Классный час на тему Права и обязанности школьника

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...











[pic]



Классный час в 3 классе










учитель начальных классов

Нарушева Г.П.











2013-2014 учебный год



Цели и задачи:


  1. На основе имеющихся у учащихся знаний расширить и конкретизировать их представления о правах и обязанностях ребёнка.

  2. Формирование коммуникативной компетентности.

  3. Знакомить учащихся с «Конвенцией ООН о правах ребенка и другими документами, отражающими права и обязанности детей.

  4. Обобщать знания учащихся о таких понятиях как «право» и «обязанность», показать их единство.

  5. Учить применять правовые знания в повседневной жизни.

  6. Формировать уважительное отношение к правам других людей.

  7. Способствовать формированию активной гражданской позиции.


Формы и методы урока: беседа, игра, обобщение, рефлексия.


Ожидаемые результаты: закрепление знаний по теме, формирование компетентностного подхода к своим правам и обязанностям, желаниям и потребностям.


Оборудование: подложка с прищепкой, выставка книг, Всеобщая Декларация прав человека, Декларации прав ребенка, коробочка, Конституция, Конвенция прав ребенка, толковые словари, шапочка судьи, костюм для Буратино, карточки с заданиями по сказке, «Правила поведения в лицее», карточки и картинки для игры «Разрешается – запрещается», презентации по теме классного часа.





















- Добрый день всем! Ребята, посмотрите, пожалуйста, у нас сегодня много гостей. Но я Вам предлагаю поработать так, как всегда: высказывать, не стесняясь, свою точку зрения на любые вопросы, спрашивать и обсуждать. А начнем мы с того, что…

- Давным-давно тысячи лет тому назад на земле появились люди. Одновременно с ними возникли главные вопросы: «Что люди могут делать и чего не могут? На что имеют право и на что не имеют?»


СЛАЙД


И тогда люди взялись за решение этих проблем в беседе между собой, с помощью различных решений, путем переговоров. Наконец, людям удалось решить эту проблему. На свет появилась Всеобщая Декларация прав человека. (показ книги)


- Взрослые люди имеют много различных прав. А есть ли какие-нибудь права у детей? (мнение детей)


- Да, и мы поговорим об этом сегодня. Ваши права записаны в Декларации прав ребенка, которую создала и приняла Организация Объединенных наций.


СЛАЙД


- Представьте себе, что на столе лежит коробочка с чем-то очень желанным. Но условие: раскрыть коробку нельзя. Сейчас каждый из вас жестами, без слов покажет, как бы он поступил бы по отношению к этой ситуации. Представили? Давайте попробуем. (показ 1-2 детей)


- Ребята, вам хотелось посмотреть, что в коробке? А почему же вы не открыли ее? (было правило – не открывать)

- Назовите синоним к слову «правило», то есть близкое по значению? (закон)


- Каждая страна живет по своим законам. В нашей стране, как и в других, основным законом является Конституция. (показ книги) В ней написаны права человека.

- Существует детский закон, который защищает права ребенка. Этот закон называется «Конвенция прав ребенка» (показ книги), в которой ребенок провозглашается полноценной и полноправной личностью. В ней прописаны нравственно-правовые взаимоотношения между взрослыми и детьми.

- Сегодня наша с вами задача – определить законы, по которым вы живете.

- Скажите: кто такой ребенок? Что обозначает это слово? (мнение детей)

- В точном определении нам помогут ребята, которые заранее получили задание. Им было дано задание, поработать с толковым словарем и найти нужные определения.

«Ребенок – мальчик или девочка в раннем возрасте, до отрочества».

- Одним словом - это вы.

- А до какого возраста будете детьми?


СЛАЙД


- А что такое Конвенция?

«Конвенция – международный договор по какому-нибудь определенному вопросу»


- Что такое право?

«Право – охраняемая государством, узаконенная возможность что-нибудь делать, осуществлять»


- Какие же права имеют дети? (право на образование, отдых, медицинское обслуживание…)

- Молодцы, знаете некоторые.

