Рабочая программа ОВЗ музыка 5 класс

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Программа по музыке для учащихся 5—6 классов является следующей ступенью в работе с детьми с нарушенными интеллектуальными способностями. Она представляет собой дальнейшую разработку основных принципов Д. Б. Кабалевского, которые помогают понять, что музыка не простое развлечение, а важная часть жизни. В  программе придается большое значение изучению таких музыкальных форм, как песня, танец и марш. Программа ориентирует педагога на развитие детской творческой активности. На каждом уроке рекомендуется уделять большое внимание игре на простых ударных инструментах. Это может быть и повторение ритмического рисунка песни, ритмический аккомпанемент к прослушанной пьесе, определение сильной доли в марше, польке и вальсе. Игра на музыкальных инструментах помогает развитию музыкальной памяти, ритма, а также вырабатывает исполнительские навыки, прививает любовь к коллективному музицированию, пробуждает и стимулирует компенсаторные возможности у детей с умственной отсталостью.

      Программа по пению и музыке для 5—6 классов состоит из следующих разделов:

      пение;

      слушание музыки;

      элементы музыкальной грамоты.

ПЕНИЕ

      Хоровое пение в средних классах должно занимать особое место, так как этот вид музыкальной деятельности развивает музыкальные способности учащихся. В коллективных занятиях проявляется взаимопомощь и концентрация совместных усилий в преодолении трудностей. Хоровое пение активизирует слух, укрепляет память и развивает творческие способности детей. При исполнении песен всем классом и индивидуально необходимо уделять большое внимание певческой установке, дыханию и звукообразованию. Необходимо напоминать детям, чтобы при пении они держались свободно, ненапряженно.

      Дыхание в пении имеет большое значение, так как является источником энергии для возникновения звука. Важно помнить об организации вдоха и выдоха при пении. Вдох должен быть активным, но без шума. Вдыхать следует через нос и на мгновение задержать дыхание, так как в этот момент происходит смыкание голосовых связок. Мгновенная задержка способствует плавному выдоху. В пении важную роль играет артикуляция и дикция. И здесь неоценимую помощь оказывают вокальные упражнения, связанные с правильным формированием гласных. Гласные способствуют самому процессу пения. Разборчивость же слов зависит от четкости и интенсивности согласных, которые в пении должны произноситься предельно кратко, энергично и четко.

      У многих детей артикуляционный аппарат крайне зажат: малоподвижная челюсть, язык и губы пассивные, лицевые мускулы напряжены, отчего лицо выглядит скованным и невыразительным. Только постоянная работа над правильным и естественным формированием гласных и согласных поможет освободить артикуляционный аппарат от напряжения и всесторонне развить его. В 5—6 классах (11—14 лет) уже начинают проявляться возрастные особенности при пении. У мальчиков появляется настоящее грудное звучание, в то время как у девочек от природы формируется смешанный тип звукообразования. При пении и у мальчиков, и у девочек вибрирует вся масса связок. Голосовая мышца полностью оформляется и оказывает значительное влияние на силу и диапазон голоса. У девочек диапазон голоса обычно от «соль—ля» малой октавы до «до—ре» второй октавы. У мальчиков диапазон голоса понижается на октаву и больше. Динамическая шкала в этот период должна находиться в пределах Р (пиано) и ограниченного F (форте). У подростков во время мутации голоса появляется сипота, нередко они начинают петь фальшиво, быстро устают.

      В репертуаре хора должна быть представлена музыка классическая и современная, старинная и народная. Репертуар должен отражать все многообразие жизни человека.

СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ

      Песня, танец и марш остаются, как и в младших классах, основными жанрами при подборе музыкального материала по слушанию.

      Для детей, обучающихся в специальной (коррекционной) школе VIII вида, восприятие музыки является ведущим видом деятельности на уроках пения, так как базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Все сведения о музыке даются детям с использованием ее звучания.

      Существует много методов и приемов, которыми располагает педагог для того, чтобы воплотить в жизнь такую важную задачу, как слушание музыки. Наиболее распространенные из них: наглядный; словесный; практический.

      1. Наглядный метод имеет две разновидности: наглядно-слуховой (исполнение музыки) и наглядно-зрительный (показ иллюстраций, картинок, применение наглядных пособий).

