Конспект урока по русскому языку Сочинение по картине В.А. Тропинина Кружевница

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Урок русского языка

УМК «Школа России» 4 класс

Р/р Сочинение по репродукции картины Василия Андреевича Тропинина «Кружевница»


Познакомятся с репродукцией картины Василия Андреевича Тропинина «Кружевница»; научатся определять тему

и главную мысль текста; соотносить заголовок и содержание текста; составлять текст по рисунку и опорным словам

(после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и по его концу; анализировать иллюстрацию; составлять план текста; записывать текст по данной иллюстрации по плану

Метапредметные УУД

Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; составлять план текста; уметь передавать содержание

в сжатом, выборочном или развернутом виде; составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме

(рисунку); регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определенному этапу урока), с помощью учителя; понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном

материале учебника – памятках) при работе с учебным материалом; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: участвовать в диалоге; читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное; выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); понимать точку зрения другого

Личностные
результаты

Проявлять положительное отношение к школе, к изучению русского языка, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; осознавать личностный смысл учения, проявлять устойчивый учебно-познавательный интерес к изучению языка, к языковой деятельности, чтению и читательской деятельности; проявлять уважительное отношение к иному мнению; иметь установку на здоровый образ жизни и реализовывать ее в реальном поведении

и поступках, проявлять бережное отношение к материальным и духовным ценностям

Образовательные ресурсы

Биография В. А. Тропинина. – Режим доступа : http://www.nearyou.ru

Предваритель ная подготовка

Учащиеся готовят сообщение о жизни и творчестве В.А.Тропинина, рассказ о плетении кружева



Ход урока

I. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку. Общая установка на урок. Приветствие учащихся.

Проверим готовность к уроку. Сегодня на уроке нам предстоит большая и трудная работа. Пожелаем мысленно друг другу хорошего настроения и успеха.

Определяют самоготовность (настроен ли слушать учителя, воспринимать материал урока).

II. Послушайте стихотворение (см Приложение 1)

О ком рассказывает поэт?

Кого называют кружевницами?

Что такое кружево? (Декоративные элементы из ткани и ниток. Отличительным признаком всех видов кружева являются отверстия между нитками разного размера, которые образуют узор. Кружево используется в оформлении одежды.)

С чем можно сравнить узоры на кружеве?

Откройте картинную галерею учебника, попробуйте определить, какую картину мы будем сегодня описывать?

Какие знания и умения нам понадобятся?

Умение определять тему картины, жанр, описывать картину, раскрывать замысел художника, передавать своё отношение

III. Работа по теме урока.

Мы сегодня будем работать с картиной. Нам нужно будет постараться понять художника, понять человека, рука которого творит чудо – картину.

Василий Андреевич Тропинин был современником Пушкина, жил в эпоху, когда все мечтали о свободе и стремились к освобождению крестьян от многовекового рабства.

Познакомит нас с удивительной судьбой великого русского художника ВАСИЛИЯ АНДРЕЕВИЧА ТРОПИНИНА ..

  1. Рассказ ученика о В.А.Тропинине.

Василий Андреевич Тропинин – живописец-портретист, родился в селе Карповка Новгородской губернии в семье крепостных. Ещё мальчиком В.А. Тропинин проявил способности к рисованию, однако барин отослал его в Петербург в обучение к кондитеру. Там юноша украдкой стал посещать бесплатные курсы Академии художеств. Его талант заметили. Тропинин обучался портретному искусству, и на академической выставке его картина «Мальчик, тоскующий об умершей птичке» была замечена самой императрицей.

Среди работ того времени известны групповой портрет семьи Морковых, «Украинская девушка с Подолья», «Мальчик с жалейкой», «Украинец с палкой», «Пряха».

Колорит этих работ мягкий, приглушённый – преобладают сероватые, охристые, зелёные тона. Но сходство с реальным персонажем, выразительность, гармоничность образов покорили ценителей живописи во всём мире.

  1. Беседа по картине

Рассмотрите внимательно картину. Почему она так названа?

Всмотритесь в лицо миловидной девушки, плетущей кружева.

