Основы религиозных культур и светской этики РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ Модуль «Основы светской этики»

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Основы религиозных культур и светской этики


РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

Модуль «Основы светской этики»



Рабочая тетрадь входит в систему «Школа России» и «Перспектива».

Автор уроков 1,30 А.Я.Данилюк

Издательство «Просвещение, 2013»

Пояснительная записка



Педагоги, преподающие новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики» прекрасно знают, что курс обеспечен учебными пособиями по всем модулям, издательство выпустило пособие для родителей и справочное пособие для учителей.

Актуальность включения представляемой рабочей тетради в образовательный процесс курса «Основы религиозных культур и светской этики» состоит в необходимости обеспечения учащихся материалами, организующими их деятельность по освоению тем курса, т.к. их недостаточно в учебнике.

Рабочая тетрадь адресована учащимся 4-5 классов, изучающих курс «Основы религиозных культур и светской этики» в рамках модуля «Основы светской этики».

В представляемую рабочую тетрадь включены различные типы учебных заданий: кроссворды, схемы, таблицы, тексты с пропусками, тексты (притчи, стихи, рассказы) для осмысления и др.

Задания в рабочей тетради расположены в соответствии тематическим планированием кура. Задания представлены не ко всем темам курса, надеюсь, что совместными усилиями педагогам-практикам удастся создать Рабочую тетрадь по курсу ОРКСЭ.












Урок 1. Россия – наша Родина.




Задание 1. Заполни пропуски в предложениях.

Мы живём в замечательной стране, имя которой – ___________________________________ .

Мы с любовью называем нашу страну ______________________ , потому что родились и живём в ней.

Основной закон нашего государства – _________________________ .

Столица России – город __________________________ .

Глава нашего государства – ______________________ , в настоящее время этот пост занимает ___________________________________________________.

Государственные символы России – это ________________, ______________, _____________.


Задание 2. Ответь на вопросы о государственных символах России.


Герб России

[pic]

Назови элементы государственного герба Российской Федерации:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Флаг России

[pic]

Что, по твоему, символизируют цвета российского флага?

белый цвет — _________________________________

синий цвет — _________________________________

красный цвет — _______________________________


Гимн России

Россия - священная наша держава,
Россия - любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава -
Твое достоянье на все времена!

Припев:
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!


От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая -
Хранимая Богом родная земля!
Припев.

Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу дает наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!

Кто авторы музыки и текста гимна России.


Музыка - _____________________________________


Текст - ______________________________________



Подчеркни в тексте гимна слова, которые характеризуют нашу Родину.






Какие чувства ты испытываешь, когда исполняется гимн России?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________



Задание 3. Кроссворд.


  1. Всенародное голосование.

  2. Власть народа.

  3. Основной закон государства?

  4. Столица России.

  5. Первый президент России.

  6. Одна из ветвей власти России.
















Задание 4. Есть у России символы официальные, государственные: герб, флаг, гимн. Обсуди с родителями, что ещё может быть символом нашей великой Родины?

(природный объект, город, сооружение, человек, литературный герой, песня, предмет, растение, животное и т.д.)


Нарисуй такой символ России
























Кратко объясни свой выбор. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________







Задание 5. Перед тобой карта России. Отметь флажком место, где ты живёшь.

[pic]

Если долго-долго-долго

В самолёте нам лететь

Если долго-долго-долго

На Россию нам глядеть


То увидим мы тогда

И леса, и города

Океанские просторы,

Ленты рек, озёра, горы…

Мы увидим даль без края


Тундру, где звенит весна

И поймёшь тогда, какая

Наша Родина большая

Необъятная страна…


Задание 6. Заполни таблицу «На карте России». Попроси о помощи своих родителей, воспользуйся физической картой России.












Задание 7. В нашей стране проживают люди более ста национальностей. У каждого народа свой язык и культура. Это большая ценность. Люди каких национальностей живут в твоём крае? Запиши ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Задание 8. Совместно с родителями назови те традиции, которые существуют в твоей семье. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Узнай, какие ценности лежат в основе этих традиций. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Урок 2. Что такое светская этика?




Задание 1. Мыслители.

На фреске Рафаэля "Афинская школа" мы видим двух выдающихся античных мыслителей, предположительно ведущих спор о философии. Кто они?

______________________________________________________________


[pic]




Задание 2. Словарь

_____________________ – любовь к мудрости.


_____________________ – (греч. ethike, от ethos - обычай, нрав, характер), философская наука, изучающая мораль, нравственность. Термин введен Аристотелем. (IV век до н.э.).

