Конспект урока по окружающему миру на тему времена года(2 класс)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Конспект урока окружающего мира 2 класс УМК «Перспектива»


Учитель: Егорова Екатерина Александровна.

Тема: Времена года.


Цель урока: сформировать представление о причине смены времен года.


Формирование УУД:

Предметные результаты:

  • объяснять причину смены времен года с помощью схемы;

  • перечислять времена года в правильной последовательности;

  • называть (опираясь на годовой круг в учебнике) месяцы каждого сезона;

  • понимать условность начала перечисления времен года при неизменности их следования друг за другом в годовом круге.

Метапредметные результаты:

  • предлагать для каждого времени года рисунки-символы;

  • объяснять причины смены времён года;

Личностные результаты:

  • понимать важность связи изменений в природе с движением Земли по орбите вокруг Солнца.



Ход урока


  1. Мотивация к учебной деятельности (1–2 мин)

- Прочитайте девиз урока.

Мы науки изучаем,

Об открытиях мечтаем.

Будем знанья получать,

Чтоб потом их применять

- Что хотите от сегодняшнего урока? (ответы детей)

2. Актуализация знаний и фиксация личностного затруднений в пробном действии

- Чтобы открыть новое, необходимо вспомнить уже изученное.

- Что такое неделя?

- Сколько в неделе ночей и сколько дней?

- К чему приводит движение вокруг своей оси?

- А теперь давайте проверим вашу наблюдательность.

- Чем отличается годовой круг на с. 28 учебника от круга, изображенного на с. 26?

- Почему годовой круг художник сделал разноцветным?

- Почему он подобрал именно такие, а не иные цвета, которые последовательно и плавно сменяют друг друга?

- Сколько основных цветов мы можем выделить на этой схеме?

(Художник с помощью четырех разных цветов объединил в четыре группы по три месяца все двенадцать месяцев, из которых состоит круглый год. Выбор цвета для каждой группы определяется тем, какой именно цвет в природе больше всего останавливает внимание человека в течение месяцев той или иной группы. Основные цвета на схеме — зеленый, красный, желтый, синий.)

- Кто знает, как называются четыре группы месяцев, которые художник на схеме выделил разными цветами?

3. Вычленение причин затруднения

- А помогут ответить на этот вопрос загадки

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила.(зима)


Я раскрываю почки,

В зелёные листочки.

Деревья одеваю, посевы поливаю,

Движения полна, зовут меня ... (весна)


Солнце печет,

липа цветет,

рожь поспевает,

Когда это бывает? (Лето)


Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен и елочек.

Я - ... (Осень)

- Итак, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (О временах года).

4. Построение проекта выхода из затруднения

- как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (Времена года)

- Какие цели поставим перед собой?

- Верно. Сегодня на уроке мы поговорим о временах года и постараемся ответить на вопрос: Почему происходит смена времён года? (Вопрос на доске)

Как бы вы ответили на этот вопрос сейчас? (Дети выдвигают разные гипотезы, в том числе и то, что смена времён года происходит из-за движения Земли вокруг Солнца)

В ходе урока мы проверим так ли это и есть ли другие причины смены времён года. Для этого внимательно пронаблюдаем за годовым движением Земли вокруг Солнца.


5. Реализация проекта

-Но сначала давайте вернемся к нашей схеме и ответим на вопрос, какие цвета характерны для каждого времени года?

-Весной после долгой зимы нас больше всего радует появление молодой зелени; летом цветут красочные цветы, появляются яркие плоды, поэтому лето издавна зовут красным; осенью природа поражает нас золотым цветом желтых увядающих листьев; а зимой наше зрение умиротворяет отливающая холодной синевой белизна чистого снега.

- Давайте сравним наши ответы с тем, что изображено на фотографиях учебника (с. 28), и представим, что мы с вами гуляем в тех местах. Опишем с помощью слов наши впечатления от мысленной прогулки. (Учитель выслушивает ответы детей.)

- А теперь попробуем ответить на главный вопрос нашего урока, почему же сменяются времена года?

- В начале урока вы выдвинули свои гипотезы, давайте разберемся, правы ли были вы.

