«Формирование оценочной деятельности младших школьников» дипломная работа

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...



РВУЗ «КРЫМСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (г. ЯЛТА)

ЕВПАТОРИЙСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

КАФЕДРА МЕТОДИК ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ







КУРТ–ВЕЛИЕВА АНИФЕ РЕФАТОВНА



ВЫПУСКНАЯ РАБОТА

ОБРАЗОВАТЕЛЬНО–КВАЛИФИКАЦИОННОГО УРОВНЯ «БАКАЛАВР»

НА ТЕМУ:

«Формирование оценочной деятельности младших школьников»




Студентки 41–ЕН группы

Научный руководитель:

кандидат пед. наук

Прокофьева М.Ю.


Рассмотрена на заседании

кафедры методик дошкольного и

начального образования
Протокол №___________________

Рекомендована к защите_________




Евпатория, 2010

СОДЕРЖАНИЕ


[link] ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Контент-анализ основных понятий бакалаврской работы по теме:

«Формирование оценочной деятельности младших школьников».

Ведущая деятельность – деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на данном этапе развития его личности. Гипотеза о ведущем типе деятельности была высказана в начале 1940х годах А.Н. Лентьевым, получила развитие в работах Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдова.

Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.– 176 с.

Учебная деятельность – один из основных видов деятельности, направленный на усвоение знаний, приобретение умений и навыков самостоятельно учиться, применять на практике полученные знания. Учебная деятельность обеспечивает усвоение человеком общественного исторического опыта в виде знаний, обобщенных способов действий, без чего невозможно ни воспроизводство, ни приумножение ценностей

Словарь-справочник по педагогике / Авт. – сост. В.А. Мижериков; Под общ. Ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Т.С. Сфера, 2004. – 448 с.

Учебная деятельность – процесс приобретения человеком новых знаний, умений и навыков или изменения старых;4 деятельность по решению учебных задач. Последовательность осуществления учебной деятельности: анализ задачи, принятие учебной задачи, актуализация имеющихся знаний, необходимым для ее решения; составление плана решения задачи, практическое ее осуществление, контроль и оценка решения задачи, осознание способов деятельности, необходимых для решения учебной задачи.

Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.– 176 с.

Мотивация – вся совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, и поведения.

Словарь-справочник по педагогике / Авт. – сост. В.А. Мижериков; Под общ. Ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Т.С. Сфера, 2004. – 448 с.

Учебная задача – цель, которую надлежит достигнуть ученику в определенных условиях учебного процесса. Основное отличие учебной задачи от других заключается в том, как считал Д.Б. Эльконин, что ее цель и результат состоят в изменении самого действующего субъекта, а не в изменении предметов, с которыми действует субъект.

Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.– 176 с.

Учебные действия – действия, с помощью которых учащиеся решают учебные задачи. К учебным задачам относятся: постановка проблемы, общие или конкретные способы разрешения проблемы, контроль, оценка, коррекция.

Педагогический энциклопедический словарь./ Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова – М.: Большая российская энциклопедия, 2003. – 528 с.

Учебные действия – последовательно связанные между собой поведенческие акты интеллктуально-познавательного и практико-ориентированного характера, направленные на освоение программы обучения и достижение социальных целей учебной деятельности.

Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике/ В.М. Полонский.– М.: Высш. шк., 2004.– 512 с.

Контроль – 1) наблюдение в целях надзора, проверки и выявления отклонений от заданной цели и их причин; 2) функция управления, устанавливающая степень соответствия принятых решений фактическому состоянию дел.

Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.– 176 с.

Самооценка – элемент самосознания, характеризующийся эмоционально насыщенными оценками самого себя как личности, собственных способностей, нравственных качеств и поступков важный регулятор поведения.

Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.– 176 с.

Самооценка – оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей.

Педагогический энциклопедический словарь. / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова – М.: Большая российская энциклопедия, 2003. – 528 с.

