Литературное чтение Сказочный мир П. Ершова (сказка «Конёк-Горбунок»).

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Литературное чтение



Урок 9.

Тема раздела: «Там на неведомых дорожках».

Тема: Сказочный мир П. Ершова (сказка «Конёк-Горбунок»).


Цели:

  • формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

  • формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения, аргументировать свою точку зрения;

формируем умение относить сказочных героев к одной из групп;

обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.


Оборудование: панно с изображением поляны, изображение горы, ручья, корыта.

Ход урока


Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)


Ι. Актуализация знаний.





4 2 2 3

Проверка домашнего задания.

1. Выразительное чтение отрывков наизусть.

2. Коллективное составление панно (с использованием рисунков Жар-птицы).

Сейчас мы попробуем создать сказочную поляну.

Учитель вывешивает большой рисунок – изображение поляны.

Найдите в тексте описание поляны.

Ученики читают, учитель по ходу чтения прикрепляет «гору», «ручей», «корыто».

Вы все дома нарисовали Жар-птицу. Сейчас ваши птицы оживят картину.

Как вы думаете, чью Жар-птицу поймает Иван? (Самую красивую! Её нарисовал...) Молодцы! Только все вместе мы смогли «оживить» и увидеть кусочек сказки Ершова. Давайте ещё раз прочитаем этот фрагмент.

3. Выборочное чтение (с. 28–30).



Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.


II. Развитие умений.

4 3 1 1 3 1

I. Целостный анализ текста сказки.

Работа с текстом после чтения строится по следующей схеме анализа:

1. Задача жанра.

2. Содержание (картина жизни).

3. Построение текста.

4. Особенности предложения, слова.

5. Звуковой рисунок.

6. Форма речи (ритмический рисунок, ритм, рифма).


1. Обсуждение задачи сказки.

Вспомните, задача любой сказки – раскрыть и оценить характер, поступки, мысли и чувства человека (что хорошо, что плохо). А какова задача волшебной сказки? (Вызвать восхищение добрым и смелым, осудить злодея, выразить уверенность в победе добра.)

Перечислите героев сказки. Кого вы назовёте главным героем сказки?



Нужно быть готовым к тому, что многие учащиеся назовут главным героем сказки Конька-Горбунка, хотя в сказке он исполняет роль героя-помощника. На такой ответ детей наводит название сказки. В этом случае можно обратиться к ребятам, прочитавшим сказку целиком. Они

могут сказать, что далее, в продолжении сказки, Конёк исчезает, он уже выполнил своё предназначение, а на долю Ивана выпадет ещё немало испытаний, событий.


Заполним схему в тетради (с. 3, задание №4). При отсутствии тетрадей заполняем таблицу на доске.


Теперь попробуйте рассказать о каждом из героев (кроме нейтральных) и сделать вывод, что хорошего или что плохого вы заметили в их поступках. (Иван – трудолюбивый, исполнительный, добрый, смелый, настойчивый, благодарный и пр. Царь – злой, капризный, гневливый, коварный, думает только о своих прихотях, желаниях и пр. Конёк-Горбунок – настоящий преданный помощник и пр.)


2. Обсуждение содержания сказки.

О чём обычно рассказывается в волшебных сказках? (Волшебные события, происходящие в волшебном месте. События обычно повторяются трижды.)

Какие волшебные события происходят в сказке П. Ершова?

Перелистайте первую часть сказки и скажите, что необычного для волшебной сказки Ершов включил в содержание своей сказки. (Рассказ о жизни семьи Ивана.)

3. Обсуждение структуры сказки.

Вспомните, волшебная сказка строится чаще всего таким образом: наказ герою – нарушение наказа – испытание – награда.

Мы прочитали только отрывки из сказки, но всё-таки можем сказать, есть ли в ней обязательные для сказки события. (Да. Наказ – не брать перо Жар-птицы – Иван нарушил. За это его ждали разные испытания. В конце сказки героя ждёт награда – женитьба на Царь-девице, а вот злой царь будет наказан – не выдержит купания в котлах с кипятком и со студёной водой.)

Есть ли в сказке зачин? Концовка? Присказки? Найдите и прочитайте.

4. Наблюдения над особенностями языка сказки.

Откройте текст на с. 26–27 (со слов «Ну, так видите ль, миряне…»).

Найдите:

повторяющиеся из сказки в сказку выражения, которые подчёркивают трудности, ожидающие героя («Это – службишка, не служба; Служба вся, брат, впереди».);

постоянные особые слова-эпитеты (Как описываются молодец? светлица? беда? вино?)

