План урока музыки в 5 классе Вторая жизнь песни

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Урок в 5 классе по теме «Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества.»

Подготовила: учитель музыки первой категории МАОУ «СОШ №7»

г. Лянтор ХМАО-Югра Седнева Н.П.

Цель: знакомство с музыкальными произведениями композиторов в основе которых лежат интонации народных песен и напевов, закрепление знаний о понятиях «обработка», «интерпретация классических произведений».

Задачи:

  1. Обучающие: закрепить и расширить знания о програмной музыке. Об инструментальной музыке, основанные на использовании композиторами мелодий народных песен или песен других композиторов. Познакомить с интерпретацией (трактовкой) классической современной музыки. Закрепить знания о средствах музыкальной выразительности.

  2. Развивающие: продолжить развитие навыков интонационно- образного анализа музыкального произведения (контраст лада, темпа, тембра, формы музыкального произведения).

Развивать способность вслушиваться в характер музыки, размышлять о музыке и анализировать музыкальные произведения.

Развивать ассоциативное мышление, устанавливая интонационно- образные связи музыки с литературой, изобразительным искусством.

Продолжить развитие вокально- хоровых навыков.

Развивать внимание, память, творческое воображение.

  1. Воспитывающие: воспитывать уважение к русской классической музыке, музыкальной культуре других народов мира. Воспитывать инициативу и самостоятельность детей.

Ход урока.

1.Орг. момент.

Слайд 1

Вход в класс под музыку «Живи, родник»

Музыкальное приветствие.

2.Подведение к активной деятельности. Сообщение темы и целей урока.

- Прозвучал фрагмент песни в исполнении Сергея Беликова.

О чем рассказывает песня?

(о роднике)

- Выберите слово, которое сочетается со словом «родник»

(Живительный, скользкий, горький)

- Можно ли сравнить родник с песней? Почему?

Ассоциативный ряд: родник- песня- творчество

Слайд 2

- Как вы думаете какова продолжительность жизни песни?

- Она у всех песен одинаковая? От чего она зависит?

- Можете назвать песни, которые прожили долгую жизнь?

(Народные песни)

- В каком виде (жанре) они дошли до нас?

- Это вокальная или инструментальная музыка?

Сформулируем тему урока: «Живительный родник творчества»

- Как можно объяснить смысл этого выражения?

( К песне, как к живительному роднику творчества, новых идей и вдохновения обращались композиторы разных поколений. Включая любимые народом напевы в свои крупные инструментальные сочинения, композиторы давали им вторую жизнь)

Слайд 3

Сообщение темы урока: «Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества»

- Что бы вы хотели узнать по этой теме?

Слайд 4

Я узнаю…

Я научусь…

Я сумею…

- А как хотели бы работать на уроке (группами, парами, коллективно, индивидуально)

3. Повторение пройденного материала. Проверка домашнего задания.

-На прошлом уроке мы разучили песню «С чего начинается Родина?», и мы начнем наше творчество на уроке с исполнения этой песни. Но прежде нам необходимо распевание. (Вокальные упражнения)

Слайд 5

Исполнение песни «С чего начинается Родина?»

(Вокально- хоровая работа: обратить внимание на ритмический рисунок песни, плавность, напевность, выразительность)

- Оцените свое исполнение при помощи карточек (зеленый цвет- очень хорошо; желтый цвет- хорошо; красный цвет- не очень хорошо)

- Приведите примеры музыкальных произведений, в которых композиторы использовали уже звучащие ранее мелодии, напевы, народные песни

Слайд 6

( Так, Петр Ильич Чайковский (1840-1893) в «Детском альбоме» предложил свой вариант обработки известной русской народной песни- пляски «Камаринская». А в пьесе «В церкви» повторил подлинно церковный напев. В финале Концерта №1 для фортепиано с оркестром композитор мастерски обработал мелодию песни- веснянки.

Н.А.Римский –Корсаков в сцену «Проводы Масленицы» из оперы – сказки «Снегурочка» включил народные мелодии.

Л.Бетховен цитировал в своих произведениях мелодии немецких, шотландских и русских песен.

Музыка Ф.Шопена пронизана интонациями и ритмами польской народной музыки.)

  1. Работа по теме.

- Всем хорошо известна с самого детства русская народная песня «Во поле береза стояла». Исполним эту песню. В своем исполнении постарайтесь передать напевность- особенность русских народных песен.