Оценка – определение и выражение в условных знаках – баллах, а также в оценочных суждениях учителя степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков, установленных программой, уровня прилежания и состояния дисциплины. Оценке подлежат устные ответы, письменные, контрольные, практические, графические работы, а также труд в мастерских, на производстве и пришкольном участке. В нем учитывается отметка по содержанию его полнота и последовательность, точность формулировок, прочность и сознательность усвоения знаний, их связь с практической, профессиональная подготовка и качество изделий.

Словарь-справочник по педагогике / Авт. – сост. В.А. Мижериков; Под общ. Ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Т.С. Сфера, 2004. – 448 с.

Оценочно-диагностические умения - это совокупность действий субъекта, которые обеспечивают установление соответствия результата деятельности ее целям; определение и анализ причин данной ситуации; разработку и реализацию системы мер по коррекции ситуации в случае несоответствия.


ПРИЛОЖЕНИЕ Б


1 Результаты исследования умения определять объект оценки и диагностирования учащихся 1-Б класса (экспериментальный класс)










1.1 Результаты исследования умения определять объект оценки и диагностирования учащихся 1-А класса (контрольный класс)


средний

средний

достат-ый

средний

средний

5

Зейтуллаева Гульзара

высокий

высокий

высокий

высокий

высокий

6

Мак Надя

высокий

высокий

высокий

высокий

высокий

7

Макаров Андрей

низкий

низкий

средний

низкий

низкий

8

Кинаров Максим

достат-ый

средний

достат-ый

достат-ый

достат-ый

9

Онищук Люба

средний

достат-ый

достат-ый

достат-ый

достат-ый

10

Сирцева Галя

средний

достат-ый

средний

средний

средний

11

Семенюк Валерия

достат-ый

достат-ый

средний

достат-ый

достат-ый

12

Сазонова Ира

низкий

низкий

средний

низкий

низкий

13

Смелый Сережа

достат-ый

достат-ый

средний

достат-ый

достат-ый

14

Телиус Даниил

достат-ый

достат-ый

достат-ый

достат-ый

достат-ый

15

Таранков Алеша

средний

низкий

средний

средний

средний

16

Черенков Максим

средний

средний

достат-ый

средний

средний

17

Цицюрская Настя

достат-ый

достат-ый

достат-ый

высокий

достат-ый

18

Шнек Дима

средний

средний

достат-ый

достат-ый

достат-ый

19

Эдемов Эльдар

средний

средний

достат-ый

средний

средний

20

Якубов Нариман

низкий

средний

низкий

низкий

низкий


2. Результаты исследования умения устанавливать критерии оценки учащихся 1-А класса (контрольный класс)







3. Результаты исследования умения устанавливать факты ошибки учащихся 1-Б класса (экспериментальный класс)

3.1 Результаты исследования умения устанавливать факты ошибки учащихся 1-А класса (контрольный класс)


4. Результаты исследования умения определять характеристики оценки у учащихся 1-Б класса (экспериментальный класс)

4.1 Результаты исследования умения определять характеристики оценки у учащихся 1-А класса (контрольный класс)


5. Результаты исследования умения установить причины ошибки у учащихся 1-Б класса (экспериментальный класс)

5.1 Результаты исследования умения установить причины ошибки у учащихся 1-А класса (контрольный класс)


6. Результаты исследования умения устранять и исправлять ошибки у учащихся 1-Б класса (экспериментальный класс)

6.1 Результаты исследования умения устранять и исправлять ошибки у учащихся 1-А класса (контрольный класс)


ПРИЛОЖЕНИЕ В

Список литературы, содержащей занимательные факты, для осуществления оценки и диагностики.


  1. Русская народная песенка «Ехала деревня». (Сборник «Все наоборот». – М.: Просвещение, 1993, с 104).

  2. Б. Заходер. Где поставить запятую. (Литература и фантазия. – М.: Просвещение, 1992, с 65).

