Проектная работа по теме Небо на земле: традиции русского иночества (4 класс)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Практическая часть

Проектную работу мы начали выполнять для недели Рождественские чтения.


Детская проектная работа по теме «Небо на земле»: традиции русского иночества


Цель проекта: (слайд 2)

Узнать о традициях русского иночества.

Задачи:

  • Определить традиции иночества.

  • Проследить иноческие традиции от первых веков христианской Руси до наших дней.

Актуальность (слайд 3)

Я решила написать этот проект, потому что мы с нашей семьёй часто посещаем разные монастыри. Мне давно было интересно узнать, как живут монахи, что наполняет их обычный день.

Монах – это слово происходит от греческого слова «монос», что значит один. Монахи дают обеты (обещания) Богу жить в безбрачии, послушании и нестяжании (не собирать себе богатств). Поэтому их жизнь отличается от жизни обычных людей. Эта иная жизнь дала русскому названию монаха – инок. В книге «Патерик для детей» я прочитала, что главное в жизни монаха есть молитва, труд и чтение душеполезных книг. В своём проекте я хочу проследить, являются ли эти занятия традиционными для русского монашества. (Слайд 4) [pic]



Молитва

Молитва это основа духовной жизни верующего человека. Нетрудно заметить, что центром любого православного монастыря является храм. И в устройстве иноческой жизни частная молитва и общественное богослужение играют важную роль. Они совершаются регулярно и особо продолжительно. [pic]

Первый монастырь на Руси был основан преподобным Антонием Киевопечёрским. Он нашёл пещеру на берегу Днепра, в которой и совершал свои монашеские подвиги. Когда к нему собирались первые ученики, то они вместе с преподобным «выкопали в мягком песчанике большую пещеру и устроили в ней храм и кельи». Получается, что первой заботой для основателя обители было обустройство места молитвы для собравшейся братии. (Слайд 5) [pic]

Интересный факт известен о создании Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. 20 февраля 1712 года Пётр I приказал объявить архимандриту Феодосию, «дабы начинал на осмотренном месте строить Монастырь». [pic]

[pic]

(Слайд 6)

Тогда же даны были и средства для постройки. В том же году заложена церковь деревянная. «В 1713-м году оная церковь совершилась, и марта 25 дня, при присутствии Царскаго Пресветлаго Величества с его высоким синклитом, во имя Благовещения Пресвятыя Девы Богородицы оная церковь освящена, и того дня Царское Пресветлое Величество, со всеми при нём обретающимися, в новом Монастыре изволил пировать». 25 марта (по старому стилю) 1713 года впервые в стенах обители совершена Святая Литургия. С этого дня монастырь считает начало своего существования. Эти данные взяты историками из документов Кабинета Петра Великого в государственном архиве. Мы видим, что именно с началом богослужений начинается отсчёт истории Александро-Невской Лавры.



(Слайд 7) [pic]

В наши дни в любом монастыре каждый может посетить храм и вместе с монашествующими поучаствовать в богослужении. С паломнической группой я была в Саввино-Сторожевском монастыре и там узнала распорядок дня насельников этой обители. Подъём обычно очень ранний – в 5:30 утра. Через полчаса в храме у мощей преподобного Саввы начинается братский молебен, читаются утренние молитвы, и совершается уставное богослужение. Так начинается обычный монастырский день. Кроме общих богослужений каждый монах ещё исполняет келейное молитвенное правило. [pic]


Труд (Слайд 8)


«Молитва и труд два крыла для монаха возносящего его на небо», - такую поговорку часто говорил один инок, про которого я когда-то читала. В молитве и труде подвижники с древних времён видели лучшее и надёжное устроение духовной жизни.(1) Это мы хорошо можем увидеть в истории, изучая жития преподобных святых. Например, преподобный Сергий Радонежский много трудился и не только ради себя. Он «усердно служил братии, читаем мы про него, колол для всех дрова,…толок и молол жерновами зерно, пёк хлеб, варил еду и заготавливал другие съестные припасы, …кроил и шил обувь и одежду и, зачерпнув воду в бывшем неподалёку источнике, носил её в двух вёдрах на своих плечах в гору и ставил у келии каждого брата». (5) Его труды стали добрым примером для братии монастыря.

