Рабочая программа по окружающему миру (3 класс)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


[pic]





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы А.А. Плешакова (УМК «Школа России» М.: «Просвещение» 2013 г.), планируемых результатов начального общего образования и соответствует учебному плану школы.

Основанием для выбора данной программы послужило то, что программа по курсу «Окружающий мир» обеспечивает формирование универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных, которые способствуют овладению младшими школьниками компетентностью «уметь учиться».

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Место предмета в учебном плане: 68ч (2ч в неделю, 34 учебные недели).


Формы, методы, технологии организации учебного процесса

Формы организации учебного процесса:

индивидуальные;

индивидуально-групповые;

фронтальные;

работа в парах.

В основе методики преподавания курса лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего.

В зависимости от формы организации совместной работы учителя и ученика применяются следующие методы обучения: изложение знаний, беседа, самостоятельная работа, наглядные методы (наблюдение, демонстрация предметов), практические методы (измерение, вычерчивание геометрических фигур, лепка, аппликация), проблемное изучение знаний.

Проблемное изучение знаний - это такое изложение, при котором учитель ставит проблему. Учащиеся, пытаясь ее разрешить, убеждаются в недостатке знаний. Тогда учитель указывает путь ее решения.

В зависимости от способов организации учебной деятельности школьников (непродуктивная, продуктивная деятельность) выделяют такие методы:

объяснительно-иллюстративный, при котором учитель дает образец знания, а затем требует от учащихся воспроизведения знаний, действий, заданий в соответствии с этим образцом;

частично - поисковый, при котором учащиеся частично участвуют в поиске путей решения поставленной задачи. При этом учитель расчленяет поставленную задачу на части, частично показывает учащимся пути решения задачи, а частично ученики самостоятельно решают задачу;

исследовательский метод – это способ организации творческой деятельности учащихся в решении новых для них проблем.

Технологии обучения:

личностно-ориентированного образования;

игровые технологии;

информационно – коммуникативные технологии;

системно-деятельностный метод.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Как устроен мир (6 ч)

Природа, её разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными). Роль природы в жизни человека.

Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.

Общество. Семья, народ, государство – часть общества. Человек – часть общества. Человечество.

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.

Эта удивительная природа (18 ч)

Тела, вещества. Частицы. Разнообразие веществ. Твёрдые тела, жидкости, газы.

Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для растений, животных, человека. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

Вода, её свойств. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнение воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.

Разрушение твердых пород в природе. Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Разрушение почвы. Охрана почвы.

Растения, их разнообразие. Группы растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Охрана грибов.

Животные, их разнообразие. Группы животных. Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте.

Мы и наше здоровье (10 ч)

Организм человека. Органы и системы органов. Нервнаясистемы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.

Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.

Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы и витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.

Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Аллергия. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики – враги здоровья.

Наша безопасность (7 ч)

Как действовать при возникновении пожара в квартире, при аварии водопровода, утечке газа.

Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения.

Опасные места в квартире, доме и окрестностях. Правила поведения в опасных местах. Гроза - опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.

Ядовитые растения и грибы. Опасные животные: змеи. Правила поведения с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды.

Чему учит экономика (12 ч)

Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.

Природные богатства – основа экономики.

Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана.

Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность, её основные отрасли.

Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран. Заработная плата.

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги.

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей.

Путешествие по городам и странам (15 ч)

Города Золотого кольца России. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.

Страны, граничащие с Россией, - наши ближайшие соседи.

Страны зарубежной Европы. Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран.




ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Результатами освоения программы «Окружающий мир» являются личностные, метапредметные и предметные результаты.

Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.



























ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема

урока

Кол-во часов

Планируемые результаты

Дата урока

Примеч.

Предметные

Метапредметные

Личностные

План.

Факт.


1

Как устроен мир (6 часов)

Природа


1

Анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию; сравнивать объекты неживой и живой природы по известным признакам, классифицировать объекты живой природы. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Р: Принимать учебную задачу и стремиться её выполнять. П: Знакомиться с учебником, извлекать из него информацию. К: Работать в паре, предлагать задания к рисункам.