«Кружевница» была новым явлением в искусстве того времени. Впервые в русской живописи появилось произведение, воспевающее человека труда. К какому жанру можно отнести эту картину?

  Портрет – изображение человека или группы людей на картине или фотографии. Слово образовано от французского глагола ПОРТРЭР – «рисовать, выставлять».

Как мы назовем художника, работающего в жанре портрета? (Портретист)

Описывая картину, нам придется не один раз использовать эти понятия. Во избежание повторов в сочинении, подумайте, какими словами можно заменить в тексте данные термины. (Портрет – работа, картина, холст, полотно, произведение; портретист – художник, автор, мастер, живописец)

Для того, чтобы понять картину, необходимо знать, как работали кружевницы.

  1. Рассказ ученика о кружевницах.

Для выполнения кружевных изделий прежде всего требуются коклюшки — деревянные палочки с шейкой, на которую наматываются нитки. Коклюшки бывают разные, короткие и толстые, длинные и тонкие.

Дерево может быть разным. Береза, ёлка, клён, — самые популярные материалы для легких коклюшек. Плетение на коклюшках также называют «подушечным кружевом».

Рисунок кружева наносят на плотную и достаточно эластичную бумагу или картон в виде точек.

Подушка, в виде валика, на которой производится плетение кружев.

Чтобы удобно было работать, подушку надо класть на подставку.

Для закрепления переплетённых

ниток в кружеве используют булавки.



Все необходимые для кружевоплетения атрибуты мы видим на картине В. А. Тропинина «Кружевница». Но главное на полотне не эти предметы, а девушка, занимающаяся плетением кружев. Художник изобразил ее так, чтобы показать зрителям красоту человека, занятого трудом, ведь труд для русского человека всегда был одной из главных ценностей.

  1. Беседа по картине (продолжение)

Картина для нас пока еще загадка, и для того чтобы разгадать ее, давайте внимательно рассмотрим это произведение живописи.

- Понравилась ли вам картина?

Вспомните, с помощью каких изобразительных средств создается картина? Картина создается с помощью красок. Художник выбирает золотистые, коричневые, оливковые тона, которые придают задушевность этому полотну. Мы чувствуем тепло, спокойствие.

- Чем привлекла ваше внимание кружевница?

Удивительно женственное, миловидное лицо, сразу привлекающее взгляд;

полулукавая, полутаинственная улыбка, освещающая лицо;

быстрый взгляд, на мгновенье оторвавшийся от работы;

темные, гладко причесанные волосы; непокорные пряди, выбивающиеся из прически.

Волосы собраны в пучок, чтобы не мешали работе.

Руки девушки. ( Как ловко и умело проворные пальчики плетут кружево. У девушки на картине маленькая изящная рука. Движения рук девушки, плетущей кружева, грациозны и изящны. )

Обратим внимание на одежду девушки. Она одета в простое, но чистое платье, на плечах светлая косынка.

Опишите одежду кружевницы, выбрав правильный вариант из предложенных:

на ней (одето, надето) платье;

на плечи (накинута, наброшена) косынка

Движения маленьких рук кружевницы грациозны и изящны.

Девушка изображена за работой – плетением кружев. Труд кружевницы в реальной жизни был очень тяжёлым, но художник изображает свою героиню так, что зрителю понятно: девушке нравится то, что она делает.

Какими синонимами можно заменить слово девушка? (Кружевница, мастерица, работница, труженица)

  1. Составим примерный план, по которому мы будем описывать картину.

  1. Художник и его картина.

  2. Колорит картины. (У вас на парте есть рабочие материалы, они помогут вам описать цветовую гамму картины.

  3. Описание девушки: её лицо, взгляд, волосы, светлая одежда, руки, труд мастерицы.

(Рабочие материалы помогут вам подобрать нужные слова для описания девушки.)

  1. Моё впечатление.

V. Написание сочинения на черновике

VI. Рефлексия

Чтение и анализ нескольких работ

Оцените свою работу на уроке

Продолжают высказывания:

Своей работой на уроке я…

Материал урока мне был…

Мне больше всего удалось…

Могу похвалить своих одноклассников…

VII. Подведение итогов урока.

С творчеством какого художника вы познакомились на уроке?

