Рабочая программа 6-8 классы музыка

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


I. Пояснительная записка.


Рабочая программа разработана в соответствии с нормативными документами :

приказом Министерства образовании РФ от 5 марта 2004 года №1089 ««Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»,письма Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки от7 июля 2005 года №03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана, приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №1897 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

Программа составлена в соответствии с требованиями ФОГС(Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009года№337): на основе рабочей программы

1.Примерная программа по музыке//Примерные программы по учебным предметам. Музыка, 5-7 классы. Искусство. 8-9классы:проект.- 2-е изд., –М.:Просвещение, 2011.- (Стандарты второго поколения).

2.Рабочая программа для общеобразовательных учреждений Искусство. Музыка5-9 классы авторы В. В Алеева, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак 2-е изд.,- М.:Дрофа, 2013.-С345: основной образовательной программы МБОУСОШ №17 ст . Выселки


- Музыка.5кл.:учеб.для общеобразоват. учрежднний /Т.И.Науменко, В.В.Алеев .- 12- е изд., стериотип.-М.: Дрофа, 2011.-190, [2]с.:ил., нот

- Музыка. Дневник музыкальных наблюдений. 5 класс / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007г.

- Музыка. 5 класс. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учебно-методическое пособие /Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005г.

-Музыка. 5 класс. [электронный ресурс]:фонохрестоматия на 2CD /Т. И. Науменко, В.В.Алеев.-М.:Дрофа, 2010.- 2 электрон. опт. диска ( СD-Rom).

- Музыка.6 кл: учаб.для общеобразоват. Учреждений /Т. И. Науменко, В. В. Алеев.-11-е изд. стереотип.-М.: Дрофа, 2011.-159.[1]c.:ил, нот.

Учебник Музыка 7 кл. -Т. И. Науменко, В.В.Алеев.-10-е изд., стериотип. М.: Дрофа, 2011.-157,[3]с.:ил. нот.








Рабочая программа «Музыка» для 5—8 классов предназначена для общеобразовательных учреждений раз­личного типа. Она разработана на основе современных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования..

Данную программу характеризует глубинная взаимосвязь с программой для 1-4 классов, проявляющихся в единстве и развитии методологических и методических подходов , в координации тематического музыкального материала.

Как и программа для начальной школы, настоящая программа опирается на позитивные традиции в области музыкально-эстетического развития школьников, сложившиеся в отечественной педагогике. Учитываются концептуальные положения программы, разработанной под научным руководством Д.Б.Кабалевского, в частности тот важнейший объединяющий момент, который связан с введением темы года.

Концепция настоящей программы, ее содержание, структура и принципы

отбора музыкального материала, выстраивание литературного и изобразительного рядов во многом представляют предмет самостоятельной авторской разработки. При сохранении подхода к музыке как к части общей культуры школьника, программа нацелена на углубление идеи многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности – литературой, изобразительным искусством, историей мировой художественной культурой, русским языком, природоведением.

Другие отличительные особенности программы отразились:

- во взгляде на музыку с точки зрения ее эстетической ценности, но и с позиции универсального значения в мире , когда музыка раскрывает во всем богатстве свои граней, врастающих в различные сферы бытия, - природу, обычаи, верования, человеческие отношения, фантазии, чувства;

- в системном погружении в проблематику музыкального содержания;

- в рассмотрении музыкального искусства с точки зрения стилевого подхода, применяемого с учетом научных достижений в области эстетики, литературоведения, языкознания;

- в углублении идеи музыкального образования при помощи учебника («Книга открывает мир»);

- в обновлённом музыкальном материале, а так же ведении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов.

ЦЕЛЬ предмета «Музыка» в основной школе заключается в духовно-нравственном воспитании школьников через при­общение к музыкальной культуре как важнейшему компо­ненту гармонического формирования личности.

ЗАДАЧИ музыкального образования направлены на реа­лизацию цели программы и состоят в следующем:

научить школьников воспринимать музыку как неотъ­емлемую часть жизни человека («Без музыки земля — пустой, недостроенный дом, в котором никто не жи­вет»);

содействовать развитию внимательного и доброго отно­шения к окружающему миру;

воспитывать эмоциональную отзывчивость к музы­кальным явлениям, потребность в музыкальных пережива­ниях;

  • развивать интеллектуальный потенциал;

  • всемерно способствовать развитию интереса к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в раз­мышлениях о музыке, собственном творчестве пении, инст­рументальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных про­изведений, подборе поэтических и живописных произведе­ний к изучаемой музыке, выполнении «музыкальных ри­сунков», художественно-творческой практике применения информационно-коммуникационных технологий;

  • способствовать формированию слушательской культу­ры школьников на основе приобщения к вершинным дости­жениям музыкального искусства;

  • научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности (литерату­рой и изобразительным искусством) на основе вновь приоб­ретенных знаний;

- сформировать систему знаний, нацеленных на осмыс­ленное восприятие музыкальных произведений (обобщенное понимание характерных признаков музыкально-историче­ских стилей, знание наиболее значительных музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание глубокой взаимосвязи между содержанием и фор­мой в музыкальном искусстве). Настоящая программа предусматривает решение важной задачи, заключающейся в постепенном воспитании культуры мышления и речи. характера и широкой гуманитарной направленности предмета. Столь серьезный подход к музыкальному образованию требовал адекватного методологического обоснования . Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и подходов. Среди них метод междисциплинарных взаимодействий , стилевой подход, системный подход, метод проблемного обучения.

Важнейшим методом программы является метод междисциплинарного взаимодействия, позволяющий включить в его пределы значительный круг учебных дисциплин – литературу, ИЗО, историю, русский язык, природоведение.

Культурологический подход, имеющий существенное значение в концепции курса, дает возможность рассмотреть музыкальные феномены в широком пространстве инохудожественных, социокультурных предпосылок. Его применение позволяет дать оценку таким явлениям, какими стали в ХХ веке авторская песня, рок-музыка многие иные формы музицирования. Данный подход позволил объективно охарактеризовать природу многих видов музыкального творчества, возникших не в ходе музыкальной эволюции, а обусловленных сложным сочетанием исторических, политических, социальных и жизненных обстоятельств.

Системный подход , как и в программе 1-4 классов, выполняет роль главного «координатора» в целостном методологическом пространстве. Его использование помогает организовать важнейшие компоненты программы – ее тематизм, музыкальный и фоновый материал, виды практической деятельности.

Подсистемы, соответствующие годам обучения в основной школе, получают отражение в каждой из тем года:

5 класс – «Музыка и другие виды искусства»;

6 класс - «В чем сила музыки»;

7 класс - «Содержание и форма в музыке»;

8 класс - « Традиции и современность в музыке».

  • Каждая из тем обладает самостоятельностью и законченностью; одновременно с этим все темы выступают как звенья единой содержательной концепции.


2.Общая характеристика учебного предмета

Вторая ступень музыкального образования логически развивает идею начальной школы – становление основ музыкальной культуры учащихся. Музыкальное образование в основной школе способствует формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Изучение предмета «Музыка» направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства, опыта музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретённых в начальной школе в процессе занятий музыкой.

Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.

Содержание 6 класса отражает проблему художе­ственного воздействия музыки. (тема года «В чем сила музыки»). Содержание, художественный материал, разбор музыкальных произведений нацелены на общую за­дачу: раскрыть значение музыки как феномена, обла­дающего огромной силой воздействия на человека, способного оказывать облагораживающее и возвы­шающее влияние на формирование человеческой лич­ности. Программа обращена глав­ным образом к музыке, ее специфике, воплощенной в средствах музыкальной выразительности. Ритм, ме­лодия, гармония, полифонические жанры и приемы, фактура, тембры, динамика предстают не просто как средства музыкального языка, но и как выразители многообразного мира чувств, настроений и характе­ров.

В 7 классе актуализируется проблема, связанная с взаимодействием содержания и формы в музыке ( тема года «Содержание и форма в музыке».) Подробно разбирается и доказывается, что содержание и форма в музыке неразрывно связаны между собой, образуя « магическую единственность» художественного замысла и его воплощения. Что такое музыкальное содержание? Из чего оно складывается? Что представляет собой музыкальный образ? Как музыкальные жанры влияют на содержание музыкального произведения . Вторая часть посвящена выявлению сущности определения «форма в музыке». Что такое музыкальная форма, музыкальная драматургия и чем она отличается от музыкальной композиции? Как проявляет себя музыкальная драматургия в миниатюре и крупных музыкальных жанрах – опере, балете.

Главная тема 8 класса « Традиции и современность в музыке» обращена к воплощению в музыке проблемы вечной связи времен. Музыкальное искусство рассматривается сквозь призму вековых традиций, продолжающих свою жизни и поныне. За основу берутся вечные темы искусства – мир сказки и мифа, мир человеческих чувств, мир духовных поисков, предстающие в единстве прошлого и настоящего, и утверждающие тем самым их непреходящее значение для музыкального искусства.


Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, развитие музыкального мышления, формирование представления о музыке как о виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.

Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных пластов музыкального искусства (фольк­лор, духовная музыка, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных компози­торов) и их взаимодействия с произведениями других видов искусства.

Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направле­ны на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнитель­ской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое инто­нирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т. д.), инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства. Помимо испол­нительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полю­бившихся музыкальных произведений), в самостоятельной индивидуальной и коллективной ис­следовательской (проектной) деятельности и др.

В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты.


При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются: I – слушание музыки, II – выполнение проблемно-творческих заданий, III – хоровое пение. Организация видов деятельности предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта – учебника, дневника музыкальных наблюдений, нотных хрестоматий для учителя, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника.

Слушание музыки предваряется вступительным комментарием учителя, в котором ставится главная пробле­ма урока, освещаются ее основные аспекты. В качестве худо­жественного материала могут привлекаться литературно-поэтические фрагменты, а также произведения изобрази­тельного искусства, приводимые в учебнике. Их цель — при­дать большую многомерность в освещении изучаемой темы. Прослушивание музыкальных произведений по фонохресто-матии (в исполнении учителя) органично переходит в беседу о музыке в опоре на методы размышления и обобщения, под­робно разработанные в программе под научным руководст­вом Д. Б. Кабалевского.

Содержательный вектор размышлений о музыке с после­дующим закрепляющим обобщением во многом определяет­ся содержанием проблемных вопросов, приведенных в па­раграфах учебников. Очень важно, чтобы размышления о музыке не превращались в субъективно-интерпретаторскую деятельность учащихся, а носили целенаправленный харак­тер, обусловленный содержанием темы.

Выполнение проблемно-творческих зада­ний осуществляется учащимися в дневниках музыкальных впечатлений (размышлений). Этот вид практической деятель­ности предназначается для работы как на уроке, так и дома.

В классе ребятам предлагаются задания, не требующие сколько-нибудь продолжительных затрат во времени. На­пример:

выделить в стихотворении различные содержательные пласты (6 класс. Раздел «Полифония»);

  • определить контраст «динамического звучания» двух стихотворений (6 класс. Раздел «Динамика) и т. д.

Кроме подобных заданий, выполняемых школьниками на уроке, в дневнике приводятся также проверочные задания-тесты, направленные на диагностику усвоенного материала.

В качестве домашней работы могут быть предложены творческие задания по созданию рисунков к пройденным му­зыкальным произведениям, а также по подбору стихотворе­ний о музыке.

Хоровое пение продолжает развитие общего содер­жания урока. Песенный репертуар составлен с учетом мак­симального тематического соответствия содержанию про­граммы. Этому способствуют скоординированные проблем­ные вопросы, представленные в учебниках и песенных разделах дневников.

Овладение школьниками необходимыми певческими уме­ниями и навыками, отраженными в требованиях програм­мы, происходит в процессе работы над песенным реперту­аром.


3.Описание места учебного предмета в учебном плане


В соответствии с учебным планом МБОУСОШ№10 учебный предмет «Музыка» изучается с 6 по 8 класс по одному часу в неделю. Общий объем учебного времени составляет 102 часа.



4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценностные ориентиры содержания курса заключаются:

- в формировании и воспитании у обучающихся веры в Россию, чувство личной ответственности за Отечество;

- в формировании чувства патриотизма и гражданской солидарности;

- в формировании разностороннего, интеллектуально-творческого и духовного развития;

- в формировании основ художественного мышления;

- в ориентации на успешную социализацию растущего человека, становления его активной жизненной позиции, готовности к взаимодействию и сотрудничеству в современном поликультурном пространстве, ответственности за будущее культурное наследие.









5.Тематическое планирование

6 класс ( 34 часа )


Тема года « В чем сила музыки»

  1. Музыка души (1час)

Постановка проблемы, связанной с изучением главной темы года . Важнейшие аспекты эмоционального воздействия музыки на человека.

Художественный материал:

Поэзия: Е.Винокуров Есть внутренняя музыка души…

Живопись: И.Левитан Вечер. Золотой плёс; Г.Сорока Вид на плотину.

Музыка: Е.Дога Вальс из к-ф Мой ласковый и нежный зверь(слушаие);

Песенный репертуар: М.Дунаевский стихи Н.Олева Цветные сны.(пение)

« Тысяча миров музыки»

2.Наш вечный спутник ( 1 час)

Мир музыки, сопровождающих человека на протяжении всей его жизни. Мир вещей и мир музыки(соотношение материального и духовного в жизни человека)

Музыкальный материал:

И.Брамс Симфония №3, 3 часть, фрагмент (слушание).

3.Искусство и фантазия (1 час)

Реальность и фантазия в жизни человека. Претворение творческого воображения в произведениях искусства ( на примере вальса-фантазии М.И.Глинки)

Музыкальный материал :

М.Глинка Вальс-фантазия .Фрагмент (слушание); Г.Струве стихи К.Ибряева Школьный корабль (пение); А.Рыбников стихи И.Кохановского Ты мне веришь (пение).

4.Искусство – память человечества (1час)

Возвращение к темам, сюжетам и образам в произведениях искусства различных времен. Легенда о Лете и Мнемозине. Ощущение времени в произведениях искусства ( на примере пьесы «Старый замок» из фортепианного цикла « Картинки с выставки» М.Мусоргского ). Важнейшие эпохи в истории культуры.

Художественный материал:

Живопись и архитектура: Рафаэль Парнас. Аполлон и музы. Фрагмент «Группа муз»; Храм Афины Афеи на Эгине; Э.Гау Павильонный зал. Государственный Эрмитаж; Ш.Э. Корбюзье Капелла Нотр дам дю-О. Роншан.

Музыка: М.Мусоргский «Старый замок» из фортепианного цикла «Картинки с выставки» (слушание);

Песенный материал: С.Соснин стихи Я.Серпина Победа (пение).

5. Какой бывает музыка(1 час)

Характер всеобщего воздействия музыки ( на примере второй части Симфонии №7 Л.Бетховена и Антракта к 3 действию из оперы «Лоэнгрин» Р.Вагнера).

Музыкальный материал: Л.Бетховен Симфония №7 . 2 часть.Фрагмент ( слушание); Р.Вагнер Антракт к 3 действию из оперы «Лоэнгрин» (слушание); А.Калныньш стихи В.Пурвса Музыка (пение)

6.Волшебная сила музыки ( 1 час)

Роль музыки и музыкантов в эпоху Античности. Многоплановость художественных смыслов в музыке оркестрового ноктюрна «Сирены» К.Дебюсси.

Музыкальный материал: К.Дебюсси Сирены из симфонического цикла «Ноктюрны», фрагмент (слушание).

7. Музыка объединяет людей ( 1 час)

Созидательная сила музыки ( на примере мифа о строительстве города Фивы). Преобразующее воздействие музыки(на примере оды Пиндара). Идея человечества и человечности в Симфонии №9 Л.Бетховена.

Музыкальный материал: Л.Бетховен Симфония №9, 4 часть. Фрагмент (слушание);

Г.Струве. стихи Н.Соловьёвой Спасем наш мир (пение).


8. Музыка объединяет людей ( 1 час)( Продолжение)

Созидательная сила музыки ( на примере мифа о строительстве города Фивы). Преобразующее воздействие музыки(на примере оды Пиндара). Идея человечества и человечности в Симфонии №9 Л.Бетховена.

Музыкальный материал: Л.Бетховен Симфония №9, 4 часть. Фрагмент (слушание);

Г.Струве. стихи Н.Соловьёвой Спасем наш мир (пение

9. Заключительный урок.( 1 час)

Как создаётся музыкальное произведение

10.Единство музыкального произведения (1час)

В чем проявляются традиции и новаторство в музыкальном произведении. Средства музыкальной выразительности, их роль в создании музыкального произведения ( на примере Антракта к 3 действию из опер «Лоэнгрин « Р.Вагнера).

Музыкальный материал:

Р. Вагнер Антракт к 3 действию из оперы «Лоэнгрин» (слушание);

Я.Дубровин стихи В.Суслова Всюду музыка живет (пение).

Ритм (6 часов)

11. « В начале был ритм» (1 час)

Многообразное проявление ритма в окружающем мире, Ритм – изначальная форма связи человека с окружающей жизнью, Порядок, симметрия – коренные свойства ритма. Жанровая специфика музыкальных ритмов: ритм вальса ( на примере в вальса И.Штрауса «Сказки Венского леса».

Музыкальный материал:

И.Штраус вальс «Сказки Венского леса» ( слушание);

М.Дунаевский «Непогода» из к-ф «Мэри Поппинс, до свидания!»(пение).

12. О чем рассказывает музыкальный ритм (1 час)

Разнообразие претворения трехдольности в танцевальных жанрах. Своеобразие ритма мазурки ( на примере полонеза ля мажор опус 40 №1 Ф.Шопена). Претворение испанских народных ритмов в Болеро М.Равеля.

