Урок музыки во 2 классе «Разнообразие тембрового звучания в симфоническом оркестре».

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Урок музыки во 2 классе

по учебно-методической программе Д.Б. Кабалевского

«Музыка в четырехлетней начальной школе»

3 четверть, урок №9

тема четверти: «Развитие музыки»

тема урока: «Разнообразие тембрового звучания в симфоническом оркестре».


Цель урока: развитие музыкально-творческого мышления в процессе слушания музыки Н.А. Римского-Корсакова.

Задачи:

- дальнейшее развитие и закрепление темы: «Развитие музыки»;

-умение определять на слух звучание групп музыкальных инструментов в симфоническом оркестре;

- сформировать представление об основных средствах музыкальной выразительности через применение игровых форм работы с учащимися.

Вид урока: урок-игра.


Оборудование урока: мультимидийный аппарат, музыкальный материал к беседе о симфоническом оркестре, иллюстрации, портрет композитора - Н. А. Римского – Корсакова, компьютерная презентация к уроку «Н.А. Римский – Корсаков – непревзойдённый мастер в создании оркестровых симфонических картин», музыкальное приложение «Три чуда», фрагмент видеофильма «Сказка о царе Салтане», учебник «Музыкальное искусство» для 2 класса, авторы Л.В.Школяр, В.О. Усачёва (по учебно-методическому комплекту «Начальная школа XXI века»


Ход урока:


Музыкальное приветствие «Пора начать урок» музыка и слова Е.Попляновой

Колокольчик нам поёт,

На урок он нас зовёт.

Слышишь звонкий голосок,

Значит, нам пора начать урок.

Динь-дон, Динь-дон,

Пора начать урок.

Динь-дон, Динь-дон,

Зовёт нас голосок.


1.Изучение нового музыкального материала

-Ребята, попробуйте представить себе привычный окружающий нас мир потерявшим краски: всё стало серым и безликим – синее небо и море, зелёные листья и трава, поблекло разноцветье цветов. Очень не интересно было бы жить в таком мире. Ведь не случайно радуемся мы приходу весны: с нею возвращаются на землю яркие краски, просыпается, оживает природа.

У каждого искусства есть свои выразительные средства. У художника это, прежде всего, краски. У композитора – музыкальные звуки – основа музыкальной речи, выразительные средства музыки.

Давайте вспомним и назовём, какие существуют средства музыкальной выразительности:

(ученики выбирают «лепестки» с названиями средств музыки и называют его выразительные свойства)



(на доске закрепить таблицу «Интонация»)

Проводится игра «Средства музыкальной выразительности»

Учитель: Мы слышали разные оттенки в голосе, а оттенки в музыке – эта своеобразные краски, которые раскрашивают музыку в разные цвета и заставляют звучать ее выразительнее.



Средства музыкальной выразительности


1 [pic] .Мелодия - основа произведения

2.Лад – характер в музыке

3.Динамика – сила звучания в музыке

4.Регистр – высота звучания

5.Ритм – чередование коротких и длинных звуков

6.Темп – скорость исполнения мелодии

7.Тембр – окраска музыкального звука.


- Оказывается, что одно из основных свойств музыкального звука заключается в том, что и звук может быть по-разному окрашен. И эта разная окраска, именуемая в музыке тембром, даже меняет характер и настроение звука.

Выразительными свойствами – различной окраской – обладают и голоса инструментов симфонического оркестра. Что же представляет собой симфонический оркестр? (рассмотрим иллюстрацию в учебнике на стр. 76-77).


Ответы учащихся: «Оркестр» - слово древнегреческое, так называли в античном мире площадку перед сценой. Здесь располагались хор и оркестранты, сопровождавшие представление музыкой.

«Симфония» - также слово древнегреческого происхождения и означает «созвучие», «согласие».

Вот и называется «симфоническим оркестром» большой коллектив музыкантов, играющих на различных музыкальных инструментах, и стройно и согласовано.