- А если права не соблюдаются, кто заступится за ребенка? (суд)


- Давайте, мы с вами, превратим наш класс на некоторое время в зал суда. Я предлагаю вам стать присяжными заседателями. А кто такие присяжные заседатели?

«Присяжные заседатели – это выборные лица, участвующие в судебном разбирательстве и выносящие решения о виновности или невиновности обвиняемого, о наличии или отсутствуя факта»


Сценка «Суд присяжных»


- Раз это зал суда, давайте пригласим судью. Пожалуйста, судья. (_____)


- Итак, слово предоставляем судье.

Судья. Поступило заявление от Буратино. Он просит у суда защиты. Дело в том, что на жизнь несовершеннолетнего героя неоднократно покушались. А также завладели его имуществом – четырьмя золотыми монетами. (читает) «Уважаемый суд, прошу вас разобраться в злодеяниях некой Алисы и кота по кличке Базилио. Защитите и помогите».

- Истец Буратино, расскажите суду поподробнее о том, что произошло. Уважаемые присяжные заседатели, выслушаем внимательно и примем справедливое решение.

Буратино: Когда я возвращался из харчевни «Три пескаря», почувствовал, что за мной кто-то следует. Потом я понял, что это была Алиса и кот Базилио. Я испугался и побежал. И они тоже побежали. Догнав меня, они отобрали у меня золотые монеты, привели на поле Дураков, заставили вырыть яму, положить монеты, посыпать солью, и, зачерпнув из лужи волы, полить их, сказав при этом: «Крекс, фекс, пекс…» Я сделал все так, как они сказали, но тут появились полицейские, схватили меня и бросили в пруд. А они утащили монеты.

Судья. Все понятно, сказочные герои абсолютно не знают права ребенка. Присяжные заседатели, займемся этим делом серьезно.


- Спасибо, ребята.

- Вы увидели эпизод из жизни Буратино. Подумайте и ответьте на вопрос: «Какие права у Буратино были нарушены?» (покушение на свободу, на жизнь, на имущество)


- Но если внимательно прочитать все произведения Алексея Толстого, то можно заметить, как неоднократно нарушается закон о правах ребенка. Хотя отдельные из их и соблюдаются. Ваша задача – проанализировав ситуации, подумав вместе со своей группой ребят, выяснить какое право было нарушено или соблюдено? Выберите того, кто будет читать всем и того, кто будет отвечать за всех.


Работа по карточкам (раздать карточки)


1. «В животе у Буратино было скучновато. Он закрыл глаза и вдруг увидел жареную курицу на тарелке. Живо открыл глаза – курица исчезла. Он опять открыл глаза – увидел тарелку с манной кашей, с малиновым вареньем. Открыл глаза – нет тарелки с манной кашей, с малиновым вареньем».


2. «С подоконника он через всю каморку перелетел на стол, крыса за ним… И тут на столе она схватила Буратино за горло, держа в зубах, соскочила на пол и поволокла под лестницу, в подполье».


3. «Карабас Барабас погрозил куклам семихвостой плеткой, чтобы они продолжали представление. Куклы кое-как закончили комедию, занавес закрылся зрители разошлись».


4. «Положив Буратино на кровать, Артемон собачьим галопом помчался в лесную заросль и тотчас оттуда привел знаменитого доктора Сову, фельдшерицу Жабу и народного знахаря Богомола».


5. «Папа Карло скоро вернулся, но без куртки. В руке он держал книжку с большими буквами и занимательными картинками.

- Вот тебе Азбука. Учись на здоровье».


6. «На круглых листьях водяной лилии под луной сидели большеротые лягушки и выпученными глазами глядели на Буратино.

- Какая-то каракатица плывет, квакнула лягушка.

- Нос, как у аиста, - квакнула другая.

- Это морская лягушка, - квакнула третья.


  1. «Буратино подбежал к полной тете и пропищал:

- Послушайте, дайте мне в первом ряду билет на единственное представление кукольного театра».


8. «В каморке никто не отозвался. Карабас Барабас приказал:
- Именем Тарабарского короля – откройте дверь!

Полицейские нажали, гнилые половинки дверей сорвались с петель…»


9* «Сыщики привели Буратино в отделение. Дежурный бульдог вылез из-за стола и сам обыскал карманы.