Музыкальный материал:

Ф.Шопен. Мазурка си-бемоль мажор, №1 соч. 7 Фрагмент ( слушание); Ф.Шопен, Полонез ля мажор соч. 40 №1 Фрагмент ( слушание);

М.Равель, Болеро (слушание); Г.Струве стихи А.Барто Бьют там-тамы. Из кантат для хора и солиста «Голубь мира» (пение, музыкально-ритмические движения).

13. О чем рассказывает музыкальный ритм (1час) Продолжение.

Разнообразие претворения трехдольности в танцевальных жанрах. Своеобразие ритма мазурки ( на примере полонеза ля мажор опус 40 №1 Ф.Шопена). Претворение испанских народных ритмов в Болеро М.Равеля.

Музыкальный материал:

Ф.Шопен. Мазурка си-бемоль мажор, №1 соч. 7 Фрагмент ( слушание); Ф.Шопен, Полонез ля мажор соч. 40 №1 Фрагмент ( слушание);

М.Равель, Болеро (слушание); Г.Струве стихи А.Барто Бьют там-тамы. Из кантат для хора и солиста «Голубь мира» (пение, музыкально-ритмические движения).

14.Диалог метра и ритма (1 час)

Отличие между метром и ритмом . Особенности взаимодействия между метром и ритмом в «Танце с саблями » из балета Гаяне А.Хачатуряна. Роль ритмической интонации в симфонии №5 Л.Бетховена.

Музыкальный материал:

А.Хачатурян, Танец с саблями из балета Гаяне (слушание);

Л.Бетховен, Симфония №5 часть 1 Фрагмент (слушание);

П.Аедоницкой стихи И.Романовского Добрая столица (пение); М.Славкин стихи Э.Фарджен Новый год (пение).

15. От Адажио к Престо (1 час)

Основные темпы в музыке. Зависимость музыкального темпа от характера музыкального произведения. Медленные величественные темпы как выразители углублённых образов ( на примере органной хоральной прелюдии «Я взываю к Тебе, Господи» И.Баха). Зажигательный народный танец Италии Тарантелла ( на примере Неаполитанской тарантеллы Дж.Россини).Изменение темпов в музыкальном произведении (на примере фрагмента «Поёт зима, аукает» из поэмы Памяти Сергея Есенина,

Г.Свиридова).

Музыкальный материал:

И.Бах Органная прелюдия « Я взываю к Тебе Господи» опус 639 (слушание); Дж. Россини стихи К.Пеполи Неаполитанская тарантелла (слушание); Г.Свиридов Поёт зима из поэмы «Памяти Сергея Есенина» (слушание); И.Бах обработка В.Попова русский текст Я.Родионова Нам день приносит свет зари…(пение);Е.Крылатов стихи Л.Дербенёва Три белых коня (пение).


16. От Адажио к Престо (1 час) Продолжение.

Основные темпы в музыке. Зависимость музыкального темпа от характера музыкального произведения. Медленные величественные темпы как выразители углублённых образов ( на примере органной хоральной прелюдии «Я взываю к Тебе, Господи» И.Баха). Зажигательный народный танец Италии Тарантелла ( на примере Неаполитанской тарантеллы Дж.Россини).Изменение темпов в музыкальном произведении (на примере фрагмента «Поёт зима, аукает» из поэмы Памяти Сергея Есенина,

Г.Свиридова).

Музыкальный материал:

И.Бах Органная прелюдия « Я взываю к Тебе Господи» опус 639 (слушание); Дж. Россини стихи К.Пеполи Неаполитанская тарантелла (слушание); Г.Свиридов Поёт зима из поэмы «Памяти Сергея Есенина» (слушание); И.Бах обработка В.Попова русский текст Я.Родионова Нам день приносит свет зари…(пение);Е.Крылатов стихи Л.Дербенёва Три белых коня (пение).

Мелодия (3 часа)

17 . Мелодия – душа музыки ( 1 час)

Мелодия – важнейшее средство музыкальной выразительности. Мелодия как синоним прекрасного. Проникновенность лирической мелодии в «Серенаде» Ф.Шуберта.

Музыкальный материал:

Ф.Шуберт стихи Л.Рельштаба Серенада (слушание); Е.Крылатов стихи Ю.Энтина Прекрасное далёко (пение).

18. Мелодией одной звучат печаль и радость (1 час)

Свет и радость в «Маленькой ночной серенаде» В.Моцарта. Разноплановость художественных образов в творчестве В.Моцарта; выражение скорби и печли (на примере «Лакримоза» из Реквиема В.Моцарта)

Музыкальный материал:

В.А.Моцарт «Маленькая ночная серенада.1 часть Фрагмент; В.Моцарт. Реквием. Лакримоза (слушание); вокализ на тему Лакримоза В.Моцарта, обработка Д. Кабалевского ( пение).

19. Мелодия «угадывает» нас самих (1час)

Взаимодействие национальных культур в музыкальных произведениях. «Русское» в балете «Щелкунчик» П.Чайковского. Сила чувств, глубокая эмоциональность мелодии П.Чайковского ( на примере Па-де-де из балета «Щелкунчик»).

Музыкальный материал:

П.Чайковский Па-де-де из балета «Щелкунчик» (слушание); П.Чайковский стихи А.Майкова Апрель, Подснежник. Из фортепианного цикла «Времена года». Обработка А.Кожевникова (пение); П.Чайковский стихи Лунина

«Утренняя молитва» из «Детского альбома» (пение).

20. Что такое гармония в музыке (1 час)

Многозначность понятия гармония. Что такое гармония в музыке . Покой и равновесие музыкальной гармонии в Прелюдии До мажор из 1 тома «ХТК» И.С.Баха.

Музыкальный материал:

И.С.Бах Прелюдия до-мажор из 1 тома «ХТК» ( слушание);

Г.Струве стихи И.Исаковой «Музыка» (пение).

21. Два начала гармонии (1 час)

Гармония как единство противоположных начал. Миф о Гармонии. Двойственная природа музыкальной гармонии (взаимодействия мажора и минор В.А.Моцартаа, устойчивых и неустойчивых аккордов). Игра света и тени в Симфонии №40 В.А.Моцарта.

Музыкальный материал:

В.А.Моцарт Симфония №40 1 часть Фрагмент (слушание);

Ю.Тугаринов стихи В. Пальчинскайте Веселая история (пение).

22. Эмоциональный мир музыкальной гпрмонии(1 час)

Гармония как важнейший фактор музыкальной драматургии в опере Ж Бизе «Кармен» Применение композитором метода «забегания вперед» в увертюре произведения; роль темы роковой страсти в дальнейшем развитии оперы. Ладовый контраст между темами увертюры и темой роковой страсти. (Содержание роковой темы следует рассматривать одновременно и как первое введение в тему 7 класса «Музыкальная драмагургия».

Художественный материал:

Поэзия: А.Блок Поэтический цикл «Кармен» фрагмент;

Музыка: Ж.Бизе Увертюра к опере «Кармен» ( слушание);

Песенный репертуар: Праздничный вечер. Голландская народная пеня русский текст К.Алемасовой обработка В.Попова (пение).

23. Красочность музыкальной гармонии (1 час)

Усиление красочности музыкальной гармонии в произведениях, написанных на сказочно-фантастические сюжеты. Мозаика красок и звуков в « Шествии чуд морских» из оперы «Садко» Н.Римского-Корсакова. Всегда ли гармонична музыкальная гармония. Что такое дисгагмония. Причины ее возникновения.

Музыкальный материал:

Н.Римский-Корсаков Шествие чуд морских из оперы «Садко» (слушание)

Полифония -2 часа

24. Мир образов полифонической музыки (1 час)

Смысл понятия «полифония» Выдающие композиторы-полифонисты. Эмоциональный строй полифонической музыки. Полифоническая музыка в храме. Жанр канона: его отличительные особенности. Полифонический прием «Имитация» ( на примере канона В.Моцарта «Да будет мир»

Музыкальный материал:

И.С.Бах Органная хоральная прелюдия « Я взываю к Тебе. Господи!» опус 639 (слушание); В.А.Моцарт Dona nobis pacem «Да будет мир» (пение);

Камертон Норвежская народная песня, обработка Г.Струве (пение).

25. Философия фуги (1час)

Фуга как высшая форма полифонического произведения. Интеллектуальный смысл жанра фуги. Круг образов, получивши воплощение в жанре фуги. И.С.Бах Органная Токката и фуга ре минор.

Художественный материл:

Живопись: М.Чюрлёнис Фуга;

Музыка: И.С.Бах Токката и фуга ре минор для органа (слушание);

Песенный репертуар : Во поле берёза стояла Русская народная песня в обработке Г.Струве (пение); Во сыром бору тропина Русская народная пеня (пение).

