • выразительно читать стихотворение, отражая настроение автора;

  • анализировать поэтический текст;

  • сравнивать русскую и турецкую сказки;

  • определять учебные задачи урока, планировать их выполнение;

  • осваивать элементы анализа художественного текста;

  • проявлять интерес к чтению поэтических текстов;

  • понимать и ценить красоту поэзии;

25-27.

13.10

14.10

16.10

Жизнь и творчество

Л.Н. Толстого «Детство»

Басня «Как мужик камень убрал»

Изучение нового материала

Высказывать свои суждения о значении произведений русских классиков для России и русской культуры

  • знать основные события жизни и творчества Л.Н. Толстого;

  • рассказать о Л.Н. Толстом на основе автобиографического текста;

  • определять основные события художественного текста;

  • рассказать о героях художественного текста;

  • определять учебные задачи урока, планировать их выполнение;

  • составлять план работы по анализу;

  • оценивать результат своей работы на уроке;

  • Формирование системы нравственных ценностей (благородство, дружба, сочувствие);

  • Проявление интереса к произведениям Л.Н. Толстого;

28.

17.10

Творчество Л.Н. Толстого

Изучение нового материала

Соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы.

  • умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы;

  • самостоятельно составлять краткую аннотацию;

  • определять учебные задачи урока, планировать их выполнение;

  • анализ прочитанного текста, выделение в нем основной мысли;

  • ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в группе ответов на вопросы учителя;

  • проявление бережного отношения к художественной книге, аккуратность в её использовании;

  • знание правила выбора книги;

29.

20.10

А.П. Чехов «Мальчики»

Изучение нового материала

Выражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений.

  • читать и находить в тексте слова, позволяющие определить настроение героев, чувства автора;

  • рассказывать о героях произведения, сравнивать их характеры и поступки;

  • выразительно читать текст по ролям;

  • определять учебные задачи урока, планировать их выполнение;

  • анализировать текст рассказа, на основе анализа определять главную мысль, сравнивать героев произведения, их поступки, характеры, речь

  • проявлять интерес к творчеству А.П. Чехова;

  • осознавать ценность семьи, семейных взаимоотношений;

30.

21.10

Характеристика героев рассказа А.П. Чехова «Мальчики»

Обобщение и закрепление знаний.

Аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям.

  • читать и находить в тексте слова, позволяющие определить настроение героев, чувства автора;

  • рассказывать о героях произведения, сравнивать их характеры и поступки;

  • выразительно читать по ролям;

  • определять учебные задачи урока, планировать их выполнение;

  • анализировать текст рассказа, на основе анализа определять главную мысль, сравнивать героев произведения, их поступки, характеры, давать речевую характеристику;

  • проявлять интерес к творчеству А.П. Чехова;

  • осознавать ценность семьи, семейных взаимоотношений;

31.

23.10

Обобщающий урок - КВН

Обобщение и закрепление знаний.

Выражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений.

  • знать изученные произведения раздела;

  • восстанавливать последовательность событий в произведениях, пересказывать содержание;

  • рассказывать о герое произведения, сравнивать различных героев;

  • определять круг знаний по изученному разделу;

  • соотносить полученный результат с запланированным;


  • проявлять интерес к чтению;

  • осознавать тему и идею читаемых произведений;

  • принимать этические ценности;

32.

24.10

Оценка достижений

Обобщение и закрепление знаний.

Обобщить полученные знания по разделу

  • знание произведения;

  • умение характеризовать героя;

  • сравнивать сюжеты, героев;



Раздел «Поэтическая тетрадь» (12час.)

33.

27.10

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Изучение нового материала.

Прогнозировать содержание раздела. готовиться к уроку. Подбирая стихи русских поэтов.

  • умение прогнозировать содержание раздела;

  • выразительно читать поэтические темы;

  • формулирование учебной задачи урока.

  • понимание и осмысление нравственных уроков;

  • осмысление правил взаимодействия в паре и группе, составление плана действий;

  • формирование системы нравственных ценностей (красота родной природы. гордость за свою родину).

34.

28.10

Ф.И. Тютчев «Ещё земли печален вид»

«Как неожиданно и ярко».

Изучение нового материала.

Воспринимать на слух художественное произведение, читать выразительно стихи русских поэтов. Воспроизводить их наизусть.

