Урок музыки в 4 классе Картины родной природы

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...



Тема урока «Картины природы в музыке»


Цель: закрепить представление об изобразительности музыки.

Задачи:

Образовательные:

1.Закрепить полученные знания о средствах музыкальной выразительности.

2.Закрепить знания о жанре музыкального произведения.

3. Отрабатывать навыки игры в оркестре детских музыкальных инструментах.

4.Познакомить с музыкой П.И. Чайковского, Э.Грига

Коррекционно – развивающие:

1.Развивать музыкальное восприятие, эмоциональную отзывчивость на слушаемую и исполняемую музыку.

2.Развивать умения связывать средства музыкальной выразительности с содержанием музыкального произведения.

3.Развивать певческие навыки, передавать в пении характер песни, эмоционально реагировать на игровой образ.

4.Корригировать нарушения речи.

5. Развивать фантазию, воображение, творческие способности в пении и движении.

6.Развивать ритмический и тембровый слух.

7.Развивать навыки игры в оркестре детских музыкальных инструментов.

8.Координация движений, развитие мелкой моторики.

9Развивать двигательные умения и соотнесения их с темпо-ритмическими особенностями музыки.

10.Умения высказываться о характере музыкального произведения, средствах

музыкальной выразительности.

Воспитательные:

1.Воспитывать интерес к музыкальным занятиям.

2. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

3.Воспитывать навыки самоконтроля в процессе формирования умения оценивать свою работу.

4.Желание работать в коллективе.

Используемые приёмы, методы, технологии обучения: психолого-педагогические (рефлексия); игровые (имитация, моделирование); технологии проблемного обучения (целеполагания); коррекционно – развивающие (логоритмика, развитие слухового восприятия); здоровьесберегающие (физкультминутка).

Оборудование: музыкальный центр, фортепиано, портреты композиторов П.И. Чайковского, Э.Грига, инструменты детского оркестра.








ХОД УРОКА


  1. Организационный момент


Вход учащихся в класс под музыку «Бабочка» композитора И.Тюменева.

Музыкальное приветствие учителя и учащихся:

Колокольчик нам поёт,

Всех на музыку зовёт.

Нам пора начать урок.

Динь-дон, динь-дон.

«Здравствуйте!» (учитель)

«Здравствуйте!» (ученики)

  1. Сообщение темы урока.

Учитель: Сегодня у нас не совсем обычный урок. Я предлагаю вам отправиться в воображаемое путешествие в мир природы. А сопровождать нас будет музыка двух великих композиторов: русского П.И. Чайковского и норвежского Э.Грига. Но сначала, давайте с вами вспомним, что мы называем природой? (ответы учащихся).

Природа – это всё, что нас окружает: и растения, и птицы, моря и океаны, то есть то, что не создано человеком.

Предлагаю вам начать путешествие с исполнения русской народной потешки «Едем, едем на тележке…».

Речевая игра «Едем, едем на тележке…» (по методике К.Орфа).

Едем, едем на тележке распевать в лесу потешки

(Скрип, скрип, скрип. Скрип, скрип, скрип.)

Листья шуршат (ш-ш-ш), птички свистят (фить –пирю, фить-пирю)

Белка на ветке орешки всё грызёт (цок, цок, цок)

Хитрая лисица зайчишку стережёт (замирают)

Едем, едем на тележке распевать в лесу потешки

(Скрип, скрип, скрип. Скрип, скрип, скрип.)

Ручеёк журчит (болтают языком), в речку он бежит (болтают языком)

Долго – долго ехали, наконец приехали. Ух! (хором).



3. Работа по теме урока.

Учитель: давайте прислушаемся, что происходит в природе.

Учащиеся: тишина.

Учитель: в какое время суток в природе наступает тишина? (ответы учащихся)

Учитель: конечно ночью, когда все засыпают и в природе наступает тишина.

Учитель исполняет тему из пьесы Э.Грига «Утро».

Какая по характеру музыка? Как двигалась мелодия?

Давайте разучим её.

Мы знаем с вами правило, что перед пением надо сделать гимнастику для певческого дыхания и голосовых связок.

Дыхательная гимнастика

- Выпрямить спину, расправить плечи, сделать глубокий вдох носом, на несколько секунд задержать дыхание, затем ровно и медленно выдохнуть воздух через рот. Повторить упражнение 2-3 раза.

- Глубокий медленный вдох носом, задержка дыхания, выдох производится понемногу резкими рывками, активно работая диафрагмой. Повторить упражнение 2-3 раза.

