Рабочая программа по окружающему миру УМК Перспектива 3 класс

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Басовская основная общеобразовательная школа Железногорского района Курской области»





Принято

на заседании педсовета

Протокол № __от «__»___________2016г.


Утверждаю

Приказ № __ от «__»_______2016г.

Директор МКОУ «Басовская ООШ» _______/В.В.Лунина/



Рабочая программа по окружающему миру

2016-2017 учебный год

3 класс





Составила учитель начальных классов: Н.А.Князева

2016 г



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ДЛЯ 3 КЛАССА УМК «ПЕРСПЕКТИВА»



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 3 класса разработана в соответствии:

- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.-М.:Просвещение,2011);

- на основе авторской программы А.А.Плешакова 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2013;

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с нормативными документами:

- Закон «Об образовании» (ст. 9, 13, 14, 15, 32);

- Типовые положения об общеобразовательном учреждении разных типов и видов (Постановления Правительства РФ);

- Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10;

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.-М.:Просвещение,2011);

- авторская программа А.А.Плешакова 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2013;

- Учебный план разрабатывается в соответствии со следующими документами: приказом Минобразования России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; приказом Минобразования России от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»; приказом Минобразования России от 22.09.2011 № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»; примерной основной образовательной программой начального общего образования, рекомендованной Координационным советом при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения ФГОС к использованию образовательными учреждениями РФ примерная основная образовательная программа начального общего образования (протокол заседания Координационного совета №1 от 27-28 июля 2010 г.

- Федеральный базисный учебный план, утверждѐнный приказом Минобразования России от 09.03.2004 г. №1312;

- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утверждѐнный приказом Минобразования России от 05.03.2004г. №1089;

- Требования к оснащению образовательного процесса в сооответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования;

- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

- Планируемые результаты начального общего образования;

Учебно-методический курс «Окружающий мир» авторов А. А. Плешакова и др. обеспечивает реализацию образовательного компонента «Окружающий мир» базисного учебного плана. В курсе объединены вопросы обществоведческого, природоведческого и экологического характера.

В учебники включены разделы по этике, экономике, основам безопасности жизнедеятельности, страноведению и истории.




Цели и задачи:

развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи; освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и в обществе; воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры; патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.




ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Личностные:

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

формирование ценностей многонационального российского общества;

становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Метапредметные результаты:

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;


Предметные результаты:

сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

СОДЕРЖАНИЕ

Как устроен мир (6 ч)

Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии — царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.

Человек — часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение — ступеньки познания человеком окружающего мира.

Общество. Семья, народ, государство — части общества. Человек — часть общества. Человечество.

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология — наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.

Экскурсия: ознакомление с разнообразием природы, распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя, наблюдение изменений в природе, происходящих под влиянием человека.

Практические работы: посадка дерева или кустарника, изготовление кормушек для птиц.

Эта удивительная природа (18 ч)

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы. Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.

Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.).

Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.

Практические работы: обнаружение крахмала в продуктах питания; изучение свойств воды, очистка загрязненной воды с помощью фильтра; рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными; распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя.

Мы и наше здоровье (10 ч)

Организм человека. Органы и системы органов.

Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.

Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.

Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.

Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.

Практические работы: знакомство с внешним строением кожи; упражнения в оказании первой помощи при небольших повреждениях кожи; изучение содержания питательных веществ в различных продуктах (по информации на упаковках); подсчет ударов пульса.

Наша безопасность (7ч)

Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.

Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.

Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме — источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза — опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.

Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.

Экскурсия: знакомство с дорожными знаками в окрестностях школы.

Практическая работа: знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды.


Чему учит экономика (12 ч)

Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.

Природные богатства — основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.

Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.

Растениеводство и животноводство — отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.

Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.

Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества в XXI веке.

Практические работы: рассматривание и определение образцов полезных ископаемых; знакомство с культурными растениями, составление устного описания рассмотренных растений; знакомство с современными российскими монетами.

Путешествие по городам и странам (15 ч)

Города Золотого кольца России — слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.

Страны, граничащие с Россией,— наши ближайшие соседи.

Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.

Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).

Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.

Практическая работа: поиск и показ на карте изучаемых географических объектов.







Календарно-тематическое планирование

по окружающему миру в 3 классе к учебнику А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой, УМК «Перспектива»

68 часов в год, 2 часа в неделю, (34 недели)


п\п

Тема урока

Кол-во часов

Вид контроля

Дата проведения

План

Факт

В поисках Всемирного наследия – 12 час.