  • умение прогнозировать содержание произведений;

  • находить средства художественной выразительности, помогающие увидеть картины, созданные автором;

  • определять и выполнять учебную задачу;

  • владеть приёмами анализа поэтического текста;

  • находить в тексте ключевые слова, помогающие создать картину природу;

  • проявлять интерес к поэзии;

  • получать этическое удовольствие от чтения стихов русских классиков;

35.

30.10

А.А. Фет

«Весенний дождь». Бабочка.

Изучение нового материала.

Определять интонацию. Которая больше всего соответствует содержанию произведения.

  • умение прогнозировать содержание произведений;

  • читать стихотворение выразительно, отражая его настроение;

  • формулирование учебной задачи урока.

  • понимание и осмысление нравственных уроков;

  • осмысление правил взаимодействия в паре и группе, составление плана действий;

  • формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе);

  • проявление интереса к чтению и изучению творчества А.А. Фета;

36.

31.10

Е.А. Баратынский

«Весна, весна! как воздух чист…»

Изучение нового материала.

Читать стихи выразительно, передавая изменения в настроении, выраженных автором.

  • познакомить с жизнью и творчеством Е.А. Баратынского;

  • определять ритм стихотворения и порядок слов как средства отражения настроения;

  • формулирование учебной задачи урока.

  • понимание и осмысление нравственных уроков;

  • осмысление правил взаимодействия в паре и группе, составление плана действий;

  • формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе);

  • проявление интереса к чтению и изучению творчества Е.А. Баратынского;

37.

10.11

А.Н. Плещеев

«Дети и птичка». Ритм стихотворения.

Изучение нового материала.

Определять интонацию, которая больше всего соответствует содержанию произведения.

  • определять ритм стихотворения и порядок слов как средства отражения настроения;

  • читать стихотворение выразительно, отражая его настроение;

  • формулирование учебной задачи урока.

  • понимание и осмысление нравственных уроков;

  • осмысление правил взаимодействия в паре и группе, составление плана действий;

  • формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе);

  • проявление интереса к чтению и изучению творчества Н.А. Плещеева;

38.

11.11

И.С. Никитин

«В синем небе плывут над полями»

Изучение нового материала.

Определять интонацию, которая больше всего соответствует содержанию произведения.

  • читать стихи выразительно, отражая чувства лирического героя;

  • определять ритм стихотворения и порядок слов как средства отражения настроения;

  • выполнять учебную задачу урока по выразительному чтению и анализу стихотворения;

  • анализировать художественный текст на основе ключевых слов;

  • проявлять интерес к поэзии;

  • проявлять интерес к живописи, к творчеству русских художников XIX века;

  • получать этическое удовольствие от чтения стихов русских классиков;

39, 40.

13.11

14.11

Н.А. Некрасов

«Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…»

Изучение нового материала.

Читать стихи выразительно, передавая изменения в настроении, выраженных автором

  • умение прогнозировать содержание произведений;

  • читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.

  • выполнять учебную задачу урока по выразительному чтению и анализу стихотворения;

  • анализировать художественный текст на основе ключевых слов;

  • проявление интереса к чтению и изучению творчества Н.А.Некрасова

41.

17.11

И.А. Бунин.

«Листопад». Картина осени в стихах И.А. Бунина

Изучение нового материала.

Читать стихи выразительно, передавая изменения в настроении, выраженных автором

  • умение прогнозировать содержание произведений;

  • читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя;

  • увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста;

  • выполнять учебную задачу урока по выразительному чтению и анализу стихотворения;

  • анализировать художественный текст на основе ключевых слов;

  • ответы на вопросы на основе художественного текста учебника;

  • формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе);

  • проявление интереса к чтению и изучению творчества И.А. Бунина;

42.

18.11

Родные поэты (стихи для детей поэтов – классиков XIXXX в.)

Обобщающий урок


  • умения выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги;

  • оценивать результаты своей читательской деятельности;

  • формирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока;

  • анализ прочитанного текста, выделение в нём основной мысли;

  • ответы на вопросы на основе художественного текста учебника;

  • проявление бережного отношения к природе, к родному краю;

43.

20.11

Оценка достижений

Обобщающий урок

Самостоятельно оценивать своё чтение.

