Музыкальный сюжетно-игровой комплекс (МСИК) «В оркестровую страну»

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


[link]


Цель: Создание положительного эмоционального фона, развитие творческих способностей детей.


Задачи:

  1. Вызвать у детей положительные эмоции, используя художественное слово, музыку, фольклор.

  2. Учить правильно называть музыкальные белорусские народные инструменты, различать их по тембру и изображениям на карточках; различать характерные ритмические особенности разных музыкальных произведений.

  3. Побуждать детей к активному восприятию музыки;

  4. Стимулировать познавательный интерес.

Дети входят в зал под песню «Баба-Снеговуха»

 

Добрый день, ребята! Вы песенку узнали?

Что-то непонятное творится нынче в зале.

Не хотела с этой песней

В день весенний вас встречать,

Но сегодняшняя гостья

Приказала начинать.

Всем вам Баба Снеговуха

Посылает свой привет

И узнать скорее просит,

Весне рады или нет?

Нужно ли вам солнышко и его тепло?

Отпустить ли солнышко,

Чтобы к нам пришло?

Или пусть зима колдует,

Всех морозит и лютует?

Ответ нужен музыкальный,

Хороводный, танцевальный.

 Хоровод «Веснавое сонейка» Т.Киреевой

 Вот и солнце появилось.

Засверкало, заискрилось.

В благодарность приглашает

В оркестровую страну

Для знакомства с инструментами!

Ура! Всех вас, не меня одну.

Оркестр народных инструментов

Зовет нас на свои концерты.

Дорога будет непростой:

Танцевальной, плясовой.

Если ждет нас страшный зверь,

Звуки нас спасут, поверь:

Низкий  — станем ивой,

Высокий – тополем красивым.

Игра «Тополь и ива»

Вперед! Весело, поскоком.           —  выполняют движение «поскоки»

А теперь галопом, боком!             —  выполняют движение «боковой галоп»

А теперь, ребята, стоп!

Впереди болото, топь.

Пойдем шагом непростым,

Осторожным, приставным.         — выполняют движение «приставной шаг»

Осторожно, река!

Мы  «веревочкой»  пройдем.          — выполняют движение «веревочка вперед»

Впереди опасно! Стоп!

«Веревочкой назад» пойдем.                   — выполняют движение «веревочка назад»

Подходят к закрытой шторе с надписью «Оркестр народных инструментов»

 

Минуточку! Один момент!

Читаю: Оркестр народных инструментов.

Но, смотрите: вход закрыт,

А в замочке ключ торчит:

Ключ тот не совсем обычный:

Музыкальный ключ, скрипичный.

И заданье от Весны.

Выполнить его должны.

Вам от  Весны – чудо-молоточек.

Хочет она слышать каждый голосочек.

1,2,3,4,5!

Ритм должны мы отстучать.

 

Игра «Чудо-молоточек» Л.Ходонович

 

Вот оркестровая страна.

Не слышно звуков. Тишина.

Инструментов нет как нет,

От них остался только след.

 

Тут был (показать карточку с изображением инструмента, который должны назвать дети), бубен, барабан,

Тут скрипка, а вот здесь баян.

Тут лежали, видно ложки,

Здесь – веселая гармошка,

Тут – свистульки, тут – цимбалы,

Дудки…. Что же с ними стало?

Дирижера тоже нет.

Открой нам, палочка, секрет!

(палочка мигает)

Ой, смотрите, замигала

И вот что рассказала.

(звучит  «Токката» d-moll И.С.Бахадети определяют ее характер, рассуждают, что могло случиться)

 

Вот как дело было:

Инструменты расхвалились,

Каждый сам себя хвалил,

А других не слышал.

Потому  сегодня спор

Совсем не музыкальный вышел.

Красавица Весна

Сначала удивилась,

А потом, конечно,

Очень рассердилась.

Инструменты наказала:

Приказала им молчать.

И теперь они в оркестре

Никак не могут нам сыграть.

 

Давайте присядем

И будем рассуждать:

Как там народным  инструментам?

И надо ли их выручать?

(слушают музыку, рассуждают о характере)

Тогда задания Весны

Нужно срочно выполнять!

Отправляемся в страну «Белорусских песен».

А вы хоть их знаете, мне интересно?

 

1,2,3,4,5!

Начинаем мы играть!

По тропиночкам  пройдем,

Песни звонкие споем!

Игра «Музыкальные тропинки»

Как только по тропинкам прошагали,

Мы в этой стране оказались.

Пора поздороваться с песенкой!