Раскрывать ценность природы для людей.


1-5.09



2

Человек


1

Называть сходства человека и живых существ и отличия его от животных. Различать внешность человека и его внутренний мир; анализировать проявления внутреннего мира человека в его поступках, внешности, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе; оценивать богатство внутреннего мира человека.

Р: Формулировать выводы, оценивать свои достижения. П: Находить сходство и отличие человека от живых существ, моделировать развитие человека. К:Обсуждать и описывать проявления внутреннего мира человека.

Ориентироваться на положительные поступки и отношения с людьми.

1-5.09



3

Проект «Богатства, отданные людям»


1

Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.

Р: Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

П: Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы. К: Сотрудничество с учителем и учащимися.

Формировать бережное отношение к природным богатствам.

8-12.09



4

Общество

1

Анализировать таблицу с целью извлечения необходимой информации; описывать по фотографиям достопримечательности разных стран; соотносить страны и народы, осуществлять самопроверку; рассуждать о многообразии и единстве стран и народов в современном мире.

Р: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. П: умение читать таблицы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. К: Умение сотрудничать с учителем и сверстниками.

Определять место человека в мире.

8-12.09



5

Что такое экология?

1

Называть экологические связи и их разнообразие. Анализировать схемы учебника и с их помощью классифицировать экологические связи; приводить примеры взаимосвязи живого и неживого, растений и животных, человека и природы; описывать окружающую среду для природных объектов и человека.

Р: Принимать учебную задачу и стремиться её выполнять. П: Анализировать схемы в учебнике, прослеживать экологические связи. К: Рассказывать о взаимосвязях в природе, приводить примеры.






Формировать экологическое мировоззрение.

15-19.09



6

Природа в опасности!


1

Называть положительные и отрицательные влияния человека на природу. Рассуждать о том, почему люди не могут полностью прекратить использование природных богатств; объяснять, какое отношение к природе можно назвать ответственным.

Р: Принимать учебную задачу и стремиться её выполнять. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. П: Моделирование в виде схемы воздействия человека на природу. Обсуждение, как каждый может помочь природе. К: Работа со взрослыми: подготовка сообщения о заповедниках и национальных парках. Участие в природоохранной деятельности.

Формировать ответственность за все живое в природе.

15-19.09



7

Тела, вещества, частицы.

1

Различать тела и вещества, осуществлять самопроверку; проверять с помощью учебника правильность приведённых утверждений.

Р: Умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы

П: Осмысление взаимосвязи внешнего вида человека и его внутреннего мира, осознания себя творческой личностью, способной изменить мир к лучшему

К: Умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми

Формировать установку на положительное поведение в обществе.

22.09-26.09



8

Разнообразие веществ.


1

Описывать изучаемые вещества по предложенному плану; использовать информацию из текста учебника для объяснения содержания рисунков; различать сахар, соль, крахмал по характерным признакам.

Р: Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера; П: Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

К: Работать в паре, рассказывать об изучаемых веществах по плану.

Соблюдать технику безопасности, беречь своё здоровье.

22-26.09



9

Воздух и его охрана.

1

Различать цель опыта, ход опыта, вывод. Объяснять свойства воздуха, используя знания о частицах; осуществлять самопроверку. Называть правила охраны воздуха.

П: Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). К: Интервьюирование взрослых о мерах охраны чистоты воздуха в родном городе.

Ориентироваться на бережное отношение к природе, формировать позицию эколога.

29-3.10



10

Вода.


1

Определять и называть цель каждого опыта, устно описывать его ход, формулировать выводы и фиксировать их в рабочей тетради.


Р: Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, осуществлять самопроверку, оценивать ответы. П: Использовать информацию из учебника, обобщать её, проводить мини- исследование в семье, как используют в быту. К: Работать в паре, объяснять свойства воды, называть цель опыта, рассказывать об использовании воды в быту.

Воспитывать бережное и экономное отношение к природным богатствам страны.

29-3.10



11

Превращения и круговорот воды.


1

Различать три состояния воды, формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя.

