Рабочая программа по хоровому искусству

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа внеурочной деятельности «Хоровое пение» составлена на основе модифицированной образовательной программы «Хоровое пение», расмотрена на заседании педагогического совета МБО « СОШ № 28» с УИОП им. А.А.Угарова протокол от 30.08.2012 № 11

На занятиях у детей вырабатываются: чувство ответственности за общее дело, понимание роли коллективного труда, дисциплинированность, товарищеское доверие, уверенность в своих силах. Наиболее активным способом развития музыкальных способностей является хоровое пение, очень важное значение имеет подбор песенного репертуара. В программу включены произведения народного творчества, русских и зарубежных композиторов.

Цель программы – формирование фундамента музыкальной культуры обучающихся как части их общей и духовной культуры.

Задачи программы:

  • развитие эмоционального и осознанного отношения детей к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной музыке,

  • развитие понимания обучающимися содержания простейших (песня, танец, марш) и более сложных жанров (опера, балет, концерт, симфония) в опоре на ее интонационно-образный смысл;

  • накопление детьми знаний о закономерностях музыкального искусства и музыкальном языке; первоначальных представлений об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора, контраста, вариативности);

  • формирование умений и навыков хорового пения (выразительность звучания, кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение a capella, пение хором, в ансамбле и др.);

  • расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах;

  • активное включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных).

Занятия проходят 1 раза в неделю по 1 часу – 33 часа в год. Возраст обучающихся- 6-7 лет.

Освоение содержания программы реализуется с помощью использования следующих методов:

  • метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

  • метод эмоциональной драматургии;

  • метод создания «композиций»;

  • метод игры;

  • метод художественного контекста.

На занятиях дети обучаются вокалу, элементам сольфеджио, проводятся и музыкально-ритмические игры.  Вводятся  элементарные движения под музыку через музыкальные игры с постепенным усложнением и добавлением их в песню.

Через упражнения, скороговорки, игровые моменты у детей накапливается определенный багаж умений, знаний, навыков для успешной реализации образа в песне. Итоговые занятия проводятся в форме концерта.





Требования к подготовке обучающихся

В конце обучения дети должны знать/понимать:

  • жанры музыки (песня, танец, марш);

  • особенности звучания знакомых музыкальных инструментов.

уметь:

  • ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония и т.д.);

  • выявлять жанровое начало музыки; самостоятельно определять характер песни, высказываться о ней;

  • оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание;

  • понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение;

  • участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на простейших шумовых инструментах);

  • проявлять готовность поделиться своими впечатлениями о музыке и выразить их в рисунке, пении, танцевально-ритмическом движении;

  • чисто интонировать; точно воспроизводить простой и более сложный ритмический рисунок, петь легко, без форсированного звука, с четкой дикцией, при пении правильно оформлять гласные;

  • петь выразительно в разных темпах, меняя динамические оттенки;

  • освоить певческую установку.




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(1год обучения)


дата

Тема учебного занятия


Всего часов

Содержание деятельности

Воспитательная работа




Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности

Практическая часть занятия /форма организации деятельности

1




Вводное занятие

1

Искусство пения - искусство души и для души

Диагностические занятия

Воспитание доброжелательного отношения друг к другу

2




Вводное занятие

1




3




Певческая установка.

1

певческая установка сидя

Разучивание песни Абеляна «Петь приятно и удобно»

. Воспитание «чувства локтя»

4




Певческая установка.

1

певческая установка , навык петь стоя




5




Певческое дыхание

1

3 стадии певческого дыхания: вдыхание, задержка набранного воздуха, выдыхание.


Работа над репертуаром Дыхательная гимнастика

Воспитание «чувства локтя»

6




Певческое дыхание

1

Как пользоваться природными данными и развивать вокальные способности

Работа над репертуаром Дыхательная гимнастика

Воспитание чувства патриотизма.

7




Певческое дыхание

1

Правильное дыхание- точное интонирование

Работа над репертуаром Дыхательная гимнастика

Формирование

умения работать

в коллективе

8




Певческое дыхание

1

Количество воздуха необходимое для пения. Малое дыхание.

