Урок по внеурочная деятельности

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Исторически сложилось так, что территорию, на которой расположена Ростовская область и по которой протекает река Дон, называют Донской край. Отсюда название вариативного курса – «Доноведение».

Мир, окружающий ребёнка постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта ребёнка (семья, школа, друзья), у него возникает потребность расширить занятия о природной и социальной среде, в которой он проживает.

Урок доноведения во 2 классе

по теме «Спасем и сохраним!»

Цель:  формирование целостного представления о малой Родине - Донском крае и понимания места человека в нем; воспитание экологической культуры младшего школьника. 

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения.

  1. воспитание любви к Родине, бережного отношения к природе родного края;

  1. воспитание интереса к уроку доноведения через разные виды работы;

  1. умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать их;

  2. Оценивать характер своего поведения в природе,  поступки по отношению к природе других людей.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения.

Регулятивные:

  1. развитие умения  наблюдать, анализировать, делать выводы;

 

  1. формирование  правил поведения в природе.

Познавательные:

  1. довести до сознания учащихся понятия: Родина, малая Родина,  Земля-дом;

  1. формирование разных представлений о природе;

  1. закрепление знаний о влиянии жизнедеятельности человека на природу родного края;

  1. обогащение словарного запаса учащихся, развитие  наблюдательности.  

Коммуникативные:

  1. умение делиться своими знаниями с одноклассниками;

2. развитие умения обсуждать в ходе совместной деятельности возникающие проблемы, правила.

Оборудование: Мультимедийное оборудование (проектор, экран); мультфильм о экологических проблемах родного края; презентация к стихотворению З.Александровой «Родина»; экологические запрещающие знаки, сделанные детьми; ствол и ветви березы, вырезанные их ватмана, листья, вырезанные из зеленой бумаги, солнышко без лучиков, заранее вырезанные из желтой бумаги ладошки детей, сигнальные кружки - зеленый и красный (у каждого ребенка); презентация «Земля -наш дом родной».

I   Организационный момент.

Учитель:

-Чтоб природе другом стать,

Тайны все ее узнать,

Все загадки разгадать,

Научитесь наблюдать!

Будем вместе развивать

У себя внимательность,

А поможет все узнать

Наша любознательность!

- Посмотрите в окошко. Какой чудесный весенний день!

Какое у вас сегодня настроение?

- Я вам желаю, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока.

II Введение в тему урока.

Учитель:

- Все вы, ребята знаете, что Земля – наш дом родной!

Но как мы относимся к этому дому, как ведем себя в нем?

Замечательный русский писатель М.М. Пришвин писал «Мы хозяева нашей земли. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – леса, степи и горы, а человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину»

Ученик читает стих З.Александровой «Родина» (презентация к стиху).

Учитель:

- У каждого человека есть своя малая Родина – место, где ты родился и вырос: его дом, город, село, поселок, его край. Как называется наш край? (Ответы детей)

Дети читают стихи о родном крае.      

1. Мой край родной!

    Там воздух чистый

    Бежит шумящим ветерком

    По ниве зрелой, золотистой

    С манящим синим васильком.

2. Там утром степь

    С росой сребристой

    И бесконечна, и вольна.

   Лежит, как бы ковер пушистый,

   Травы душистой вся полна.

3. И в ней поет со трелью тонкой

    Весной в небесной глубине

    Родной наш жаворонок звонкий,

    Скользя в прохладной синеве.

4. Там хоры певчих насекомых

    Звенят с зари и до зари.

    В полях цветущих и зеленых,

    И в небесах парят орлы.

5. Так ты откуда? Спросят люди –

    Где твои заветные края?

    Скажу им тихо, как о чуде,

    Что Дон широкий – Родина моя!

III. Постановка проблемы.

Учитель:

- Сейчас на улице весна. Оживает природа. Птицы радуют нас своим пением.

А как прекрасна донская степь весной! Но представьте совершенно другую картину, которую можно увидеть на нашей планете – это горы мусора, загрязняемые водоемы, вырубленные леса.

- Вспомните слова французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери, с которыми мы познакомились на прошлом уроке.

- Как вы понимаете эти слова?

- Как изменилась бы жизнь на планете, если бы люди выполняли это правило?

IV. Планета в опасности.  

     Учитель:

 - Ребята, вы уже знаете, что не всегда деятельность человека идет на благо природы.

Дети читают стихи:

6. Если я сорву цветок,

    Если ты сорвешь цветок,

    Если все: и я, и ты

    Если все сорвем цветы –

    Опустеют все поляны –

    И не будет красоты!