Р: Анализировать рисунок- схему, осуществлять взаимопроверку. П: Моделировать круговорот воды в природе, формулировать выводы из изученного материала. К: Работать в паре, формулировать выводы, объяснять особенности образования льда, рассказывать по схеме о круговороте воды

Воспитывать бережное и экономное отношение к природным богатствам страны.

6-10.10



12

Берегите воду!


1

Анализировать схему в учебнике, сопоставлять полученные сведения с информацией из текста. Понимать, что надо охранять и беречь воду.

Р: Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. П: Моделирование в виде динамической схемы источниковК: Интервьюирование взрослых по охране чистоты воды в родном городе (селе). Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Ориентироваться на бережное отношение к природе, формировать позицию эколога.

6-10.10



13

Как разрушаются камни

1

Характеризовать процесс разрушения горных пород в результате нагревания, охлаждения, замерзания воды в трещинах и укоренения растений в них.

Р: Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, осуществлять самопроверку, оценивать ответы. П: Моделировать схему разрушения камней, наблюдать и фотографировать, делать выводы. К: Высказывать предположения о причинах разрушения, давать характеристику этому процессу, работать со взрослыми.

Воспитывать бережное и экономное отношение к природным богатствам страны.

13-17.10



14

Что такое почва.




1

На основе схемы моделировать связи почвы и растений. Характеризовать процессы образования и разрушения почвы; характеризовать меры по охране почвы от разрушения.

Р: Делать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. П: Исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, анализировать схему связей почвы и растений. К: Высказывать и обосновывать гипотезы о плодородии почвы, давать характеристику процессу образования и разрушения почвы.

Ориентироваться на соблюдение моральных норм в учебной деятельности и формировать бережное отношение к природным ценностям.

13-17.10



15

Разнообразие растений

1

Называть растения с помощью атласа-определителя. Приводить примеры растений разных групп и видов.

Р: Делать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. П: Использовать полученную информацию для определения растений, классифицировать их с помощью атласа – определителя. К: Работать в группе, доказывать, используя учебник разнообразность растений. Готовить сообщение о любом растении.

Понимать значение растений для здоровья и жизни человека, вырабатывать бережное отношение ко всему живому.

20-24.10



16

Солнце, растения и мы с вами

1

Выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений. Доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека.

Р: Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, осуществлять самопроверку, оценивать ответы. П: Выявлять с помощью схемы сходство и различия процессов питания и дыхания, моделировать эти процессы, выявлять роль частей растений. К: Рассказывать о процессах по схеме, формулировать выводы доказывать, что без растений невозможна жизнь

Ориентироваться на бережное отношение к природе, формировать позицию эколога.

20-24.10



17

Размножение и развитие растений.



1

Объяснять значение слова «опыление». Характеризовать с помощью схем стадии развития растения из семени. Называть разные способы распространения плодов и семян.

Р: Принимать учебную задачу и стремиться её выполнять. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения. П: Наблюдать в природе, как распространяются семена. К: Характеризовать условия, необходимые для развития растения. Рассказывать по схеме о развитии семян.

Определять границы собственного знания и незнания, вырабатывать способность к решению моральных проблем.

27-31.10



18

Охрана растений.


Проверочная работа.

1

Называть факторы отрицательного воздействия человека на мир растений, правила поведения в природе.

Р: Установление причинно-следственных связей. Постановка и формулирование проблемы.

П: Оформлять памятку «Берегите растения», находить материал о редких растений из различных источников информации. К: Обсуждать материалы книги « Великан на поляне», рассказывать о редких растениях, занесенных в Красную книгу.

Понимать значение растений для здоровья и жизни человека, вырабатывать бережное отношение ко всему живому.

27-31.10



19

Разнообразие животных

1

Приводить примеры животных разных групп; с помощью атласа-определителя определять животных, изображённых на рисунках, и относить их к определённой группе.

Р: Принимать учебную задачу и стремиться её выполнять.

П: Классифицировать животных, приводить примеры животных разных групп. Работать с электронным приложением к учебнику.

К: Рассказывать о животных по самостоятельно подготовленному сообщению.