- Вдох резкими рывками носом, задержка дыхания, медленный ровный выдох через рот. Повторить упражнение 2-3 раза.

- Надуваемся как шар: глубокий вдох, одновременно разводим руки, как бы показывая увеличивающийся шар, задержка дыхания и очень медленный выдох опуская руки (шарик медленно сдувается). Повторить упражнение 2-3 раза.

Артикуляционная гимнастика

- «Футбол» - с закрытым ртом, языком натягивать по очереди щёки.

- «Вальс» - с закрытым ртом, делать круговые движения языком.

- «Туча» и «Солнышко»- вытягиваем губы вперёд «в трубочку», затем растягиваем в широкой улыбке.

- «Лошадка» - цокаем языком, при этом губы вытянуты вперёд «в трубочку», затем цокаем, растягивая губы в широкой улыбке по жесту учителя.

Цель упражнения: работа над дыханием, непосредственная подготовка к пению, разогревание голосового аппарата, развитие работы артикуляционного аппарата.

Учитель: После такой разминки мы готовы к пению.

Разучивание мелодии, пропевая её гласными: первая фраза – на гласную у, вторая фраза на гласную – о, третья фраза на гласную – а.

Исполнение мелодии с изменением динамики.

Учитель: Молодцы ребята. Сейчас мы послушаем музыку норвежского композитора Э.Грига. Задание: если вы услышите знакомую мелодию, то исполните её.

Слушание «Утро» Э.Грига

Учитель: вы услышали ту мелодию, которую мы с вами только что разучили. Кто исполнял её? (ответы учащихся). Всегда ли она одинаково она звучала? (ответы учащихся). Как вы думаете, какую картину природы изобразил Э.Григ? (ответы учащихся).

Учитель: Э.Григ изобразил рассвет. Это музыкальное произведение называется «Утро». Вот наступило утро и всё на земле просыпается.

А какое время года сейчас в природе? (ответы учащихся). Какие приметы весны вы знаете? (ответы учащихся). Назовите, какой месяц весны сейчас идёт? (ответы учащихся). Может кто-нибудь из вас знает, что происходит в природе весной? (ответы учащихся).

Учитель: в апреле распускаются первые цветы – подснежники. Посмотрите на улицу, появились ли первые цветы? (ответы учащихся).

Зима никак не хочет уходить. Я предлагаю вам помочь весне вступить в свои права и прогнать зиму. Но для этого вы должны выполнить задание. Вам необходимо найти солнышко, которое спряталось за елями. Когда вы его найдёте, оно поднимется высоко и согреет землю. А тут уж и подснежники появятся, тогда и зиме конец.

Задание: (на доске изображение трёх ёлей, в одной из которых спрятано «солнышко». Учитель играет три варианта мелодии Э.Грига «Утро», в двух из которых искажена мелодия. Учащиеся должны определить правильное звучание музыки.

Выполнение задания «Отыщи солнышко»

Учитель: Молодцы, ребята. Вот и солнышко поднялось, засветило ярче, прогрело землю и появились первые цветы – подснежники. А мы с вами послушаем музыку русского композитора П.Чайковского, который изобразил подснежник в своей музыке. Во время звучания музыки вы можете нарисовать подснежник такой, каким вам его изобразила музыка.

Слушание « Апрель. Подснежник» П.И. Чайковского.

Учитель рассматривает рисунки учащихся. Ученики комментируют свои рисунки.

Учитель: А сейчас, я вам предлагаю отдохнуть. Мы с вами уже умеем рассказывать стихи движением своих тел. Предлагаю рассказать стихотворение «Цветочки».

Я цветочки собираю

Вот какие разные:

Три зелёных, восемь жёлтых,

Остальные- красные.

Я прибавлю к ним улыбку,

С неба – алую зарю,

Этот сказочный букетик

Другу утром подарю.

Учитель: я предлагаю вам начать разучивание новой песни, которая называется «Мы хотим, чтоб птицы пели»

4. Разучивание 1 куплета песни «Мы хотим, чтоб птицы пели».

5.Рефлексия

Что нового мы узнали на уроке?

Музыку, каких композиторов мы слушали?

Что изображала музыка?

С помощью, каких средств музыкальной выразительности Э.Григ изобразил рассвет в природе?

Как звучала музыка, которая изображала подснежник?

Как мы должны с вами поступать в отношении природы?

6. Подведение итогов. Выставление оценок.

Звучит песня «Мы хотим, чтоб птицы пели» в записи. Учащиеся выходят из класса.