Конспект урока по литературному чтению «Мои первые детские книжки».

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...











Конспект урока по литературному чтению

Тема «мои первые детские книжки»

2 класс.










Выполнила:

Кунгурцева Т.С.






















Конспект урока по литературному чтению «мои первые детские книжки».

Тема урока: «мои первые детские книжки»

Цель урока: формирование представлений учащихся о значении книг для становления мировоззрения человека.

Задачи урока:

Обучающая: познакомить детей с писателем С.Т. Аксаковым и его произведением.

Развивающая: развивать связную речь, логическое мышление, память, внимание, воображение, частоту речи, управление голосом, творческую смелость, веру в свои силы, литературное произношение и ударение.

Воспитывающая: самостоятельность, как личную черту, интерес к серьезной, интеллектуальной работе, любовь к поэзии.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Вид урока: открытие новых знаний.

Форма урока: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Методы и формы обучения: практический.

Оборудование для учителя: интерактивная доска, учебник, методическое пособие.
Оборудование для учащихся: учебник

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

  • Формирование положительной мотивации к чтению.

  • Создание условий для получения детьми эстетического удовольствия от чтения художественной литературы.

  • Развитие воссоздающего воображения.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • Уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

  • Уметь организовывать свою деятельность

  • Уметь контролировать процесс и результат действия

Познавательные:

  • Осуществлять анализ объектов

  • Осознавать поставленную задачу

  • Понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.

Коммуникативные:

  • Формулировать собственное мнение и позицию.

  • Использовать речь для регуляции своего действия.

  • Принимать другое мнение и позицию.

Личностные:

  • Формировать интерес к занятиям по азбуке

  • Воспитывать трудолюбие и аккуратность

  • Возможность формировать умения оценки работ, ответов одноклассников.

Источник информации: 

- В.А. Лазарева «литературное чтение»- учебник для 2 класса- 5-е изд. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012г.- 112с.

- Конспекты уроков к учебнику В.А.Лазаревой «Литературное чтение» / авт.-сост. Вороговская А.И. - Волгоград: Учитель, 2009г.- 245 с.












План урока

Самоопределение к деятельности.

Актуализация знаний и умений обучающихся.

Постановка учебной задачи.

Открытие новых знаний.

Рефлексия.

Итог урока.

1 мин

5 мин

1 мин

29 мин

2 мин

2 мин



Оформление доски:



ТЕМА УРОКА


24 сентября











































Ход урока

Самоопределение к деятельности.

Цель: Концентрирование

внимания детей.

Способ деятельности:

слушание.

-Здравствуйте ребята

- Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки хорошо открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

- Присаживайтесь на свои места.


  1. Актуализация знаний и умений обучающихся

Цель: Определение уровня подготовки детей.

Способ деятельности:

Устный опрос. Тренинг.


Выразительное чтение наизусть стихотворения.

Цель: Передать интонационное отношение к чтению.

Способ деятельности: конкурсное чтение.

Артикуляционные гимнастики и упражнения


-Во дворе трава, на траве дрова.

-Шла Саша по шоссе, и сосала сушки.

- Кукушка кукушонку купила капюшон. В капюшоне кукушонок смешон.


- Ребята, сейчас мы с вами проведем конкурс, а именно конкурсное выразительное чтение наизусть стихотворения Сурикова.

- От каждого ряда на конкурс выйдет представитель, а оставшиеся ребята и я, будем в жюри, слушать и оценивать.



Выразительное чтение наизусть стихотворения Сурикова.












(Ребята читают стихотворение или наиболее понравившийся отрывок наизусть.)

  1. Постановка учебной задачи

Цель: Выявить тему урока

Способ деятельности:

беседа





Воспоминания о книгах, о любви к чтению, которая зародилась в раннем детстве, мы найдем и у другого автора – Сергея Тимофеевича Аксакова. Сегодня мы будем читать не большой отрывок из повести «Детские годы Багрова-внука». А чтобы вам было более понятно, о чем рассказывается в этом маленьком отрывке, мы с вами отправимся на экскурсию к Сергею Тимофеевичу Аксакову.


  1. Изучение нового материала.

Цель: познакомить детей с новым писателем и его произведением.

Способ деятельности:

Беседа, работа по учебнику.












Цель: Смена вида

деятельности

Способ деятельности:

Различные движения


Повесть «Детские годы Багрова-внука» - это большой подробный рассказ Сергея Тимофеевича Аксакова о своем детстве, которое сам автор называет «золотым временем детского счастья».

Родился Сергей Тимофеевич Аксаков в 1971 году в башкирском городе Уфе, в семье небогатого дворянина.

Рос он пытливым, чувственным и впечатлительным мальчиком, проявлял необыкновенный интерес ко всему окружающему, особенно к природе.