Ориентироваться на выполнение моральных норм, воспитывать бережное отношение к животным.

10-14.11



20

Кто что ест? Проект «Разнообразие природы родного края»

1

Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.

Р: Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. П: Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы. К: Сотрудничество с учителем и учащимися.


Понимать значение растений для здоровья и жизни человека, вырабатывать бережное отношение ко всему живому.

10-14.11



21

Размножение и развитие животных

1

Рассказывать о размножении и развитии животных разных групп.

Р: Принимать учебную задачу и стремиться её выполнять. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения. П: Моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта. К: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Ориентироваться на выполнение моральных норм, воспитывать бережное отношение к животным.

17-21.11



22

Охрана животных

1

С помощью атласа-определителя и электронного приложения определять животных, занесённых в Красную книгу России. Называть меры по охране животных.

Р: Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, осуществлять самопроверку, оценивать ответы. П: С помощью атласа-определителя и электронного приложения определять животных, занесенных в Красную книгу, создать книжку- малышку « Береги животных». К: Рассказывать о факторах отрицательного воздействия человека на животных, обсуждать меры по охране животных, готовить сообщения о животных, занесенных в Красную книгу.

Формирование внутренней позиции на выполнение моральных норм, бережное отношение ко всему живому.

17-21.11



23

В царстве грибов

1

С помощью иллюстраций учебника и атласа-определителя различать съедобные, несъедобные и ядовитые грибы. Называть правила сбора грибов.

Р: Принимать учебную задачу и стремиться её выполнять. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения. П: Моделировать различие грибов- двойников, находить дополнительный материал о грибах. К: Давать характеристику строению грибов, обсуждать материал рассказа «Кому нужен мухомор».

Понимать значение растений для здоровья и жизни человека, вырабатывать бережное отношение ко всему живому.

24-28.11



24

Великий круговорот жизни.



1

Рассказывать о круговороте веществ на Земле. Называть основные звенья круговорота веществ: производители, потребители, разрушители.

Р: Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, осуществлять самопроверку, оценивать ответы. П: Моделировать круговорот веществ в природе, делать выводы, сравнивать их с учебником. К: Характеризовать организмы – производители, потребители, разрушители. Обсуждать опасность исчезновения одного из звеньев.

Формировать представление о взаимосвязь в природе и воспитывать бережное отношение и правильное поведение в природе.

24-28.11



25

Организм человека.

1

Объяснять значение выражения «система органов». Называть и показывать на модели органы человека.

Р: Умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить

П: Характеризовать системы органов человека, стремиться выполнять правила по сохранению своего здоровья

К: Отвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать в паре

Формировать привычку соблюдать правила гигиены, установку на заботу о своем здоровье.

1-5.12



26

Органы чувств.

1

Называть органы чувств человека: глаза, уши, нос, язык, кожа. Рассказывать о правилах гигиены органов чувств.

Р: Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структурирование знаний.

П: Работать с терминологическим словарем, формулировать выводы по теме, находить дополнительный материал о правилах гигиены. К: Работать в паре, изучать материалы темы и готовить рассказы по плану

Формировать привычку соблюдать правила гигиены, установку на заботу о своем здоровье.

1-5.12



27

Надёжная защита организма.




1

Объяснять значение слов: «ушиб», «ожог», «обмораживание». Характеризовать средства гигиены и ухода за кожей. Называть меры первой помощи при повреждениях кожи.

Р: Выделение необходимой информации; установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений. П: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

К: Практически изучить свойства кожи. Работать в паре, рассказывать о средствах гигиены и мерах первой помощи. Подготовить рассказ об уходе за кожей.

Формировать привычку соблюдать правила гигиены, установку на заботу о своем здоровье. Учиться оказывать первую помощь.

8-12.12



28

Опора тела и движение.

1

Рассказывать о роли опорно-двигательной системы в организме человека. Понимать важность выработки и сохранения правильной осанки.

Р: Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структурирование знаний. П: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

К: Характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма, раскрывать роль правильной осанки для здоровья человека.

Ориентироваться на выполнение моральных норм. Формировать привычку соблюдать правила гигиены, установку на заботу о своем здоровье. Установка на выполнение утренней гимнастики.