  • обобщить знания по данному разделу;







Раздел «Литературные сказки» (16ч.)

44.

21.11

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке».

Изучение нового материала

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.

Читать и воспринимать прочитанное.

  • достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития;

  • формирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока;

  • размышление над нравственным ценностями литературных сказок;

  • проявление бережного отношения к художественной книге;

  • аккуратность в её использовании.

45,

46.

24.11

25.11

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке».

Составление плана сказки. Подробный пересказ.

Комбиниро-ванный урок

Делить текст на части. Составлять план сказки.

  • достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития;

  • формирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока;

  • размышление над нравственным ценностями литературных сказок;

  • ответы на вопросы на основе художественного текста;

  • проявление интереса к литературной сказки;

47-50.

27.11

28.11

1.12

В.М.

Гаршин.

«Сказка о жабе и розе».

Изучение нового материала

Читать и воспринимать прочитанное.

Знать отличительные особенности литературной сказки

  • пополнять словарный запас, отрабатывать навыки правильного чтения.

  • определять учебные задачи урока, планировать их выполнение;

  • делать целостный анализ художественного произведения;

  • осознавать силу и смысл красоты;

  • видеть красоту взаимоотношений брата и сестры;

  • принимать ценности семьи, любви, красоты;

51-

53.

2.12

4.12

5.12

П.П. Бажов

«Серебряное копытце».

Изучение нового материала

Читать и воспринимать прочитанное

  • знать факты и творчества П.П. Бажова;

  • описывать иллюстрации в книге;

  • представлять книгу;

  • определять учебные задачи;

  • сопоставлять иллюстрацию с текстом произведения;

  • находить информацию о книге для её представления;

  • проявлять интерес к чтению произведений П.П. Бажова;

  • осознавать ценности любви, семьи, природы;

54-57.

8.12

9.12

11.12

12.12

С.Т. Аксаков

«Аленький цветочек».

Изучение нового материала

Рассказывать о герое с опорой на текст сказки.

  • читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя;

  • увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста;

  • формирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока;

  • анализ прочитанного текста, выделение в нём основной мысли;

  • ответы на вопросы на основе художественного текста учебника;

  • формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе);

  • проявление интереса к чтению и изучению творчества С.Т. Аксакова;

58,

59.

15.12

16.12

Сказки любимых писателей.

Обобщающий урок «Крестики-нолики».

Обобщающий урок

Увлечь чтением литературных сказок.

  • умения выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги;

  • пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;

  • формирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока;

  • анализ прочитанного текста, выделение в нём основной мысли;

  • ответы на вопросы на основе художественного текста учебника;

  • проявление бережного отношения к близким людям;

60.

18.12

Оценка достижений

Проверка знаний

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

  • Проверить сформированность умения работать с учебной книгой



Раздел «Делу время – потехе час.» (8ч.)

61.

19.12

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».

Изучение нового материала

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Объяснять смысл пословицы.

  • знать особенности литературной сказки;

  • определять главную мысль произведения;

  • соотносить произведение с пословицей, понимать и объяснять смысл пословицы;

  • определять учебную задачу;

  • участвовать в работе пары, группы для инсценирования фрагментов произведения;

  • осознавать значение времени в жизни, в работе;

  • объяснять смысл пословиц;

  • осознавать нравственный смысл сказки;

62.

22.12

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».

Нравственный смысл произведения.

Изучение нового материала

Воспринимать на слух художественное произведение, читать без ошибок, в темпе разговорной речи.

  • умение читать вслух с постепенным переходом про себя;

  • умение прогнозировать содержание произведений;


  • формирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока;

  • анализ прочитанного текста, выделение в нём основной мысли;

  • ответы на вопросы на основе художественного текста учебника;

  • осмысление понятий «благородный поступок», «честность», «верность слову», «делу время- потехе час».

63,

64.

23.12

25.12

В.Ю. Драгунский «Главные реки»,

«Что любит Мишка».

Изучение нового материала

Определять нравственный смысл произведения.

  • расширить знания о творчестве Драгунского.

  • понимать и принимать учебную задачу урока;

  • анализировать художественный текст с точки зрения мастерства автора;

  • понимать положительное воздействие юмора на человека;

  • знать и любить классическую детскую литературу;

65,

66.

26.12

12.01

В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел».