      2. Значение словесного метода также очень велико. Речь идет не о пересказе музыки, а о необходимости углубить восприятие музыки детьми.

      Перед исполнением пьесы необходимо сообщить детям ее название. Беседа об исполняемом произведении должна обязательно включать в себя следующие компоненты: сведения о музыке как о виде искусства, краткий рассказ о композиторе и о жанровой принадлежности исполняемого произведения. Слушание музыки следует проводить, опираясь на три связанные между собой темы: «Какие чувства передает музыка?», «О чем рассказывает музыка?» и «Как рассказывает музыка?». Эта последовательность может быть использована как схема беседы о музыкальном произведении на протяжении нескольких занятий.

      При первом прослушивании пьесы учащимся предлагается различить настроение, выраженное в музыке. На втором уроке учитель может исполнить фрагмент пьесы. Дети должны вспомнить название пьесы и ее автора. Педагог уточняет и дополняет ответы детей.

      На третьем уроке учащимся предлагается различить средства музыкальной выразительности, жанр произведения и определить их роль в создании музыкального образа.

      Для развития восприятия используются такие приемы, как прослушивание грамзаписи, чтение стихотворений, показ иллюстраций, игрушек, передача характера музыки в движении.

      Музыкальное произведение, сыгранное грамотно, ярко, вызывает у детей сильный эмоциональный отклик, побуждает к высказываниям.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА

      На уроках музыки основными задачами являются:

      воспитание восприятия характера музыки;

      развитие музыкально-выразительных представлений;

      развитие чувства ритма;

      развитие музыкальной памяти;

      сознательное освоение детьми метроритмической структуры музыки;

      понятие записи нот в объеме октавы.

      Работа над решением этих задач охватывает все формы занятий с детьми. На первом этапе дети интуитивно воспринимают и передают характер, темп, динамику, метроритм и другие особенности песни или пьесы.

      Так, например, ощущая сильную долю, дети отмечают ее хлопками, что в дальнейшем помогает им в определении размерности музыкальных произведений: марш — 4/4, полька — 2/4, вальс — 3/4.

      Ритм является одним из важнейших выразительных средств музыки, поэтому при выполнении любых музыкально-ритмических заданий следует учить детей выполнять их в характере музыки. В  процессе занятий дети отражают метрические доли хлопками или шагами.

      Хорошо помогает в работе над ритмом общение с музыкальными инструментами. Игра учащихся на детских ударных музыкальных инструментах вызывает огромный интерес и вносит разнообразие в ход занятий.

5 КЛАСС

(68 ч в год, 2 ч в неделю)

Пение

      Петь в диапазоне си малой октавы — ре 2.

      Исполнять одноголосные песни звонким, мягким и ровным по качеству звуком на всем диапазоне, с ясным произношением текста.

      Пользоваться мягкой атакой как основным способом звукообразования, а значительно реже и как изобразительным приемом — твердой атакой.

      Совершенствовать навыки певческого дыхания на более сложном песенном материале.

      Продолжить работу над чистотой интонирования в песнях и вокальных упражнениях.

      Развивать навык пения песни с разнообразной окраской звука в зависимости от содержания песни.

      Уметь петь на одном дыхании продолжительные фразы без всякого напряжения, равномерно распределяя дыхание.

      Уметь разбить мелодию на музыкальные фразы.

      Уметь одному выразительно, осмысленно петь простые песни разного характера.

      Пение звукоряда до мажор.

Слушание музыки

      Песни о Родине.

      Песни об армии.

      Песни о мире и труде.

      Народные песни в творчестве композиторов.

      Характерные особенности музыкального языка народной песни, ее художественное содержание.

Музыкальная грамота

      Закрепление знаний, полученных в 3—4 классах.

      Элементарное понятие о нотной записи: нотный стан, скрипичный ключ, счет линеек, добавочные линейки, запись нот на линейках и между ними.

      Графическое изображение нот на нотном стане в диапазоне до 1 — соль 1.

      Ознакомление с условной записью длительностей: долгий звук — целая нота, половинный звук — половина, короткий звук — четверть.