____________________ – не церковный, гражданский.




Задание 3.

Отметьте, иллюстрации (поставьте галочку), на которых изображены люди светских профессий.





Задание 4. Отметьте, иллюстрации (поставьте галочку), на которых изображены светские сооружения.


[pic] [pic] [pic] [pic] [pic]



Задание 5. Что помогает понять человеку светская этика? (При ответе используй учебник) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________










Урок 3. Культура и мораль.




Задание 1. Словарь.

___________________ – 1. Совокупность достижений человечества в производственном, духовном и общественном отношении. 2. Образ жизни, обычаи, традиции и верования, духовное и материальное богатство народов мира.

___________________ – совокупность представлений, основанных на вере в чудодейственные, сверхъестественные силы и существа.


Мораль — это заданные этикой правила поведения.


Нравственность — внутренняя предрасположенность и потребность соблюдать эти правила




Задание 2. Вместе с родителями составь свод (перечень) моральных норм (правил), принятых в вашей семье.


  1. __________________________________________________________________________

  2. __________________________________________________________________________

  3. __________________________________________________________________________

  4. __________________________________________________________________________

  5. __________________________________________________________________________




Задание 3. В 17 веке в Россию прибыл арабский путешественник Павел Алеппский. Вот как он описывает особенности жизни в России того времени.

«В праздничные дни все поспешают в церковь, нарядившись в лучшие свои одежды, особенно женщины… Люди молятся в храмах по шесть часов. Все это время народ стоит на ногах. Какая выносливость! Несомненно, все эти люди святые!

Винные лавки остаются закрытыми от субботы до понедельника. Так же делается и во время больших праздников.

По отчеству зовут даже крестьян.

Черный хлеб любят больше белого.

Собак кормят всегда мясом, а поят молоком. Поэтому при нападении на дом каждая собака в силах бороться с толпой.

Жена, принеся еду, садится за один стол с мужчинами.

На Пасху все целуются, говоря «Христос воскресе!».

Торговля московитов жесткая, это торговля сытых людей. Говорят они при торговле мало. При попытке торговаться сердятся. Цена одинаковая на всем рынке.

Когда мы вошли в больницу, от дурного запаха не могли оставаться в этом помещении смотреть на больных. Царь же подходил к каждому больному и целовал его в голову, уста и руки – и так до последнего».


Прочитай документ и обсуди с родителями следующие вопросы.

  1. Какие черты русской культуры 17 века, так поразившие арабского путешественника, живы до сих пор?

  2. Каких из упомянутых традиций уже не встретишь?

  3. Как вам кажется, хорошо ли это?

Урок 4. Особенности морали.




Задание 1. Подчеркни те качества человека, которые мораль одобряет


Смелость

Трусость

Верность

Предательство

Правдивость

Общительность

Замкнутость

Зависть

Скромность

Доброта

Великодушие

Злорадство

Щедрость

Жадность

Милосердие

Вежливость

Высокомерие

Хамство

Уважение

Пренебрежение

Скромность

Отвага

Бесстрашие

Стойкость

Мужество

Приветливость

Равнодушие

Лживость




Уроки 5-6. Добро и зло.




Задание 1. Составь пословицы и высказывания. Соедини линией.


Рождает зверя зверь,

Рождает птица птицу,


чтобы тебя не погубило зло




Твори добро, чтобы любя


От доброго – добро,

От злого – зло родится




Худо тому,


добро нашло тебя




Зла не верши,


Но зло творится без труда,

Добро – творить трудней




Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.


кто добра не делает никому




Задание 2. Доверие

Ответственность

Братство

Радость

Отвага

Предложи свой вариант «расшифровки» слов


Д____________

О____________ З____________

Б____________ Л____________

Р____________ О____________

О____________


Задание 3. Прочитай рассказ Валентины Осеевой и ответь на вопросы.


Сыновья

Д [pic] ве женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел. Вот говорит одна женщина другой:

— Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.

— А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, — говорит другая. А третья молчит.

— Что же ты про своего сына не скажешь? — спрашивают её соседки.

— Что ж сказать? — говорит женщина. — Ничего в нём особенного нету.

Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок — за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.

Вдруг навстречу три мальчика выбегают.

Один через голову кувыркается, колесом ходит — любуются им женщины.

Другой песню поёт, соловьём заливается — заслушались его женщины.

А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.

Спрашивают женщины старичка:

— Ну что? Каковы наши сыновья?

— А где же они? — отвечает старик. — Я только одного сына вижу!