Изучение нового материала


  • умение прогнозировать содержания произведения;

  • умение читать вслух с постепенным переходом про себя;

  • воспринимать на слух художественное произведение;

  • формирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока;

  • анализ прочитанного текста, выделение в нём основной мысли;

  • ответы на вопросы на основе художественного текста учебника;

  • осмысление понятий «благородный поступок», «честность», «верность»;

67.

13.01

Книги о сверстниках, о школе.

Обобщающий урок

Инсценировать произведения, распределяя роли, выбирать режиссёра.

  • умения выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги;

  • пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;

  • формирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока;

  • анализ прочитанного текста, выделение в нём основной мысли;

  • ответы на вопросы на основе художественного текста учебника;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

  • умений избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

68.

15.01

Обобщающий урок

«Делу время – потехе час»

Проверка знаний

Инсценировать произведения, распределяя роли, выбирать режиссёра.

  • умения выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги;




Раздел «Страна детства» (7ч.)

69,

70.

16.01

19.01

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Б.С. Житков «Как я ловил человечков».

Изучение нового материала

Воспринимать на слух художественное произведение, читать выразительно диалоги.

  • умения работать с текстом (определять главную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь, соотносить иллюстрацию с текстом);

  • формирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока;

  • анализ пословиц и поговорок, поиск необходимой информации в тексте;

  • формирование системы нравственно-эстетических ценностей на основе совместного обсуждения проблем;

71,

72.

20.01

22.01

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

Изучение нового материала

Воспринимать на слух художественное произведение, читать выразительно диалоги

  • умения работать с текстом (определять главную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь, соотносить иллюстрацию с текстом);

  • формирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока;

  • анализ пословиц и поговорок, поиск необходимой информации в тексте;

  • ответы на вопросы на основе художественного текста;

  • осмысление пословицы «Жизнь дана на добрые дела»;

  • формирование системы нравственно-эстетических ценностей на основе совместного обсуждения проблем;

73.

23.01

М.М. Зощенко

«Ёлка».

Изучение нового материала

Придумывать смешные рассказы о школьной жизни.

  • умения работать с текстом (определять главную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь, соотносить иллюстрацию с текстом);

  • формирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока;

  • умение ориентироваться в учебной и художественной книге;

  • осмысление понятий «неправда», «вранье», «ложь»;

  • формирование системы нравственно-эстетических ценностей на основе совместного обсуждения проблем;

74.

26.01

Обобщающий урок

«Страна детства»

Обобщающий урок

Пересказывать текст на основе плана. Проверять себя и оценивать свои достижения.

  • развивать навыки сравнения, сопоставления, логического мышления.

  • формирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока;

  • анализ художественного текста;

  • осмысление понятий «благородный поступок», «честность», «верность слову»

75.

27.01

Оценка достижений

Проверка знаний

Проверка сформированности умения работать с текстом по изученному разделу.

  • знание произведений;

  • умения характеризовать героя произведения, сравнивать сюжеты, героев;

  • поиск необходимой информации в соответствии с заданием;



Раздел «Поэтическая тетрадь» (5ч.)

76.

29.01

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

В.Я. Брюсов «Опять сон». «Детская»

Изучение нового материала

Прогнозировать содержание раздела. Подбирать любимые стихи к теме.

Сравнивать стихотворения разных поэтов. Воспринимать на слух художественное произведение.

  • умение прогнозировать содержания произведения;

  • умение читать вслух с постепенным переходом про себя;

  • воспринимать на слух художественное произведение;

  • формирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока;

  • анализ прочитанного текста, выделение в нём основной мысли;

  • ответы на вопросы на основе художественного текста учебника;

  • понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств;

  • умение оперировать понятием «лирические произведения»

77.

30.01

С.А. Есенин «Бабушкины сказки».

Изучение нового материала

Определять особенности поэтического творчества разных поэтов. Выражать своё отношение

  • умение прогнозировать содержания произведения;

  • умение читать вслух с постепенным переходом про себя;

  • воспринимать на слух художественное произведение;

  • формирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока;

  • анализ прочитанного текста, выделение в нём основной мысли;

  • ответы на вопросы на основе художественного текста учебника;

  • понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств.

78.