8-12.12



29

Наше питание. Проект «Школа кулинаров».

1

Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.

Р: Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. П: Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы. К: Сотрудничество с учителем и учащимися.

Определять границы собственного незнания и знания, стремиться к соблюдению правильного питания.

15-19.12



30

Дыхание и кровообращение.


1

Рассказывать о дыхательной и кровеносной системах, их строении и работе. Понимать взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем.

Р: Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структурирование знаний; П: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

К: Характеризовать строение кровеносной системы, работать в паре, учиться измерять пульс, работать со взрослыми, узнавать о взаимосвязи органов в организме.

Ориентироваться на выполнение моральных норм. Формировать привычку соблюдать правила гигиены, установку на заботу о своем здоровье.







15-19.12



31

Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие.

Промежуточная диагностическая работа.

1

Адекватно оценивать и анализировать свои знания/незнания.

Р: Оценивать правильность и неправильность ответов. Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами. К: Выполнять тесты с выбором ответа.



Определять границы собственного знания и незнания

22-26.12



32

Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров».

1

Представлять результаты проектной деятельности. Формировать адекватную оценку своих достижений.

Р: Формирование адекватной оценки своих достижений П: Учиться извлекать информацию из различных источников, сотрудничать со взрослыми. К: Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами.

Определять границы собственного знания и незнания.

22-26.12



33

Умей предупреж-дать болезни.

1

Называть способы закаливания организма, правила поведения в случае заболевания. Формулировать правила предупреждения инфекционных болезней и аллергии.

Р: Структурирование знаний; постановка и формулирование проблемы. П: Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

К: Характеризовать факторы закаливания, формулировать правила, составлять памятку.

Формировать привычку соблюдать правила гигиены, установку на заботу о своем здоровье. Проводить закаливание своего организма.

12-16.01



34

Здоровый образ

жизни.

1

Различать факторы, укрепляющие здоровье, и факторы, негативно на него влияющие.

Р: Структурирование знаний; постановка и формулирование проблемы. П: Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

К: Обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни. Работать в паре, составлять памятку.

Ориентироваться на выполнение моральных норм. Формировать привычку соблюдать правила гигиены, установку на заботу о своем здоровье.

12-16.01



35

Огонь,

вода и газ.

1

Называть наизусть телефоны экстренного вызова, родителей, соседей. Формулировать действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа.

Р: Постановка и формулирование проблемы. П: Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. К:Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Формировать способность к действиям в экстремальных ситуациях с целью сохранения своего здоровья.

19-23.01



36

Чтобы путь был счастливым.



1

Называть правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, езде в автомобиле, общественном транспорте.

Р: Умение самостоятельно составлять план действий в экстренных ситуациях, выбирать безопасный путь движения

П: Усвоение основных правил поведения в быту, в школе, на дороге, в опасных местах, в лесу.

К: Уметь слаженно действовать в ситуациях опасности

Стремиться соблюдать правила безопасности с целью сохранения своего здоровья.

19-23.01



37

Дорожные знаки.



1

Называть дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.

Р: умение самостоятельно выбирать безопасный путь движения

П: усвоение основных правил поведения на дороге.

К: уметь действовать в ситуациях опасности

Соблюдать правила безопасности для сохранения здоровья.

26-30.01



38

Проект «Кто нас защищает».

1

Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.

Р: Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. П: Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы. К: Сотрудничество с учителем и учащимися.

Воспитывать чувство гордости за свою Родину и ее защитников.

26-30.01



39

Опасные места.

1

Называть правила поведения в потенциально опасных местах: на балконе, в лифте, на стройплощадке, пустыре, в парке, лесу, на обледенелых поверхностях и т.д.

Р: умение самостоятельно составлять план действий в экстренных ситуациях.

П: усвоение основных правил поведения в быту, в школе, на дороге, в опасных местах, в лесу.

К: уметь слаженно действовать в ситуациях опасности

Формировать внимательное поведение, вырабатывать способность к решению проблем.

2-6.02



40

Природа и наша безопасность.