7. Природа – наш огромный дом

    И всем найдется место в нем:

    Букашке, зверю и побегу

    И дереву, и человеку!

8. Хоть дом большой, но хрупок он –

    Ему все хуже с каждым днем.

    Не враг вредит из века в век,

    Природу портит человек!

9. Но может, скоро мы поймем,

    Что мы неправильно живем!

    Что дом наш охранять должны

    От грязи, злобы и войны.

    Чтоб в доме нашем навсегда

    Царили мир и чистота.

Учитель:

- Ребята, скажите, а как человек может навредить природе? (ответы детей).

-Человек создает все новые и новые предприятия, отходы которых загрязняют и воду, и воздух, и почву. Каждый день в атмосферу попадают вредные газы, в воду и почву ядовитые вещества.

- Как вы думаете, отражается ли это на жизни животных, растений и самого человека?

- Предлагаю посмотреть мультфильм (просмотр мультфильма о загрязнении окружающей среды и его последствиях).

- Это смешной или грустный мультфильм?

 – К чему приводит загрязнение воздуха и воды?  (ответы детей)

Учитель:      

- Вот какую печальную историю про Буренушку вы посмотрели.

Отравляя окружающую природу, человек тем самым отравляет и себя самого.

Люди не просто пользуются дарами природы, но и изменяют ее. Для строительства новых домов и предприятий требуются новые площади, прокладываются новые дороги. Все это неминуемо ведет к новым вырубкам лесов.

Как вы думаете, как отражается быстрая вырубка лесов на животных? (некоторые погибают).

 Как человек старается сберечь животных и растения?

Какая работа проводится по охране растений и животных мира проводится в нашем крае? (Создаются заповедники)

- Что такое заповедник? (Заповедники – это участки дикой природы, где полностью запрещена хозяйственная деятельность человека. Здесь нельзя ни убивать животных, ни вырубать леса, ни ловить рыбу.

- Чем отличается заповедники от заказников? (Здесь разрешается хозяйственная деятельность человека)

Учитель:    

-Многие растения и животные охраняются особо, потому что их на земле осталось очень мало. Такие растения и животные занесены в Красную книгу Ростовской области.

- Многие заводы и фабрики переоборудованы и уже гораздо менее загрязняют окружающую среду. На месте вырубленных лесов люди сажают новые.

- Запрещено собирать редкие растения и охотится на редких животных.

- Ребята, а мы с вами можем участвовать в охране природы?

Физкультминутка.

Учитель:                              

- Ребята, вы выполняли творческое задание – изображали запрещенные знаки – что нельзя делать в природе. (На доске прикреплены запрещающие знаки, сделанные детьми) Давайте перечислим еще раз, запомним и самое главное будем выполнять правила поведения в природе!

V. Работа над проектом «Помоги нашей планете».

Учитель:

- Сейчас все вместе мы поработаем над проектом «Помоги нашей планете».

Предлагаю сделать дерево, но дерево не простое – а дерево Добра. Вы видите только ствол и ветви одного дерева. По стволу вы легко отгадаете, что это за дерево? (береза) Береза – символ России.

Стих – На поляне, на пригорке

            Под окном, среди полей

            Белокурая березка,

            Символ Родины моей!

- Чего нет на дереве? (листьев)  

Учитель:

 - Мы сейчас приклеим листья. Но листья не простые, а листья с добрыми делами людей. Что взрослые или вы, дети, можете сделать доброго для нашей планеты? - (это задание для девочек)

Учитель:

Без чего невозможна жизнь на Земле?

- Перед вами солнце. Но на солнце нет лучиков. Вы сделали лучики – ладошки. Напишите ваши пожелания планете - (это задание выполняют мальчики).

VI. Диагностика урока. Работа с сигнальными кружками.  

(Ответ «да» - зеленый кружок, «нет» - красный кружок

Учитель задает вопрос, дети с помощью сигнальных карточек дают ответ.

  1. Человек многие годы оказывал на природу губительное влияние.  (да)

  2. Мех и мясо животных нужны человеку, поэтому надо уничтожать зверей. (нет)

  3. В заповедниках охраняют не только животных, но и растения. (да)

  4. В заповедниках строго запрещена хозяйственная деятельность человека. (да)

  5. Охрана природы – дело каждого человека. (да)

VII. Подведение итогов занятия.

         

- Так что же значит быть хозяином природы, хозяином родной земли?

Презентация «Земля – наш Дом родной».