2.02

М.И. Цветаева

«Бежит тропинка с бугорка». «Наши царства»

Изучение нового материала

Определять особенности поэтического творчества разных поэтов. Выражать своё отношение

  • умение прогнозировать содержания произведения;

  • умение читать вслух с постепенным переходом про себя;

  • воспринимать на слух художественное произведение;

  • формирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока;

  • анализ прочитанного текста, выделение в нём основной мысли;

  • ответы на вопросы на основе художественного текста учебника;

  • понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств.

79.

3.02

Сравнение произведений разных поэтов на одну и ту же тему.

Конкурс чтецов.

Оценка достижений.

Обобщающий урок

Рассказывать об эпизодах из своего детства.

  • умение читать вслух с постепенным переходом про себя;

  • воспринимать на слух художественное произведение;

  • формирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока;

  • анализ прочитанного текста, выделение в нём основной мысли;

  • ответы на вопросы на основе художественного текста учебника;

  • понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств.

80.

5.02

Устный журнал

«Поэтическая тетрадь»


Проверить полученные знания при изучении раздела знаний

  • умение читать вслух поэтическое произведение

  • формирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока;

  • анализ прочитанного текста, выделение в нём основной мысли;

  • ответы на вопросы на основе художественного текста учебника;

  • понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств.

Раздел «Природа и мы» (11ч.)

81,

82.

6.02

9.02

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Д.М.-Сибиряк

«Приёмыш».

Изучение нового материала

Воспринимать на слух художественное произведение, высказывать своё мнение.

  • умение прогнозировать содержания произведения;

  • умение читать вслух с постепенным переходом про себя;

  • воспринимать на слух художественное произведение;

  • формирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока;

  • анализ прочитанного текста, выделение в нём основной мысли;

  • ответы на вопросы на основе художественного текста учебника;

  • осмысление понятий «художественный и познавательный рассказ», «автор – рассказчик», «периодическая литература»;

  • привитие нравственных ценностей;

83,

84.

10.02

12.02

А.И. Куприн «Барбос и Жулька».

Изучение нового материала

Читать текст вслух и про себя, понимать смысл прочитанного.

  • умение прогнозировать содержания произведения;

  • умение читать вслух с постепенным переходом про себя;

  • формирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока;

  • анализ прочитанного текста, выделение в нём основной мысли;

  • ответы на вопросы на основе художественного текста учебника;

  • осмысление понятий «автор – рассказчик», «периодическая литература»;

  • привитие нравственных ценностей;

85,

86.

13.02

16.02

М.М. Пришвин «Выскочка».

Изучение нового материала

Характеризовать героя произведения на основе поступка.

  • умение прогнозировать содержания произведения;

  • умение читать вслух с постепенным переходом про себя;

  • формирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока;

  • анализ прочитанного текста, выделение в нём основной мысли;

  • ответы на вопросы на основе художественного текста учебника;

  • привитие нравственных ценностей (любовь к природе, к животным, малой родине, к родителям);

87.

17.02

Е.И. Чарушин. «Кабан».

Изучение нового материала

Характеризовать героя произведения на основе поступка.

  • рассказывать об авторе на основе прослушанного текста;

  • рассказывать о книге на основе составленного плана;

  • рассказывать о герое и о событии по плану;

  • представлять книгу на основе информации на обложке и оглавления;

  • анализировать художественный текст;

  • усваивать этические нормы и ценности на примере поступков героев художественных произведений;

  • проявлять интерес, развивать наблюдательность;

88,

89.

19.02

20.02

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа.

Изучение нового материала

Определять отношение героя к героям на основе текста. Наблюдать, как авторы передают красоту природы с помощью слова.

  • рассказывать об авторе на основе прослушанного текста;

  • рассказывать о герое и о событии по плану;

  • представлять книгу на основе информации на обложке и оглавления;

  • анализировать художественный текст;

  • проявлять интерес к творчеству В.П. Астафьева;

  • осознавать, что побеждает в жизни тот, кто умеет быть трудолюбивым, заботливым, смелым;

  • осознавать, что сила в дружбе;

90.

24.02

Обобщающий урок-конкурс

«Природа и мы»

Обобщающий урок

Повторить и обобщить знания полученные при изучении раздела «Природа и мы». Развивать речь, мышление творческие возможности.

  • умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя;

  • увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста;

  • формирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока;

  • анализ прочитанного текста, выделение в нём основной мысли;

  • ответы на вопросы на основе художественного текста учебника;

  • привитие нравственных ценностей (любовь к природе, к животным, малой родине, к родителям);

91.

26.02

Проект «Природа и мы»

Оценка достижений.

Проверка знаний

Находить нужную информацию в разных источниках для подготовки к проекту.

  • развивать творческие способности учащихся

  • анализ художественного и научно-познавательного текста, выделение в нем основной мысли;

  • поиск необходимой информации в учебной и справочной книге;

  • привитие нравственных ценностей;

Раздел «Поэтическая тетрадь» (8ч.)

92.

27.02

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Изучение нового материала

Прогнозировать содержание раздела. Подобрать сборники стихов к выставке книг.

  • умение прогнозировать содержания произведения;

  • умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя;

  • формирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока;

  • анализ прочитанного текста, выделение в нём основной мысли;

  • ответы на вопросы на основе художественного текста учебника;

  • понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств;

93.

2.03

Б.Л. Пастернак

«Золотая осень»

Изучение нового материала

Заучивать стихи наизусть.

  • умение прогнозировать содержания произведения;

  • читать вслух, воспринимая на слух поэтическое произведение;

  • формирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока;

  • анализ прочитанного текста, выделение в нём основной мысли;

  • ответы на вопросы на основе художественного текста учебника;

  • понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств;

94.

3.03

С.А. Клычков «Весна в лесу»

Изучение нового материала

Воспринимать художественное произведение, читать стихи выразительно.

  • умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя;

  • увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста;

  • формирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока;

  • анализ прочитанного текста, выделение в нём основной мысли;

  • ответы на вопросы на основе художественного текста учебника;

  • понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств;

95.

5.03

Д.Б. Кедрин «Бабье лето».

Изучение нового материала

Определять настроение поэта и лирического героя.

  • умение прогнозировать содержания произведения;

  • читать вслух, воспринимая на слух поэтическое произведение;

  • формирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока;

  • анализ прочитанного текста, выделение в нём основной мысли;

  • ответы на вопросы на основе художественного текста учебника;

  • понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств;

96.

6.03

Н.М. Рубцов «Сентябрь».

Изучение нового материала

Наблюдать за особенностями оформления стихотворной речи.

  • умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя;

  • увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста;

  • формирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока;

  • анализ прочитанного текста, выделение в нём основной мысли;

  • ответы на вопросы на основе художественного текста учебника;

  • понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств;

97.

10.03

С.А. Есенин «Лебёдушка».

Изучение нового материала


  • умение прогнозировать содержания произведения;

  • читать вслух, воспринимая на слух поэтическое произведение;

  • прослеживать традиции устного народного творчества в поэзии;

  • сравнивать произведения музыки, живописи и поэзии;

  • эмоционально воспринимать лирические произведения;

  • получать эстетическое удовольствие от чтения стихов;

  • осознавать, что сила материнской любви не знает преград;

98.

12.03

Обобщающий урок-конкурс

«Поэзии прекрасные страницы»

Обобщение и закрепление знаний

Формируют учебную задачу: проверить свои знания и умения по разделу «Поэтическая тетрадь»

  • знать поэзию XX века в объёме изученных произведений;

  • владеть элементами анализа поэтического текста;

  • определять учебную задачу урока, выполнять её в соответствии с составленным планом, оценивать результат;

  • классифицировать вопросы по разным основаниям;

  • проявлять интерес к познавательной деятельности;

  • проявлять активность в процессе чтения и анализа поэтических произведений;

99.

13.03

Оценка достижений

Проверка знаний

Проверять себя и оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

  • знание произведений;

  • умения характеризовать героя произведения, сравнивать поэтические сюжеты, героев;

  • поиск необходимой информации в соответствии с заданием;



Раздел «Родина» (8ч.)

100.

16.03

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Изучение нового материала

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, подбирать книги по теме.

  • знать имена писателей, произведения которых включены в раздел «Родина»;

  • определять тему выставки;

  • рассказывать о книге по коллективно составленному плану;

  • формулировать учебную задачу урока, раздела;

  • представлять книги на выставке, на основе анализа определять тему, дополнять другими книгами;

  • осознавать свою гражданскую позицию;

  • гордится своей Родиной и людьми, которые воевали за своё Отечество;

  • стремится к чтению книг о Родине;

101.