Из всех своих детских впечатлений маленького Сережи самым сильным была любовь и страсть к чтению. Приохотили мальчика к книгам семейные чтения, которые устраивались в доме по вечерам. Чтение еще больше разжигало развитое воображение Сережи. Однако книг в доме было не так много. Детские книжки мальчик знал наизусть, а взрослые ему читать не разрешалась, - считалось, что для его лет они были недоступными, хотя для него была интересной любая книга, которую он брал в руки.

И вот однажды «благодетельная судьба», как он потом напишем, послала ему счастливый случай. Об этом случае и рассказывается в отрывке, который напечатан в нашем учебнике.

- Ребята в тексте нам встретятся сложные слова, давайте узнаем, что это за слова.

Комод, сени, восторг.

- Комод - Предмет мебели, состоящий из нескольких расположенных друг над другом выдвижных ящиков (для белья, различных мелких вещей) 

- Сени - Помещение между жилой частью дома и крыльцом.

- Восторг - Подъём радостных чувств, восхищение.

Чтение текста учителем

-Какие слова для вас были непонятными?


-Аничков – старый, богатый человек, который жил по соседству с домом Сережи, считался умным и даже ученым человеком. В его доме была большая библиотека. И вот однажды, узнав от родителей Сережи, что тот очень прилежный и любит читать, Аничков, который уважал любознательность, пригласил мальчика к себе в дом.

- Ребята, давайте прочитаем этот отрывок вместе.

Чтение текста с последующим обсуждением

Чтение первой части


- Какие книги подарил Аничков Сереже?


- «Детское чтение для сердца и разума» - так называлась серия детских книг, изданная в двадцати частях, в то время, когда жил писатель. Мальчику же досталось не полное собрание сочинений, а всего двенадцать книг.


- А как мальчик воспринял этот подарок?


- Прочитайте в тексте слова, рассказывающие об этом чувстве мальчика.


Чтение второй части


- А теперь найдите в тексте выражение, которым автор характеризует чтение мальчика.


- А как вы можете объяснить значение это выражения после того, как прочитали этот отрывок?


- Вы правильно поняли, ребята, сделали верный вывод, прочитав о том, в каком состоянии был мальчик, когда читал книги. В словаре Ожегова слову «Исступленный» дается такое толкование: «Исступление – крайняя степень возбуждения, страсти с потерей самообладания». А это значит, что чтение мальчика и происходило в состоянии сильного возбуждения.


Чтение третьей части


- А теперь прочитайте дальше, с каким еще чувством Сережа читал книги.


- А теперь я хочу обратить ваше внимание на последние слова в тексте. «В детском уме моем произошел совершенный переворот, и для меня открылся новый мир».

- Как вы поняли эти заключительные слова?


- Верно ребята, послушайте продолжение этого отрывка.

«Я узнал в «рассуждении о громе», что такое молния, воздух, облака. Узнал образование дождя и происхождение снега. Многие явления в природе, на которые я смотрел бессмысленно, хотя и с любопытством, получили для меня смысл, значение и стали еще любопытнее».

- А теперь скажите, какой поучительный вывод вы можете для себя сделать, прочитав отрывок из повести Сергея Тимофеевича Аксакова?

- Молодцы, вы правильно поняли главный смысл этих произведений, а также сделали для себя вывод.



- Ребята, пришло время нам возвращаться с удивительной экскурсии.

- Ребята, скажите, в наше время книги читают с таким же восторгом?

- Почему? Что же случилось, что пришло на смену книгам?

- Чем удобны компьютеры?





- Ребята, а какой вывод на уроке сделали мы?









































(мне непонятно, кто такой Аничков.)











(«Детское чтение для сердца и разума»)





(мальчик был очень счастлив)


( «о, счастье!», «так обрадовался, что чуть не со слезами бросился на шею старику», «не помня себя».)


(«Разумеется, мать положила конец такому исступленному чтению»)

(значит чтение с большим увлечением)









Я читал свои книжки с восторгом»)





(Для мальчика книги открыли новый мир знаний, он узнал многое из того, что не знал раньше, он стал умнее, образованнее.)



(ответы детей, книга – верный друг человека, она многому учит.)





(нет)


(на смену книгам пришли компьютеры)

(при помощи компьютеров можно найти любую информацию очень быстро)

(Книга – верный друг человека)

  1. Инструктаж домашнего задания.

Цель:

Способ деятельности:

Беседа

- Вспомнить свою первую книжку и рассказать о ней на следующем урока.



  1. Рефлексия.

Цель: Выявить, у кого какие были сложности

Способ деятельности:

Беседа

ЗАПОМНИЛОСЬ

Мне сегодня БЫЛО СЛОЖНО

УДАЛОСЬ


  1. Итог урока.

Цель: Выявить, что на уроке узнали, чему научились дети.

Способ деятельности:

Беседа

- Молодцы, Спасибо за урок. Урок окончен.