Фактура (2 часа)

26.Какой бывает музыкальная фактура (1 час)

Фактура как способ изложения музыки. Различные варианты фактурного воплощения ( на примере фрагментов нотной записи в учебнике, с.99-100)

Одноголосная фактура ( на примере Первой песни Леля из оперы «Снегурочка» Н.Римского-Корсакова). Мелодия с сопровождением ( на примере романса С.Рахманинова «Сирень» ). Фактурный узор: зрительное сходство фактурного рисунка в аккомпанементе с формой цветка сирени.

Музыкальный материал:

Н.Римский-Корсаков Первая песня Леля из оперы «Снегурочка» ( в исполнении учителя)(слушание); С.Рахманинов, стихи Е.Бекетовой Сирень (слушание); Г.Струве стихи С.Маршака Пожелание друзьям (пение); Е.Крылатов стихи Ю.Энтина До чего дошел прогресс! (пение).

27. Пространство фактуры (1 час)

Стремительное движение фигурационной фактуры в романсе С.Рахманинова «Весенние воды». Пространство фактуры во фрагменте «Утро в горах» из оперы «Кармен» Ж.Бизе.

Музыкальный материал:

С.Рахманинов стихи Ф.Тютчева Весенние воды (слушание); Ж.Бизе Утро в горах. Антракт к 3 действию оперы Кармен (слушание).

Тембры ( 3 часа)

28. Тембры – музыкальные краски (1 час)

Выражение настроений окружающего мира в музыке через тембры. Характерность тембров скрипки (на примере «Шахерезады» из симфонической сюиты « Шахерезада» Н.Римского – Корсакова и Полета шмеля из оперы «Сказка о царе Солтане» Н.Римского-Корсакова); виолончели ( на примере Вокализа С.Рахманинова в переложении для виолончели и ф-но); флейты ( на примере «Шутки» И.Баха из сюиты №2 для оркестра);

Музыкальный материал:

Н.Римский-Корсаков Тема Шахерезады из симфонии «Шахерезада» (слушание); Н.А.Римский-Корсаков Полет шмеля из оперы «Сказка о царе «Солтане» (слушание); С.Рахманинов Вокализ ( в переложении для виолончели и фортепиано (слушание); и.С.Бах Шутка из сюиты №2 для оркестра (слушание); М.Славкин стихи И.Пивоваровой Скрипка (пение)

29. Соло и тутти (1 час)

Сочетание тембров музыкальных инструментов. Симфонический оркестр, его инструментальные группы. Выразительные и изобразительные возможности отдельных тембров и тембровых сочетаний (на примере фрагмента «Три чуда» из оперы Сказка о Царе Солтане» Н.Римского-Корсакова);

Музыкальный материал:

Н.Римский-Корсаков Три чуда из оперы «Сказка о царе Солтане» (слушание), Музыканты Немецкая народная песня (пение).

Динамика (2 часа)

30. Громкость и тишина в музыке (1 час)

Выражение композиторами звуков природы в музыкальной динамике. Динамические нарастания и спады в Шестой «Пасторальной» симфонии Л.Бетховена (на примере 4 части «Гроза . Буря»).

Музыкальный материал:

Л.Бетховен Симфония №6 «»Пасторальная» ;4 часть «Гроза.Буря» (слушание); Ночной костер .Хоровая обработка «Венгерского танца» №1 И.Брамса, выполненная В.Алеевым стихи З Александровой (пение).

31. Тонкая палитра оттенков (1 час)

Выразительные возможности динамики в литературе и музыке. Роль динамических нюансов в создании образа лунной ночи ( на примере пьесы К.Дебюсси «Лунный свет»). Изобразительная роль динамики при характеристике музыкальных персонажей ( на примере фрагмента произведения «Пробуждение птиц» О.Мессиана).

Музыкальный материал:

К.Дебюсси Лунный свет. Из Бергамасской сюиты (слушание); О.Мессиан Пробуждение птиц. Фрагмент ( слушание); М.Минков стихи Ю.Энтина Дорога добра (пение).

Чудесная тайна музыки -2 часа

32. По законам красоты (1 час)

Преобразующее значение музыки. Необходимость сохранения и укрепления духовных запросов человека. Выражение в музыке правды, красоты и гармонии ( на примере пьесы «Лебедь» из фортепианного цикла «Карнавал животных» К.Сен-Санса). Различный смысл выражений «слушать музыку» и «слышать музыку».Драматургическая роль музыки в театральных спектаклях, к-фильмах, телевизионных передачах. Выражение глубин и благородства художественного образа в Адажио Т.Альбинони. Созидание по законам красоты.

Музыкальный материал:

К.Сен-Санс Лебедь из фортепианного цикла «Карнавал животных» (слушание); Т.Альбинони Адажио (слушание).


33. По законам красоты (1 час) (Продолжение)

Преобразующее значение музыки. Необходимость сохранения и укрепления духовных запросов человека. Выражение в музыке правды, красоты и гармонии ( на примере пьесы «Лебедь» из фортепианного цикла «Карнавал животных» К.Сен-Санса). Различный смысл выражений «слушать музыку» и «слышать музыку».Драматургическая роль музыки в театральных спектаклях, к-фильмах, телевизионных передачах. Выражение глубин и благородства художественного образа в Адажио Т.Альбинони. Созидание по законам красоты.

Музыкальный материал:

К.Сен-Санс Лебедь из фортепианного цикла «Карнавал животных» (слушание); Т.Альбинони Адажио (слушание).

34. В чем сила музыки (заключение)(1 час)

Коллективное обсуждение вопросов, обобщающих главную тему года: «В чем сила музыки», «Музыка воспитывает в человеке доброе и светлое», «В чем причина долговечности искусства».


7 класс ( 34 часа )

Тема года: « Содержание и форма в музыке»

1. «Магическая единственность» музыкального произведения (1 час)

Постановка проблемы, связанной с изучением главной темы года. Воплощение глубинной сущности явлений в произведениях искусства – важнейший критерий подлинного творчества. Что составляет магическую единственность замысла и его воплощения.

Художественный материал :

Поэзия Ф.Тютчев Не то, что мните вы, природа…

Живопись: И.Репин, И Айвазовский Пушкин у моря.

Музыка: А.Вивальди Лето 3 часть из цикла «Четыре концерта для скрипки с оркестром «Времена года» ( слушание);

Песенный репертуар: Ю.Шевчук Что такое осень (пение).


« СОДЕРЖАНИЕ В МУЗЫКЕ»

2.Музыку трудно объяснить словами (1 час)

Почему музыку трудно объяснить словами . Способность музыки выражать без слов чувства человека, его внутренний мир.

Музыкальный материал:

Ш.Азнавур Вечна любовь (слушание); Я.Дубравин слова М.Пляцковского Когда играет музыкант ( пение).

3. Что такое музыкальное содержание(1 час)

Особенности воплощения содержания в литературе, ИЗО, музыке. «Загадки»содержания художественного произведения. Роль деталей в искусстве.

Художественный материал:

Живопись: С. Дель Пьомбо Несение креста.

Музыка: Т.Альбинони Адажио (слушание)

Песенный репертуар: Ю.Мигуля Быть человеком (пение).

4. М.Таривердиев «Маленький принц»(1 час)

Особенности воплощения содержания в литературе, ИЗО, музыке. «Загадки»содержания художественного произведения. Роль деталей в искусстве.

Художественный материал:

Живопись: С. Дель Пьомбо Несение креста.

Музыка: Т.Альбинони Адажио (слушание)

Песенный репертуар: Ю.Мигуля Быть человеком (пение).

Каким бывает музыкальное содержание (4 часа)

5. Музыка, которую необходимо объяснить словами (1 час)

Обобщение – важнейшее свойство музыкального содержания ( на примере 1 части Лунной сонаты Л.Бетховена).

Музыкальный материал:

Л.Бетховен Соната №14 для ф-но 1 часть (слушание);Л.Бетховен, русский текст Э.Александровой Дружба (пение).

Воплощение содержания в произведениях программной музыки. Программность обобщающего характера ( на примере концерта «Зима» их цикла « Четыре концерта для скрипки с оркестром» А.Вивальди).

Музыкальный материал

А.Вивальди Зима, 1 часть Из цикла Четыре концерта для скрипки с оркестром «Времена года» (слушание); Е.Подгайц Осенний вокализ (пение).

6. Ноябрьский образ в пьесе П.Чайковского (1 час)

Свойства программности – расширять и углублять музыкальное содержание. Соотнесение образов поэтического и музыкального произведения ( на примере стихотворения Н.Некрасова «Тройка» и пьесы П.Чайковского «На тройке» из фортепианного цикла Времена года )

Художественный материал:

Поэзия: Н.Некрасов «Тройка» фрагмент;

Музыка: П.Чайковски Ноябрь На тройке. Из фортепианного цикла «Времена года» (слушание);

Песенный репертуар: А.Ермолов стихи А.Бочковской Осенний блюз (пение).

7. Восточная тема у Н.Римского-Корсакова « Шахерезада» ( 1 час)

Тема востока в творчестве русских композиторов .Воплощение конкретизирующей программности в музыкальных образах, темах, интонациях ( на примере 1 части из симфонической сюиты «Шахерезада» Н.Римского-Корсакова).