- Человеку издавна было интересно знать, почему летом тепло, а зимой холодно. Почему летние дни длинные, а ночи короткие. По истечению времени стало известно, что Земля вращается вокруг Солнца и одновременно вращается вокруг своей оси, по кругу, по часовой стрелке. Именно поэтому и происходит на земле смена дня и ночи, а так же смена времен года.

(Учитель подтверждает научное объяснение смены времен года показом модели этого процесса на глобусе, освещаемом фонариком)

На глобусе видно, что земная ось расположена наклонно. Именно такое положение занимает Земля в космосе. Из-за наклона земной оси наша планета, двигаясь по орбите, как бы подставляет Солнцу то северную часть, то южную. Поэтому и происходит смена времен года. Когда северная часть Земли получает от Солнца больше света и тепла, там лето, а в южной части в это время зима. И наоборот. Переход между летом и зимой постепенный, поэтому на годовом круге есть осень и весна. Полный оборот Земли вокруг Солнца происходит за 365 суток и 6 часов. Мы знаем, что в году 4 времени года, в каждом по три месяца.

Физминутка.

Я называются признаки разных времен года ,если это явление относится к лету- вы хлопаете, осень – шагаете, зима- приседаете, весна- поднимаете руки.

Очень жарко - лето

Листопад — осень

Снегопад – зима

Цветет подснежник – весна

Гроза – весна

Мороз – зима

Ледоход – весна

Появление почек – весна

Прилет птиц – весна

Спячка животных – зима

Отлёт птиц – осень

День длиннее ночи – лето

Метель – зима

Первые заморозки - осень

6. Первичное закрепление во внешней речи

-рассмотрите схему в учебнике на с 29. пользуясь глобусом и фонариком расскажите, как происходит смена времен года.

7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

- откройте рабочие тетради на с. 20, задание 1 придумайте рисунки- символы для четырех времен года. Затем обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и пусть он угадает и подпишет время года у вас в тетради.

- задание 2 стр. 20. Самостоятельно выполняете, затем проверяем по эталону на доске и оцениваем себя.

8 Включение в систему знаний и повторение

- ребята, а теперь давайте решим кроссворд и проверим как вы усвоили прошлые темы урока.

[pic]







- Молодцы! Оцените себя с помощью сигнальных карточек.







По горизонтали

2. На первую ступеньку встал парень молодой,

К двенадцатой ступеньке пришел старик седой.

3. Худеет с каждым днем толстяк

И не поправится никак.

4. К вечеру умирает, поутру оживает.

8. Двенадцать братьев друг за другом стоят,

Но друг друга не видят.

11. Малая мера времени.

12. Часть часа.

По вертикали:

1. Я напрасно не стучу, когда надо, разбужу.

5. Семь друзей – и все прекрасны:

Шесть черных, один красный.

6. Подходить к дому стала –

С неба солнце украла.

7. Без ног и без крыльев оно,

Быстро летит, не догонишь его.

9. Две сестренки друг за другом,

Пробегают круг за кругом.

Коротышка – только раз,

Та что выше – каждый час.

10. Мы идем, идем, идем

День за днем, день за днем.

Мы уже идем лет двести

На одном и том же месте.


9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2–3 мин)

  • Закончите предложения.

  • Полный оборот вокруг своей оси Земля совершает за…

  • Сколько времен года вы знаете? Назовите их.

  • Что происходит при вращении Земли вокруг солнца?

  • Какова главная причина смены времен года

  • Сколько длиться год?

- О чем мы сегодня говорили?

- С чем связана смена времен года?

- Итак, сделаем вывод…

У каждого из вас на столе лежат солнышко, тучка и солнышко на половину закрытая тучкой.

- Кому понравился наш урок, было интересно все понятно, кто справился со всеми заданиями, тот поднимает солнышко.

- Тот кому понравился урок, но есть моменты, где было не легко, может не интересно или скучно - тот поднимает солнышко на половину закрытая тучкой.

- Если есть среди вас те, кому совсем не понравился урок, было не интересно, ни чего не получалось - тот поднимает тучку.

Ребята, сегодня вы очень хорошо поработали!

Оценки…

Домашняя работа: 1.Прочитать текст стр 28-31, ответить на вопросы 2. р.т.с. 21 №3

- Всем спасибо за урок, можете идти отдыхать.