Что означает слово портрет в живописи?

Как называют художника, работающего в жанре портрета?

VIII. Определение дом. задания

Переписать сочинение в тетрадь.

Приложение 1.

То ли тонкий морозный узор,

То ли ветер над полем пшеницы …

Удивляют весь мир до сих пор

Рукодельем своим кружевницы.

Будто слышится пение птиц,

Тихий звон родников потаённых …

Оживает в руках мастериц

То, что каждому сердцу знакомо.

Вологодские кружева …

Над коклюшками пальцы летают,

И узоры, как песни слова,

Нити тонкие выплетают.

Кружева – к узелку узелок –

Нам родные рисуют картины:

Полевой расцветает цветок,

И качает ветвями рябина.

Словно сказка, они хороши!

В них умелой работы прилежность,

Красота нашей русской души,

Терпеливая женская нежность.

Вологодские кружева …

Над коклюшками пальцы летают,

И узоры, как песни слова,

Нити тонкие выплетают.

Л.Юдников

Приложение 2. Рабочие материалы

  1. Цветовая гамма

Краски тёплые

Тона спокойные, гармоничные

Нет резких контрастов

Используются мягкие золотисто-

коричневые тона

Краски холодные

Тона кричащие, привлекающие внимание

Используется приём контраста

Яркие тона


  1. Описание девушки


Удивительно женственное, миловидное __________, сразу привлекающее взгляд; полулукавая, полутаинственная ________________, освещающая лицо;

быстрый ______________ девушки, на мгновенье оторвавшейся от работы;

темные, гладко причесанные _____________;

непокорные ____________, выбивающиеся из прически.


Опишите одежду девушки, выбрав правильный вариант:

На ней (одето, надето) платье;
На плечи (накинута, наброшена) косынка.


Самостоятельно опишите руки девушки, выбрав и дополнив предложения. ( Как ловко и умело проворные пальчики плетут кружево. У девушки на картине маленькая изящная рука. Движения рук девушки, плетущей кружева, грациозны и изящны. )

Девушка изображена за работой – плетением кружев. Труд кружевницы очень тяжёлый, но художник изображает свою героиню так, что мы понимаем: ей нравиться то, что она делает.

Рабочие материалы

  1. Цветовая гамма

Краски тёплые

Тона спокойные, гармоничные

Нет резких контрастов

Используются мягкие золотисто-

коричневые тона

Краски холодные

Тона кричащие, привлекающие внимание

Используется приём контраста

Яркие тона


  1. Описание девушки

Удивительно женственное, миловидное __________, сразу привлекающее взгляд; полулукавая, полутаинственная ________________, освещающая лицо;

быстрый ______________ девушки, на мгновенье оторвавшейся от работы;

темные, гладко причесанные _____________;

непокорные ____________, выбивающиеся из прически.



Самостоятельно опишите руки девушки, выбрав и дополнив предложения. ( Как ловко и умело проворные пальчики плетут кружево. У девушки на картине маленькая изящная рука. Движения рук девушки, плетущей кружева, грациозны и изящны. )

Девушка изображена за работой – плетением кружев. Труд кружевницы очень тяжёлый, но художник изображает свою героиню так, что мы понимаем: ей нравиться то, что она делает.



Рабочие материалы

  1. Цветовая гамма

Краски тёплые

Тона спокойные, гармоничные

Нет резких контрастов

Используются мягкие золотисто-

коричневые тона

Краски холодные

Тона кричащие, привлекающие внимание

Используется приём контраста

Яркие тона



  1. Описание девушки

Женственное, миловидное, привлекающее взгляд; полулукавая, полутаинственная,

быстрый, на мгновенье оторвавшейся от работы; темные, гладко причесанные,

непокорные , выбивающиеся из прически, проворные, маленькие, изящные.



Девушка изображена за работой – плетением кружев. Труд кружевницы очень тяжёлый, но художник изображает свою героиню так, что мы понимаем: ей нравиться то, что она делает.