Создание ситуации успеха на уроке

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


30

[link] Успешный ученик - это ученик с чувством благополучия, защищенности в семье и школе – тревожный, задерганный отличник не может быть назван успешным учеником.

Нужно сохранить детям детство. Учеба – это, конечно, серьезно, но не до слез. На каждом уроке должна присутствовать радость познания, радость открытия, ведь сегодняшний  успех в учебе – завтрашний успех в жизни!

Список литературы

  1. Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. М.:"Политиздат", 1989.

  2. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? М.:"Просвещение", 1991.

  3. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. – М., 1983.

  4. Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. – М.,1985.

  5. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. – М.,2000.

  6. Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. – М., 1991.

  7. Левин Э.А., Прокофьева О.И. Методика индивидуально- группового обучения в школе// Директор школы. 2007, №1.

  8. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. – М., 1998.

  9. Матюшкин А.И. Проблемная ситуация в мышлении и обучении. – М., 1972.

  10. Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. – М., 1975.

  11. Мельникова Е.А. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками. – М., 2002.

  12. Оконь В. Основы проблемного обучения. – М.,1968.

  13. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – К.: Рад.шк., 1988.

  14. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.: "Педагогика", 1974.

  15. Третьяков П.И. Школа: Управление по результатам. Практика педагогического менеджмента. М. 2001г.

  16. Якиманская И.С. Технология личностно- ориентированного образования // Директор школы. 2000, №7.

Приложение 1

Микроисследование 1

Программа наблюдения на уроке за учащимися

Цель: исследовать деятельность учителя по созданию адаптивной среды на уроке.

Оценку провести в баллах:

    1. да

1 – частично

0 – нет







Приложение 2

Микроисследование 2

Проблемы социально-психологической адаптации

и самореализации на уроке

Оценку провести в баллах:
    1. да

1 – частично

0 – нет



Приложение 3

Микроисследование 3

Оценка степени адаптивности урока

Учитель _______________ Класс ________________



Оцените каждую позицию в баллах, подсчитайте сумму баллов и вычислите «К» адаптивности.

0 – критический уровень

1 – низкий уровень

2 – допустимый уровень

3 – оптимальный уровень

К адапт .=100

Вывод: _______ % адаптивности урока (сумма баллов ___)



Приложение 4

Микроисследование 4

Анкета для родителей

  1. Часто ли Ваш ребенок одобрительно отзывается об уроках?



Часто не часто никогда



  1. Преподавание каких предметов нравится Вашему ребенку?

___________________________________________________________________________



  1. Какие уроки вызывают у Вашего ребенка проблемы?

_________________________________________________________________________

  1. Замечали ли Вы, что Ваш ребенок после уроков испытывает подавленное состояние?



да нет никогда

  1. Если да, то в чем заключались причины его плохого настроения?

____________________________________________________________________

  1. Как Вы считаете, смог ли Ваш ребенок реализовать свои способности на уроках?



да нет не совсем



  1. Что бы Вы пожелали администрации и учителям школы, гимназии?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Приложение 5



Микроисследование 5

Программа наблюдения за деятельностью педагога по созданию адаптивной среды



  1. Соответствует ли отобранный для урока материал образовательным требованиям, учебным возможностям, интересам, интеллектуальным способностям учеников?

  2. Являются ли продуктивными формы организации учебной деятельности на уроке?

  3. Какая помощь и поддержка оказывается учащимися со стороны учителя?

  4. Предоставляется ли свобода выбора заданий и способов их решений, предусматривается ли участие в самостоятельной или совместной творческой работе?

  5. Созданы ли благоприятные условия внешней среды для работы учащихся (оформление кабинета, чистота, освещение, имидж учителя)?



















Приложение 6

Микроисследование 6

Изучение социально – психологической адаптации

  1. Учебная активность.

    1. баллов – активно работает на уроке, часто поднимает руку и отвечает правильно

    1. балла – на уроке работает, положительные и отрицательные ответы чередуются

3 балла – редко поднимает руку, но отвечает правильно

2 балла – учебная активность на уроках носит кратковременный характер

1 балл – пассивен на уроке, дает отрицательные ответы

0 баллов – не включается в учебный процесс

  1. Усвоение знаний.

    1. баллов – правильное, безошибочное выполнение школьных знаний

  1. балла – небольшие помарки, единичные ошибки

3 балла – редкие ошибки

2 балла – плохое усвоение материала по одному из основных предметов

1 балл – частые ошибки, неаккуратное выполнение заданий, много исправлений, непостоянство оценки

0 баллов – плохое усвоение программ

3. Поведение на уроке.

  1. баллов – сидит спокойно, добросовестно выполняет все требования учителя

4 балла – выполняет требования учителя, но иногда отвлекается от урока

3 балла – поворачивается, обменивается репликами с товарищами

2 балла – часто наблюдается скованность в движениях, позе, напряжённость в ответах

1 балл – выполняет требования учителя частично, отвлекается на посторонние занятия

0 баллов – не выполняет требования учителя, большую часть урока занимается посторонними делами.

4.Взаимоотношения с одноклассниками.

5 баллов – общительный, легко контактирует с детьми

4 балла – малоинициативен, но легко вступает в контакт

3 балла – сфера общения ограничена

2 балла – не вступает в контакт, но находится рядом с детьми

1балл – замкнут, изолирован от других детей

0 баллов – проявляет негативизм по отношению к детям

5.Отношение к учителю

5 баллов – проявляет дружелюбие по отношению к учителю

4 балла – дорожит хорошим мнением о себе, стремится выполнить все требования

3 балла – старательно выполняет все требования, но за помощью не обращается

2 балла – требования выполняет формально, не заинтересован в общении с учителем

1балл – избегает контакта с учителем

0 баллов – общение с учителем приводит к отрицательным эмоциям

6.Эмоциональное благополучие

5 баллов – хорошее настроение часто улыбается, смеётся

4 балла – спокойное эмоциональное настроение

3 балла – эпизодическое проявление сниженного настроения

2 балла – проявляет отрицательные эмоции (тревожности, огорчение, страх, обидчивость)

1балл – депрессивное настроение

0 баллов – агрессивные проявления по отношению к учителю и одноклассникам

Протокол изучения социально – психологической адаптации

Класс ___________

Общий балл, вывод