Урок музыки в 8 классе Традиции и современность в музыке

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Урок музыки в 9 классе.

Тема: «Традиция и современность в музыке».

Программа: 3-е издание авторской программы Кабалевского Д. Б. «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1–8 классы. – Москва: Просвещение, 2006 год);

Месяц проведения: декабрь.

Методическая цель: активизировать познавательную деятельность учащихся.

Цель урока: познакомить учащихся с концепцией синтеза музыки, драматургии,

поэзии и визуальных искусств в единое повествовательное

произведение.



[pic]


/ Рихард Вагнер. Опера «Тристан и Изольда»./


Любовь же, пусть неправильной была,-

Бессмертная, в бессмертии пребудет,

Все превзойдет, что было - или будет.

П.Б.Шелли


/Совместное прочтение эпиграфа/


Учитель: Ребята, мне очень хочется вас спросить, что такое любовь?

Уч-ся: Любовь - это чувство.

Учитель: А какие чувства вы еще можете назвать?

Уч-ся: Радость, печаль, страдание, восторг, огорчение, сомнение, обида,

негодование, боль, мука, отчаяние, ликование, тоска, грусть и т.д.

Учитель: Я неслучайно попросила вас вспомнить такое многообразие чувств,

присущих каждому человеку, каждому из нас, потому что речь сегодня

пойдет о чувствах как предмете искусства: ведь искусство традиционно

обращается к самым значительным и глубоким темам.

Святость традиции, верность традиции... Эта тема находится в ряду

вечных тем искусства.

Чувство счастливой любви бесконечно прекрасно, и в высшие свои

минуты оно дает ощущение чистой и полной радости, так редко

освещающей нашу жизнь. Но это именно «минуты», мгновения…

Ведь даже счастливая любовь знает испытания, горести, сомнения и

тяжелые потери.

Вся история искусства свидетельствует об этом. От древних легенд до

современных произведений человеческая любовь, именно счастливая,

разделенная, взаимная, предстает в вечном ореоле мученичества,

неизбежной и горькой судьбы.

У французского писателя Ф. Шатобриана есть знаменитое изречение:

«Счастье можно найти лишь на исхоженных дорогах».

«Исхоженные дороги» - это вековые нравственные устои, живущие в

сознании каждого человека, это благословение отчего дома, чей дух хранит

и поддерживает человека на его нелегких жизненных путях...

В свете такого восприятия счастья становится по-иному понятна

трагическая предопределенность судьбы тех людей, которые преступили

эти вечные, освященные традицией законы…

Учитель: Ребята, какие трагические сюжеты нам с вами известны?

Уч-ся: Ромео и Джульетта, задумавшие обмануть судьбу и свои враждующие

семейства…

Уч-ся: Изольда, нарушившая слово, данное ею жениху, королю Марку…

Уч-ся: Мелизанда, полюбившая Пеллеаса, брата своего мужа…

Уч-ся: Реальный библейский сюжет: царь Давид посягнул на чужую жену

Вирсавию и совершил умышленное убийство ее мужа, Урии. За что

очень серьезно были оба наказаны.

Учитель: Все эти трагические сюжеты непременно заключают в себе мотив

нарушенного запрета, преступления против законов предков, может

быть, законов слепых, жестоких, но неизмеримо более могучих, чем

воля «маленького» человека.

Конечно, отнюдь не идея справедливого возмездия определяет смысл

всех произведений, созданных на эти сюжеты. Никто из великих

художников никогда не судит своих любящих и страдающих героев.

Напротив: их любовь нередко отмечена такой глубиной и величием,

которые и сквозь толщу веков не утрачивают своей могучей силы.

И происходит удивительное: суровые вековые законы, такие

неумолимые для любящих героев, начинают казаться нам мелкими и

незначительными, а бессмертная любовь звучит и звучит сквозь века

своей торжествующей песнью.

Значит, разной мерой меряются дела людские и высшие судьбы, если

то, что смертельно опасно для «маленького» человека, оказывается

залогом будущего величия его чувства.

Наверное, необходимо только такое жертвоприношение, каким

является смерть любящих, чтобы оправдать совершенное ими

преступление против родовых законов.

Может быть, поэтому и в музыке, с тех пор как она обратилась к теме

нарушенного запрета, преступления против вековых обычаев, появились

неизвестные ей до того времени состояния тревоги, напряжения, не

находящие исхода.

Учитель: Друзья мои, я предлагаю обратить наш взор на грандиозное творение

знаменитого немецкого композитора Рихарда Вагнера, его оперу

«Тристан и Изольда».