Музыкальный материал:

Н.Римский-Корсаков Симфоническая сюита «Шахерезада» 1 часть (слушание); М.Магомаев стихи А.Горохова Шахерезада (пение).

8. Когда музыка не нуждается в словах (1 час)

Осуществление музыкального содержания в условиях отсутствия литературной программы. Коллективное обсуждение вопроса, связанного с воплощением музыкального образа Этюда ре-диез минор, соч.8 №12 (интерпретация В.Горовица).

Музыкальный материал:

А.Скрябин Этюд ре-диез минор, соч.8 №12 (слушание), А.Варламов стихи М.Лермонтова Горные вершины (пение)

9.Заключительный урок

Музыкальный образ (3 часа)

10. Лирические образы в музыке (1 час)

Воплощение содержания в художественных произведениях малой и крупной формы (на примере картин «Юный нищий» Э.Мурильо и «Триумф Цезаря» А.Мантенья ).Связь между образами художественных произведений и формами их воплощения. Выражение единого образа в форме миниатюры. Особенности лирического художественного образа. Мотивы печали и прощания в прелюдии соль-диез минор, соч.32 №12 С.Рахманинова.

Художественный материал:

Живопись: Э.Мурильо Юный нищий; А.Монтенья Триумф Цезаря; И.Левитан Золотая осень.

Поэзия: Н.Рубцов Журавли (фрагмент);

Музыка: С.Рахманинов Прелюдия соль-диез минор, соч.32№12 ( слушание)

Песенный репертуар: И.Милютин стихи Е.Долмановского Лирическая песенка из к-фильма Сердца четырёх (пение).

11. Драматические образы в музыке ( 1 час)

Характерные особенности драматических образов в музыке. Контраст образов, тем, средств художественной выразительности в музыке драматического характера ( на примере вокальной баллады «Лесной царь» Ф.Шуберта)

Музыкальный материал:

Ф.Шуберт стихи И.Гете Лесной царь (слушание); Г.Струве стихи Л.Кондратенко Матерям, погибших героев (пение).

12. Эпические образы в музыке (1час)

Русские былины, песни, причитания как источники эпического содержания в художественном произведении. Особенности экспонирования эпических образов в музыкальном искусстве ( на примере Вступления к опере «Садко» Н.Римского-Корсакова. Итоговое обобщение в рамках темы «Музыкальный образ».

Музыкальный материал :

Н.Римский –Корсаков Окиян-море синее. Вступление к опере «Садко» (слушание); Г.Струве стихи К.Ибряева Вечное детство (пение).


О чем «рассказывает» музыкальный жанр(4часа)

13. Память жанра (1час)

Способность музыкальных жанров вызывать определенные образные представления (ассоциативность жанра). Использование композиторами ассоциативных жанров для воплощения определенного содержания ( на примере Полонеза ля-бемоль мажор Ф.Шопена).

Музыкальный материал:

Ф.Шопен Полонез ля-бемоль мажор , соч.53 №6 фрагмент (слушание); Ты река ль, моя реченька русская народная песня, обработка Л.Лядовой (пение).

14. Такие разные песни, танцы марши (1 час)

Взаимодействие и взаимообогащение народных и профессиональных музыкальных жанров. Воплощение народной песенности в произведениях композиторов-классиков ( на примере финала Симфонии №4 П.Чайковского).

Музыкальный материал:

П.Чайковский Симфония №4. 4 часть фрагмент (слушание); Берковский В. И С.Никитин стихи М.Величанского Под музыку Вивальди (пение);


15. Ф.Шопен Вальс си- минор(1 час) Содержательность жанра марша. Общность и отличие в маршах из балета «Щелкунчик» и опера «Аида» Дж.Верди.

Музыкальный материал:

П.Чайковский Марш из балета «Щелкунчик» (слушание); Дж. Верди Марш из оперы «Аида» ( слушание).

16. П.Чайковский , Марш из балета «Щелкунчик»

Разнообразие вальсов. Череда сцен, действующих лиц состояний в Большом вальсе из оперы «Евгений Онегин» П.Чайковского. Состоятельность мечтательной грусти в Вальсе си минор Ф.Шопена.

Музыкальный материал:

П.Чайковский Вальс из оперы «Евгений Онегин» (слушание); Ф.Шопен Вальс си минор соч. 69 №2 (слушание).


Форма в музыке

Что такое музыкальная форма -3 часа

17. «Сюжеты» и «герои» музыкального произведения (1 час)

Особенности воплощения художественного замысла в различных видах искусства. Метафорический смысл понятия сюжет и герой по отношению к музыкальному произведению. Средства выразительности как главные носители содержания и формы в музыке.

Музыкальный материал:

Р.Вагнер Антракт к 3 действию из оперы «Лоэнгрин» ( слушание); Е.Крылатов стихи Н.Добронравова Я верю только мечтам и мачтам(пение).

18. «Художественная форма – это ставшее зримым содержание» (1 час)

Понимание музыкальной формы в узком и широком смысле. Единство содержания и формы – непременный закон искусства ( на примере стихотворения «Сонет в форме» В.Брюсова) Связь тональности музыкального произведения с его художественным замыслом, характером ( на примере Лакримоза» из Реквиема В.А.Моцарта и Серенады Ф.Шуберта).

Художественный материал:

Поэзия В.Брюсов «Сонет в форме»,

Живопись – архитектура - декоративно-прикладное искусство: Собор Нотр- Дам де Пари; Микеланджело Внутренний вид купола собора Св.Петра; Братья Лимбург Крещение. Из Роскошного часослова герцога Борийского; О.У.Пьюджин Готический диван; Вид лестницы Библиотеки Лауренциана.

Музыка: В.А.Моцарт Реквием. Лакримоза(слушание); Ф.Шуберт Серенада (слушание)

Песенный репертуар: А Зацепин стихи Дербенёва Л. Есть только миг из к-ф Земля Санникова ( пение)


19. От целого к деталям (1 час)Особенности претворения ладотанальности в Увертюре к опере «Свадьба Фигаро», В.А.Моцарта (торжественная жажда жизни). Выражение мотива тоски и оданочества в пьесе «Шарманщик» из вокального цикла «Зимний путь» Ф.Шуберта.

Музыкальный материал:

В.А.Моцарт Увертюра к опере «Свадьба Фигаро» (слушание); Ф.Шуберт Шарманщик из вокального цикла « Зимний путь» ( слушание); А. Рыбников стихи Р.Тагора «Последняя поэма» (слушание).

Музыкальная композиция ( 7 часов)

20. Какой бывает музыкальная композиция(1 час)

Причины (источники) обращения композиторов к большим и малым формам ( на примере 1 части Симфонии №5 Л.Бетховена и пьеса «Игра воды» М.Равеля). Общее и индивидуальное в музыкальной форме отдельно взятого произведения.

Музыкальный материал:

Л.Бетховен Симфония №5 1 часть (слушание); М.Равель Игра воды. Фрагмент (слушание); Л.Дубровин стихи М.Пляцковского Снежинка (пение).

21. Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах (1 час)

Музыкальная форма (период) , особенности его строения. Изысканность и лаконизм музыкального образа , воплощенного в форме музыкального периода ( на примере Прелюдии ля мажор Ф.Шопена).

Музыкальный материал:

Ф.Шопен Прелюдия ля мажор, соч.28, №7 (слушание), С.Баневич Пустьбудет радость в каждом доме. Финал оперы «История Кая и Герды» (пение);

22. Два напева в романсеМ.Глинки «Венецианская ночь» (двухчастная форма)(1час)

Композиционные повторы в искусстве как выражение ценности, симметрии устойчивой завершенности. Репризность как важная основа звуковой организации музыки ( на примере Венгерского танца №5 И.Брамса).


Художественный материал:

Архитектура: Собор Нотр-Дам в Париже.

Поэзия: А Фет Свеж и жушист твой роскошный венок…

Музыка: Венгерский танец №5 И.Брамса ( слушание).

23. Трёхчастность в «Ночной серенаде» Пушкина – Глинки: (1час) Куплетно-песенные жанры в рамках двухчастной формы. Запев и припев – главные структурные единицы вокальной двухчастной ( на примере романса «Венецианская ночь» М.Глинки) Особенности производного контраста ( воплощение двух граней одного художественного образа). Состояние душевного покоя, радости и очарования в звуках романса.

Музыкальный материал:

М.Глинка, стихи И.Козлова Венецианская ночь (слушание, пение).

Реализация музыкального образа в трехчастной форме ( на примере романса М.Глинки Я здесь, Инезилья…. Производный контраст между разделами формы. Выразительная роль деталей.

Музыкальный материал:

М.Глинка стихи А.Пушкина Я здесь, Инезилья…(слушание), А.Гречанинов стихи народные Призыв весны(пение).

