Технологическая карта урока музыки для 1 класса на тему Музыкальная азбука или где живут ноты

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Технологическая карта урока.



Предмет - музыка

Класс- 1 класс.

УМК: Примерная рабочая программа учебного предмета «Музыка»

Тема: Музыкальная азбука или где живут ноты.

Цель урока: Знакомство с нотной азбукой.

Задачи:

Предметные: Конкретизировать представления о строении песни.

Обеспечить  условия  для  овладения алгоритмом разучивания песни.

Создать условия для  ознакомления  учащихся с нотами.

Метапредметные: Способствовать развитию внимания.

Включить учащихся в деятельность, направленную на формирование  эмоциональной отзывчивости на песни разного характера.

Создать условия для  развития вокальных навыков.

Включить учащихся в деятельность, направленную на исполнение песен разного характера.

Личностные: Способствовать развитию интереса к музыкально-практической деятельности; создать условия для развития личностных качеств таких, как внимание и усидчивость.

Межпредметные связи (если имеются): не имеются

Тип урока: Изучение нового материала.

Основные понятия урока: Знакомство с элементами нотного письма: нотами, нотным станом, скрипичным ключом, звукорядом

Оборудование и средства обучения: Презентация. Модель нотного стана. Использовался материал «Музыкальный букварь» И. Кошмина, серия «Почемучка» «Уроки музыки» Н. Кончаловская, П. Синявский




Методы и технология учебного взаимодействия

Средства обучения

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые образовательные результаты, подлежащие оцениванию на уроке

Средства оценки/ самооценки

Предметные

Метапредметные

Личностные

Организационный момент

(1 мин.)

Песенное приветствие

Игра диалог

Создает условия для эмоционального включения в урок с помощью распевки - «Здравствуйте, ребята!».

Участвует в распевании - поют «Здравствуйте!». ( Под песенку «Нотный хоровод» ребята усаживаются за парты).


Умение слушать, отвечать

Саморегуляция, самоконтроль, настрой на сотрудничество с детьми и учителем

Развитие интереса к музыкально-практической деятельности

Поощрение жестом, самооценка внутренняя

Актуализация знаний (5-7 мин.)

Игра дидактическая

Диалог, викторина, обратная связь

Создаёт условия для упорядочивания знаний -организует побуждающий диалог «Как песня помогает человеку?» Сегодня наша Муза Музыка (учитель показывает Музу с лирой в руках) поведет нас с вами в прекрасный сказочный лес, где живут маленькие «человечки». Нам предстоит познакомиться с ними и попутешествовать по миру музыкального леса.

Но прежде, чем начнётся путешествие, Муза хочет узнать у вас, где живёт музыка?

Кто держит на себе большую музыкальную планету?

Как их зовут?. Давайте проверим, хорошо ли вы знаете, как звучат песни, марши, танцы. Вам на парты Муза положила картинки, на которых изображены поющие, танцующие и марширующие дети. Если вы услышите песню, то какую картинку вы должны поднять?

  1. Музыкальная викторина «Полька» П. И. Чайковский «Детский альбом».

  2. «Сладкая грёза» П.И.Чайковский «Детский альбом».

  3. «Марш деревянных солдатиков» П. И. Чайковский «Детский альбом».

  4. «Вальс» П. И. Чайковский «Детский альбом»

  5. «Сиртаки» М. Теодоракиса

Включается в диалог




































В лесу, в поле, в школе, дома, в концертном зале и т.д.

Три кита


Марш, песня, танец
















Ученики показывают картинку с поющими детьми



учащиеся поднимают соответствующие жанру картинки, могут называть произведение и его автора

Осуществляет актуализацию жизненного опыта, выделяет существенное, доказывает, аргументирует.

Взаимодействие с детьми и учащимися. Умение слышать, слушать высказывания собеседника. дополнять, уточнять.


Смооценка

Формирование новых понятий и способов действий (10-15 мин.)

