План-конспект урока по музыке Бетховен и его Героическая симфония

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


6 класс. 16 апреля 2015 г.

Тема урока: Бетховен. Симфония 3 «Героическая»

Цель: познакомить учащихся с творчеством третьего композитора — венского классика Л. ванн Бетховена через « Героическую» симфонии.

Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний .

Музыкальный материал. Симфония Л.ван Бетховен « Героическая»

Виды музыкальной деятельности: Слушание музыки, анализ музыкального произведения. Вокально - хоровая работа.

Ход урока


Организационный момент — 1мин.

Вступительное слово. Объявление темы и актуализация знаний — 4мин.

Освоение нового материала:

  • Рассказ о композиторе и история создания произведения — 8 мин.

  • Слушание музыки. Анализ и беседа по произведению — 15

Обобщение и итог. Дамашнее задание — 2 мин.

Вокально-хоровая работа — 10мин.

















Ход урока

Приветствие детей и педагога.






4 минут








Сообщение новой темы.

Актуализация имеющихся знаний о венских классиках и симфонии

Учитель: Сегодня мы с вами познакомимся с произведением венского классика, объединившего в своём творчестве две эпохи- Л. ван Бетховеным.

Учитель: Каких венских классиков вы уже знаете?

Какие их произведения вы изучали?

Ученики: Ответы (Моцарт. Симфонии)

Учитель: Давайте вспомним, что такое симфония? Сколько частей должно быть в симфонии?

Ученики: ответы

Учитель: правильно. Бетховен тоже писал симфонии. Сегодня мы с вами будем слушать симфонию 3, которая называется «Героическая». Кто-нибудь знает, кому хотел посвятить эту симфонию композитор?

Ученики: ответы

На доске презентация с темой урока и портретом Бетховена — слайд 1


Беседа, метод опроса, наглядный метод.

8 минут

Рассказ о Бетховене и истории создания симфонии


Учитель: Бетховен собирался написать сочинение в честь талантливого защитника республики, как ему тогда казалось, — Наполеона Бонапарта. Он восхищался его отвагой, борьбой за свободу вопреки судьбе. Бетховен вкладывает совершенно определенное содержание в симфонию — борьба за счастье, сражение человека против судьбы.

Жизнь самого Бетховена была борьбой с трагической для него болезнью. Вы знаете, чем болел Бетховен?

Ученики: глухота

Учитель: правильно. Представьте себе, что значит для музыканта терять слух и понимать, что болезнь прогрессирует и его ждет неизбежная глухота...

Спасаясь от столичного шума, Бетховен уединяется в тихом селении Гейлигенштадт: (стр.222 учитель читает отрывок из книги прогулка с Рисом).

Живя с собой в борьбе, композитор в 1804 завершил великий труд — на столе лежала толстая связка нотной бумаги с надписью на первом листе «Бонапарт. Л. ван Бетховен».

(В ней 4 части: Те части, которые дети слушают на уроке заранее не характеризовать1часть – столкновение, конфликт. 2 часть – смерть героя, траурный марш.3 часть – перелом,победа народа.4 часть – апофеоз, финал.)

Слайд 2

















слайд 3



слайд 4


20 минут


Слушание музыки


Учитель: Итак, запишите в тетради... (ГП, 1ПП, 2ПП). У Бетховена, т.к.он объединяет две эпохи, позволяет себе вольности — у него в симфонии две ПП.

Слушаем 1 часть симфонии. Обратите внимание, что это очень длинное произведение, настройтесь. О чем хотел сказать Бетховен, нам подскажет музыка.

/Звучит «I часть. Allegro con brio» - 14 мин./

Учитель: Итак, что вы можете сказать о характере произведения? Можно ли спутать с Моцартом? Почему? Какие средства музыкальной выразительности создают характер?

Ученики:

(обсуждение каждой партии: ГП — героич, виолончели. 1ПП(0.43) — лирич.,дер.дух. 2ПП(1.43) — драм.хар, струн. РАЗРАБ(3.00). Драматургия конфликтная)

Учитель: Композитор разочаровался в воспетом им борце за свободу, когда узнал, что Н.Б.стал императором. Он разорвал титульный лист и написал «Героическая, посвящается Великому горою».

Ребята, как вы думаете, кто это такой - этот великий герой? Это конкретный человек или нгет?

Ученики: обобщенный образ борца за свободу.



Аудиозапись произведения.



Слайд 5










Слайд 6







Словесно-индуктивный(беседа, диалог)

Наглядно - дедуктивный(сравнение)


Графическое иллюстрирован

2 минут

Обобщение. Итог






Давайте подведем итог:

Какие исторические события повлияли на творчество Бетховена?

Назовите главную трагедию жизни Бетховена как человека и композитора?

Назовите имя императора, которому начально была посвящена 3-я симфония?

Есть ли у этой симфонии название? Какая основная мысль, идея симфонии? (борьба)


Вопросы на доске — слайд 9


10 минут

Разучивание песни.


Разучивание произведения Городецкий «Снег»


Название песни, автор стихов и музыки - на доске —слайд 10

Выразительный показ педагога