Музыкальный материал для пения

1-я четверть

       «Со вьюном я хожу» — р.н.п.

      «В темном лесе» — р.н.п.

      «Из чего же, из чего же» — муз. Ю. Чичкова, сл. А. Халецкого.

      «Пусть будет радость в каждом доме» — муз. С. Баневича.

      «Дважды два — четыре» — муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского.

      «Вечерняя песня» — муз. А. Тома, сл. К. Ушинского.

2-я четверть

       «Здравствуй, гостья зима» — р.н.п.

      «Наш край» — муз. Д. Кабалевского, сл. А. Пришельца.

      «Песня о пограничнике» — муз. С. Богуславского, сл. О. Высотской.

      «Звуки музыки» — муз. Р. Роджерса, русский текст М. Цейтлиной.

      «Снежный вечер» — муз. М. Красева, сл. О. Высотской.

      «Образцовый мальчик» — муз. С. Волкова, сл. С. Богомазова.

3-я четверть

       «Волшебник-недоучка» — муз. А. Зацепина, сл. А. Дербенева.

      «Как лечили бегемота» — муз. Н. Матвеева, сл. Е. Руженцева.

      «Песня о веселом барабанщике» — муз. Л. Шварца, сл. Б. Окуджавы.

      «Вейся, вейся, капустка» — р.н.п.

      «Ах вы, сени, мои сени» — р.н.п.

      «Красивая мама» — муз. Э. Колмановского, сл. С. Богомазова.

4-я четверть

       «У меня ль во садочке» — р.н.п.

      «Спи, моя милая» — слов. н.п.

      «Пусть всегда будет солнце» — муз. А. Островского, сл. Л. Ошанина.

      «В землянке» — муз. К. Листова, сл. А. Суркова.

      «Майская песня» — муз. В. Ренёва, сл. А. Пришельца.

      «У дороги чибис» — муз. М. Иорданского, сл. А. Пришельца.

Дополнительный материал для пения

      «Пойду ль я, выйду ль я» — р.н.п.

      «Вдоль да по речке» — р.н.п.

      «Пастушка» — фр.н.п., обр. Ж. Векерлена, русский текст Т. Сикорской.

      «Маленький Джо» — америк. н.п., обр. и русский текст B. Локтева.

      «Волшебный смычок» — норв. н.п.

      «Песня о маленьком трубаче» — муз. С. Никитина, сл. C. Крылова, обр. Д. Кабалевского.

      «Школьный корабль» — муз. Г. Струве, сл. К. Ибряева.

      «До, ре, ми, фа, соль» — муз. А. Островского, сл. З. Петровой.

      «Не дразните собак» — муз. Е. Птичкина, сл. М. Пляцковского.

Музыкальные произведения для слушания

      «Песня о Родине» — муз. И. Дунаевского, сл. В. Лебедева-Кумача.

      «Родина слышит» — муз. Д. Шостаковича.

      «С чего начинается Родина» — муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского.

      «Восемь русских народных песен для симф. ор-ра» — муз. А. Лядова.

      «Во поле береза стояла» — р.н.п. (финал 4-й симф. П. Чайковского).

      «Ай во поле липенька» — хороводная р.н.п.

      «Дубинушка» — трудовая р.н.п.

      «Татарский полон» — историческая р.н.п.

      «Ой, да ты, калинушка» — рекрутская р.н.п.

Песни о Великой Отечественной войне и песни о мире

      «Дороги» — муз. А. Новикова, сл. Л. Ошанина.

      «Священная война» — муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача.

      «Нам нужна одна победа» — сл. и муз. Б. Окуджавы.

      «День Победы» — муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова.

      «Улица Мира» — муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова.

      «Бухенвальдский набат» — муз. В. Мурадели, сл. А. Соболева.

      «Вальс дружбы» — муз. А. Хачатуряна, сл. Г. Рублева.

      «Дарите радость людям» — муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова.