Проверочная работа.

1

Понимать, какие опасности природного характера могут принести гроза, ядовитые растения и грибы, змеи, собаки, кошки.

Р: Построение рассуждения в форме совокупности простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

П: Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.

Учиться отличать гадюку от ужа, ядовитые и съедобные грибы, находить информацию о ядовитых растениях. К: Обсуждать рассказ « Опасные двойники», рассказывать о правилах поведения в общении с домашними животными.

Соблюдать правила поведения в природе, использовать полученные знания для сохранения своего здоровья и жизни.

2-6.02



41

Экологическая безопасность.


1

Объяснять значения слов: «экологическая безопасность», «цепь загрязнения», «бытовой фильтр». Называть правила экологической безопасности.

Р: Выделение необходимой информации. П: Установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений. К:Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Соблюдать правила безопасности для сохранения здоровья.

9-13.02



42

Для чего нужна экономика.

1

Раскрывать понятия «экономика», «потребности», «услуги». Понимать, что удовлетворение потребностей людей – главная задача экономики.

Р: Постановка и формулирование проблемы. П: Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. К:Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.


Формировать внутреннюю позицию, адекватно оценивать свои знания, формировать способность к решению моральных норм.

9-13.02



43

Природные богатства и труд людей – основа экономики.

1

Приводить примеры использования природных богатств и труда в процессе производства товаров. Раскрывать роль науки в экономическом развитии.

П: Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки.

К:Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

К: Рассказывать об использовании природных богатств, работать со взрослыми, выяснять роль профессий родителей в экономике города

Воспитывать чувство гордости за свою Родину,

почтительное отношение и уважение к труду людей всех профессий.







16-20.02



44

Полезные ископаемые.



1

Называть наиболее важные в экономике полезные ископаемые. Раскрывать основные способы добычи полезных ископаемых. Анализировать правила охраны полезных ископаемых.

Р: Принимать учебную задачу урока, формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы. Формировать адекватную самооценку. П: Определять полезные ископаемые с помощью атласа, рассказывать об особенностях добычи, по материалам учебника ,в музее выяснить, какие полезные ископаемые добывают у нас. К: Готовить сообщение о каком – либо полезном ископаемом.

Воспитывать бережное отношение к природным богатствам, уважение к людям рабочих профессий.

16-20.02



45

Растениеводство




1

Различать и классифицировать культурные растения. Определять с помощью атласа-определителя культурные растения. Классифицировать культурные растения: зерновые, кормовые и прядильные культуры, овощи, фрукты, цветы.

Р: умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить.

П: Структурирование знаний; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Поиск и выделение необходимой информации.

К: формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке

Воспитывать бережное отношение к природным богатствам, уважение к людям рабочих профессий.

24-27.02



46

Животноводство.

1

Называть домашних сельскохозяйственных животных, рассказывать об их содержании и разведении, об их роли в экономике. Называть продукты животноводства, которые использует семья в течение дня.

Р: Постановка и формулирование проблемы. П: Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний.

К: Работать со взрослыми, брать интервью у работников животноводства. Узнать, какие продукты животноводства употребляет семья.

Воспитывать бережное отношение к природным богатствам, уважение к людям рабочих профессий.












24-27.02



47

Какая бывает промышленность.

1

Объяснять значения понятий: «добывающая промышленность», «электроэнергетика», «металлургия», «машиностроение», «химическая промышленность», «лёгкая промышленность», «пищевая промышленность».

Р: Постановка и формулирование проблемы. П: Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний.

К: Рассказывать о труде работников разных отраслей промышленности, в каких отраслях работают члены семьи, выяснить, рассказать в классе.

Формировать внутреннюю позицию, адекватно оценивать свои знания, формировать способность к решению моральных норм





2-6.03



48

Проект «Экономика родного края».

1

Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.

Р: Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. П: Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы. К: Сотрудничество с учителем и учащимися.

Формировать установку на выполнение моральных норм.

2-6.03



49

Что такое деньги.



1

Называть виды денежных знаков: банкноты и монеты. Различать денежные единицы разных стран.