Работа над репертуаром Дыхательная гимнастика

Воспитание ответ-

ственности

9




Певческое дыхание

1


Работа надрепертуаром Дыхательная гимнастика


10




Певческое дыхание

1


Работа над репертуаром Дыхательная гимнастика


11




Певческое дыхание

1


Работа над репертуаром Дыхательная гимнастика


12




Певческое дыхание

1


Работа над репертуаром Дыхательная гимнастика


13




Певческое звукообразование

1

Голосообразование- рождение звука.


Координационно- тренировочное занятие.

Формирование

умения работать

в коллективе

14




Певческое звукообразование

1

Вибрация и дыхание основа рождения звука.

Работа над репертуаром


15




Певческое звукообразование

1

Гортань человека.

Работа над репертуаром


16




Певческое звукообразование

1

Механизм перехода от одной гласной к другой

Работа над репертуаром


17




Певческое звукообразование

1

Механизм перехода от одной гласной к другой

Работа над репертуаром


18




Певческое звукообразование

1

Механизм перехода от одной гласной к другой

Работа над репертуаром

Воспитание ответ-

ственности

19




Певческое звукообразование

1

Механизм перехода от одной гласной к другой


Работа над репертуаром

Воспитание доброжелательного отношения друг к другу

20




Певческое звукообразование

1

Механизм перехода от одной гласной к другой

Работа над репертуаром

Воспитание «чувства локтя»

21




Дикция

1

Дикция и механизм её реализации.

Артикуляционная гимнастика Работа над репертуаром

Воспитание ответ-

ственности

22




Дикция

1

Дикция и механизм её реализации

Артикуляционная гимнастика Работа над репертуаром

Воспитание доброжелательного отношения друг к другу

23




Дикция

1

. Чистая дикция – условие успешного выступления на сцене любого артиста.

Артикуляционная гимнастика Работа над репертуаром

Воспитание «чувства локтя»

24




Дикция

1

Чистая дикция – условие успешного выступления на сцене любого артиста.

Работа над репертуаром Артикуляционная гимнастика


25




Дикция

1

Отчетливая дикция -одно из средств художественной выразительности в раскрытии музыкального образа

Работа над репертуаром Артикуляционная гимнастика


26




Дикция

1

Отчетливая дикция -одно из средств художественной выразительности в раскрытии музыкального образа

Работа над репертуаром Артикуляционная гимнастика


27




Хоровой ансамбль

Выработка унисона

1

Дать понятия- ансамбль, унисон

Упражнения с закрытым ртом Работа над репертуаром

Воспитание «чувства локтя»

28




Хоровой ансамбль

Выработка унисона

1

Необходимость петь одинаково со всеми по высоте, ритму, темпу и силе звука.

Работа над репертуаром Упражнения с закрытым ртом


29




Хоровой ансамбль

Выработка унисона

1

Необходимость петь одинаково со всеми по высоте, ритму, темпу и силе звука.

Работа над репертуаром Упражнения с закрытым ртом


30




Хоровой ансамбль

Выработка унисона

1

Необходимость ансамблевом пении слушать себя и друг друга.

Работа над репертуаром Упражнения с закрытым ртом


31




Хоровой ансамбль

Выработка унисона

1

Необходимость ансамблевом пении слушать себя и друг друга.

Упражнения с закрытым ртом Работа над репертуаром

Воспитание доброжелательного отношения друг к другу

32




Хоровой ансамбль

Выработка унисона

1

Необходимость подстраивать свой голос к голосам товарищей, то есть подчинять свой голос общей звучности.

Упражнения на выработку унисона Работа над репертуаром

Воспитание доброжелательного отношения друг к другу

33




Итоговое занятие-концерт

1




Итого за год: 33

Содержание программы

Раздел 1. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (45 ч.)



На теоретических занятиях знакомятся такими понятиями как: певческая установка, певческое дыхание, певческое звукообразование, дикция, ансамбль.

На практических занятиях выполняют дыхательные упражнения, основанные на принципе зевка, диафрагмальные упражнения, упражнения-скороговорки, упражнения на одном звуке, упражнения на пение с закрытым ртом, попевки песенного характера



Певческая установка а) навыки петь сидя:

Сесть удобно на стул так, чтобы ноги, согнутые в коленях, стояли прямо, на полной ступне. Сидеть как бы на половинке стула. Спина прямая, руки мягко и спокойно лежат на коленях

б) навыки пения стоя:

Стоять надо, чуть расставив ноги для лучшей опоры, плечи должны быть свободными и мягкими, руки свободно висящими вдоль тела.

