Рабочая программа Русский язык

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Русский язык» для начальной школы, разработанной Ивановым С.В., Кузнецовой М.В., Евдокимовой А.О., Петленко Л.В., Романовой В.Ю. «Русский язык» М. Изд. центр «Вентана - Граф», 2012 г., учебника «Русский язык» 2 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю. Москва, Издательский центр «Вентана-Граф», 2013. в рамках проекта «Начальная школа XXI века» (научный руководитель Н.Ф.Виноградова) и соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Курс русского языка 2 класса построен на общей научно – методической основе, реализующей принцип комплексного развития личности младшего школьника и позволяющей организовать целенаправленную работу по формированию у учащихся важнейших элементов учебной деятельности. Программа курса «Русский язык» реализует основные положения концепции лингвистического образования младших школьников.

Цель курса состоит в том, чтобы заложить основы формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка.

Задачи курса:

  • речевое развитие: овладение культурой родного языка; формирование основ устного общения;

  • формирование у детей типа правильной читательской деятельности: развитие техники чтения; умения целенаправленно осмысливать текст до начала чтения, во время чтения и после чтения;

  • языковое развитие: ознакомление учащихся с различными явлениями языка из области фонетики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса и пунктуации, орфографии;

  • развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.


В программе курса «Русский язык» выделяются три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен наш язык», «Правописание» и «Развитие речи».

Под блоком понимается объединение уроков, реализующих какую-то одну цель обучения. Например, уроки блока «Как устроен наш язык» реализуют цель ознакомления учеников с основами лингвистических знаний; уроки блока «Правописание» формируют навыки грамотного, безошибочного письма; уроки блока «Развитие речи» призваны формировать и совершенствовать коммуникативные умения учащихся.

В рамках уроков одного блока реализуется только одна цель, так как смешение упражнений по выделению и характеристике языковых единиц, орфографических заданий и речевых упражнений не позволяют ученику сосредоточиться на выполнении и отработке определенного учебного действия. Однако, на скрытом уровне работа по формированию навыков грамотного письма выполняется и на уроках блоков «Как устроен наш язык» и «Развитие речи», только не в виде орфографических и пунктуационных заданий, а в виде списывания текстов; работа с текстами на уроках «Правописание» и «Развитие речи» позволяет подготовить учеников к анализу языковых единиц на уроках блока «Как устроен наш язык». Уроки каждого блока перемежают друг друга и объединяются изучаемой языковой единицей.

Такое структурирование курса позволяет:

  • успешно реализовать цели развития логического и абстрактного мышления;

  • решить практические задачи по формированию навыков грамотного, безошибочного письма и развитию речи учащихся;

  • сделать ученика субъектом обучения, когда на каждом уроке ученик четко осознает, что и с какой целью он выполняет;

  • избавить учеников от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешения различных видов работ.


Важной отличительной стороной данной программы является ориентация ученика не на заучивание определений и правил, а на ознакомление с устройством и функционированием родного языка, овладение умениями выделения и характеристики языковых единиц с опорой на алгоритмы.

Материал, превышающий уровень требований, призван расширить их кругозор, познакомить с интересными фактами и явлениями из жизни родного языка, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению.


В соответствии с учебным планом МБОУ «Угранская СШ» на изучение программы во 2 классе отводится 170 часов из расчёта 5 часов в неделю.


Планируемые результаты изучения программы

Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:

- осознание языка как основного средства человеческого общения;

- восприятие русского языка как явления национальной культуры;

- понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатель индивидуальной культуры человека;

- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.


Метапредметные результаты:

- умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;

- способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

- умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;

- понимание необходимости ориентироваться на позицию партнёра, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;

- стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;

- умение задавать вопросы.


Предметные результаты:

- овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;

- умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;

- умение проверять написанное;

- умение (в объёме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;

- способность контролировать свои действия, проверять написанное.

Ученик научится:

различать, сравнивать, кратко характеризовать:

  • парные и непарные по твёрдости – мягкости согласные звуки, парные и непарные по звонкости – глухости согласные звуки;

  • изменяемые и неизменяемые слова;

  • формы слова и однокоренные слова;

  • однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями;

  • предложения по цели высказывания;

  • предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией;

выделять, находить:

  • в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, суффикс, приставку;

  • лексическое значение слова в толковом словаре;

  • основную мысль текста;

решать учебные и практические задачи:

  • делить слова на слоги;

  • использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;

  • подбирать однокоренные слова;

  • определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;

  • безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объёмом 45 – 60 слов;

  • проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

  • подбирать заголовок к предложенному тексту, озаглавливать собственный текст;

  • исправлять деформированный текст (с нарушенным порядком следования частей);

применять правила правописания:

