Урок по литературному чтению Умный Досбол

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Урок литературного чтения

4 « Б» класс

Учитель: Насанова Ж.А.

Тема урока:

Казахская притча « Умный Досбол»

Общая цель:

Знакомство с казахской притчей,

Развитие умения анализировать текст, используя приемы критического мышления, развитие умения анализировать, аргументировать, делать выводы.

Продолжить работу по организации и отработке деятельности по схеме: пара - группа. Совершенствовать навыки распределения работы в группе.                                    

Развивать диалоговую речь по типу: Учитель - ученик, ученик- ученик.

Совершенствовать умения внимательно слушать друг друга, коммуникативные навыки общения.

- Прививать учащимся навыки нравственных качеств: доброты, любви, труда, милосердия. Продолжать обучению взаимооценивания учащихся по критериям оценки и их наблюдениям в  течение урока.

Ожидаемый результат:

Имеют представление о притчах, понимают идею и поучение  притчи, умеют организовывать работу в группе, оценивать учащихся, не боятся высказывать своё мнение.

Тип и методы урока:

Урок-практикум

словесные, наглядные, практические, методы проблемного обучения.

Задания:

работа в группе, паре, составление постера, синквейна, разноуровневые  задания.

Источники, оснащение и оборудование, ресурсы:

презентация к уроку, ватман, фишки,фломастеры, иллюстрации, пословицы, клей, листы А-4, листы оценочные.

Ход урока:

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Вводная часть (3 мин)

Психологический настрой.

Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Хочу, чтобы вы поздоровались с нашими гостями. Говорить друг другу - «Здравствуй!» - значит желать здоровья. Повернитесь, улыбнитесь гостям, поздоровайтесь кивком головы.

Закройте глаза, положите ручки на колени, расслабьтесь и давайте мысленно перенесёмся в волшебный осенний лес. Полюбуемся красотой осеннего леса. Остановимся. Представим лес  в золотом уборе. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. А как пахнет в осеннем лесу лесу? Вдохните глубоко этот свежий аромат! 

-  Глубоко вдохните и выдохните.

- Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство, забудьте о них. Вдохните в себя свежесть осеннего утра. Я желаю вам крепкого здоровья, хорошего настроения, успехов, доброго отношения к себе и друг другу. Я посчитаю до 5 . На счёт 5 – вы откроете глаза.

Возьмите в руки карандаш, или ручку, потрите, покатайте  его между ладонями, прилив крови к рукам поднимет ваше настроение, настроит вас на работу. Учёными доказано, что таланты каждого человека находятся на кончиках пальцев. Давайте развивать наши таланты с помощью пальчиковой гимнастики. А талант на уроке нам очень пригодится.

Выполняют действия за учителем, слушают, приветствуют друг друга и гостей

Повторение пройденного (15 мин)

-На предыдущих уроках мы с вами изучали раздел «Фольклорные мотивы» по пройденным ранее произведениям:

Викторина «Фольклорные мотивы»

1.Что называется эпосом?( с. 89 определение)

2. К каким горам откочевал Таргын?(горы Казылык)

3.Назови двух коней Таргына( Азбан и Тарлан)

4.Кто собирал дань с беззащитных?( Бий Шортан)

5.На сколько ханств был разделен Крым?

6. Род Ер-Таргына? (Алшын)

7.Значение слова мерген?(охотник)

8.Значение слова бий(советник хана, судья)

9.Как звали отца Ильи из Мурома?(Иван Тимофеевич)

10.Сколько лет Илья лежал на печи?(30)

11. Жеребенок Ильи (Бурушка)

12.Имя матери Сухраба(царевна Тахмина)

13.Что называется сказанием? ( с .109)

14.Кто правил в городе Ксантене?(король Зигмунд и королева Зигелинда)

15. Чему хотел обучиться юный Зигфрид? ( кузнечному делу)

16. Что называется легендой?(с.109)

17.Батыр, похожий на гору?( Жеке-батыр- одинокий рыцарь)

18.Символ Самарканда (барс)

19.Как по другому назвать « Книгу царей» ( « Шахнаме»)

20.Что называется былиной?(с 98)


Ответы учащихся на вопросы викторины.
















Основная часть (20 мин)

Знакомство с новым произведением. 

Тема урока зашифрована в этих строках:

Яаксхазак

Ачтирп

Йынму

Лобсод

Проблемный вопрос:

-Что называется притчей?

Презентация « Притчи»

На примере притчи « Притча о двух волках» разобрать притчу и подвести к пониманию новой притчи.