в) положение корпуса, головы:

Корпус держать прямо, он должен быть подтянутым, но не зажатым, важно, что бы дети не перенапрягались от старания держать спину прямо. Голову держать прямо.

Певческую установку необходимо закреплять на каждом занятии, пока у детей не выработается её устойчивый навык.



Певческое дыхание Важным фактором звукообразования у хористов является дыхание. Только что пришедшие в школу дети являются вокально не подготовленными, при пении они дышат неровно, поднимая при этом плечи. Чтобы ликвидировать этот недостаток, нужно сосредоточить внимание детей на активном, но бесшумном вдохе и экономичном ,плавном выдохе. Работа над развитием навыков певческого дыхания у детей должна быть регулярной, начиная с первых занятий, на протяжении всего учебного года.



Певческое звукообразование Условием грамотного звукообразования является правильно открытый рот, свободно опускающаяся челюсть, активные губы. Работая с маленькими детьми необходимо помнить, что на начальном этапе занятий в хоре малыши не могут тянуть звук, а как бы говорят нараспев. Поэтому необходимо, чтобы в этот период главное внимание было направлено на пение «долгих» звуков. Нужно учить детей пропевать, протягивать гласные звуки. Уже с младшего возраста необходимо начинать работу по выработке единой манеры звукообразования. Немаловажную роль в её освоении играет пение на определенных фонемах русского языка. Как известно, для пения наиболее удобны три гласных буквы; а,о,у.





Дикция Отчетливая дикция является одним из средств художественной выразительности в раскрытии музыкального образа. Поэтому большое внимание в хоре должно уделяться воспитанию правильной певческой дикции с самых первых шагов. В зависимости от причины недостатка дикции выбирается соответствующее упражнение. Главное условие для всех случаев – это полное физическое освобождение артикуляционного аппарата.



Хоровой ансамбль

Выработка унисона Начиная работу с детьми первого класса, нужно сразу же объяснить им, что, участвуя в хоровом пении, необходимо слушать себя и друг друга. При исполнении песен нужно петь одинаково со всеми по высоте, ритму, темпу и силе звука. Очень важно научиться подстраивать свой голос к голосам товарищей, то есть подчинять свой голос общей звучности. Работе над унисонным строем помогает пение на гласные у, ю, которые «собирают» звук. Полезно так же пение с закрытым ртом, при котором всё внимание направлено на контроль за интонацией.

































Формы и средства контроля



Формы контроля

При организации учебно-воспитательного процесса для реализации программы «Ручеёк» предпочтительными формами организации учебного предмета предусмотрены: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, классные и внеклассные мероприятия.

Основные виды контроля при организации контроля работы:

- вводный

- текущий

- итоговый

- индивидуальный











Учебно-методические средства обучения

Литература для педагога

  • Программа «Музыка», начальные классы/ авторы: Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С./ М., «Просвещение», 2005г.

  • Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. «Методика музыкального воспитания в школе»/ М., «Просвещение», 1989 г.

  • Веселые уроки музыки в школе и дома/ авт.-сост. З. Н. Бугаева, ООО «Издательство АСТ»; Донецк: Сталкер,2002г.

  • Музыка.1-7классы: тематические беседы, театрализованные концерты, Музыкальная игротека/авт.-сост. Е.Н. Арсенина.- Волгоград: Учитель, 2009г.

  • Соснин С. М. «Музыкальные сказки»/ М.: Гуманитарн. Изд. Центр ВЛАДОС,2004г.

  • Крупа-Шушарина С.В. «Необычные песенки», Ростов н/Д.: изд-во Феникс, 2006г.

  • Кудряшов А.В. Песни для детей, Ростов н/Д: Феникс,2008г.

  • Роот. З. Я. Песенки и праздники для малышей/ М.: Айрис- пресс,2006г.


Литература для детей для детей и родителей:


  • Михеева Л.Б. «Музыкальный словарь в рассказах»/ М., «Просвещение» 1986г.

  • Энциклопедический словарь / Составитель Барановская; Под общ. Ред. К.А. Жабинского – Ростов-на-Дону, «Феникс», 1998г.

  • Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке»/ М., Просвещение, 1989г.

  • Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца»/ М., Просвещение, 1989г







Условия, необходимые для реализации программы:

  1. Аудиосредства: магнитофон, микрофон, проигрыватель, электронные аудиозаписи и медиа – продукты;

  2. Компьютер;

  3. Усиливающая аппаратура;

  4. Фортепиано;

  5. Просторное, проветриваемое помещение.























Тест»№1



1. Звучит фрагмент – “Рассвет на Москве-реке” М. Мусоргского.

Вопрос: Какой композитор сочинил эту музыку?

Кто исполняет это произведение?

2.Звучит Гимн России (фрагмент).

Вопрос: В каком характере звучит эта музыка?

3.Звучит мелодия одной из знакомых детям песен (в исполнении учителя на музыкальном инструменте без слов).

Вопрос: что звучит – мелодия или сопровождение (аккомпанемент)?

4.Назови полюбившиеся тебе музыкальные сочинения, с которым ты познакомилсяна занятиях.



Тест №2





1. ЧАЙКОВСКИЙ ПРОКОФЬЕВ МУСОРГСКИЙ



2. ХОР ФОРТЕПИАНО СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР



3. ТОРЖЕСТВЕННО ГРУСТНО ГРОЗНО ВЕЛИЧЕСТВЕННО

ЛАСКОВО ПРАЗДНИЧНО



4. МЕЛОДИЯ СОПРОВОЖДЕНИЕ



Тест №3



  1. Звучит “Попутная песня” М. Глинки.

Вопрос: какие чувства возникают у тебя при прослушивании этого сочинения?

  1. Что изображает эта музыка?

  2. Звучит “Весна” Г. Свиридова из музыкальных иллюстраций к повести

А. Пушкина “Метель”.

Вопрос: какое из стихотворений созвучно содержанию музыки?

(читает учитель, дети подчеркивают слова – первое или второе):



Юный лес в зеленый дым одетый, Есть в осени первоначальной

Теплых гроз нетерпеливо ждет; Короткая, но дивная пора –

Все весны дыханием согрето, Весь день стоит как бы хрустальный,

Все кругом и любит и поет. И лучезарны вечера.

А.К. Толстой Ф.И. Тютчев

  1. Учитель играет (или поет) первые такты главной темы 1-ой части

Симфонии № 40 В.-А. Моцарта.

Вопрос: тема какого произведения вырастает из этих интонаций?

  1. Назови полюбившихся тебе героев опер или балетов.







Тест №4

1. РАДОСТЬ ИСПУГ ВОСТОРГ ПЕЧАЛЬ ВЕСЕЛЬЕ



2. ПОКОЙ ДВИЖЕНИЕ ШУМ ВЕТРА



3. ПЕРВОЕ ВТОРОЕ



4. УВЕРТЮРА к опере “Руслан и Людмила” М. Глинки

СИМФОНИЯ № 40 В.-А. Моцарта

КОНЦЕРТ № 1 П.И. Чайковского

5._____________________________________________________________

_____________________________________________________________



























































































































































































































УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Ресурсное обеспечение программы:

  1. Программа «Палитра детских голосов»;

  2. «Уроки пения», Журавленко Н.И., учебное пособие для обучающихся -Минск: «Полиграфмаркет», 1998;

  3. Методические рекомендации для учителя (см. список литературы для учителя);

  4. Дидактические материалы для работы с учащимися, памятки, рекомендации;

  5. Аудиосредства: магнитофон, микрофон, проигрыватель, электронные аудиозаписи и медиа – продукты;

  6. Компьютер;

  7. Усиливающая аппаратура;

  8. Возможности студийной записи голоса и прослушивания исполнения;

  9. Актовый зал;

  10. Мультимедийный проектор.

ЛИТЕРАТУРА

Литература для учащихся

    1. Журавленко Н.И. Уроки пения. – Минск: «Полиграфмаркет», 1998.



Литература для учителя

1. Голубев П.В. Советы молодым педагогам-вокалистам. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1963.

    1. Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.



1. Андрианова Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. Научно-методическая разработка. – М.: 1999.

2.Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н.Б.Гонтаренко. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

3. Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.

4. Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О. Исаева – М.: АСТ; Астрель, 2007.

  1. Риггз С. Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д.Карателло . – СПб.: Питер , 2007.











2