- Ты беспризорный, беспаспортный. Отнеси го за город и утопи в пруду».



- Отвечали на вопросы вы хорошо, высказывали мнение свое интересно. Я думаю, что вы теперь сами можете сделать вывод – что же такое «право»? (правила, по которому живут люди)


СЛАЙД


- А какие есть права у вас, как у школьников? (право на обучение, на лечение, на отдых, на труд…)


СЛАЙД


- Предлагаю вам прослушать стихотворение В.Коркина «Не умею быть один», которое нам прочитает ______ и ответить на вопрос: «А когда в коллективе или обществе всем жить хорошо?»


Не умею быть один!

Не желаю быть один!

Много есть на то причин:

Хором ты споешь один?

Строем ты пойдешь один?

Поглядим!

Очень грустно одному

Даже веселиться,

И невкусно одному

Есть две груши. Потому,

Потому что, потому

Не с кем поделиться.

Легко бежать на горку,

Нести домой пятерку.

Не за себя я вовсе рад –

Порадуется мама,

Порадуется папа,

Порадуется брат.

Я от дождя укрыться мог,

Но, как и все друзья, промок.

Зато сушиться - вместе!

Зато смеяться – вместе!

Нам вместе лет до двести,

А если друг на друга встать,

До неба можем мы достать!

А вместе крикнем в тишине,

То нас услышат на Луне.


- Спасибо. Так. когда же в коллективе или обществе всем жить хорошо? (когда все члены общества не нарушают права и выполняют свои обязанности)


- Ребята, вы такие же полноправные граждане общества, как и взрослые. Значит, вы обладаете всеми правами человека. Кроме прав у каждого человека есть и обязанности.

- А что ж такое обязанности? (мнение детей)


СЛАЙД


- А сейчас прочитайте важное сообщение.


СЛАЙД


Не спрашивай, что страна может сделать для тебя, спроси, что можешь ты сделать для своей страны.


- Как вы понимаете это выражение? (мнение детей)


- В каком документе записаны обязанности школьника? (Декларация прав человека, Правила поведения в лицее)


- Скажите, что было бы, если бы люди забыли о своих обязанностях и пользовались только правами? (мнение детей)


- А сейчас проверим, как вы понимаете, где права, а где обязанности. Задание на доске.

СЛАЙД

- Вывод можно сделать следующий: если соблюдать все, что записано в Декларации прав человека, то жизнь станет спокойнее и счастливее. По этому нужно всегда помнить: «Относись к людям так, как хотел бы, чтобы относились к тебе».


Игра «Разрешается – запрещается»


- А сейчас я предлагаю вам, ребята, поиграть в игру «Разрешается – запрещается». Я вам буду показывать картинку и читать небольшое стихотворение, а вы должны определить разрешается или запрещается это делать.


СЛАЙД


1. Посмотри на это знак:

Мальчик поднял руку как.

Слушать мнение ребенка… (разрешается)


2. Вот в углу стоит мальчишка,

Плачет, надрывается.

Бить, наказывать ребенка… (запрещается)


3. С мамой дети должны жить,

Ей цветы всегда дарить –

Это … (разрешается).


4. Этот трудится ребенок,

Мало у него силенок,

Ноги подгибаются,

В детстве тяжкая работа … (запрещается)


5. Рисовать и петь, учиться,

Если заболел – лечиться,

Это … (разрешается)


6. Этот слабый горбит спину,

Пред сильным преклоняется:

Быть рабом у господина

Строго… (запрещается)


7. Вместе дружно в мире жить,

С разными детьми дружить –

Это … (разрешается)


- Ну и пришло время поговорить об обязанностях. У вас есть право на получение достойного образования. А какие обязанности вы при этом должны выполнять? (старательно учиться, внимательно слушать учителей, содержать в порядке свои школьные принадлежности, выполнять своевременно домашние задания…)


- Вы имеете право на заботу и охрану со стороны государства. А есть ли у вас обязанности перед государством? (стараться вырасти таким человеком, который в будущем сделает свое государство еще лучше)


- Прослушаем стихотворение, в котором _______ об этом расскажет.