5. Наблюдения над звуковым рисунком.

Рекомендуется проводить только с учащимися с высоким уровнем речевого и языкового развития.

Для особой выразительности сказочники нередко прибегают к особым звуковым рисункам.

Послушайте и назовите повторяющиеся звуки, которые делают картину из сказки «Сивка-Бурка» особенно выразительной: «В самую полночь прискакал на пшеницу конь – одна шерстинка серебряная, другая золотая. Бежит – земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет» (рисунок из звуков п – р – л – ш – ж).

Теперь посмотрим, рисовал ли звуками наш автор. Найдите на с. 22 строки о появлении Конька-Горбунка. Прочитайте их. Вслушайтесь.

Назовите повторяющиеся звуки:

Вдруг о полночь конь заржал

Караульщик наш привстал,

Посмотрел под рукавицу

И увидел кобылицу.

Ещё раз произнесите выделенные звуки. Как они звучат? (Громко? резко? звонко? приглушенно? и др.)

Вывод. Звуковой рисунок р – л делает эти строки громкими, звонкими. Таким образом, автор по традиции сказочного текста делает его выразительным с помощью повторяющихся звуков.

6. Наблюдения над формой речи.

Ещё до чтения сказки мы заметили, что она написана стихами. Какую сказку легче читать – написанную прозой или стихами? Почему?

(Любая сказка – складная. Но сказка в стихах обладает особым стихотворным ритмом, рифмой.)

Попробуем простучать (прохлопать) ритм первых двух строчек зачина (с. 19):

За горами, за лесами,

За широкими морями (простукиваются только ударные слоги).


Ритмический рисунок строится сочетанием ударных и безударных слогов, но выявление такого рисунка довольно сложно для большинства второклассников, поэтому мы предлагаем остановиться на выделении в двух строках с одинаковым количеством слогов только ударных слогов.


Теперь сами простучите первые две строки на с. 20. Сколько хлопков вы сделали? (Дважды по три.)

Складной сказку делают и рифмующиеся слова (слова, которые одинаково заканчиваются). Найдите рифмующиеся слова в первой строфе на с. 20. Прочитайте их парами.

Поиграем и заодно проверим, хорошо ли вы сказку помните. Я называю слово, а вы вспоминаете рифму: дозор (топор), пшено (вино), порой (горой), дружочек (Горбуночек), клевать (кричать) и т.д.

7. Выполнение итогового задания 5 на с. 3 тетради (подчёркиваем сказочные приметы, добавляем).

II. Рассказ учителя об авторе.

Итак, мы убедились, что сказка «Конёк-Горбунок» написана по законам волшебной сказки.

Понравилась сказка? А захотелось вам узнать об авторе, человеке, написавшем её, Петре Павловиче Ершове?

Петр Ершов родился в сибирском городе Тобольске. Его семья часто переезжала с места на место. Маленький Петя очень любил слушать сказки. Он их буквально впитывал в себя и жил в своём волшебном мире. Окончена гимназия – и вот он студент Петербургского университета.

В 18 лет Ершов написал свою знаменитую сказку «Конёк-Горбунок». Рассказывают, что А.С. Пушкин, прочитав сказку, сказал: «Теперь этот род сочинений можно мне и оставить».

Позднее Ершов вернулся в Тобольск, работал учителем, директором гимназии, выпускник которой, выдающийся химик Д.И. Менделеев, впоследствии не раз тепло вспоминал своего директора. В родном городе Тобольске Ершов и умер. На его памятнике написано «...автор народной сказки "Конёк-Горбунок"».

Сам же он свой главный труд оценивал скромно, говоря: «Вся моя заслуга в том, что мне удалось попасть в народную жилу».

Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

Какое умение формировали?


Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Духовно-нравственное развитие и воспитание

1. Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые.

2. Гражданско-патриотическое воспитание.

3. Воспитание трудолюбия, способности к познанию.


4. Воспитание здорового образа жизни.

5. Экологическое воспитание.

6. Эстетическое воспитание.



ΙΙΙ. Итог.


Почему мы называем это произведение сказкой?

Как вы думаете, почему эту сказку называют народной?

Учитель рекомендует прочитать сказку полностью, показывает разные издания книги, называет художников, дети рассматривают оформление.




ΙV. Домашнее задание


1. Подготовить свою иллюстрацию (поделку, макет и пр. – на выбор учащихся) к сказке.

2. Ответить на вопрос 4 на с. 31.





Деятельность учащихся:

Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.

Читать про себя, осознавать текст, отвечать на вопросы.

Находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы.

Относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи).



© ООО «Баласс», 2012