  • перенос слов;

  • проверяемые безударные гласные в корнях слов;

  • парные звонкие и глухие согласные в корнях слов;

  • непроизносимые согласные;

  • непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определённые программой);

  • разделительные твёрдый и мягкий знаки;

  • правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-, за-, на-, над-;

  • раздельное написание предлогов с другими словами (кроме личных местоимений);


Ученик получает возможность научиться:

  • устанавливать значение суффиксов и приставок (в словах с однозначно выделяемыми морфемами);

  • определять способы образования слов (суффиксальный, приставочный, приставочно – суффиксальный);

  • различать однозначные и многозначные слова;

  • наблюдать за использованием в тексте слов в переносном значении и омонимов;

  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

  • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

  • наблюдать за использованием в текстах устаревших слов и фразеологизмов;

  • применять правило правописания суффиксов имён существительных:-онок-, -ёнок-; -ок-, -ек-; -ик-; -ость-;

  • применять правило правописания суффиксов имён прилагательных: -ов-, -ев-, -ив-, -чив-, -лив-;

  • подбирать примеры слов с определённой орфограммой;

  • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;

  • определять по предложенным заголовкам содержание текста;

  • составлять план текста;

  • определять тип текста: повествование, описание, рассуждение;

  • соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала).

Содержание программы

«Как устроен наш язык» - 56 ч

Фонетика и графика

Повторение изученного в 1 классе: различение звуков и букв; различение ударных и безударных гласных звуков, твёрдых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. Обозначение на письме мягкости согласных звуков.

Определение парных и непарных по твёрдости – мягкости согласных звуков. Определение парных и непарных по звонкости – глухости согласных звуков.

Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах типа двор, день; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Деление слов на слоги.

Использование алфавита при работе со словарями и справочниками.

Орфоэпия. Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

Слово и предложение

Понимание слова как единства звучания (написания) и значения. Слова с предметным значением – имена существительные. Слова, называющие признаки, - имена прилагательные. Слова, обозначающие действия, - глаголы.

Предложение. Отличие предложения от слова. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные.

Состав слова (морфемика)

Окончание как часть слова. Изменение формы слова с помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Корень как часть слова. Чередование согласных в корнях. Родственные (однокоренные) слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Суффикс как часть слова; значения суффиксов. Приставка как часть слова; значения приставок. Суффиксальный. Приставочный и приставочно – суффиксальный способы образования слов. Основа слова. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса.

Лексика

Слово и его лексическое значение. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.

Различение однозначных и многозначных слов.

Представление о прямом и переносном значении слова.

Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов и омонимов.

Слова исконные и заимствованные.

Устаревшие слова.

Фразеологизмы. Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов.

«Правописание» - 32 ч

Повторение правил правописания, изученных в 1 классе.

Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки. Использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.

Ознакомление с правилами правописания и их применение:

- перенос слов;

- проверяемые безударные гласные в корнях слов;

- парные звонкие и глухие согласные в корнях слов;

- непроизносимые согласные;

- непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определённые программой);

- разделительные твёрдый и мягкий знаки;

- правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-, за-, на-, над-;

- правописание суффиксов имён существительных: -онок-, -ёнок-, -ок-, -ек-, -ик-, -ость-;

- правописание суффиксов имён прилагательных: -ов-, -ев-, -ив-, -чив-, -лив-;

- раздельное написание предлогов с другими словами (кроме личных местоимений).

Использование орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов.

Развитие речи – 29 ч

Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы.

Письменная речь

Текст. Смысловое единство предложений в тексте (основная мысль). Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам. Определение по заголовкам содержания текста.

Выражение в тексте законченной мысли. Подбор вариантов окончания текстов. Начало текста (зачин), подбор зачинов к предложенным текстам.

Последовательность предложений в тексте. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений; включение недостающего по смыслу предложения и изъятие избыточного в смысловом отношении предложения.

Абзац. Последовательность абзацев в тексте. Корректирование текстов с нарушенной последовательностью абзацев.

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев.

План текста. Составление планов предложенных текстов. Создание собственных текстов по предложенным планам.

Типы текста: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Повторение – 38ч

Резерв – 15ч

В том числе:

Контрольные работы – 5

Диктанты – 7

Контрольное списывание – 4

Тест – 2

Диагностика - 3






















Календарно – тематическое планирование


п/п

Кол-во часов


Тема урока


Дата

Виды контроля


Примечания


план

факт


1.



2.


3.


4.



5.


6.


7.


8.


9.


10.


11.

12.


13.


14.



15.


16.


17.


18.


19.


20.


21.


22.


23.


24.


25.


26.



27.



28.


29.


30.


31.


32.



33.



34.


35.


36.


37.



38.






39.



40.



41.