Сделаем это весело!

Игра «Ножки-ладошки» (по методике К.Орфа)

 

Какая же песня первой встречает?

Кто первый услышит, кто первый узнает?

 

Бел. нар. песня «Мышка, мышка, дзе была?»

А теперь нам надо знать,

Кого же мы идем спасать?

Заданье: в этой песенке

Инструменты отыскать,

В оркестр народных инструментов

На места вернуть опять.

Песня «Музыканты» Е.Ремизовской

В оркестр народных  инструментов

Вернулись дудка,  барабан,

Вот счастливые моменты!

Рядом скрипка и баян.

Еще инструменты нам нужно найти,

Вернуть в оркестр, от молчанья спасти.

Загадку Весны вы  готовы разгадать?

Внимание! Вам надо песенку назвать.

 

Песня «Цимбалы»

 

Благодарны нам цимбалы,

Зазвучали, заиграли.

(Песня «Цимбалы» исполняется с игрой на инструменте)

 

Заданье следующее:

Весело

Исполнить на цимбалах

Солнечную песенку.

Если справитесь с заданьем,

От весны вам обещанье:

Настоящие цимбалы

Зазвучат сегодня в зале.

(творчество детей)

Чудесно  справились с заданьем!

Выполняем  обещанье:

Настоящие цимбалы

Зазвучат сегодня в зале.

Видеозапись оркестра им. Жиновича

 А в этом городе, ребята,

Тоже музыка  живет.

И ждут нас инструменты,

Кто же их спасет?

Картину посмотрите.

Какие же, скажите? (ответы после рассматривания картины)

Кто дуэтом будет выступать?

Предлагаю начинать.

(Драматизация бел. нар. песни «Зайграй жа мне, дударочку»)

 

Спешим в новый  город,

Ударным  называется.

Там самые шумные

Друзья наши скрываются.

Ну-ка, назовите, кто там может жить?

И кому должны мы голос возвратить?

(дети называют ударные инструменты)

 

А теперь нам не до смеха.

Заданье следующее – «Эхо».

 Игра «Эхо»

С заданьем справились  успешно.

Пополнился оркестр, конечно.

 

Но не все!  А где свистульки?

Их  в оркестр пора вернуть.

Кто сыграет на свистульках?

Важно правильно в них дуть.

И не просто дуть, по нотам.

Ну, кому сыграть охота?

 

Игра «Сыграй правильно» (на передачу ритмического рисунка по карточкам)

 

Разместились инструменты

В оркестре на местах своих.

Кто на месте? Называйте.

Поприветствуем мы их.

Здравствуй, скрипка, бубен,

Цимбалы, барабан,

Дудочки и ложки,

Свистульки и баян.

(дети называют инструменты, на которые показывает взрослый)

 

А Весна никак не уймется:

Заданье дает и смеется.

Просит инструменты

Срочно помирить.

А это значит, надо

Нам их похвалить.

Кто уже готов хвалить?

Песню надо сочинить.

О том, как поет скрипка,

И как баян звучит,

Какой красивый бубен,

Как звонко он звенит.

Как ложки застучали,

Как дудочка дудит,

Как звонко и красиво

Оркестр наш зазвучит.

Вот стоит магнитофон

И в розетку он включен.

Песенки запишем

И Весне их отошлем.

Творческое задание «Сочини песенку»

Пока решенья будем ждать

Красавицы Весны.

Я предлагаю поплясать.

Ведь танцев много знаем мы.

Предлагаю  хороводный,

Белорусский наш, народный.

 

«У карагодзе мы былі»

 

Колокольчик зазвенел —

Значит, в гости к нам

Пожаловала милая

Красавица-весна.

 

Весна – Я за вами наблюдала

И мне было интересно,

Как вы пели! Как плясали!

Чудесными  были и танцы, и песни!

Народные песни я слышала,

Народные танцы видела,

А вот оркестр не звучал.

Приказала – он молчал.

Но вы очень постарались –

Инстументы возвратили.

И теперь осталась малость,

Чтобы всех вы известили,

Как оркестр называется

И какие инструменты здесь размещаются?

Ну, жду прекрасного момента…

 

Дети – Оркестр народных инструментов.

 

Волшебной палочкой взмахну:

Вас в артистов первращаю.

Осторожно, аккуратно

Взять инструменты разрешаю.

Свою дирижерскую палочку

Воспитателю хочу дать.

Ну, что ж, оркестр, звучи!

А я вас буду на память снимать.

Играем, фотографируемся.