Р: Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структурирование знаний.

П: Раскрывать роль денег в экономике.

Характеризовать виды обмена товарами.

Находить информацию об истории денег в других источниках.

К: Работа в паре, сравнение монет разных стран, практическая работа по различению денежных единиц.

Прививать чувство бережного отношения к трудудругого человека,, умению рационально расходовать деньги.

10-13.03



50

Государственный бюджет.

1

Объяснять, зачем нужен государственный бюджет, на что расходуются деньги из государственного бюджета.

Р: Принимать учебную задачу урока формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы. П: Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. К:Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Определять границы собственного знания и незнания, принимать мнение других членов коллектива.

16-20.03



51

Семейный бюджет.

1

Объяснять значения слов: «стипендия», «пенсия». Понимать, что такое семейный бюджет, анализировать его доходы и расходы.

Р: Принимать учебную задачу урока, формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы. Формировать адекватную самооценку. П: Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. К:Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Воспитывать положительные моральные качества, чувство сопричастности к семейному благополучию.

16-20.03



52

Экономика и экология.



1

Объяснять значения слов: «танкер», «экологическая катастрофа», «экологический прогноз». Понимать взаимосвязь экономики и экологии.

Р: актуализировать знания, полученные во 2 классе, принимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять. П: Поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. К: Обсуждать, почему при осуществлении экономических проектов осуществляется экологическая экспертиза.

Определять границы собственного знания и незнания, принимать мнение других членов коллектива.


30-3.04



53

Экономика и экология.


1

Приводить примеры изменения экономических проектов под влиянием экологов.

Р: Постановка и формулирование проблемы, П: Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

К: формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке.


Понимать роль труда в создании товаров и услуг, выяснять роль профессий родителей в экономике


30-3.04



54

Золотое кольцо России.

1

Рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца. Узнавать достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям.

Р: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.П: Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников. Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки.

К: Донести свою точку зрения до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновывать.


Расширять свой кругозор, прививать любовь к Родине.

6-10.04



55

Золотое кольцо России.

1

Узнавать достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям.

Р: Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.П: Структурирование знаний; умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос; умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

К: Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Уважительно относится к памятникам культуры, прививать любовь к Родине.

6-10.04



56

Золотое кольцо России.

1

Называть города, которые входят в Золотое кольцо.

Р: умение самостоятельно

планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему

П: конкретизировать представления о городах Золотого кольца и их достопримечательностях

К: формирование уважительного отношения к иному мнению. Развитие этических чувств, доброжелательности

Воспитывать чувство гордости за свою страну, сопричастности к её историческому прошлому.

13-17.04



57

Проект «Музей путешествий».

1

Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.

Р: Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. П: Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы. К: Сотрудничество с учителем и учащимися.

Формировать внутреннюю позицию школьника, гражданина своей страны.

13-17.04



58

Наши ближайшие соседи

1

Объяснять значения понятий: «сухопутные границы», «морские границы». Называть государства, граничащие с Россией, их столицы.

Р: Принимать учебную задачу урока, формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы. Формировать адекватную самооценку. П: Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников. К:Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Определять границы собственного знания и незнания, принимать мнение других членов коллектива. Формировать чувство гордости за свою страну.

20-24.04



59

На севере Европы.

1

Называть страны севера Европы, их столицы. Узнавать по фотографиям достопримечательности изучаемой страны, её известных людей.

Р: самостоятельно

планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему.

П: Конкретизировать представления о странах Скандинавии

К: формирование уважительного отношения к иному мнению. Развитие этических чувств, доброжелательности

Формировать внутреннюю позицию школьника, гражданина своей страны, позицию человека, жителя общего дома – Земля

20-24.04



60

Что такое Бенилюкс.

1

Называть страны Бенилюкса, их столицы. Описывать достопримечательности стран Бенилюкса по фотографиям.

Р: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.П: Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников. К:Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов.


27-30.04



61

В центре Европы.

1

Называть страны центра Европы, их столицы. Узнавать и описывать достопримечательности по фотографиям. Узнавать известных людей стран Европы.