Мини-проект






1.Целеполгание (проблема)





























































































2.ИКТ(игра-путешествие)



















3.Выводы - новое

Аудио-, видео-записи, моделирование

Организует учебное исследование для выделения понятий

1. Введение в тему урока. Звучит «Песня о буквах» Г. Фрида .). Скажите, а что это за жанр? Правильно. А о чём эта песенка? А как вы думаете, зачем людям нужно знать буквы? Да, вы совершенно права. Посмотрите, что изображено? Ребята, вы должны знать, что первую славянскую азбуку тысячу лет назад создали братья Кирилл и Мефодий. (слайд с памятником Кириллу и Мефодию). Тогда каждая буква имела своё значение. Например, буквы А, Б, В читались: аз, буки, веди, что значит: я буквы знаю. А что нужно для того чтобы научиться правильно интонировать, правильно извлекать звуки на музыкальных инструментах, чтобы музыка красиво звучала

Да, вы абсолютно правы. Нам необходимо знать знаки, с помощью которых записывают музыку. Как вы думаете, что за человечки – знаки музыки – герои волшебного леса – с кем будем знакомиться?

2.Организует прослушивание песен («Семь подружек», «Домисолька», «Нотная тетрадь»),  помогает детям в игровой, увлекательной форме совершить путешествие в мир музыального леса - музыкальной грамоты

3. Давайте все вместе споём все ноты по порядку вверх. Эти ноты все подряд образуют звукоряд. А теперь пусть в нашем классе прозвучит песенка «Нотный хоровод»


Выполняют учебные действия в качестве слушателя и исполнителя

1






Песня






О буквах, алфавите


Чтобы научиться читать





Дети учатся читать

Дети проговаривают буквы алфавита вместе с поющим хором детей, алфавит проецируется на экране.










Нужно уметь записывать музыку.


знакомятся с элементами музыкальной грамоты






























Будем знакомиться с нотами.







2.Представляют основной материал исследования в модульной таблице













До, ре, ми, фа, соль, ля, си, до

Умение слушать, работать с учебными моделями

Планирование совместной деятельности, фиксирование в графической модели выделенных понятий


Учитель оценивает выполнение каждого этапа работы

Применение сформированных способов действий (формирование умений, навыков, действий)

(5-10 мин.)

Дифференциация

Вопросно-ответное общение

Диагностическая работа, моделирование

В начале нотного стана ставится СКРИПИЧНЫЙ КЛЮЧ (ключ «соль»). Он самый главный. Его называют королём в музыкальном домике.

Ребята, вы знаете, что давным-давно музыку записывали так… (Проецируется слайд).

И только 400 лет назад в Италии изобрели ноты. Организует обобщение и систематизацию знаний учащихся

Откройте свои рабочие тетради и подпишите по порядку название нот.

Организовать сопоставление работы с эталоном для самопроверки.

Итог Скажите, ребята, Муза вам рассказала, зачем нужны ноты.


Сколько нот всего на свете?

Где записываются ноты?

Кто возглавляет нотный стан? Наша игра называется «Ноты перепутались». Вам нужно будет очень быстро выстроить ноты по порядку Молодцы! Вы хорошо запомнили построение нот в звукоряде.

Участвует в индивидуальной и коллективной деятельности - выполняет диагностическую работу, оформляет выводы урока в тетрадь.
























Сравнивает свою работу с образцом. Для того чтобы правильно петь и играть на музыкальном инструменте.

Семь.



На нотном стане.




Скрипичный ключ.

Поиск и выделение необходимой информации. Построение цепи рассуждений

Моделирование, умение структурировать знания

Волевая саморегуляция (осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению).

Взаимопроверка

Рефлексия деятельности (итог урока)

(5-7 мин.)

Моделирование, рисование

Шаблон «Гномики»

Организует деятельность по оценке достижений учащихся на уроке.

Оценивает настроение с помощью шаблона настроений «Гномики»по рисункам детей, определяет состояние и настрой младших школьников на музыкальные занятия.


Оценивают свою работу. Эмоционально откликаются. Учащиеся рисуют ноткам-гномам весёлые или печальные, или со знаком вопроса личики, которые будут выражать настроение учащихся на уроке музыки. Ребята должны определиться, понравился ли им сегодняшний урок, комфортно ли было, узнали они что-то новое для себя.

Умение выражать свои мысли, оценивать качество своей и общей учебной деятельности






7