Знакомство с притчей . Чтение всего текста учащимися

Прием «+,-,интересно»(+,-,!)Словарная работа.

Сегодня на уроке нам встретятся слова, которые мы сейчас прочитаем и дадим объяснение их значений.

Какие слова вы можете объяснить? Работа над словами, объяснение слов.

Работа с текстом.

Какова цель этого произведения?

Как называется жанр, цель которого поучения?

-Зачем герой притчи так поступил? 

- Перечисли жизненные принципы Досбола.

Физкульминутка.

Работа в группах. Раскрыть ваши таланты сегодня поможет работа в группах. Обращаю внимание на плакат с правилами работы в группе.

Сейчас на столах у вас задания для групп, на которые я хочу услышать ответ через 5 минут. Я прошу вас работать слаженно и чётко. 

Приступайте, в группах работайте спокойно, старайтесь говорить шепотом. (Учащиеся приступают к заданиям).

1группа.

План по произведению.

2 группа: Обсудить и ответить на вопросы:

- О чем эта притча?

- Чему учит притча?

3 группа: Рисунок к притче. Комментарии к рисунку.

 4 группа: Составление "Пятистишия”: 

Записать существительное Человек (тема)

Записать два прилагательных, характеризующих эту тему.

Записать слова, которые будут выражать действия данного понятия (три слова).

Записать четыре слова, включая предлоги, – ваше отношение к этому понятию.

Записать синоним к данному слову.

-Замечательно, думаю, что вы всё отразили в синквейн, и я ждала от вас такого ответа.

5 группа:

Подбор ассоциаций к словам свойственных только человеку. ЧЕЛОВЕК:

Умеет, способен, желает, делает, может.

Выслушивание учащихся по заданиям.  

-Молодцы, вы все прекрасно справились  с заданиями, наблюдайте друг за другом в течение урока, как вы работает, как вы сидите, потому что вам нужно будет оценить в конце урока друг друга.

Рефлексия.

На доске плакаты с надписями обратить внимание. Слова напутствия

1.Освободи свое сердце от ненависти – прости.

2. Освободи свое сердце от волнений – большинство из них не сбываются.

3. Веди простую жизнь и цени то, что имеешь.

4. Отдавай больше.

5. Ожидай меньше.

Оценивают друг друга за работу в классе

Критерии оценивания:

1 Активно работал (а)  в группе

2. Обсуждал (а), предлагал (а), высказывал (а) мнение

3. Был (а)вежливым

4. Выполнял (а) свои обязанности в группе

5. Слушал (а)  других

6. Творчески подходил (а)  к работе

7. Умеет красиво говорить 

Баллы: 5- всегда , 4- чаще «да», чем «нет», 3 –в равной степени,

2- чаще «нет», чем «да», 1- иногда.







Расшифровка темы урока

Правила группы:

В группе должен быть организатор обсуждения

Каждый может высказать свою версию решения

Один говорит, а остальные слушают

Каждая версия обсуждается в группе

В группе согласуется общее решение

Представитель группы защищает согласованное решение перед классом.




2        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предполагают, высказывают своё мнение.

 

 

 

 Домашнее задание по выбору:

- Внимательно прочитать притчу и пересказать близко к тексту

- Написать эссе (сочинение) о мудрости человека.

- Найти пословицы о мудрости и глупости.


 



 

 

 

 




1.Освободи свое сердце от ненависти – прости.

2.Освободи свое сердце от волнений – большинство из них не сбываются.

3. Веди простую жизнь и цени то, что имеешь.

4. Отдавай больше.

5. Ожидай меньше.

1группа.

План по произведению.


2 группа: Обсудить и ответить на вопросы:

- О чем эта притча?

- Чему учит притча?



3 группа: Рисунок к притче. Комментарии к рисунку.



5 группа:

Подбор ассоциаций к словам свойственных только человеку. ЧЕЛОВЕК:

Умеет, способен, желает, делает, может.





Синквейн

 4 группа: Составление "Пятистишия”: 

Записать существительное Человек (тема)

Записать два прилагательных, характеризующих эту тему.

Записать слова, которые будут выражать действия данного понятия (три слова).

Записать четыре слова, включая предлоги, – ваше отношение к этому понятию.

Записать синоним к данному слову.







Правила группы:

В группе должен быть организатор обсуждения

Каждый может высказать свою версию решения

Один говорит, а остальные слушают

Каждая версия обсуждается в группе

В группе согласуется общее решение

Представитель группы защищает согласованное решение перед классом.