Слайд7

Русскую народную песню «Во поле береза стояла» узнают слушатели всего мира, благодаря русскому композитору… (учащиеся называют имя композитора, чей портрет изображен на слайде)

Слайд8 ( слушание фрагмента из симфонии №4 П.Чайковского)

Слайд9 ( симфонический оркестр)

  1. Первичная проверка знаний учащихся

Слайд 10

- Как прозвучала русская народная песня в симфонии П.Чайковского?

(Анализ прослушанного произведения)

- Сколько раз звучала мелодия?

- Она звучала все время одинаково?

- Какова музыкальная форма? (Вариации)

- Это была интерпретация или обработка русской народной песни? (Обработка)

- Красоту русской березы, родной природы отражали в своих картинах художники разных поколений. А мы с вами обратимся к репродукции картины художника К. Васильева

Слайд 11

- Какой образ создал художник?

- Какие чувства преобладают во взгляде девушки, изображенной на квртине? (Напряженность, волнение, надежда, тревога)

- Какие контрасты вы увидели в картине? (Теплые краски образа и холодный иней на стекле; свет свечи и темнота пространства вокруг образа)

- Песенные или танцевальные интонации звучат в этой картине? Какое название можно дать картине? (Ожидание)

- Назовите музыкальное произведение, созвучное этой картине. ( «Песня Сольвейг» музыка Э. Грига)

- Какие интонации звучат в мелодии песни? (Напевные, печальные)

- Какую Сольвейг нам изображает композитор? ( Нежную, добрую, сердечную)

- Частью какого произведения является «Песня Сольвейг»?

(Музыка к драме Ибсена «Пер Гюнт»)

-Вспомним сюжет. ( Пьеса рассказывает поучительную историю о юноше, который покинул родной дом в надежде разбогатеть и найти свое счастье. Куда только не заносила его судьба. Но свет далекой родины притягивает Пера.)

- А чем закончилась история Пера Гюнта мы узнаем из фрагмента мультфильма. Обратите внимание в каком исполнении звучит мелодия «Песни Сольвейг»

(Просмотр мультфильма)

- Кто спас Пера Гюнта?

- Какие чувства помогли ему? ( Вера , надежда и любовь Сольвейг)

- В каком исполнении звучит ? (в исполнении струнно- смычковых инмтрументов)

- С чем связан контраст в этой музыке? ( С надеждой Сольвейг на встречу с Пером Гюнтом)

- Что играет большое значение и в картине К.Васильева и в музыке Э.Грига? ( Роль контраста)

- Сегодня на уроке мы услышим другую трактовку «Песни Сольвейг»

(«Песня Сольвейг» звучит в джазовой обработке)

Слайд 12

- Что изменилось в музыке? Какой инструмент является солирующим? (Саксафон)

- Это произведение прозвучало в исполнении джазового оркестра под управлением Луи Армстронга. Джаз – это жанр музыки, появившийся в начале 20 века в Америке. В основе этого жанра лежит импровизация (новое видение, творческое исполнение)

Слайд 13

6. Этап закрепления

- Какой жанр лежал в основе произведений, звучащих на сегодняшнем уроке? (Песня)

- Вторая жизнь песни. Как можно объяснить смысл этих слов?

7. Этап обобщения.

Слайд 14, 15, 16, 17- проверочные задания.

- Закончить урок предлагаю исполнением песни «Наша школьная страна» (Вокально- хоровая работа: следить за темпом аккомпанемента, четкостью произношения звуков, опорой на дыхание)

8. Итог урока

- Сегодня на уроке прозвучали музыкальные произведения. Что их объединяет? ( Связь музыки с литературой)

- Кто дает вторую жизнь песням? (Композиторы делают обработки музыкальных произведений; исполнители- интерпретации )

9. Рефлексия.

Продолжи фразу:

Я узнал…

Я научился…

Я умею…

Оценивание.

- Хочу отметить на уроке работу учащихся….

Домашнее задание.

Составить ассоциативный ряд, начиная словом «Музыка» и закончить словом «Мир»


Используемая литература:


1.  Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.

2.  Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007.- 176с.

3.   Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением.  М.: Глобус, 2008.- 176с

4.  Ригина Г.С. «Музыка. Книга для учителя», М., Учебная литература,2000г.

5. Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.

6. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.

7. г.П.Сергеева, Е.Д.Критская «Музыка» 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, М.: Просвещение, 2014г.