17.03

И.С. Никитин «Русь».

Образ родины в поэтическом тексте.

Изучение нового материала

Воспринимать на слух художественное произведение.

  • читать стихотворение, отражая чувства лирического героя;

  • понимать и определять средства выражения авторской позиции;

  • анализировать текст, находить слова, которые помогают создать образ Родины;

  • участвовать в диалоге об отношении к своей Родине;

  • осознавать свою гражданскую позицию;

  • гордится своей Родиной и людьми, которые воевали за своё Отечество;

  • стремится к чтению произведений о Родине;

102.

19.03

С.Д. Дрожжин

«Родине».

Изучение нового материала

Понимать особенности поэтического текста.

  • читать вслух, воспринимая на слух поэтическое произведение;

  • умение эмоционально откликаться на произведение литературы и живописи;

  • осмысление правил взаимодействия в паре, группе;

  • умение анализировать лирический текст, видеть картины природы.

  • умение оперировать понятиями «картины родного края», «звуки природы»;

103.

20.03

А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеке…».

Изучение нового материала

Читать стихи выразительно, передавая чувство гордости за своих предков.

  • читать стихотворение, отражая настроение автора;

  • понимать и определять средства выражения авторской позиции;

  • умение эмоционально откликаться на произведение литературы и живописи;

  • осмысление правил взаимодействия в паре, группе;

  • умение анализировать лирический текст, видеть картины природы.

  • умение оперировать понятиями «картины родного края», «звуки природы»;

104.

30.03

Обобщающий урок «Родина».

Обобщающий урок

Составлять рассказы о родине, передавая свои чувства, своё отношение к Родине.

  • умение читать вслух, воспринимая на слух поэтическое произведение;

  • умение эмоционально откликаться на произведение литературы и живописи;

  • осмысление правил взаимодействия в паре, группе;

  • умение анализировать лирический текст, видеть картины природы.

  • умение оперировать понятиями «любовь к Родине», «гордость за свою страну»;

105.

31.03

Поэтический вечер.

Обобщающий урок

Составлять рассказы о родине, передавая свои чувства, своё отношение к Родине.

  • умения выбирать книгу для самостоятельного чтения, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;



106.

2.04

Проект

«Они защищали Родину»

Проектная деятельность

Участвовать в работе проекта, распределять роли, находить нужную информацию.

  • умение представить свой проект;

  • умение эмоционально откликнуться на произведение литературы и живописи;

  • умение анализировать лирический текст;

  • осмысление правил взаимодействия в паре, в группе;

  • оперировать понятиями «любовь к Родине», «гордость за свою страну»;

107.

3.04

Оценка достижений

Проверка знаний


  • знание произведений;

  • умение характеризовать произведения;

  • поиск необходимой информации в соответствии с заданием;

  • определение основной мысли, соотнесение пословицы с темой изучаемого раздела;



Раздел «Страна Фантазия» (7ч.)

108,

109.

6.04

7.04

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Е.С. Велтистов

«Приключения Электроника».

Изучение нового материала

Читать и воспринимать на слух художественное произведение, читать диалоги выразительно

  • определение особенностей фантастических рассказов

  • формулирование учебной задачи урока;

  • ответы на вопросы на основе фантастических произведений учебника;

  • анализ высказывания известных писателей о ценности книг и чтения;

  • проявление бережного отношения к книге;

110,

111.

9.04

10.04

Кир Булычёв «Путешествие Алисы».

Особенности фантастического жанра.

Изучение нового материала

Определять особенности фантастического жанра

  • знать особенности фантастического жанра;

  • находить информацию о событиях и о героях;

  • рассказывать о героях и о событиях;

  • формулирование учебной задачи урока;

  • ответы на вопросы на основе фантастических произведений учебника;

  • анализ высказывания известных писателей о ценности книг и чтения;

  • проявление бережного отношения к книге;

112.