24. Многомерность образа: форма Рондо (1 час)

Художественные особенности формы рондо ( на примере стихотворения В.Брюсова «Рондо»).Роль рефрена и эпизодов в форме рондо. Сопоставление двух содержательных планов в романсе «спящая княжна» А.Бородина. Многоплановость художественного образа в рондо «Джульетта девочка» из балета «Ромео и Джульетта» С.Прокофьева.

Художественный материал:

Поэзия: В.Брюсов Рондо;

Музыка: А.Бородин Спящая княжна (слушание, участие в исполнении); С.Прокофьев Джульетта-девочка из балета «Ромео и Джульетта»(слушание).


25. Многомерность образа: форма Рондо (1 час)Продолжение.

Художественные особенности формы рондо ( на примере стихотворения В.Брюсова «Рондо»).Роль рефрена и эпизодов в форме рондо. Сопоставление двух содержательных планов в романсе «спящая княжна» А.Бородина. Многоплановость художественного образа в рондо «Джульетта девочка» из балета «Ромео и Джульетта» С.Прокофьева.

Художественный материал:

Поэзия: В.Брюсов Рондо;

Музыка: А.Бородин Спящая княжна (слушание, участие в исполнении); С.Прокофьев Джульетта-девочка из балета «Ромео и Джульетта» (слушание).

26. Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии» Д.Шостаковича Д.Шостаковича: вариации (1 час)

Реализация принципа повторности и рзвития в форме вариаций. Динамика образа в «Эпизоде нашествия» из «Ленинградской» симфонии Д.Шостаковича. Обобщение по теме «Форма в музыке» (обновление содержания в рамках известных форм в процессе музыкального формообразования).

Художественный материал:

Поэзия: А Ахматова Первый дальнобойный в Ленинграде

Музыка: Д.Шостакович Симфония №7 «Ленинградская» 1 часть фрагмент. Эпизод нашествия (слушание);

Песенный репертуар: В.Синявский стихи В.Владимирова Благодарим, солдаты. Вас!(пение).

27.Заключительный урок

Музыкальная драматургия (7 часов)

28. Музыка в развитии(1час)

В чем состоит принципиальное отличие между музыкальной формой и музыкальной драматургией. Осуществление драматургии в форме музыкального произведения (процесс – результат) Особенности взаимодействия статики и динамики в пьесе «Старый замок» из фортепианного цикла «Картинки с выставки» М.Мусоргского.

Художественный материал:

Живопись: Школа П.дела Франческа Вид идеального города; А.Альдорфер Битва Александра.

Поэзия: Т.Готье Средневековье.

Музыка: М.Мусоргский Старый замок из цикла «Картинки с выставки» (слушание);

Песенный репертуар: А.Пахмутова стихи Р.Рождественского «Просьба» (пение).

29. Музыкальный порыв (1 час)

Порывы, мечта и фантазии в Фантастических пьесах Р.Шумана ( на примере пьесы Порыв) Рельеф и фон в драматургии пьесы «Порыв», их взаимодействие. Сравнение пьес « Старый замок» М.Мусогского и «Порыв» Р.Шумана с точки зрения воплощения музыкальной драматургии (статика и динамика ).

Музыкальный материал:

Р.Шуман «Порыв» из фортепианного цикла «Фантастические пьесы» (слушание)

30. Движение образов и персонажей в оперной драматургии (1 час)

Особенности оперной драматургии (развитие образов и персонажей). Трансформация музыкального образа в опере М.Глинки «Жизнь за царя» ( на примере сравнения образа поляков в Сцене польского бала ( 2 действие) и в сцене в лесу (4 действие).


Музыкальный материал :

М.Глинка Мазурка из оперы «Жизнь за царя» .Фрагмент (слушание); М.Глинка Хор поляков из : «Сцены в лесу» из оперы «Жизнь за царя». Фрагмент (слушание); Г.Комраков стихи В.Рябцевой Вечный огонь» (пение).

31.Диалог искусств: Слово о полку Игореве» и опера «Князь Игорь» (1час)

Воплощение эпического содержания в опере А.Бородина «Князь Игорь». Противопоставление двух образных сфер как основа композиционного строения оперы.. Роль хоровых сцен в оперном спектакле. Многогранные характеристики музыкальных образов ( ария князя Игоря, ария князя Кончака ), родство музыкальных тем в арии князя Игоря и в плаче Ярославны ( проявление арочной драматургии ). Обобщение по теме «Оперная драматургия».

Музыкальный материал:

А.Бородин Опера «Князь Игорь». Фрагменты: хор «Слава» из интродукции; хор бояр «Мужайся, Княгиня» из 1 действия; хор «Улетай на крыльях ветра» из 2 действия; ария князя Игоря из 2 действия; ария князя Кончака из 2 действия (слушание); С.Соснин стихи Я.Серпина Родина (пение);.Б.Алексеенко стихи Г.Новоселова Подарок Родины (пение); М.Таривердиев стихи Р.Рождественского «Песня о далёкой Родине» из фильма « Семнадцать мгновений весны» ( пение).

32.Диалог искусств: Слово о полку Игореве» и опера «Князь Игорь» (1час)

Воплощение эпического содержания в опере А.Бородина «Князь Игорь». Противопоставление двух образных сфер как основа композиционного строения оперы.. Роль хоровых сцен в оперном спектакле. Многогранные характеристики музыкальных образов ( ария князя Игоря, ария князя Кончака ), родство музыкальных тем в арии князя Игоря и в плаче Ярославны ( проявление арочной драматургии ). Обобщение по теме «Оперная драматургия».

Музыкальный материал:

А.Бородин Опера «Князь Игорь». Фрагменты: хор «Слава» из интродукции; хор бояр «Мужайся, Княгиня» из 1 действия; хор «Улетай на крыльях ветра» из 2 действия; ария князя Игоря из 2 действия; ария князя Кончака из 2 действия (слушание); С.Соснин стихи Я.Серпина Родина (пение);.Б.Алексеенко стихи Г.Новоселова Подарок Родины (пение); М.Таривердиев стихи Р.Рождественского «Песня о далёкой Родине» из фильма « Семнадцать мгновений весны» ( пение).

33. Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии(1час)

Главные особенности симфонической драматургии (последовательность, сочетание, развитие музыкальных тем). Строение симфонического цикла. Музыкальная тема как главный носитель идеи, мысли, содержание произведения. Знакомство с формой сонатного аллегро . Реализация сонатной формы в финале Симфонии №41 В.Моцарта. Взаимодействие гомофонно-гармонической и полифонической форм письма. Роль коды как смыслового итога произведения «Юпитер, воплощающего идею грандиозного синтеза.

Музыкальный материал:

В.А.Моцарт Симфония №41 «Юпитер» 4 часть (слушание); В.А.Моцарт русский текст К.Алемасовой Светлый день (пение).

34.Заключительный урок (1 час)

Итоговое повторение темы «Содержание и форма» в музыке. Обсуждение главных выводов, отражающих неразрывную взаимосвязь содержания и формы.


8 класс ( 34часа)


Тема года: « Традиции и современность в музыке»


1.Музыка «старая» и «новая» ( вместо введения) (1 час)

Главная тема года – «традиции и современность в музыке» ее осмысление сквозь призму « вечных тем». Три направления, три вечные темы, связанные с фольклорно-мифологическими источниками, религиозными исканиями, проблемами человеческих чувств и взаимоотношениями.

Понимание «старой» и «новой» музыки с точки зрения вечной актуальности великих музыкальных произведений для всех времён и поколений.

Музыкальный материал:

А.Островский стихи О.Острового Песня остается с человеком (пение).

2. Настоящая музыка не бывает « старой» (1 час)

Традиции и новаторская деятельность человека . Относительность понятия «старое» и «новое» применительно к искусству (на примере сравнения музыкальных произведений – пьесы Х.Родриго «Пастораль» и финал Концерта №4 для гобоя с оркестром Л.Лебрена).

Музыкальный материал:

Х.Родриго Пастораль (слушание)Л.Лебрен Концерт №4 для гобоя с оркестром.3 часть Фрагмент (слушание); Т.Хренников ст. М.Матусовского «Московские окна» (пение).






О традиции в музыке

3. Живая сила традиций (1час)

Традиция как хранитель памяти и культуры человечества. Летопись и предания «старинных» людей. Образ летописца Пимена в опере М.Мусоргского «Борис Годунов» .

Художественный материал:

Литература: А.Пушкин Борис Годунов. Фрагмент;

Живопись: И.Билибин Келья в Чудовом монастыре. Эскиз декорации к первой картине 1 действия оперы М.Мусоргского «Борис Годунов».

Музыка: М.Мусоргский Монолог Пимена из оперы Борис Годунов 1 действие (слушание); Ю.Чичков стихи К.Ибряев Наша школьная страна (пение).

Сказочно-мифологические темы (6 часов)

4.Искусство начинается с мифа (1 час)

Сказка и миф как вечные источники искусства. Единение души человека с душой природы в легендах, мифах, сказках.