Какие чувства испытывали женщины, когда рассказывали о своих сыновьях? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Изменились ли они после слов старика?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что значит, быть хорошим сыном (дочерью)? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





Задание 4. Какое слово лишнее в ряду? Подчеркни


ХУДО ЛИХО ДУШЕВНОСТЬ ЖЕСТОКОСТЬ СВИРЕПОСТЬ

Какое понятие объединяет эти слова? Запиши ________________________





Задание 5. Какое слово лишнее в ряду? Подчеркни.


МИЛОСЕРДИЕ ДУШЕВНОСТЬ ЧУТКОСТЬ РАВНОДУШИЕ СЕРДЕЧНОСТЬ


Какое понятие объединяет эти слова? Запиши. ________________________






Уроки 7-8. Добродетель и порок.




Задание 1. Словарь.

_____________________ – положительное нравственное качество человека.

_____________________ – недостаток нравственный, духовный; все, что противно истине и добру; зло и ложь, как свойство, качество человека; всякое нравственное искаженье; наклонность к худу, к дурной жизни.




Задание 2. Заполните пропуски.

Побеждай гнев мягкостью,

зло – ____________________,

жадность – _______________,

ложь – ___________________.




Задание 3. «Золотая середина»

Добродетель находится в середине между двумя пороками: избытком и недостатком. Определите добродетели:

[pic] [pic] [pic]


[pic] [pic] [pic]



[pic] [pic] [pic]



Задание 4. «Драгоценная мудрости россыпь».


Еврипид

_____________ без благоразумия - только особый вид трусости.

Сенека

Дружелюбие удваивает _________________ и наполовину сокращает _________________.

Френсис Бэкон

Кто хочет иметь , тот и сам должен быть дружелюбным.

Библия







Задание 5. Ценность каждого человека определяется ценностью предметов его стремлений. (Марк Аврелий).

Как ты понимаешь эти слова? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Задание 6. Синонимы.

Подберите синонимы к слову ДРУЖЕЛЮБНЫЙ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Подберите синонимы к слову МУЖЕСТВЕННЫЙ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Подберите синонимы к слову ЩЕДРЫЙ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Урок 9. Свобода и моральный выбор человека.


Задание 1. Прочитай историю.


На дне рождения Сергея собрался весь класс. Ребята с интересом рассматривали картины, написанные дедом Сергея, коллекцию миниатюрных моделей автомобилей, собранную его отцом. Друзья веселились, танцевали, играли в фанты. Вечер пролетел незаметно.

А через неделю два друга, одноклассники Сергея, решили пойти в кино. Вадим зашёл за Костей и на полочке в прихожей увидел удивительно знакомый автомобильчик. Это была ярко-красная гоночная модель, которую он не так давно держал в руках на дне рождения Сергея. Вадим засомневался и решил прямо спросить у друга.

Костя признался. Автомобиль был так хорош, что он не удержался и присвоил себе. Он попросил Вадима не выдавать его….



Ответь на вопросы

Перед каким выбором оказался Вадим? _____________________________________________________________________________

Какой выбор есть у Кости? _____________________________________________________________________________



Чем могла закончиться эта история? Напиши вариант, который ты считаешь правильным

Костя признался. Автомобиль был так хорош, что он не удержался и присвоил себе. Он попросил Вадима не выдавать его….

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________







Урок 10. Свобода и ответственность


Задание 1. В произведении А.Экзюпери «Маленький принц» герой говорит такие слова «Мы в ответе за тех, кого приручили».


А за кого ты в ответе? В чём проявляется эта ответственность? Ограничивает ли эта ответственность твою свободу?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Урок 14. Дружба.




Задание 1. Составь пословицы и высказывания. Соедини линией.



Задание 2. Как ты понимаешь смысл пословицы.


Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





Задание 3. Прочитай стихотворение А.Барто и ответь на вопрос.


Друг напомнил мне вчера,

Сколько сделал мне добра:

Карандаш мне дал однажды

(Я в тот день забыл пенал),

В стенгазете, чуть не в каждой,

Обо мне упоминал.

Я упал и весь промок –

Он мне высохнуть помог.

Он для милого дружка

Не жалел и пирожка,

Откусить мне дал когда-то,

А теперь поставил в счёт.

И меня к нему, ребята,

Что-то больше не влечёт

Почему дружба ребят оказалась под угрозой? ________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Задание 4. Составь свои правила дружбы.

  1. _____________________________________________________________________________

  2. _____________________________________________________________________________

  3. _____________________________________________________________________________




Задание 5. В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу — все равно, что лишить мир солнечного света. Представь, что дружба – это волшебный цветок с разноцветными лепестками. Запиши в лепестках составляющие настоящей дружбы. [pic] [pic]










З [pic] адание 6. Когда Крокодил Гена искал друзей, он написал объявление об этом.


