Урок музыки в 5 классе Что стало бы с литературой, если бы не было музыки

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Тема урока: Что стало бы с литературой, если бы не было музыки».


Цель: Показать значение музыки в трудных жизненных ситуациях, её влияние на человека на примере музыки Бетховена


Задачи:

  • расширить представления учащихся о личности Л.Бетховена и познакомить их с фрагментом 3-ей симфонии;

  • закрепить сложившееся у них представление о героическом в музыке Бетховена;

  • развитие навыков слушания и осмысления классической музыки;

  • вызывать эмоциональный отклик на услышанную музыку;

  • развивать речь, воображение учащихся, вокально-хоровые навыки.

(пою грустным голосом песню «Мы – маленькие дети», отвернувшись)

Над нами солнце светит, не жизнь, а благодать,

Тем, кто за нас в ответе давно пора понять –

Мы маленькие дети, нам хочется гулять.

  • Что вы можете сказать о моём настроении, о моём душевном состоянии?

  • Вы не видели моего лица, так что вам подсказало, что мне грустно?

  • Как я её спела?

  • А как же мы должны спеть эту песню, чтобы у нас настроение улучшилось?

Музыка более всего способна к выражению и передаче душевных настроений. Она должна высекать огонь из души человека. (Бетховен)

Вот, чтобы поднять наше настроение мы и исполним песню «Мы – маленькие дети». (Исполнение)

То, что музыка правдиво передала ваше веселое настроение, я услышала в вашем пении. А вот может ли музыка поддержать человека, если ему трудно, помочь ему в трудных жизненных ситуациях – об этом мы и поговорим на нашем уроке. Итак, тема нашего урока «Музыка в трудные минуты жизни».

На предыдущих уроках мы говорили о том, можем ли мы увидеть музыку. Например,

  • что увидел старый повар под услышанную музыку перед смертью?

  • Что увидел хан, когда ему играл мастер Али?

А теперь вспомним те средства выразительности, которые и делают музыку ярче и понятнее нам?

Средства музыкальной выразительности…

И всеми этими средствами выразительности пользуются композиторы при создании произведений, чтобы рассказать нам о своих впечатлениях, чувствах, переживаниях, мечтах в музыке.

Посмотрите на экран и назовите фамилию композиторов

Чайковский, Моцарт.

Теперь немного подвигаемся, но со знанием дела. Собираем информацию о композиторе, делая шаг вперёд.

1-й ряд – о Чайковском (1840-1893); 2-й ряд – о Моцарте (1756-1791).


  • А как вы думаете, почему я поставила в один ряд именно этих композиторов? Жили они в разных странах, в разное время (Чайковский родился через 49 лет после смерти Моцарта). Моцарт – любимый композитор Чайковского, Слушая его музыку, писал Чайковский, я будто совершаю хороший поступок. Моцарт – это та наивысшая точка, которой достигла красота в сфере музыки.

  • Композиторов вы знаете, а теперь посмотрим, узнаете ли вы их произведения? Музыкальная викторина.


Марш из балета «Щелкунчик» Чайковского

Симфония №40 Моцарта

Мелодия из оперы «Орфей и Эвридика» Глюка

«Полёт шмеля» из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»

Танец маленьких лебедей из балета «Лебединое озеро» Чайковского

«К Элизе» Бетховена


  • А чьё произведение было в списке, но мы не сказали о нём ни слова на этом уроке? (портрет Бетховена).

А вот в отличие от Чайковского Бетховен лично встречался с Моцартом в Вене. Но встреча с великим композитором разочаровала юного музыканта. Моцарт тоже достаточно сдержанно похвалил игру Людвига, и их знакомство на этом закончилось. Однако после ухода Бетховена он сказал своим друзьям: “Обратите внимание на этого человека, он заставит мир говорить о себе и своей музыке!”

(Песня о Моцарте)

(Рассказ учителя)

Незадолго до первой мировой войны газеты всего мира сообщили о трагической гибели огромного океанского парохода «Титаник».В открытом море он наскочил на плавающую ледяную гору – айсберг…В первые же минуты катастрофы обнаружилось, что спасти удастся только женщин, детей, да и то не всех. Ужас охватил находившихся на пароходе…И тут произошло нечто невероятное. На верхнюю палубу вышли музыканты симфонического оркестра, ехавшего на «Титанике» и дававшего по вечерам концерты для пассажиров. Они вышли со своими инструментами в руках, расселись в таком же порядке, как всегда сидели на концертах, и заиграли…

Звучит фрагмент из 3-ей симфонии Бетховена(около минуты громко, потом звук делается тише). Слайд «Оркестр судна». Заиграли Третью симфонию Бетховена. Героическую симфонию героического композитора. Симфонию великого музыканта, чья жизнь и чьё творчество были насыщены неустанной, напряжённой борьбой против жестоких ударов судьбы, которые обрушивались на него с первых до последних дней его жизни, борьбой с горем, нуждой, унижениями и несправедливостью, борьбой за жизнь, за счастье, за радость…

Смертельно раненный «Титаник» погибал медленно, мучительно долго, словно не хотел расставаться с жизнью. А сотни людей, обречённые вместе с ним на гибель, слушали музыку бетховенской симфонии, и эта музыка укрепляла их волю, вливала в них мужество, уберегала от паники, от душевных мук, от сумасшествия - от всего, что неизбежно угрожало каждому, кто находился в эти минуты на корабле. Музыка Бетховена звучала мужественно и величаво, заглушая шум воды, заполнявшей тело корабля, заглушая страдания гибнущих людей. Она звучала до той минуты, пока волны не накрыли палубу вместе с музыкантами, вместе с последними звуками бетховенской симфонии.

Какой могучей силой должна обладать музыка, способная оказать людям поддержку в трагическую минуту жизни, помочь им сохранить душевное равновесие, человеческое достоинство…

(Усилить звук и дать учащимся дослушать фрагмент из 3-ей симфонии Бетховена до конца).

Все музыканты судового оркестра "Титаника" играли до последнего момента и погибли, в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года...

Видео гибели Титаника

  • Почему для своего последнего в жизни концерта музыканты выбрали музыку именно Бетховена? Почему он назван героическим композитором? Чтобы ответить на эти вопросы, надо вспомнить историю его жизни. Давайте послушаем ребят, они нам приготовили небольшие сообщения о жизни Бетховена.

Сообщения

  • Подытожить, почему Бетховен назван героическим композитором?

  • Какую роль музыка сыграла в его жизни? (Поддерживала в трудную минуту, предотвратила самоубийство, помогла найти выход из кризиса.)

  • А почему всё - таки для своего последнего в жизни концерта музыканты выбрали музыку именно Бетховена?

  • Вспомним вопрос, поставленный в начале урока… Может ли поддержать музыка человека в трудной жизненной ситуации?

И сам Бетховен всей своей жизнью подтверждал, что никогда нельзя сдаваться, опускать руки, нужно бороться за свою жизнь, своё счастье. Ведь жизнь, ребята, – величайшая ценность, данная человеку, и всегда в жизни человека есть что-то, что способно спасти его от сумасшествия и духовно поддержать. И мы сегодня убедились, что музыка тоже обладает этой чудотворной способностью поддержать и помочь человеку в трудную минуту.


Песня Кораблик детства с солистами

Выставление оценок с небольшим пояснением.


Я благодарю вас, ребята, за работу на уроке, за те чувства и эмоции, которые вы проявили на уроке. Я увидела вас как людей сопереживающих, способных к сочувствию.