Музыкальный материал:

Н.Римский –Корсаков Протяжная песня Садко «Ой ты, темная дубравушка» из оперы «Садко» (слушание); Я.Дубравин стихи В.Суслова Песня о земной красоте ( пение).

5.Мир сказочной мифологии: опера Н.Римского-Корсакова «Снегурочка» (1 час)

Сочетание реального и вымышленного в опере Н.Римского-Корсакова «Снегурочка». Влияние сказочно-мифологической темы на музыкальный язык оперы.

Музыкальный материал:

Н.Римский-Корсаков Сцена Весны с птицами. Вступление к опере «Снегурочка» (слушание); И.Сохадзе стихи Л.Фоменко

Добрая фея (пение).

6. Языческая Русь в «Весне священной» И.Стравинского (1 час)

Особенности тем и образов в музыке начала ХХ века. Воплощение образа языческой Руси в балете И.Стравинского «Весна священная» ( синтез прошлого и настоящего, культ танца как символ энергии жизни, могучая стихия ритма.)

Музыкальный материал:

И.Стравинский. Весенние гадания; Пляски щеголих из балета «Весна священная» (слушание); Л.Квинт стихи В.Кострова Здравствуй мир (пение)

7. Поэма радости и света: К.Дебюсси.»Послеполуденный отдых фавна»(1 час)

К.Дебюсси «Послеполуденный отдых фавна»: поэма радости, света и языческой неги . Утонченность выразительно-изобразительных характеристик музыкального образа произведения. Романс П.Чайковского

На стихи А.Толстого «Благословляю вас, леса» - гимн восторженного единения человека и природы, человека и всего человечества.


Музыкальный материал:

К.Дебюсси «Послеполуденный отдых фавна . Фрагмент (слушание);

П.Чайковский стихи А.Толстого «Благословляю вас, леса…» (слушание);

В [pic] .Чернышов стихи Р.Рождественского Этот большой мир.Из к-ф «Москва-Кассиопея»»(пение); В.Ребиков стихи А.Пушкина Румяной зарею покрылся восток….» (пение).

8. «Благословляю вас, леса…» (1 час) Продолжение

К.Дебюсси «Послеполуденный отдых фавна»: поэма радости, света и языческой неги . Утонченность выразительно-изобразительных характеристик музыкального образа произведения. Романс П.Чайковского

На стихи А.Толстого «Благословляю вас, леса» - гимн восторженного единения человека и природы, человека и всего человечества.


Музыкальный материал:

К.Дебюсси «Послеполуденный отдых фавна . Фрагмент (слушание);

П.Чайковский стихи А.Толстого «Благословляю вас, леса…» (слушание);

В [pic] .Чернышов стихи Р.Рождественского Этот большой мир.Из к-ф «Москва-Кассиопея»»(пение); В.Ребиков стихи А.Пушкина Румяной зарею покрылся восток….» (пение).

9.Заключительный урок (1 час)

Мир человеческих чувств (10 часов)

10.Образы радости в музыке (1час)

Воплощение эмоционального мира человека в музыке . Многообразие светлых и радостных музыкальных образов . Безраздельная радость и веселье в Хороводной песне Садко ( из оперы «Садко Н.Римского-Корсакова)

Музыкальный материал:

Н.Римский-Корсаков Хороводная песня Садко из оперы «Садко» (слушание); В.А. Моцарт русский текст А.Мурина Слава солнцу, слава миру (пение).

11. « Мелодией одной звучат печаль и радость» (1 час)

Изменчивость музыкальных настроений и образов – характерная особенность музыкальных произведений. Сравнение характеров частей в произведениях крупной формы – концерт №23 для ф-но с оркестром В.Моцарта (слушание); Музыкальный материал :

В.Моцарт Концерт №23 для ф-но с оркестром (слушание); Б.Окуджава Песня о Моцарте (пение).

12. « Мелодией одной звучат печаль и радость» (1 час) Продолжение

Одномоментность состояний радости и грусти в музыкальных произведениях малой формы ( на примере романса С.Рахманинова « Здесь хорошо» . Особенности истории создания романса, его содержания и средств выразительности ( лад, гармония, диалог между вокальной и фортепианной партиями). Выразительность воплощения образов радости и скорби в вокальной пьесе Д.Шостаковича «Бессмертие»

Музыкальный материал:

С.Рахманинов стихи Г.Галиной Здесь Хорошо (слушание); Д.Шостакович стихи Микеланджело Буонарроти Бессмертие Из сюиты для баса и фортепиано (слушание)

13. «Слезы людские, о слёзы людские…» (1 час)

Образы скорби и печаль в музыке, глубина их содержания. Способность музыки грустного характера приносить утешение ( на примере пьесы «Грёзы» из фортепианного цикла «Детские пьесы» Р.Шумана).


Музыкальный материал :

П.Чайковский Болезнь куклы. Из Детского альбома» (слушание); Р.Шуман Грёзы из фортепианного цикла «Детские сцены» (слушание); В.Высоцкий Братские могилы (пение).

14. Бессмертные звуки «Лунной» сонаты (1час)

Чувства одиночества, неразделенной любви, воплощенные в музыке «Лунной сонаты» Л.Бетховена. Понимание смысла метафоры «Экология человеческой души»

Музыкальный материал:

Л.Бетховен Соната №14 для ф-но 1 часть (слушание); А.Рыбников стихи А.Вознесенского Я тебя никогда не забуду из рок-оперы «Юнона и Авось» (пение).

15. Тема любви в музыке П.Чайковский «Евгений Онегин»(1час)

Сила искренности образа Татьяны Лариной в опере П.Чайковского «Евгений Онегин» . Воплощение психологического портрета героини в Сцене письма.

Музыкальный материал:

П.Чайковский Сцена письма из оперы «Евгений Онегин» фрагмент (слушание); А.Макаревич Пока горит свеча (пение).

16. «В крови горит огонь желанья…»(1час)

Радостный порыв, воодушевление в романсе Пушкина – Глинки В крови горит огонь желанья…». Сравнение двух пушкинских образов, воплощенных в произведениях Глинки и Чайковского.

Музыкальный материал:

М.Глинка стихи А.Пушкина В крови горит огонь желанья…» (слушание); Н.Леви стихи А.Олицкого В пушкинском парке (пение).


Мир человеческих чувств( продолжение)

17. Трагедия любви в музыке. П.Чайковский «Ромео и Джульетта» (1час)

Традиция в искусстве. Смысл изречения Ф.Шатобриана: «Счастье можно найти только на исхоженных дорогах». Тема нарушенного запрета и произведениях искусства. Воплощение коллизии в увертюре-фантазии П.Чайковского «Ромео и Джульетта»( конфликт между силой вековых законов и силой любви). Реализация содержания трагедии в сонатной форме. Роль вступления и коды в драматургии произведения.

Музыкальный материал:

П.Чайковский Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»(слушание); Ю.Визбор Ты у меня одна (пение).

18. Подвиг во имя свободы. Л.Бетховен «Эгмонт» (1 час)

Пафос революционной борьбы в увертюре Л.Бетховена «Эгмонт». Автобиографические мотивы в этом произведении.Сходство и отличия между увертюрами П.Чайковский и Л.Бетховен.

Музыкальный материал:

Л.Бетховен Увертюра Эгмонт(слушание); В.Высоцкий Песня о друге из к-ф Вертикаль (пение).

19. Мотивы пути и дороги в русском искусстве (1 час)

Понятие путь и дорога как символы жизни и судьбы. Переплетение мотивов вьюги, метели, дороги как характерная примета русского государства. Множественность смыслов музыкального образа в пьесе «Тройка» из оркестровой сюиты Г.Свиридова «Метель».

Музыкальный материал:

Г.Свиридов, Тройка из оркестровой сюиты «Метель» (слушание); А.Алябьев стихи А.Пушкина Зимняя дорога (пение); К.Кельми стихи М Пушкиной Замыкая круг (пение).

В поисках истины и красоты (5 часов)

20. Мир духовной музыки (1 час)

Мир красоты и гармонии в духовной музыке . Великие композиторы – авторы духовных сочинений. Роль гармонии и фактуры в создании художественного образа хора М.Глинки «Херувимская песнь».

Музыкальный материал:

М.Глинка Херувимская песнь (слушание); Д.Бортнянский Тебе поём из «Трёхголосной драматургии» (пение);

Гимн «Достойно есть» русское песнопение (пение)

21. Колокольный звон на Руси (1час)

Роль колокольного звона в жизни русского человека, Колокольная симфония старой Москва в описании М.Ю Лермонтова . Музыка утренних колоколов во Вступлении к опере «Хованщина» М.Мусоргского . Праздничное многоголосие колоколов в Сцене венчания Бориса на царство (в опере М.Мусоргского «Борис Годунов»). Радостный перезвон в музыкальной поэме «Колокола» С.Рахманинова.

