Разработка открытого урока по музыке Услышь покой и красоту природы..

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Урок в 5б классе на тему: «Услышь покой и красоту природы…»

Цель: Сформировать музыкально–эстетический вкус средствами музыки, литературы и живописи через песенность природы и пейзажность русской народной песни; разучивание песни « Малиновый звон» слова Анатолия Поперечного, музыка Александра Морозова.

Задачи:

- раскрытие красоты природы через звуковые образы;

- развитие умения слушать и слышать «музыку» природы;

- воспитание ценностного отношения к природе;

закрепить представление о музыке природы и умение слышать ее

цель: (про звуки и голоса природы)

Умение слушать музыку природы помогает радоваться жизни, вызывает эмоциональный подъем, способствует развитию умения видеть и понимать прекрасное.

Музыкальный материал:

1. Русская народная песня «Вечерний звон» сл. Козлова.

2. Запись колокольного звона Ростова Великого.

3. Голоса природы.

Дополнительный материал:

репродукция картины И.Левитана «Вечерний звон»

репродукция картины И.Шишкина «Утро в лесу»

репродукция картины А.Куинджи « Березовая роща»

репродукция картины И. Левинтана « Весна. Большая вода»











Ход урока

I. Вступление, введение в тему.

Слайд№1

Вход под голоса природы.

- Здравствуйте, ребята!

Я приветствую вас сегодня на уроке музыки. Но вместе со мной вас приветствуют разные голоса. А какие?

Дети: (пение птиц, журчание ручья, голоса природы).

- Верно. Это голоса природы.

А можно их назвать музыкой?

Дети: (Да)

- Почему?

Дети: Потому что голоса – это звуки. А музыка состоит из звуков.

-Значит, мы слышим музыку природы.

Природа вдохновляет человека: поэт создает лирические стихи, художник пишет живописные полотна, а композитор? (музыку) – Музыку.

Сегодня, ребята, мы будем учиться слушать не обыкновенную музыку, а одухотворенную тишиной - услышим покой и красоту природы (указать на доску). Слайд№2(репродукция картин природы)

- А только ли в окружающем нас мире мы слышим музыку природы?

II. Экспозиция. Погружение в тему на основе (основного) главного материала.

Давайте представим. Мы пришли в музей на выставку картин…

Слайд№3

(на экране крупным планом листаются картины природы без названия).

1. Левитан «Весна. Большая вода».

Слайд№4

2. Шишкин «В лесу графини Мордвиновой».

Слайд№5

3. Куинджи « Березовая роща».

Слайд№6

4. Левитан «Вечерний звон».

Слайд№7

Сопоставление:

- Внимательно вглядитесь в картины природы. Прислушайтесь к ним. Какая из них наиболее музыкальна? (указывают на «Вечерний звон»)

- Почему вы так решили?

Дети: (речка, деревья, церковь звонит)

Слайд№8

(на экране крупным планом «Вечерний звон»)

-Если бы вы были композиторами, какой бы подобрали характер музыкального языка к картине?

- песенный

- танцевальный

- или маршевый.

Дети: (песенный)

-Выходит, в картине мы слышим не только звуки природы, в ней звучит песня.

-Охарактеризуем ее с помощью средств выразительности музыки.

-представим, что мы композиторы и нам надо написать музыку к этой картине.

- сначала вспомним, какие вы знаете средства музыкальной выразительности?

Дети перечисляют.

-попробуем с вами заполнить таблицу, передать свои чувства и ощущения, как вы прочувствовали эту картину. Какая была бы ваша музыка?

-учитель раздает листочки с таблицей.

-в помощь я предлагаю вам посмотреть на экран, выбрать из словаря эстетических эмоций необходимые слова, характеризующие средства музыкальной выразительности.

Слайд№9 (динамика)

Слайд№10 (темп)

Слайд№11 (ритм)

Слайд№13 (лад)

Слайд№14 (интонация)

-Итак, ребята, кто желает рассказать, как он прочувствовал картину, какой он ее увидел? Какие выбрал средства музыкальной выразительности?

- а мы сравним со своей таблицей, согласны или нет.

Слайд№15 (таблица)

- Ребята, а теперь послушаем, какая же песня звучала в душе художника, когда он писал картину.

г) Слушание русской народной песни «Вечерний звон»

слайд №16 с картиной (вечерний звон)

-А теперь сравните картину и музыку. Полностью ли соответствует им составленная нами таблица? (Да).