Эта опера стала великим открытием Вагнера, с новой силой

показавшего те огромные пропасти, в которые вступает человек,

нарушивший древние и священные устои.

Никто из композиторов ни до, ни после Вагнера не привносил такого

динамизма в оперное искусство. Его масштабные эпические произведения

всегда предъявляют высочайшие требования к исполнителям, оркестру и

даже к публике.

Вагнер как-то сказал, что никогда полностью не погружался в

блаженство любви, поэтому в «Тристане и Изольде» он хотел бы

«воздвигнуть памятник» тому, чего никогда не имел – «самой

прекрасной из всех моих грез».

Учитель: Что явилось основой данной оперы?

Уч-ся: Легенда XII века.

Учитель: Вагнер написал самую страстную историю любви, когда-либо

положенную на музыку.

Учитель: Где происходит и как разворачивается действие?

Уч-ся: Действие происходит в мире древних кельтов и разворачивается вокруг

рыцаря Тристана и ирландской принцессы Изольды, будущей невесты

короля Марка.

Учитель: Как развиваются события?

Уч-ся: Они влюбляются друг в друга, но знают, что их любовь запретна – и

решают принять яд, чтобы, по крайней мере, умереть вместе.

Учитель: И что же?..

Уч-ся: Но вместо яда по ошибке выпивают любовное зелье, что заставляет их

испытать еще более жгучие чувства, несмотря на все требования долга и

чести.

Учитель: Чем же завершится вся эта история?

Уч-ся: В конце оперы Тристан будет ранен одним из приспешников короля и

умрет в объятиях Изольды…

Учитель: Да, быстро сказка сказывается, но не быстро дело делается... Читая эту

легенду, мы в полной мере ощутили всю остроту интриг, происходящих

в ее сюжете.

В опере мало внешнего действия, сценического движения – все

внимание сосредоточено на переживаниях двух героев, на показе

оттенков их мучительной, трагической страсти.

Музыка, полная чувственного томления, течет безостановочным

потоком, не расчленяясь на отдельные эпизоды. Чрезвычайно велика

психологическая роль оркестра: для раскрытия душевных переживаний

героев он не менее важен, чем вокальная партия.

Правдивым драматизмом покоряют лучшие отрывки оперы:

  • Оркестровое вступление.

  • Финальная сцена смерти Изольды.

Эти два больших отрывка образуют арку, обрамляющую всё произведение.

  • Оркестровым вступлением определяется настроение всей оперы. Здесь непрерывно сменяют друг друга краткие мотивы, то скорбные, всегда напряжённые, страстные, нигде не дающие успокоения.

Динамика развития следует как бы по кругу, в момент кульминации возвращаясь к исходной точке. «Всё напрасно! Бессильно падает сердце, чтобы раствориться в томлении»,- так поясняет Вагнер смысл этого вступления.

( СЛУШАНИЕ )

  • Финальную сцену смерти Изольды представляет вокальный номер – ария главной героини, исполненная на языке оригинала. И здесь Вагнер создал совершенно особый стиль.

В заключительной сцене мы слышим не столько горестные рыдания Изольды из-за смерти любимого, сколько лучезарную, высоко эмоциональную декламацию о том, что скоро она соединится с ним.

Тема СМЕРТЬ ОТ ЛЮБВИ то усиливается, то отступает, как волны огромного моря.

( СЛУШАНИЕ )

Учитель: …Вот Вам – легенда о Тристане и Изольде:
Её из века в век рассказывают люди…
Легенда правды о борьбе Любви и Долга:
Долг правит, а Любовь – царит, коль сердце любит.
И каждый – прав, и каждый требует отдачи!..
И нет ответа на кричащие вопросы:
Долг – правит!.. – а Любовь царит…  Царит – и плачет:
И, жертвуя Собой, – Долг Чести превозносит…


Учитель: Ребята, что полезного даёт нам серьёзная классическая музыка и чему

она нас учит?

Уч-ся: Если внимательно вслушиваться во всевозможные оттенки человеческих

чувств, которыми так богата музыка, то можно представить, что живые

человеческие голоса рассказывают нам о своих печалях и сомнениях,

радостях и тревогах.

Уч-ся: А также музыка учит нас лучше понимать других людей и уважать их

чувства.

Учитель: А нам нужно только поверить, что в ней звучат не какие-то отвлечённые

идеи, а реальные, сегодняшние проблемы и страдания людей.

(В завершении урока исполняется песня «АЛЫЕ ПАРУСА»).