Выступление.ПРОПАГАНДА И ИЗУЧЕНИЕ ТАТАРСКИХ НАРОДНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА УРОКАХ БАЯНА В МЛАДШИХ КЛАССАХ

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...



Ф.С.Хафизова

ПРОПАГАНДА И ИЗУЧЕНИЕ ТАТАРСКИХ НАРОДНЫХ

ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА УРОКАХ БАЯНА В МЛАДШИХ КЛАССАХ


Формирование творчески активной личности  одна из задач педагогической теории и практики художественного образования и эстетического воспитания обучающихся. Эффективным средством развития творческих качеств личности является изучение национального искусства. Именно в народной культуре сконцентрирован весь опыт человечества. Одним из важнейших направлений государственной политики Республики Татарстан является сохранение культурного наследия, развитие татарской национальной культуры.

Приобщение детей к татарской народной музыкальной культуре является мощным средством личностного, духовного и нравственного развития детей. Использование национального компонента в обучении играет важную роль в формировании духовной культуры подрастающего поколения.

Исполнение татарских народных песен позволяет воспитать у обучающихся любовь к народному творчеству, приблизиться к познанию истоков татарской культуры. Татарская народная музыка демонстрирует богатый духовный потенциал народа, его величайший талант.

Приоритетным направлением в работе с детьми в классе баяна ДШИ является исполнение татарской народной и профессиональной музыки. Этот процесс требует определённых исполнительских навыков у обучающихся, поскольку мелодия национальных напевов отличается особой пластикой, мелизматикой. С учётом музыкальных способностей, индивидуальных и возрастных особенностей учащихся подбирается репертуар и составляется перспективный план работы индивидуальных и ансамблевых занятий.

В учебный репертуар своих учеников я включаю татарские народные песни «Туган тел», «Ай, былбылым», «Эпипэ», «Райхан», «Яңгыр», «Ачма тәрәзәңне» и другие. Детям очень нравится исполнять татарские народные песни и пьесы татарских композиторов на баяне потому, что многие мелодии им знакомы с детства. Задушевный характер музыки передается средствами широкой и распевной мелодики. Мелодию на баяне необходимо играть связно, а аккорды аккомпанемента – мягко и плавно. Внимание следует обратить на динамическое развитие песни. Кульминация подчеркивается постепенным усилением звучания. В момент наступления кульминации важно не допускать чрезмерно громкого звучания, толчков мехом, следить за ровным и постепенным затихающим звучанием мелодии .

Многие танцевальные пьесы в народном «такмачном» стиле исполняются на стаккато. Слово «стаккато» в переводе означает отрывать, отделять, то есть исполнять звуки отрывисто и коротко. Отрывистое исполнение звуков достигается при помощи быстрых движений пальцев и ровного движения меха.

Во многих татарских произведениях, например таких как «Река Белая быстра», мелодия исполняется левой рукой, которую сыграть на баяне довольно сложно. Если ранее дети чередовали бас и аккорд, то теперь левой рукой нужно сыграть мелодию так, чтобы она получилась выразительной и прослушивалась при игре двумя руками.

Исполнение татарских народных песен на баяне требует большого терпения и усидчивости, понимания особенностей распевания, использования украшающих мелодических фигур, которые чрезвычайно трудны в исполнении. Учитывая это, следует начинать знакомство с фольклором с простых народных песен, типа «Әпипә», «Каз канаты», «Ай, былбылым», «Райхан», «Өммегөлсем». Татарская народная музыка завораживает яркостью музыкальных образов, оригинальностью и красочностью национального колорита.

Многие татарские композиторы сочиняли песни для детей. Салих Сайдашев говорил: «Писать музыку для детей очень трудно. Дети – самые строгие, неподкупные судьи. Они не принимают фальши и лжи, не терпят «сюсюкания», неискренности, надуманности».

С целью пропаганды татарской народной и профессиональной музыки, я знакомлю учащихся с творчеством композиторов и поэтов: С.Сайдашева, Ф.Яруллина, Н.Жиганова, Р.Яхина, Г.Тукая, М.Джалиля и других. Произведения классиков татарской музыки привлекают детей красивой мелодией, необычным ритмом, национальным колоритом, татарским орнаментом.

На классных вечерах дети с удовольствием исполняют на баяне татарские народные песни и произведения татарских композиторов. Концертная программа готовится заранее, предварительно обыгрывается перед классом, друзьями, родителями. Сценическое выступление – это не только страх, но, прежде всего, радость общения с публикой. В концертах вместе со своими учениками выступает и преподаватель, в моем исполнении звучат татарские народные песни и вокальные произведения татарских композиторов.

Таким образом, введение в содержание учебно-воспитательного процесса татарской народной и профессиональной музыки способствует формированию у обучающихся познавательной активности, эмоционального отношения к культуре и истории народа, активному личностному осмыслению действительности.


Литература:

1.Педагогика художественного образования. Казань, 2011.

2. Искусство и художественное образование в аспекте межкультурного взаимодействия. Казань, 2013.

3.Дополнительное образование детей в условиях введения ФГОС и ФГТ. Набережные Челны, 2013.

4. Трехгодичный курс обучения игре на баяне. Москва, 1966.

5. Роль детских школ искусств в системе гармонического развития личности в республике ТАТАРСТАН. Набережные Челны, 2011.



Хафизова Фаима Сунгатулловна,

преподаватель по классу баяна

МБУ ДО «Детская школа искусств»