Что более важно: изобразительность или выразительность?

Дети: Изобразительность.

-Как бы вы назвали картину?

Дети: (вечер, закат, колокола, вечерний звон).

-Да. Это картина называется «Вечерний звон». Написал ее Исаак Ильич Левитан, наш русский живописец. Когда художник услышал русскую народную песню «Вечерний звон», он мысленно представил себе пейзаж, по которому написал картину и дал ей точно такое же название.

- А почему, как вы думаете, он назвал картину «Вечерний звон»?

Дети: (В ней звучат церковные колокола вечерней службы).

-Послушайте тихий отдаленный колокольный звон вечерней службы в монастыре.

Слушание «ростовских колоколов»

Слайд№17 (колокола)

- А знаете ли вы, что ученым удалось доказать чудодейственную силу колокольного звона.

Оказывается, если постоять около церковной звонницы и послушать звон колоколов, душа очистится от дурных мыслей и наполнится светом, добром, красотой и спокойствием.

-Художник помог нам не только увидеть всю красоту русской природы, но и услышать эту красоту покоя и умиротворения.

-Красотой природы восхищались не только композиторы, художники, но и многие писатели и поэты. Послушаем стихотворение Николая Ивановича Рыленкова «Все в тающей дымке…».

Слайд№18

Читает ребенок

- Ребята, созвучно стихотворение теме нашего урока? (Да)

-Поэт просит нас всматриваться, вслушиваться, чтобы почувствовать покой и красоту природы.

Слайд с эпиграфом

- Ребята, сегодня на уроке вы были композиторами, слушателями. А кем не были? (Исполнителями).

-Сейчас мы с вами начнем разучивать песню « Малиновый звон» слова Анатолия Поперечного, музыка Александра Морозова.

-послушайте, пожалуйста.

-о чем эта песня? Почему «Малиновый звон»?

-бывают разные виды церковного звона, мы сегодня слушали звон вечерней службы; бывает благовест-звон в один большой колокол перед началом службы, трезвон; перезвон и Малиновый - это звон в отборные колокола, он звучит ровнее и мягче. Словосочетание «мали́новый звон» никакого отношения к соответствующим ягоде и цвету не имеет. Происходит от названия города Мехелен, расположенном теперь во Фламандском регионе Бельгии, который по-французски называется Malines (Мали́н), где в Средневековье разработали удачный сплав для литья колоколов. С тех времён на Руси стали так называть красивый, переливающийся звон. (сочетание «мали́новый звон» имеет значение: «очень приятный, мягкий по тембру звон».

-Учитель раздает распечатанные листы с песней.

-сегодня мы поработаем над первым куплетом и припевом. Прочитайте, пожалуйста, текст и скажите, какие слова вам покажутся более выразительными?

- Почему именно эти слова звучат в песне выразительно?

- Что они выражают?

Дети: (Звуки и музыку природы)

Сейчас мы разучим I куплет песни. Будем разучивать по фразам, но сначала нам нужно разогреть свой голосовой аппарат.

-сели все правильно, как мы должны сидеть при пении.

-Хорошо. А теперь, ребята, соединим все фразы.

Исполнение I куплета учителя с детьми.

Исполнение 1 куплета детьми.



Вывод:

Ребята, понравилось ли вам песня? Созвучна ли она теме урока и эпиграфу? (Да)

Сегодня на уроке мы работали с разными видами искусства, назовите их и есть ли взаимосвязь между ними?

Дети: (живопись, поэзия и музыка), (все выражают красоту и звуки природы)

Итог:

-Обратите внимание на три высказывания известных писателей.

Кто прочитает их? (дети читают).

Слайд№19(поэты)

Дети: Экзюпери. Потому что нужно не просто смотреть на картины природы, а чувствовать ее красоту и звуки.

Оценка: Сегодня все вы поработали на отлично. Вы были слушателями, композиторами, исполнителями. Возьмите песню «Малиновый звон».

Д/З.: Выучите дома 2 куплет.

Слайд№20 - Урок окончен!

В своей работе я использовала взаимосвязь разных видов искусства, чтобы дети как можно глубже прочувствовали всю красоту, гармонию, свет, чистоту и тонкость природы. Как искусство, в том числе и музыка, воспитывает, формирует и развивает чувство тонкости добра, любви, внутренней красоты. Возвышает школьника как личность, одухотворяет, заставляет волновать, трогая самые тонкие струнки его души.