      «Песня о Москве» — муз. И. Дунаевского, сл. М. Лисянского и С. Аграняна.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

      Учащиеся должны знать:

      1-й уровень

      • элементарные сведения о нотной записи: скрипичный ключ, нотный стан, счет линеек, добавочные линейки — ноты, расположенные на линейках и между ними;

      • графическое изображение нот на нотном стане в диапазоне от до 1 до соль 1;

      • длительности нот: целая, половина и четверть;

      • особенности музыкального языка народной песни;

      • содержание народных песен, песен о Родине, о мире и труде.

      Учащиеся должны уметь:

      • спеть в характерной манере одну из выученных народных песен;

      • петь в ансамбле с классом, ясно и четко произносить слова в песнях;

      • исполнять песню без сопровождения;

      • пользоваться приемами игры на детских музыкальных инструментах.

      2-й уровень

      Учащиеся должны знать:

      • элементарные сведения о нотной записи: скрипичный ключ, нотный стан, счет линеек, добавочные линейки — ноты, расположенные на линейках и между ними;

      • длительности нот: целая, половина и четверть;

      • содержание народных песен, песен о Родине, о мире и труде.

      Учащиеся должны уметь:

      • спеть одну из выученных народных песен;

      • петь в ансамбле с классом, слушая одноклассников;

      • ясно и четко произносить слова в песнях;

      • пользоваться приемами игры на детских музыкальных инструментах.

Практические

работы

Домашнее задание

Дата


1 четверть

18










1-2

«Со вьюном я хожу»


      Исполнять одноголосные песни звонким, мягким и ровным по качеству звуком на всем диапазоне, с ясным произношением текста.


элементарные сведения о нотной записи: скрипичный ключ, нотный стан, счет линеек, добавочные линейки — ноты, расположенные на линейках и между ними

спеть в характерной манере одну из выученных народных песен;


Повторить изученный материал


3-5

«В темном лесе» — р.н.п.

.

.



      Исполнять одноголосные песни звонким, мягким и ровным по качеству звуком на всем диапазоне, с ясным произношением текста.


содержание народных песен, песен о Родине, о мире и труде.


исполнять песню без сопровождения


Повторить изученный материал



6-8

      «Из чего же, из чего же» — муз. Ю. Чичкова, сл. А. Халецкого


      Исполнять одноголосные песни звонким, мягким и ровным по качеству звуком на всем диапазоне, с ясным произношением текста.


содержание народных песен, песен о Родине, о мире и труде.


• ясно и четко произносить слова в песнях;



Повторить изученный материал


9-11

«Пусть будет радость в каждом доме» — муз. С. Баневича.



      Исполнять одноголосные песни звонким, мягким и ровным по качеству звуком на всем диапазоне, с ясным произношением текста.


исполнять песню без сопровождения;


ясно и четко произносить слова в песнях;



Повторить изученный материал


12-14

 «Дважды два — четыре» — муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского


      Исполнять одноголосные песни звонким, мягким и ровным по качеству звуком на всем диапазоне, с ясным произношением текста.


содержание народных песен, песен о Родине, о мире и труде.


спеть в характерной манере одну из выученных народных песен;


Повторить изученный материал


15-18

«Вечерняя песня» — муз. А. Тома, сл. К. Ушинского.



прослушивание пьесы учащимся предлагается различить настроение, выраженное в музыке

длительности нот: целая, половина и четверть

• спеть одну из выученных народных песен


Повторить изученный материал



2 четверть

14








19

«Здравствуй,гостья зима» — р.н.п.

.

      .



прослушивании пьесы учащимся предлагается различить настроение, выраженное в музыке

длительности нот: целая, половина и четверть

• спеть одну из выученных народных песен


Повторить изученный материал


20

«Наш край» — муз. Д. Кабалевского, сл. А. Пришельца


прослушивании пьесы учащимся предлагается различить настроение, выраженное в музыке

длительности нот: целая, половина и четверть

• спеть одну из выученных народных песен


Повторить изученный материал


21

«Песня о пограничнике» — муз. С. Богуславского, сл. О. Высотской


Исполнять одноголосные песни звонким, мягким и ровным по качеству звуком на всем диапазоне, с ясным произношением текста

длительности нот: целая, половина и четверть

• спеть одну из выученных народных песен


Повторить изученный материал


22

«Звуки музыки» — муз. Р. Роджерса, русский текст М. Цейтлиной.