  3. Н. Кончаловаская. Показал садовод. (Литература и фантазия. – М.: Просвещение, 1992, с 61).

  4. Д. Ривз. Чудак. (Литература и фантазия. – М.: Просвещение, 1992, с

66).

  1. Э. Успенский. Память. (Литература и фантазия. – М.: Просвещение, 1992, с 62).

  2. Д. Хармс. Бульдог и таксик. (Сборник «Все наоборот». – М.: Просвещение, 1993, с 115).

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Ситуации на соблюдение правил дорожного движения. Как оценить обстановку

Дети двигаются по тротуару, подходят к пешеходному переходу без светофора, останавливаются и внимательно осматривают улицу слева и справа. Учитель комментирует обстановку на улице: когда нельзя переходить дорогу, а когда можно. Когда нельзя переходить, учитель объясняет, почему, обращая внимание на опасность (группа остается на тротуаре, никто не должен переходить дорогу).

Затем дети должны сами определить, можно или нельзя переходить дорогу, а учитель поправляет их.


Как оценивать скорость движения машин

Группа собирается возле нерегулируемого (без светофора) пешеходного перехода.

Учитель обращает внимание детей на отдельные машины, появляющиеся вдали. Все вместе наблюдают за той или иной приближающейся машиной и вслух считают «один», «два», «три» и т.д., пока машина не проезжает мимо.

При таком счете ребенок учится следить за машиной и предвидеть ее дальнейшее движение.

О тех машинах, которые проезжают мимо при счете «пять», «шесть» или «семь», учитель говорит, что они едут очень быстро и переходить дорогу нельзя.


Как оценивать направление движения машин.

Группа собирается на углу перекрестка. Дети наблюдают за движением машин. Их учат по сигналу указателя поворота машины определять, какая машина готовится поворачивать направо. Далее дети оценивают самостоятельно возможность перехода дороги на перекрестке.

Как предвидеть скрытую опасность

Группа собирается на остановке автобуса. Вначале ближе к передней части автобуса.

Ведется наблюдение за проезжей частью (пока автобус стоит),и отмечаются машины, обгоняющие автобус.

Учитель спрашивает у детей, что могло произойти, если бы кто-нибудь выбежал из-за автобуса.

ПРИЛОЖЕНИЕ Д

Ситуации для анализа.

Ситуация 1. Маша и Катя собирали грибы в лесу. Грибов было много, и вскоре девочки набрали полные корзинки. Весело болтая, девочки направились из леса домой. Вдруг Катя споткнулась и, падая, задела Машину корзинку. Грибы рассыпались, поломались, а Катя больно ударила ногу. «Какая ты неуклюжая! – рассердилась Маша. – Все грибы мои испортила!»

Схватила Маша корзинку и побежала домой. Пришла, села на крыльцо, взяла яблоко, да не хочется ей есть его. «Как же там Катя, – подумала она. – Больно ей, наверное. Зря я её обидела: она грибы случайно рассыпала». Встала Маша и побежала по дорожке в лес. Смотрит, а ей навстречу Катя идет и плачет. «Не плачь, Катя, коленка твоя заживет, и мы опять в лес пойдем!» И Катины слезы высохли.

Ситуация 2. Вечер. Кто-то выплеснул из окна воду и намочил крылышки Мотылька. Нужно Мотыльку обсушиться на Солнышке, а Солнышко двинулось к закату. «Солнышко! – взмолился Мотылек, – подожди, посуши мои крылышки, а то я замерзну и погибну». Посмотрело Солнышко и подумало: «Если я уйду, то завтра не будет Мотылька, и не будет он порхать с цветка на цветок, и не будет радовать глаз его пестрые крылышки». И задержалось Солнышко, и обсохли крылышки Мотылька, и снова порхают с цветка на цветок его пестрые крылышки.