Мы знаем о законе мало,

Не больше всех иных,

Мы знаем, делать нужно то,

Что благо для других.


Человеку много нужно,

Чтобы счастливо прожить!

Нужен дождь и даже лужи,

Нужно с кем-нибудь дружить.


Нужен ветер, нужно море,

Нужно море и леса,

Нужно счастье, нужно горе

И родные голоса.


Невозможно без природы,

Без синеющих небес.

Хорошо иметь свободу,

Мир загадок и чудес.


Чтобы быть на белом свете,

Чтоб остался рядом друг,

Надо главное заметить,

Все почувствовать вокруг.


- Наш классный час завершается, но мне еще раз хочется вернуться к законам Российской Федерации потому, что вы – будущее своей страны и должны знать, что государство вас защищает. Я надеюсь, что все, о чем мы с вами сегодня говорили, вы запомните и правильно будете применять это в своей жизни.

- На этом наша беседа не заканчивается. Мы еще ни раз будем обращаться к этой теме, знакомясь с чем-то новым и полезным для вас.

- Я хочу обратить внимание всех сейчас на выставку ваших рисунков. И, как закрепление, на переменках поиграть между собой в игру друг с другом – о каком праве идет речь и что вы должны делать при этом. Спасибо всем за очень интересный разговор на нашем уроке, а всем гостям спасибо за внимание.


СЛАЙД












































Обязанности дежурного по классу




1. Дежурные назначаются в соответствии с графиком дежурства по классу.



2. Дежурные помогают педагогу подготовить класс для следующего урока, производят посильную уборку классного помещения.



3. Во время перемены дежурный ученик (или группа учеников) проветривает класс, помогает учителю развесить учебный материал для следующего урока, раздает тетради по просьбе учителя, проверяет готовность учащихся к следующему уроку.



4. В конце рабочего дня дежурные учащиеся готовят класс для следующего рабочего дня (протирают пыль с мебели, моют доску, поливают цветы).










Поведение учащихся в столовой


1. Во время приема пищи в столовой учащимся надлежит придерживаться хороших манер и вести себя пристойно.


2. Учащиеся должны уважительно относиться к работникам столовой.


3. Разговаривать во время еды следует не громко, чтобы не беспокоить окружающих.


4. Учащиеся убирают за собой посуду после принятия пищи, ставят на место стулья.


5. Учащиеся бережно относятся к имуществу школьной столовой.


6. Запрещается приходить в столовую в верхней одежде.


7. Запрещается выносить еду из столовой.


8. Дежурные по столовой помогают обслуживающему персоналу накрывать столы, убирать посуду со столов, вытирают столы, расставляют на место стулья.






Правила пользования библиотекой


1. Учебники оборачиваются бумагой или вкладываются в специальную обложку.


2. Не загибать страницы учебника, пользоваться закладкой.


3. Не закладывать в учебник ручку или карандаш, от этого ломается переплет.


4. Не писать и не рисовать в учебниках – это общественная собственность.


5. Не брать учебник грязными руками и не читать его во время еды.


6. Класть учебник только на чистый стол или парту.


7. За потерянную или испорченную книгу принести замену или возместить согласно действующему законодательству.









Рекомендации к внешнему виду учащихся


1. В школу учащиеся должны приходить в опрятной одежде, предназначенной для занятий установленного образца.


2. Одежда должна соответствовать возрасту, выражать уважение человека к самому себе и обществу.


3. В школе запрещено носить одежду и аксессуары, рекламирующие неформальные движения.


4. Волосы должны быть аккуратно пострижены и причесаны (длинные волосы необходимо собрать, чтобы не мешали). Не делать слишком авангардные прически.


5. В школе все учащиеся ходят в сменной обуви.


6. Спортивная одежда предназначена для урока физической культуры, на других уроках она неуместна.


7. На торжественные общешкольные мероприятия учащиеся приходят в соответствующей одежде (нарядно-деловые костюмы).


8. На праздничные вечера, концерты учащиеся выбирают одежду по рекомендации родителей и по своему усмотрению.