Исполнять одноголосные песни звонким, мягким и ровным по качеству звуком на всем диапазоне, с ясным произношением текста

длительности нот: целая, половина и четверть

пользоваться приемами игры на детских музыкальных инструментах


Повторить изученный материал


23

           «Снежный вечер» — муз. М. Красева, сл. О. Высотской.



Исполнять одноголосные песни звонким, мягким и ровным по качеству звуком на всем диапазоне, с ясным произношением текста

длительности нот: целая, половина и четверть

пользоваться приемами игры на детских музыкальных инструментах


Повторить изученный материал


24

 «Образцов-ый мальчик» — муз. С. Волкова, сл. С. Богомазова.



Исполнять одноголосные песни звонким, мягким и ровным по качеству звуком на всем диапазоне, с ясным произношением текста

длительности нот: целая, половина и четверть

пользоваться приемами игры на детских музыкальных инструментах


Повторить изученный материал


25

Пойду ль я, выйду ль я» — р.н.п.

«Волшебный смычок» — норв. н.п.

«Песня о маленьком трубаче» — муз. С. Никитина, сл. C. Крылова, обр. Д. Кабалевского.

      «.



Исполнять одноголосные песни звонким, мягким и ровным по качеству звуком на всем диапазоне, с ясным произношением текста

особенности музыкального языка народной песни;

пользоваться приемами игры на детских музыкальных инструментах


Повторить изученный материал


26

  «Пастушка» — фр.н.п., обр. Ж. Векерлена, русский текст Т. Сикорской.



Исполнять одноголосные песни звонким, мягким и ровным по качеству звуком на всем диапазоне, с ясным произношением текста

особенности музыкального языка народной песн

пользоваться приемами игры на детских музыкальных инструментах


Повторить изученный материал





27-30

«Вдоль да поречке»  р.н.п.

«Маленький Джо» — америк. н.п., обр. и русский текст B. Локтева.



Исполнять одноголосные песни звонким, мягким и ровным по качеству звуком на всем диапазоне, с ясным произношением текста

особенности музыкального языка народной песн

пользоваться приемами игры на детских музыкальных инструментах


Повторить изученный материал











31-33

«Школьный корабль» — муз. Г. Струве, сл. К. Ибряева.

 «До, ре, ми, фа, соль» — муз. А. Островского, сл. З. Петровой.



Исполнять одноголосные песни звонким, мягким и ровным по качеству звуком на всем диапазоне, с ясным произношением текста

особенности музыкального языка народной песн

пользоваться приемами игры на детских музыкальных инструментах


Повторить изученный материал



3 четверть

20







34

Не дразните собак» — муз. Е. Птичкина, сл. М. Пляцковского


Исполнять одноголосные песни звонким, мягким и ровным по качеству звуком на всем диапазоне, с ясным произношением текста

особенности музыкального языка народной песни

пользоваться приемами игры на детских музыкальных инструментах


Повторить изученный материал


35-36

«Волшебник-недоучка» — муз. А. Зацепина, сл. А. Дербенева


развитие чувства ритма;


длительности нот: целая, половина и четверть

петь в ансамбле с классом, слушая одноклассников


Повторить изученный материал


37-38

«Как лечили бегемота» — муз. Н. Матвеева, сл. Е. Руженцева.



развитие чувства ритма;


длительности нот: целая, половина и четверть

петь в ансамбле с классом, слушая одноклассников


Повторить изученный материал


39-40

«Песня о веселом барабанщике» — муз. Л. Шварца, сл. Б. Окуджавы


развитие чувства ритма;


длительности нот: целая, половина и четверть

петь в ансамбле с классом, слушая одноклассников


Повторить изученный материал


41-42

      «Вейся, вейся, капустка» — р.н.п.



развитие чувства ритма;


длительности нот: целая, половина и четверть

петь в ансамбле с классом, слушая одноклассников


Повторить изученный материал


43-44

«Ах вы, сени, мои сени» — р.н.п.