13.04

Путешествие по стране Фантазии

Обобщающий урок

Определять особенности фантастического жанра

  • знание произведений изучаемого раздела, самостоятельное составление фантастических рассказов;

  • формулирование учебной задачи урока;

  • ответы на вопросы на основе фантастических произведений учебника;

  • анализ высказывания известных писателей о ценности книг и чтения;

  • проявление бережного отношения к книге, аккуратность в её использовании, осознание пользы книг и чтения для себя;

113,

114.

16.04

17.04

Сравнение героев фантастических рассказов. Оценка достижений

Проверка знаний

Определять особенности фантастического жанра

  • знать авторов и названия фантастических произведений;

  • называть особенности произведений фантастического жанра;


  • стремится к познавательной деятельности;

  • проявлять интерес к фантастической литературе;

Раздел «Зарубежная литература» (21ч.)

115-

117.

20.04

21.04

23.04

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Дж. Свифт «Путешествие Гулливера».

Изучение нового материала

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.

  • знать авторов и произведения, которых включены в раздел «Зарубежная литература»;

  • рассказывать о книге по коллективно составленному плану;

  • формулировать учебную задачу урока, раздела;

  • сравнивать книги на выставке, группировать их по существенным основаниям;

  • проявлять интерес к зарубежной литературе;

  • осознавать, что в произведениях отражаются культура, традиции, обычаи, ценности той страны, в которых происходит действие;

118-

122.

24.04

27.04

28.04

30.04

4.05

Г.-Х. Андерсен

«Русалочка».

Изучение нового материала

Называют учебные задачи и умения. Составляют план урока.

  • знать основные факты жизни и творчества Г. Х. Андерсена;

  • выступать с презентацией о жизни и творчестве;

  • знать сказки Андерсена;

  • владеть технологией создания презентации;

  • представлять книгу на основе информации на обложке, на титульном листе и в содержании (оглавлении);

  • проявлять интерес к зарубежной литературе;

  • видеть связь жизни автора с содержанием его произведений;

123, 125.

5.05

7.05

8.05

Марк Твен

«Приключения Тома Сойера».

Изучение нового материала

Пересказывать самые интересные эпизоды из произведений от лица героев произведений.

  • знание зарубежной литературы, определение её особенностей, составление пересказов самых интересных эпизодов;

  • формулирование учебной задачи урока;

  • высказывание своего мнения о прочитанном произведении;

  • ответы на вопросы учебника на основе произведений зарубежной литературы;

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов;

126-

128.

11.05

12.05

14.05

С. Лагерлеф

«Святая ночь»


Изучение нового материала

Раскрыть содержание произведения. Отрабатывать навыки беглого чтения.

  • знание зарубежной литературы, определение её особенностей, составление пересказов самых интересных эпизодов;

  • формулирование учебной задачи урока;

  • высказывание своего мнения о прочитанном произведении;

  • ответы на вопросы учебника на основе произведений зарубежной литературы;

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов;

129,

130.

15.05

18.05

С. Лагерлеф

«В Назарете».


Изучение нового материала

Отрабатывать навыки выразительного чтения текста.

  • знание зарубежной литературы, определение её особенностей, составление пересказов самых интересных эпизодов;

  • составлять высказывания на заданные темы на основе знания содержания изученных произведений;

  • сравнивать героев произведений разных авторов;

  • проявлять интерес к зарубежной литературе;

  • осознавать, какие ценности являются главными для человека;

131,

132.

19.05

21.05

Урок-отчет.

Путешествие по дорогам любимых книг.

Обобщающий урок


  • умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги;

  • формулирование учебной задачи урока;

  • высказывание своего мнения о прочитанном произведении;

  • ответы на вопросы учебника на основе произведений зарубежной литературы;

  • развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

133.

22.05

Контрольная работа.

Проверка знаний

Проводят самооценку контрольной работы.

  • проверка сформированности умений читать выразительно, выполнять задания по тексту;



134,

135.

25.05

26.05

Обобщающий урок «Зарубежная литература»

Обобщающий урок


  • знание зарубежной литературы, определение её особенностей, знание, какие писатели и поэты создают эти произведения;

  • формирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем;

  • высказывание своего мнения о прочитанном произведении, оценивание поступков героев;

  • ответы на вопросы учебника на основе произведений зарубежной литературы;

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов;

136.

28.05

Урок-игра «Литературные тайны»



  • повторить и закрепить знания полученные в 4 классе;

  • развивать память, речь, мышление и творческие способности;