1

Свет знания

1

Фронтальная работа



2-3

Как изучают окружающий мир

2, 3

Текущий контроль



Как изучают окружающий мир

Практическая работа



4

Книга – источник знаний.

4

Текущий контроль



5-6

Отправимся на экскурсию.

5,6

Беседа, обмен впечатлениями,

Фронтальный опрос





7

О чем расскажет план.

7

Текущий контроль



8

Планета на листе бумаги.

8

Текущий контроль



9

Страны и народы на политической карте мира.

9

Практическая работа



10

Путешествуя. Познаем мир.

10

Текущий контроль



11

Транспорт.

11

Фронтальный опрос



12

Средства информации и связи.

12

Текущий контроль



Дом как мир – 24 час.

13

Мир природы в народном творчестве.

1

Текущий контроль



14

Из чего состоит все.

2

Практическая работа



15

Мир небесных тел.

3

Текущий контроль



16

Невидимое сокровище.

4

Практическая работа



17

Самое главное вещество.

5

Практическая работа



18

Природные стихии в народном творчестве.

6

Беседа, обмен впечатлениями,

Фронтальный опрос



19

Кладовые Земли.

7

Текущий контроль



20

Чудо под ногами.

8

Работа в парах



21

Мир растений.

9

Текущий контроль



22

Плодородная земля и растения в народном творчестве.

10

Беседа, обмен впечатлениями,

Фронтальный опрос



23

Мир животных.

11

Текущий контроль



24

Образы животных в народном творчестве.

12

Беседа, обмен впечатлениями,

Фронтальный опрос



25

Невидимые нити в живой природе.

13

Текущий контроль



26

Лес – волшебный дворец

14

Работа в парах



27

Луг – царство цветов и насекомых.

15

Работа в парах



28

Водоем – дом из воды.

16

Текущий контроль



29

Как сохранить богатство природы.

17

Фронтальный опрос



30

Охрана природы в культуре народов России и мира.

18

Фронтальный опрос



31

За страницами учебника. Изображение природы в картинах великих художников.

19

Текущий контроль



32

Чудесное путешествие.

20

Коллективная работа



33

Родной дом – уголок Отчизны

21

Фронтальный опрос



34

Свой дом – свой простор.

22

Текущий контроль



35

В красном углу сесть – великая честь.

23

Фронтальный опрос



36

Побываем в гостях.

24

Фронтальный опрос



Мир как дом – 20 час.

37

На свет появился – с людьми породнился.

1

Текущий контроль



38

Родословное древо.

2

Фронтальный опрос



39

Муж и жена – одна душа.

3

Фронтальный опрос



40

Святость отцовства и материнства.

4

Фронтальный опрос



41

Добрые дети – дому венец.

5

Фронтальный опрос



42

Детские игры – школа здоровья.

6

Коллективная работа



43

За страницами учебника (урок-праздник). В кругу семьи.

7

Групповая работа



44

Строение тела человека.

8

Текущий контроль



45-46

Как работает наш организм.

9,10

Фронтальный опрос



Работа в парах.



47

Что такое гигиена.

11

Текущий контроль



48

За страницами учебника (урок-игра). Путешествие по городу Здоровейску.

12

Групповая работа



49

Органы чувств.

13

Текущий контроль



50

Школа первой помощи.

14

Практическая работа



51

Здоровью цены нет.

15

Текущий контроль



52

Дом не велик, а стоять не велит.

16

Текущий контроль



53

Семейный бюджет.

17

Текущий контроль



54

Мудрость старости.

18

Текущий контроль



55

Путешествие к А.С.Пушкину.

19

Фронтальный опрос



56

За страницами учебника. Моя семья – моя гордость.

20

Работа в парах



Радость познания – 12 часов

57

Всемирное наследие.

1

Текущий контроль



58

Московский Кремль.

2

Текущий контроль



59

Озеро Байкал.

3

Текущий контроль



60

Путешествие в Египет.

4

Текущий контроль



61

Путешествие в Грецию.

5

Текущий контроль



62

Путешествие в Иерусалим.

6

Текущий контроль



63

Путешествие в Китай.

7

Текущий контроль



64

Всемирные духовные сокровища.

8

Текущий контроль



65

За страницами учебника. Заочное путешествие к объектам Всемирного наследия.

9

Фронтальный опрос



66-67

Что мы узнали. Чему научились.

10,11

Фронтальный опрос





68

КВН.

12

Фронтальный опрос