Напиши свое объявление о поиске друга, сообщи о себе такую информацию, чтоб с тобой захотелось дружить! _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
















Урок 15. Что значит быть моральным.




Задание 1. Как ты понимаешь слова древнего китайского мудреца Конфуция?


« [pic] Попытайтесь быть хотя бы немного добрее, и вы увидите, что будете не в состоянии совершить дурной поступок»

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Задание 2. Познакомься с правилами написания синквейна.


Синквейн – это стихотворение, которое пишется по особым правилам.

В синквейне не нужна рифма, в нём главное – ритм. В синквейне всего пять строк.


1 строка ________ 1 слово (имя существительное)

2 строка ________ ________ 2 слова (признак прилагательное или причастие)

3 строка ________ ________ _______ 3 слова (действие - глаголы)

4 строка _______________________________________ фраза из 4-5 слов

5 строка __________ вывод, эмоция, резюме (любая часть речи)

Например:

Школа

Радостная, шумная

Учимся, познаём, исследуем

Дети и учителя всегда вместе!

Ура!


Составь синквейн. Первым словом могут быть слова: мораль, нравственность, добро, зло, добродетель, порок, свобода, справедливость, ответственность, альтруизм


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________









Задание 3. Прочитай притчу.


Чудеса


Мальчик очень любил читать добрые и умные сказки и верил всему, что там было написано. Поэтому он искал чудеса и в жизни, но не мог найти в ней ничего такого, что было бы похоже на его любимые сказки. Чувствуя некоторое разочарование от своих поисков, он спросил маму, правильно ли то, что он верит в чудеса? Или чудес в жизни не бывает?


— Дорогой мой, — с любовью ответила ему мама, — если ты будешь стараться вырасти добрым и хорошим мальчиком, то все сказки в твоей жизни сбудутся. Запомни, что чудес не ищут — к добрым людям они приходят сами.


А в твоей жизни уже происходили чудеса? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задай вопрос мальчика своим родителям. Что ответили они? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Урок 27. Этикет




Задание 1. Составь пословицы. Соедини линией.




Задание 2. Давай «отправимся» на спектакль вместе с героиней стихотворения

А.Барто «В театре».

Когда мне было восемь лет, 
Я пошла смотреть балет.
 
Мы пошли с подругой Любой.
 
Мы в театре сняли шубы,
 
Сняли теплые платки.
 
Нам в театре, в раздевалке,
 
Дали в руки номерки.
 
Наконец-то я в балете!
 
Я забыла все на свете.
 
Даже три помножить на три
 
Я сейчас бы не смогла.
 
Наконец-то я в театре,
 
Как я этого ждала.
 
Я сейчас увижу фею
 
В белом шарфе и венке.
 
Я сижу, дышать не смею,
 
Номерок держу в руке.
 
Вдруг оркестр грянул в трубы,
 
Мы с моей подругой Любой
 
Даже вздрогнули слегка.
 
Вдруг вижу – нету номерка.
 
Фея кружится на сцене –
 
Я на сцену не гляжу.
 
Я обшарила колени –
 
Номерка не нахожу.
 
Может он под стулом где-то?
 
Мне теперь не до балета!
 
Все сильней играют трубы,
 
Пляшут гости на балу.
 
Мы с моей подругой Любой
 
Ищем номер на полу.
 
Укатился он куда-то…
 
Я в соседний ряд ползу.
 
Удивляются ребята:
 
- Кто там ползает внизу?
 
По сцене бабочка порхала –
 
Я не видала ничего:
 
Я номерок внизу искала
 
И, наконец, нашла его.
 
А тут как раз зажегся свет,
 
И все ушли из зала.
 
– Мне очень нравится балет, -
 
Ребятам я сказала.



Ответь на вопросы.

Увидела ли спектакль героиня? ____________________________________________________

Как нужно было поступить, чтобы не испортить праздник себе и окружающим? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Задание 3. Вставь пропущенные слова.

Правила поведения в театре.

    • Главное правило – приходить ________________. Приезжайте в театр минут за 20-30.

    • Услышав звонок, следует направиться в зал и занять свои места. Первыми должны сесть те, кто сидит в _____________________ряда, остальным нужно подождать. 

    • У вас место в середине ряда, но вы немного задержалась и теперь, извинившись, должны осторожно пройти к месту, повернувшись _______________к сидящим.

    • Если бы вы опоздали и пришли с началом  [link]