42.



43.



44.



45.


46.


47.



48.



49.


50.



51.


52.


53.


54.


55.



56.



57.


58.


59.


60.


61.


62.


63.


64.


65.


66.






67.



68.


69.


70.


71.


72.


73.


74.



75.


76.


77.




78.



79.


80.


81.


82.



83.


84.


85.


86.


87.


88.



89.


90.


91.



92.


93.


94.


95.


96.



97.



98.


99.


100


101



102


103


104


105



106


107


108


109


110


111


112


113


114


115



116



117


118


119


120



121


122


123



124



125



126



127


128


129


130


131



132


133


134



135



136


137


138


139


140


141



142


143


144


145


146


147


148


149



150



151


152


153


154



155


156

170


1



1


1


1



1


1


1


1


1


1


1

1


1


1



1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1



1



3






1


1



3







1


1



1






2






1


3









1


1


1



1



2





1


1


1


1


1



1



1


1


1


1


1


1


1


1


1


1






1



1


1


1


1


1


1


1



1


1


1




1



1


2




1



1


1


1


1


1


1



1


1


1



1


1


1


1


1



1



1


1


1


1



1


1


1


1



1


1


1


1


1


1


1


1


1


1



1



1


1


1


1



1


1


1



1



1



1



1


1


1


1


1



1


1


1



1



1


1


1


1


2





1


1


1


1


1


1


1


1



1



1


1


1


1



1


15














Звуки речи и буквы.

Гласные и согласные звуки и их буквы.


Обозначение звуков речи на письме.


Ударные и безударные гласные звуки в слове.


Согласные звуки.

Согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.


Диагностика №1 (Раздел «Повторение»)


Звонкие согласные звуки в конце слова.


Применение правил правописания сочетаний жи, ши.


Применение правил правописания сочетаний ча, ща.


Применение правил правописания сочетаний чу, щу.


Разделительный мягкий знак.


Слог.

Правило переноса слов.


Слоги ударные и безударные. Роль ударения.


Контрольный диктант. Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. Перенос слов. (Повторение)


Работа над ошибками. Слово.


Слова, называющие предметы.


Слова, называющие признаки и действия предметов.


Слово и предложение.


Восклицательные и невосклицательные предложения.


Слова в предложении.


Окончание как часть слова.


Изменение формы слова с помощью окончания.


Неизменяемые слова.


Правило написания прописной буквы. (Повторение)


Корень как часть слова.


Контрольное списывание. Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу; перенос слов.


Правило правописания безударных проверяемых гласных в корне слова.


Безударные гласные в корне слова.


Безударные гласные в корне слова.


Безударные гласные в корне слова.


Корень как общая часть родственных слов.


Контрольная работа. Безударные гласные в корне слова.


Работа над ошибками. Безударные гласные в корне слова.


Безударные гласные в корне слова.


Безударные гласные в корне слова.


Однокоренные слова.


Правило правописания парных звонких и глухих согласных в корне слова.


Контрольный диктант с грамматическим заданием. Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, перенос слов, безударные гласные в корне слова.



Работа над ошибками. Правило правописания парных звонких и глухих согласных в корне слова.


Правило правописания парных звонких и глухих согласных в корне слова.


Корень слова с чередованием согласных.


Правило правописания гласных и согласных в корне слова.


Правило правописания гласных и согласных в корне слова.


Правило правописания гласных и согласных в корне слова.


Суффикс как часть слова.


Значения суффиксов.


Правило правописания непроизносимых согласных в корне слова.


Контрольное списывание. Правописание согласных в корне слова.


Непроизносимые согласные в корне слова.


Непроизносимые согласные в корне слова.



Значения суффиксов.


Суффиксы –онок-, -ёнок-.


Суффиксы –ик-, -ек-.


Суффиксы –ик-, -ек-.


Контрольный диктант с грамматическим заданием. Правописание согласных в корне слова.


Работа над ошибками.

Значения суффиксов.


Суффикс –ость-.


Образование слов с помощью суффиксов.


Суффиксы имён прилагательных.


Образование слов с помощью суффиксов.


Учимся писать корни и суффиксы.


Приставка как часть слова.


Значения приставок.


Правило правописания приставок.


Различие приставок с буквами а,о.


Контрольный диктант диктант с грамматическим заданием. Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу; перенос слова, безударные гласные в корне слова; согласные в корне слова.


Работа над ошибками.

Образование слов с помощью приставок.


Разделительный твёрдый знак.


Разделительные ь и ъ.


Способы образования слов.


Правила правописания разделительных ь и ъ.


Основа слова.


Предлоги и приставки.


Правило раздельного написания предлогов с другими словами.


Состав слова.


Правописание частей слова. (Повторение)


Итоговая контрольная работа. Повторение изученных орфограмм.