Исполнять одноголосные песни звонким, мягким и ровным по качеству звуком на всем диапазоне, с ясным произношением текста

длительности нот: целая, половина и четверть

петь в ансамбле с классом, слушая одноклассников


Повторить изученный материал


45-46

«Красивая мама» — муз. Э. Колмановского, сл. С. Богомазова


Исполнять одноголосные песни звонким, мягким и ровным по качеству звуком на всем диапазоне, с ясным произношением текста

длительности нот: целая, половина и четверть

петь в ансамбле с классом, слушая одноклассников


Повторить изученный материал


47-48

Песня о Родине» — муз. И. Дунаевского, сл. В. Лебедева-Кумача.

      «Родина слышит» — муз. Д. Шостаковича.



Исполнять одноголосные песни звонким, мягким и ровным по качеству звуком на всем диапазоне, с ясным произношением текста

длительности нот: целая, половина и четверть

петь в ансамбле с классом, слушая одноклассников


Повторить изученный материал


49-50

      «С чего начинается Родина» — муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского.

      «Восемь русских народных песен для симф. ор-ра» — муз. А. Лядова


Исполнять одноголосные песни звонким, мягким и ровным по качеству звуком на всем диапазоне, с ясным произношением текста

длительности нот: целая, половина и четверть

петь в ансамбле с классом, слушая одноклассников


Повторить изученный материал


51-53

      «Ай во поле липенька» — хороводная р.н.п.

      «Дубинушка» — трудовая р.н.п.



Исполнять одноголосные песни звонким, мягким и ровным по качеству звуком на всем диапазоне, с ясным произношением текста

длительности нот: целая, половина и четверть

петь в ансамбле с классом, слушая одноклассников


Повторить изученный материал



4 четверть

15







54

«У меня ль во садочке» — р.н.п.

      



Исполнять одноголосные песни звонким, мягким и ровным по качеству звуком на всем диапазоне, с ясным произношением текста

длительности нот: целая, половина и четверть

петь в ансамбле с классом, слушая одноклассников


Повторить изученный материал


55-56

«Спи, моя милая» — слов. н.п.


Исполнять одноголосные песни звонким, мягким и ровным по качеству звуком на всем диапазоне, с ясным произношением текста

длительности нот: целая, половина и четверть

петь в ансамбле с классом, слушая одноклассников


Повторить изученный материал


57-58

«Пусть

всегда будет солнце» — муз. А. Островского, сл. Л. Ошанина.



Исполнять одноголосные песни звонким, мягким и ровным по качеству звуком на всем диапазоне, с ясным произношением текста

длительности нот: целая, половина и четверть

петь в ансамбле с классом, слушая одноклассников


Повторить изученный материал


59-60

В землянке» — муз. К. Листова, сл. А. Суркова.



Исполнять одноголосные песни звонким, мягким и ровным по качеству звуком на всем диапазоне, с ясным произношением текста

длительности нот: целая, половина и четверть

петь в ансамбле с классом, слушая одноклассников


Повторить изученный материал


61-62

«Майская песня» — муз. В. Ренёва, сл. А. Пришельца.



Исполнять одноголосные песни звонким, мягким и ровным по качеству звуком на всем диапазоне, с ясным произношением текста

длительности нот: целая, половина и четверть

петь в ансамбле с классом, слушая одноклассников


Повторить изученный материал


63-64

            «У дороги чибис» — муз. М. Иорданского, сл. А. Пришельца.



Исполнять одноголосные песни звонким, мягким и ровным по качеству звуком на всем диапазоне, с ясным произношением текста

длительности нот: целая, половина и четверть

петь в ансамбле с классом, слушая одноклассников


Повторить изученный материал


65-66

Дороги» — муз. А. Новикова, сл. Л. Ошанина.

  «Священная война» — муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача.



Исполнять одноголосные песни звонким, мягким и ровным по качеству звуком на всем диапазоне, с ясным произношением текста

длительности нот: целая, половина и четверть

петь в ансамбле с классом, слушая одноклассников


Повторить изученный материал


67-68

Дарите радость людям» — муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова.

      «Песня о Москве» — муз. И. Дунаевского, сл. М. Лисянского и С. Аграняна


Исполнять одноголосные песни звонким, мягким и ровным по качеству звуком на всем диапазоне, с ясным произношением текста

длительности нот: целая, половина и четверть

петь в ансамбле с классом, слушая одноклассников