Музыкальный материал:

М.Мусоргский Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина» (слушание); М.Мусоргский Пролог из оперы «Борис Годунов» Фрагмент (слушание), С.Рахманинов Колокола №1 из поэмы для солистов и симфонического оркестра. Фрагмент (слушание); С Филатов стихи О.Хабарова Церквушки России (пение), Е.Крылатов стихи Ю.Энтина Колокола (пение).

22. Рождественская звезда (1час)

Значение праздника Рождества в христианской культуре. Тема Рождества в искусстве (образы, символы, атрибуты).

Художественный материал:

Литература : Б.Пастернак Рождественская звезда; фрагмент; И.Шмелёв Лето Господне. Фрагмент;

Живопись: Я.Тинторетто Рождество; Неизвестный мастер 15 века Рождество; П.Веронезе Поклонение Волхвов; С.Ботичелли Рождество; Я.Брейгель Младший Поклонение волхвов; И.Горюшкин-Сорокопудов Зима. Ростовский Кремль.

Музыка: А.Лядов Рождество свое Христе Боже наш (слушание).

Песенный материал: В.Филатова стихи П.Морозова Под рождество(пение)

23.От Рождества до Крещения (1 час)

Рождественские праздники на Руси: Святки. Обряд колядования ( на примере фрагмента из повести Н.Гоголя «Ночь перед Рождеством»).

Художественный материал:

Поэзия: В.Жуковский Светлана.Фрагмент.

Проза: Н.Гоголь Ночь перед Рождеством. Фрагмент.

Живопись: Н.Кожин Святочное гадание; Н.Пимоненко Святочное гадание; К.Трутовский Колядки в Малороссии.

Музыка: П.Чайковский Декабрь. Святки из фортепианного цикла «Времена года» (слушание);

Песенный репертуар: Небо яснее Украинская щедривка (пение).

24. «Светлый праздник». Православная музыка сегодня. (1 час)

Празднование Пасхи на Руси. Содержание Увертюры Н.Римского-Корсакова «Светлый праздник». Возрождение традиций духовно музыки в творчестве современных композиторов (на примере фрагмента хорового произведения Р.Щедрина «Запечатленный ангел»)

Музыкальный материал:

Н.Римский-Корсаков увертюра «Светлый праздник».Фрагмент (слушание); Р.Щедрин «Запечатленный ангел»№1 Фрагмент (слушание); М.Парцхаладзе стихи Е.Черницкой Христос воскрес (пение); Ц.Кюи слова народные. Христос Воскрес из цикла 12 детских песен(пение).


О современности в музыке (8 часов)

25. Как мы понимаем современность (1 час)

Трактовка понятия современность в музыке. Новые темы в искусстве начала ХХ века. Выражение темы промышленного пейзажа в оркествровой пьесе А.Онеггера «Пасифик 231». Романтизация индустриальной темы в искусстве ( на примере стихотворения М.Герасимова «Песнь о железе»)


Художественный материал :

Поэзия: С.Герасимов Песнь о железе. Фрагменты

Музыка: А.Онеггер Пасифик 231 Фрагменты(слушание)

М.Глинка стихи Н.Кукольника Попутная песня (пение).

26. Вечные сюжеты (1час)

Воплощение вечных тем и сюжетов в музыке ХХ века. Балет А.Хачатуряна «Спартак»: содержание, некоторые особенности музыкальной драматургии и средств музыкального выражения.

Музыкальный материал:

А.Хачатурян Смерть гладиатора; Адажио Спартака и Фригии из балета Спартак (слушание); М.Дунаевский стихи Ю.Ряшинцева Песня о дружбе из кинофильма Три мушкетёра (пение).

27. Философские образы ХХ века: «Турангалила –симфония» О.Мессиана (1час)

Многоаспектность философских выражений в творчестве О.Мессиана. Воплощение мира восточных цивилизаций в «Турангалиле-симфонии (полисемичность термина Турангалила, космические идеи и символы , специфика музыкального языка)

Музыкальный материал:

О. Мессиан Ликование звёзд. 5 часть; Сад сна любви. 6 часть из Турангалилы-симфонии (слушание)

28.Новые области в музыке ХХ века (джазовая и эстрадная музыка) (1 час)

Взаимодействие культурных традиций Запада и Востока в современной музыке (на примере балета Ц.Чжень-Гуаня «Течет речка»). Претворение в балете китайских национальных традиций (опора на национальный фольклор, применение пентатоники , своеобразие инструментального состава). Влияние творчества русских композиторов на музыку балета «Течет речка» ( особенности музыкального развития и языка в передаче чувств героев).

Музыкальный материал:

Ц.Чжень-Гуань Вступление; Деревенский танец, Танец придворных женщин, Адажио Авей и Принца. Из балета «Течет речка» (слушание).

29. Новые области в музыке ХХ века (джазовая музыка) (1 час)

Джаз: истоки возникновения, условия бытования, композиционно-стилистические и исполнительские особенности. Взаимодействие афроамериканской джазовой культуры в европейских традиций в «В рапсодии в стиле блюз» Дж.Гершвина.




Музыкальный материал:

Д.Герман Привет, Долли! (слушание, участие в исполнении); Дж.Гершвин Рапсодия в стиле блюз для фортепиана, джаз-бэнда, оркестра (слушание); А.Лепин стихи В.Коростылева Песенка о хорошем настроении (пение).

30. Лирические страницы советской музыки ( 1час)

Мотивы памяти, грусти, любви в музыке Второй симфонии А.Эшпая. Соединение грозных и нежно-поэтических образов-символов в романсе С.Слонимского «Я не даром печальной слыву…»

Музыкальный материал:

А.Эшпай Симфония №2 . 2 часть. Фрагмент(слушание);.С.Слонимский стихи А.Ахматовой «Я недаром печальной слыву…» из вокального цикла «ШЕСТЬ СТИХОТВОРЕНИЙ Анны Ахматовой» (слушание);.И.С.Бах русский текст К.Алемасовой Желанный час ( пение)

31. Диалог времен в музыке А.Шнитке (1час)

Полистилистика в музыке А.Шнитке: противопоставление и связь образов прошлого и настоящего (на примере фрагментов из Concerto Grosso №1) Классические реминисценции в современной музыке: их идеи, смыслы, образы.

Музыкальный материал:

А.Шнитке . Preludio Toccata из « Concerto grosso» №1 для двух скрипок, клавесина, препарированного фортепиано и струнного оркестра(слушание)

32. «Любовь никогда не перестанет» (1 час)

Возрождение в современной музыке культурно-музыкальных традиций, воплощающих образ святой Руси. Понимание смысла слов апостола Павла: « Любови никогда не перестанет» ( любовь как выражение милосердия , созидания, святости) . Воплощение идеи «любви святой» в музыке Г.Свиридова .

Музыкальный материал:

Г.Свиридов Любовь святая. Из цикла « Три хора из музыки к трагедии А.К.Толстого «Царь Федор Иоаннович»(слушали); Ю.Чичков стихи Ю.Разумовского Россия, Россия (пение).

33. Музыка всегда остаётся( 1 час)

Итоговое обсуждение содержания темы года «Традиции и современность в музыке». Претворение в музыке вечных проблем, связанных с мифопоэтическими представлениями, миром человеческих чувств, духовно-музыкальной традицией

Музыкальный материал:

А.Флярковский стихи А.Дидурова Прощальный вальс (пение); И.Грибулина Прощальная, обработка Ю.Алиева (пение).

34. Заключительный урок. (1 час)





6. Материально- техническое обеспечение


II. - Москва, «Просвещение»,2010год.

1


2

Рабочая программа для общеобразовательных учреждений Искусство. Музыка5-8 классы авторы В. В Алеева, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак 2-е изд.,- М.:Дрофа, 2010.-С79-194.:

1

3

/

Музыка.6 кл: учеб.для общеобразоват. Учреждений /Т. И. Науменко, В. В. Алеев.-11-е изд. стереотип.-М.: Дрофа, 2010.-159.[1]c.:ил, нот.

Учебник Музыка 7 кл. -Т. И. Науменко, В.В.Алеев.-10-е изд., стериотип. М.: Дрофа, 2010.-157,[3]с.:ил. нот.

Учебник Музыка 8 кл. -Т. И. Науменко, В.В.Алеев.-10-е изд., стериотип. М.: Дрофа, 2010.-157,[3]с.:ил. нот.


15

2 Музыкальный инструмент


1

Фортепиано

1

3 Технические средства обучения


1

Персональный компьютер

1

2

Уроки и медиатека Кирилла и Мефодия

1

3

Проектор и экран

2

4. Оборудование класса



1

Ученические двухместные столы с комплектом стульев ( в соответствии с санитарно – гигиеническими нормами)

13



2

Столы учительские

1

3

Шкафы

3


СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Заместитель директора по УВР

методического объединения

учителей музыки, ИЗО и _____________Землянская Л.А

технологии МБОУСОШ№10

от 26 августа 2015 года №1 «27» августа 2015 год


___________ Мирная О.В