Обратимся к учебнику на стр. 77: посмотрите, какое разнообразие музыкальных инструментов, но все они объединены в четыре группы, назовите их:


-струнные смычковые инструменты

-духовые деревянные инструменты

-духовые медные инструменты

-ударные инструменты


Богатство оркестровых тембров позволяет композитору не только изображать голоса птиц, животных, как сделал это С. Прокофьев в симфонической сказке «Петя и волк», но и создавать красочные симфонические полотна. Непревзойдённым мастером в создании музыкальных оркестровых картин был Н.А. Римский – Корсаков (показ слайда №1)


[pic]


Знакомство с симфонической картиной «Три Чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане». Творческую фантазию композитора нередко пробуждали сказочные сюжеты. Особенно благодатным материалом стала для него «Сказка о царе Салтане» А.С. Пушкина. В ней есть такие необыкновенные чудеса, «что ни в сказке сказать, ни пером описать» (показ слайда №2,3)

[pic] [pic]


Симфоническая картина представляет «Три чуда». О каждом из чудес возвещает праздничная фанфара. Прослушивание первого чуда «Волшебный город

Леденец. Волшебная белка (слайд №4, 5)

Остров на море лежит, град на острове стоит,

С златоглавыми церквами, с теремами и садами;

Ель растёт перед дворцом, а под ней хрустальный дом:

Белка в нём живёт ручная, да чудесница какая!

Белка песенки поёт, да орешки всё грызёт;

А орешки не простые, скорлупы – то золотые.

Ядра – чистый изумруд;

Белку слуги берегут.


[pic]


Здесь композитор ярко показывает звучание прозрачных и звонких тембров флейты и арфы, они звучат в высоком регистре. Мы слышим изумление при виде чуда – появляется Белка, её тема раскрашена тембрами деревянных духовых и струнных инструментов. Композитор точно следует пушкинскому тексту: И с присвисточкой поёт при

при всём народе…

[pic]

-Но вот фанфары известили о втором чуде. Звучность оркестра перемещается в более низкий регистр (слайд №6)



[pic]


Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Расплеснется в скором бреге,

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря,

Все красавцы удалые,

Великаны молодые,

Все равны, как на подбор –

Сними дядька Черномор…

Звучит тема Богатырей, её поёт дружный хор медных инструментов: валторн и тромбонов.

Слушание чуда «Тридцать три богатыря».

-Когда затихла буря, весёлая фанфара извещает о третьем чуде – Царевне – Лебеди (слайд № 7,8)

[pic]


За морем царевна есть, что не можно глаз отвесть:

Днём свет божий затмевает, ночью землю освещает;

Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит.


Слушание чуда «Царевна – Лебедь».

Эта тема обрисована звучанием всего симфонического оркестра, показывая красоту звучания различных тембровых окрасок. Музыка словно расцветает в красочных сочетаниях тембров. Так композитор рисует превращение лебеди в прекрасную царевну. Это – кульминация всей симфонической картины. Гимн красоте и добру.


[pic]


Слушание целиком симфонической картины «Три чуда». (просмотр фрагмента видеофильма «Три чуда» из «Сказки о царе Салтане»).

- А теперь проведём игровую викторину: как мы знаем музыкальные инструменты симфонического оркестра (слайды №9,10,11,12)


[pic] [pic]


[pic] [pic]


- Необыкновенные чудеса «нарисовал» нам Римский – Корсаков в своей сказочной музыке. «Три чуда» открывают нам неисчерпаемые чудеса музыкальных тембров. Оркестровое звучание настолько красочно и живописно, что становятся понятными безграничные возможности музыки.

А сказка и чудеса – они живут повсюду. И особенно яркими кажутся нам в момент пробуждения природы: весной. Помните, ребята, как в весенней песне:

Голубые слёзки капали и проталинку оставили.

Вокально – хоровая работа. Исполнение песни «Солнечная капель» В. Соснина (с участием солиста, исполнение с музыкальным сопровождением – игра на музыкальном треугольнике на словах: динь-дон в припеве)

- Весна нам дарит свои необыкновенные разноцветные краски и подарки. Давайте и мы, ребята, подарим подарок, выполненный красками музыкальных звуков.

Исполнение песни «Подарок маме» Я. Дубравина (работа над выразительной интонацией, следим за развитием в музыкальной фразе).


Вот бы пальчиком потрогать самый краешек мечты!

К ней найти свою дорогу непременно сможешь ты.

К синим звёздам, любят дети в разноцветных снах лететь.

Всё сбывается на свете, если только захотеть.


Исполнение песни Ю Чичкова «Песня о волшебном цветке»


Обобщение урока: сегодня на уроке мы постарались обогатить наши представления о разнообразии звучания инструментов в симфоническом оркестре на примере симфонической картины «Три чуда» Н.А. Римского - Корсакова, закрепили основные понятия о средствах музыкальной выразительности.