Р: самостоятельно

планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему

П: конкретизировать представления о странах Европы

К: формирование уважительного отношения к иному мнению. Развитие этических чувств, доброжелательности

Формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов.


27-30.04



62

По Франции и Великобритании (Франция).

1

Показывать местоположение Франции на карте, называть её столицу. Описывать достопримечательности Франции по фотографиям. Узнавать её замечательных людей.

Р: самостоятельно

планировать свои действия при подготовке сообщения

П: конкретизировать представления о Франции

К: формирование уважительного отношения к иному мнению. Развитие этических чувств, доброжелательности

Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов.


5-8.05



63

По Франции и Великобритании (Великобритания).

1

Показывать местоположение Великобритании на карте, называть её столицу. Описывать достопримечательности Великобритании по фотографиям. Узнавать её замечательных людей.

Р: Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.П: Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников. К:Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов.


5-8.05



64

На юге Европы.

1

Показывать местоположение Греции и Италии на карте, называть их столицы. Описывать достопримечательности Греции и Италии по фотографиям. Узнавать их замечательных людей.

Р: Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.П: Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников. К:Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов.


12-15.05



65

По знаменитым местам мира.



1

Описывать по фотографиям изучаемые достопримечательности.

Р: Принимать учебную задачу урока, формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы. П: Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников. Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. К: Обсуждать цели международного туризма, работать с картой, показывать и рассказывать о достопримечательностях.

Формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов.


12-15.05



66

Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие.

Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий».

1

Адекватно оценивать и анализировать свои знания/незнания.

Представлять результаты проектной деятельности. Формировать адекватную оценку своих достижений.

Р: Оценивать правильность и неправильность ответов. Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами. П: Оценивать правильность и неправильность ответов. Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами. К: Выполнять тесты с выбором ответа.

Определять границы собственного знания и незнания.

18-22.05



67-68

Резервные уроки.

2




18.-22.05



ПЕРЕЧЕНЬ Учебно-методического обеспечения


для ОБУЧАЮЩИХСЯ:

  1. Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (с CD-диском). В 2-х частях / Плешаков А.А. – М.: Просвещение, 2012.

  2. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2-х частях / Плешаков А.А. – М.: Просвещение, 2014.

  3. Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов / Плешаков А.А. – М.: Просвещение, 2013.

  4. Окружающий мир. Тесты. 3 класс / Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. – М.: Просвещение, 2013.


для учителя:

1. Сборник рабочих программ УМК «Школа России» 1-4 классы. Окружающий мир./ Плешаков А.А. – М.: Просвещение, 2011г.

2. Окружающий мир. Методические рекомендации. 3 класс / Плешаков А.А., Белянкова Н.М., Соловьева А.Е. – М.: Просвещение, 2012.

3.Окружающий мир. Интерактивные дидактические материалы. 3 класс. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением. / В.В. Мещерякова. – М.: Планета, 2013. – (Качество обучения).

4.Окружающий мир. 3 класс. Рабочая тетрадь с электронным тренажером / Авт.-сост.: В.В. Мещерякова – М.: Планета, 2011. – (Качество обучения).

5.Окружающий мир. 3 класс. Интерактивные контрольные тренировочные работы. Дидактическое пособие с электронным интерактивным приложением /Авт.-сост. М.С. Умнова. – М.: Планета, 2013. – (Качество обучения).

6.Окружающий мир. 3 класс. Интерактивные контрольные тренировочные работы. Тетрадь с электронным тренажером / Авт.-сост. М.С. Умнова. – М.: Планета, 2013. – (Качество обучения).

7.Уроки окружающего мира с применением информационных технологий. 3-4 классы. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением / С.В. Братченко, М.В. Буряк [и др.]; сост. Е.С. Галанжина. – М.: Планета, 2013. – (Современная школа).

8.Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности / С.П. Казачкова, М.С. Умнова. – М.: Планета, 2013. – (Качество обучения).

9.Дидактические и развивающие игры в начальной школе. Методическое пособие с электронным приложением / Сост. Е.С. Галанжина. – М.: Планета, 2011. – (Современная школа).