ПРИЛОЖЕНИЕ Е


1. Выдели в тексте отдельные высказывания:

Проходитжаркоелетоднистановятсякорочелистьяосыпа-ютсяптичкиулетают.

2. Напиши по одной строчной и заглавной букве, которые ты уже умеешь писать правильно и красиво

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3. Правильно ли разделено слово на слоги? Если есть ошибки, исправь их.

[pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic]


4. Первоклассники написали первый свой диктант из 6 имен:

Алена, Люся, Никита, Леня, Лена, Андрюша

По каким трем показателям (критериям) ты можешь оценить эту работу.

1) ____________________

2) _____________________

3) ___________________


  1. Придумай слово, в котором 1 слог, 2 согласных и 2 гласных звука




ПРИЛОЖЕНИЕ Ж


Задачи для определения учащимися состава оценочно-диагностических умений.

Задача 1. Найди и исправь ошибку, допущенную Незнайкой. Незнайка долго собирался в гости к девочкам. Он начистил ботинки, погладил костюм, причесался и надел свою замечательную шляпу. Кнопочка и Малышка ждали гостя и пекли пирог с вареньем. Вошел Незнайка и, увидев их испачканные мукой лица, произнес: «Привет, повара! А что это вы такие чумазые?»

Задача 2. Наташа решила посадить в саду ромашки и тюльпаны. Сажая ромашки, Наташа взрыхлила землю, посыпала семена, присыпала их землей и обильно полила.

Тюльпаны Наташа сажала в другой клумбе. Она взрыхлила землю, воткнула луковицы, присыпала их землей. Ромашек летом было много, а тюльпаны взошли не все.

Задача 3. Паша строил будку для Шарика. Он взял стройматериалы, инструменты, долго пыхтел, сопел, стучал, но будка получилась смешная: покосилась на бок, крыша еле держалась, и Шарик громко рычал на свой домик.

ПРИЛОЖЕНИЕ З


Задания для формирования уровня самооценки и самоконтроля у младших школьников.


Составь план действий при выполнении задания:

Начерти прямоугольник со сторонами 4 см и 2 см. Найди его периметр и площадь.

Ученики рассуждают:

черчу прямоугольник со сторонами 4 см и 2 см;

вспоминаю формулу нахождения периметра и площади;

последовательно нахожу по ней периметр и площадь;

записываю ответ;

проверяю себя.

Для определения уровня самооценки учащимся предлагается выбрать одно из трех заданий (на материале любого учебного предмета) и выполнить его. Задания подбираются в соответствии с уровнями успешности.

Адекватность и неадекватность самооценки определяется из выбора, сделанного учеником, и его реальных возможностей. Кроме того, исследования школьного психолога помогают учителю ориентироваться в решении данной проблемы.


Методика А.И. Липкиной «Три оценки» для изучения самооценки

Ученикам предлагается выполнить любое учебное задание в письменной форме. Психолог вместе с учителем дает работе учеников три оценки: адекватную, завышенную, заниженную. Перед раздачей тетрадей ученикам говорят: «Три учительницы из разных школ проверяли ваши работы. У каждой сложилось свое мнение о выполненном задании, и поэтому они поставили разные оценки. Обведите кружком ту, с которой вы согласны». Затем в индивидуальной беседе с учениками выясняются ответы на следующие вопросы:

1. Каким учеником ты себя считаешь: средним, слабым или сильным?

2. Твоя работа заслуживает оценки «3», а учительница поставила тебе «5». Обрадуешься ты этому или это тебя огорчит?

3. Какие оценки тебя радуют, какие огорчают?

Уровень самооценки школьников определяется на основе полученных данных по следующим показателям:

- совпадение или несовпадение самооценки с адекватной оценкой учителя;

- характер аргументации самооценки:

а) аргументация, направленная на качество выполненной работы;

б) любая другая аргументация.

- устойчивость или неустойчивость самооценки, о которой судят по степени совпадения выставленной самому себе отметки и ответов на поставленные вопросы.