Работа над ошибками.

Слово и его значение. Значение слова.


Правописание частей слова. (Повторение)


Повторение изученных правил правописания.


Повторение изученных правил правописания.


Текст.

Заголовок текста.


Как сочетаются слова.


Значение слова в словаре и тексте.


Диагностика №2


Правописание частей слова. (Повторение)


Один текст – разные заголовки.


Подбор заголовков к предложенным текстам. Контрольное списывание.


Слово в толковом словаре и тексте.


Однозначные и многозначные слова.


Заголовок текста. Подбор заголовка к предложенным текстам.


Как строится текст. Окончание текста.


Как появляются многозначные слова.


Как определить значение многозначного слова.


Учимся находить и проверять орфограммы в слове.


Контрольный диктант с грамматическим заданием. Правописание изученных орфограмм.


Работа над ошибками.

Подбор вариантов окончания текста.


Слова – синонимы.


Сочетание синонимов с другими словами.


Учимся применять орфографические правила.


Как строится текст. Начало текста.

Сочиняем начало текста.


Наблюдение за использованием в речи синонимов.


Синонимы в тексте.


Учимся применять орфографические правила.


Повторение изученных правил правописания. Тест.



Учимся составлять текст.


Последовательность предложений в тексте.


Слова – антонимы.


Сочетание антонимов с другими словами.


Учимся применять орфографические правила.


Связь предложений в тексте.


Слова – омонимы.


Слова исконные и заимствованные.


Учимся применять орфографические правила.


Контрольный диктант с грамматическим заданием. Правописание изученных орфограмм.


Работа над ошибками.

Абзац. Учимся выделять абзацы.


Значения заимствованных слов.


Учимся применять орфографические правила.


Последовательность абзацев.


Корректирование текстов с нарушенной последовательностью абзацев.


Устаревшие слова.


Устаревшие слова, слова – синонимы, новые слова.


Контрольная работа. Приставки, состав слова, образование слова.


Работа над ошибками.

Учимся применять орфографические правила.


Учимся составлять текст.

Составление текста по заголовку и ключевым словам.


Повторение. Лексическое значение слова и состав слова.


План текста.


Учимся составлять план текста.


Фразеологизмы.


Учимся применять орфографические правила.


Учимся применять орфографические правила. Тест.


Учимся писать письма по плану.


Значения фразеологизмов.


Повторение изученных правил правописания. Контрольная работа.


Работа над ошибками.

Учимся применять орфографические правила.


Создание текстов по предложенным планам.


Типы текстов. Текст – описание.


Особенности текста – описания.


Учимся сочинять текст – описание.


Учимся применять орфографические правила.


Учимся применять орфографические правила. Контрольное списывание.


Учимся сочинять яркий текст – описание.

.

Текст – повествование.


Особенности текста – повествования.


Учимся сочинять текст – повествование.


Диагностика №3.


Описание и повествование в тексте.


Текст – рассуждение.


Контрольный диктант. Правописание изученных орфограмм.


Работа над ошибками Повторение изученных правил правописания.


Особенности текста – рассуждения.


Описание. Повествование. Рассуждение.


Повторение. Правописание изученных орфограмм.


Итоговая контрольная работа. Правописание изученных орфограмм.


Работа над ошибками. Повторение.


Резерв

















диагностика

















Контр. диктант
























Контр.

списыван.













К.р.















Диктант






























Контр. списыв.
















Диктант
























Диктант




























ИКР




















Диагностика






Контр.

списыв.

















Диктант





















Тест





















Диктант



















К.р.




















Тест







К.р.
















Контр. спис.











Диагностика






Диктант












ИКР












Перечень УМК, информационно - методического и материально - технического обеспечения

  1. Программа: С. В. Иванов «Русский язык» М. Изд. центр «Вентана - Граф», 2012 г.

  2. Русский язык. 2 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю. Москва, Издательский центр «Вентана-Граф», 2013.

  3. Комментарии к урокам. Русский язык. 2 класс. Иванов С.В., Кузнецова М.И., Москва, Издательский центр «Вентана-Граф», 2012.

  4. Романов В.Ю., Петленко Л.В.; под ред. С.В.Иванова. Русский язык: оценка достижения планируемых результатов обучения: контрольные работы, тесты, диктанты, изложения: 2-4 классы – 3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2013.

  5. Кузнецова, М. И. Пишем грамотно: 2 класс: Рабочие тетради № 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2016.

  6. Романова В.Ю., Петленко Л.В. Русский язык: 2 класс: тетрадь для контрольных работ: для учащихся общеобразовательных организаций. – М. : Вентана – Граф, 2016.

  7. Компьютер.

  8. Проектор.

  9. Презентации.

  10. Электронные приложения.

















20