[pic]


(Слайд 9) Хорошим примером монашеского трудолюбия оказывается знаменитые сады Валаамского монастыря. В суровом Карельском климате монахам удалось вывести более двухсот сортов яблок, не считая других плодовых деревьев. Выращивали даже виноград, да такой большой и вкусный, что приезжали специалисты с юга России перенять опыт. (6) Так же монахи трудились в кузне. [pic]

[pic]

В 19 веке в Шамординской обители по благославению прподобного Амвросия Оптинского написали икону Божией Матери «Спорительница хлебов». На ней в небе над полями хлеба изображена Пресвятая Богородица, благословляющая монашеские труды. [pic]

Сегодня в любом монастыре каждый насельник имеет своё послушание. То есть исполняет трудовые обязанности для общей пользы. (Слайд 10)

Я с папой и младшим братом была в Свято-Троицком Белопесоцком монастыре и своими глазами видела труды монахинь. Видела их огороды. Была в коровнике.

[pic] [pic] [pic]














Духовное чтение


Духовное чтение заповедовалось святыми отцами Церкви, как средство развития человеческой личности. Оно стало неотъемлемой частью жизни тех, кто стремится к совершенству. Поэтому с самого своего возникновения русские монастыри стали центрами образования и науки.

В них составляли летописи, переводили и переписывали книги, собирали библиотеки. (Слайд 11) [pic]

[pic] Известно, что в первом на Руси Киево-Печёрском монастыре преподобные Феодосий и Нестор Летописец открыли школу. В которой иноки изучали языки, особенно греческий, математику, историю, географию, учились красноречию. (7)

(Слайд 12) Неудивительно, что первое высшее учебное заведение в России было открыто именно в монастыре. В 17 веке Славяно-Греко-Латинская Академия разместилась в Заиконоспасском монастыре города Москвы. Инициатором её открытия был иеромонах Симеон Полоцкий, а первыми преподавателями были братья монахи Иоаникий и Софриний Лихуды. В этой академии учились многие известные учёные: Михаил Васильевич Ломоносов, Леонтий Филиппович Магницкий (русский математик), Василий Иванович Баженов (архитектор) и другие.(8) [pic]


[pic]




[pic]


(Слайд 13)

В наше время восстанавливаются разорённые в 20 веке монастыри. Восстанавливаются в них и просветительские традиции. В Свято-Троицкой Сергиевой Лавре работают Духовные Академия и Семинария.

Студенты этих школ могут приобрести не только духовное образование, но и светское. В Лавре открыт филиал Московского Государственного Гуманитарного Университета имени Шолохова. Есть Духовная Академия в Санкт-Петербурге при Александро-Невской Лавре. Многие духовные семинарии открыты в разных городах России. Известны случаи, когда в поиске знаний монашествующих направляли в светские ВУЗы. [pic]

В нашем Ступинском районе в Свято-Троицком Белопесоцком монастыре работает Воскресная школа для детей и открыта библиотека. А насельницы монастыря немало времени проводят за чтением.

[pic] [pic]



Вывод (Слайд 14)


В своей проектной работе я постаралась проследить основные направления в деятельности русского монашества и показать их традиционный характер. И молитва, и труд, и образование сопровождают жизнь иноков во все времена Русской истории. Эти занятия ведут к совершенству и нравственному, и физическому, и умственному. Когда человек стремится к добру и просит в этом помощи Божией, когда он трудится, чтобы приносить пользу ближнему, когда он учится постигать истину, то конечно этот человек развивается и растёт, как личность. И пример этого роста можно увидеть в жизнеописаниях лучших русских святых, которые всю жизнь посвятили монашескому деланию. Преподобный Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Нестор Летописец, Андрей Рублёв, Иосиф Волоцкий и другие останутся добрыми примерами для многих поколений наших соотечественников. [pic] [pic] [pic]


[link]

  1. Официальный сайт Славяно-Греко-Латинской Академии

http:// www.sgla.ru/index1.php