Рабочая программа учебного предмета Музыка ( 6 класс)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Государственное бюджетное

общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1948 «Лингвист-М»



Утверждаю

Директор ГБОУ СОШ №1948 «Лингвист-М»


Семенов В.И..

Приказ № _____

от «___» ___________ 2015г.

Согласовано

на МС школы

Протокол № ____

от «___» ____________ 2015.

Руководитель МС


Рассмотрено на МО учителей старших классов

Протокол № ____

от «___» ____________ 2015г.

Руководитель МО

Савинова Е.Н.


[link]

14.Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CDROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.

Список научно-методической литературы.

  1. «Музыка. Изо. МХК. Содержание образования» (сборник нормативно – правовых документов и методических материалов).,М.,ИЦ «Вентана – Граф»,2008г.

  2. «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.

  3. «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.

  4. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.

  5. «Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина, М.,Просвещение,1988г.

  6. Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.

  7. Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.

  8. Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.

  9. Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.

  10. «Как научить любить Родину», М.,Аркти, 2003г.

  11. ДмитриеваЛ.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.

  12. «Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г.

  13. БезбородоваЛ.А., АлиевЮ.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.

  14. АбдуллинЭ.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.

  15. АржаниковаЛ.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г.

  16. ХалазбурьП., ПоповВ. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.

  17. КабалевскийД.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.

  18. КабалевскийД.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.

  19. ПетрушинВ.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.

  20. ВеликовичЭ.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г.

  21. НикитинаЛ.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г.

  22. ГуревичЕ.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999г

  23. БулучевскийЮ. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г.

23.СаминД.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.

  1. РапацкаяЛ.А., Сергеева Г.С., ШмагинаТ.С. «Русская музыка в школе», М.,Владос,2003г.

  2. КленовА. «Там, где музыка живет», М., Педагогика, 1986г.

  3. «Веселые уроки музыки» /составитель З.Н.Бугаева/, М., Аст, 2002г.

  4. «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г.

  5. «Музыкальное воспитание в школе» сборники статей под ред. Апраксиной О.А. выпуск №9,17.

  6. «Музыка в школе» № №1-3 - 2007г.,№№1-6 - 2008г., №№1-5 – 2009г.

  7. «Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.

  8. «Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.

  9. «Пионерский музыкальный клуб» выпуск №№15,20-24.

  10. Фрид Г. «Музыка! Музыка? Музыка…и молодежь», М., Советский композитор, 1991г.

  11. Ригина Г.С. «Музыка. Книга для учителя», М., Учебная литература,2000г.

  12. Самигуллина В.М. «Поурочные планы. Музыка 6 класс», Волгоград, Учитель, 2005г

  13. Узорова О.В. ,Нефедова Е.А. «Физкультурные минутки», М., Астрель-Аст, 2005г.

  14. Исаева С.А. «Физкультминутки в начальной школе», М., Айрис-Пресс, 2003г.

  15. Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.

  16. Песенные сборники.

  17. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007 - 176с.

  18. Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2008.- 176с

Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.- 224с.


Материально-техническое оснащение уроков музыки

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Примечания

1

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)


Стандартосновного общего образования по образовательной области «Искусство»


Примерная программа начального общего образования по музыке


Программа по музыке


Хрестоматии с нотным материалом


Сборники песен и хоров


Методические пособия и книги для учителя


Предметные журналы


Учебно-методические комплекты к программе по музыке (учебники, рабочие тетради)


Творческие тетради


Книги о музыке и музыкантах. Научно-популярная литература по искусству.


Справочные пособия, энциклопедии

Д



Д


Д



Д


Д


Д


Д



К



К


П



Д/П

Стандарт по музыке,примерная программа авторские программы

2

Печатные пособия


Таблицы: нотные примеры, признаки характера звучания, средства музыкальной выразительности

Д



Схемы: расположения инструментов и оркестровых групп

Д



Транспарант: Гимн России

Д



Портреты композиторов

Д

Могут содержаться в полиграфических изданиях и на электронных носителях


Дидактический раздаточный материал


Карточки с признаками звучания характера музыки

К

Комплект


Карточки с обозначением выразительных возможностей различный музыкальных средств

К

Комплект


Карточки с обозначением исполнительских средств выразительности

К

Комплект


Цифровые образовательные ресурсы


Цифровые компоненты учебно-методических комплектов по музыке

Д



Коллекция цифровых образовательных ресурсов по музыке

Д

Фрагменты исторических источников,

фотографии, анимации, диаграммы.,

иллюстративный материал, аудио_ и видеоматериалы и т.д.


Цифровая база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы

Д

Набор заданий по музыке, а также системы комплектования тематических и итоговых работ


Экранно-звуковые пособия


Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке

Д

Комплекты компакт-дисков по темам и разделам курса с материалом для слушания и исполнения, инструментальное сопровождение песен, аранжированного для учащихся школы


Видеофильмы, посвященные творчеству отечественных и зарубежных композиторов

Д



Видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей

Д



Учебно-практическое оборудование


Музыкальные инструменты: фортепиано

Д

Для кабинета и школьного зала


Комплект детских музыкальных инструментов: бубен,треугольник, барабан,народные инструменты (деревянные ложки. трещетки, колотушки и др.)

П



Персональный компьютер

Д

Для учителя


Технические средства обучения




Аудио / видеомагнитофон

CD / DVD-проигрыватели

Компьютер с программным обеспечением

Телевизор

Магнитная доска




Оборудование класса




Ученические столы 2 местные с комплектом стульев

Стол учительский

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала

К


Д

В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами




Д – демонстрационный материал


К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса)


П – комплект. необходимый для практической работы в группах или несколькими учащимися поочередно

















Содержание программы предмета Музыка» 6 класс

тема I полугодия:

«Мир образов вокальной и инструментальной музыки» (17 часов)


Урок 1. Удивительный мир музыкальных образов.

Богатство музыкальных образов (лирические); особенности их драматургического развития в вокальной музыке и инструментальной музыке.

Определение музыкального образа. Специфика вокальной и инструментальной музыки. Лирические образы русских романсов и песен. Многообразный мир эмоциональных чувств в лирическом романсе. Единство музыкальной и поэтической речи в романсе.

Урок 2. Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс.

Богатство музыкальных образов (лирические); особенности их драматургического развития в вокальной музыке. Развитие жанров светской музыки – романс.

Жанр песни-романса. Песня-диалог. Инструментальная обработка романса.

Урок 3.-Урок 4.Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея

Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической школы - М.И. Глинка. Исполнение музыки как искусство интерпретации.

Музыкальный портрет. Единство содержания и формы. Приемы развития музыкального образа. Особенности музыкальной формы. Сравнение исполнительских трактовок.

Урок 5. «Уноси мое сердце в звенящую даль…».

Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической школы – С.В.Рахманинов.

Лирические образы романсов С.В.Рахманинова. Мелодические особенности музыкального языка С.В.Рахманинова. Выразительность и изобразительность в музыке.

Урок 6.Музыкальный образ и мастерство исполнителя.

Выдающиеся российские исполнители: Ф.И.Шаляпин. Творчество Ф.И.Шаляпина. Выразительные тембровые и регистровые возможности голоса Ф.И.Шаляпина. Артистизм и талант Ф.И. Шаляпина.

Урок 7. Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов. Народное музыкальное творчество. Основные жанры русской народной музыки (обрядовые песни). Народные истоки русской профессиональной музыки.

Лирические образы свадебных обрядовых песен. Песня-диалог. Воплощение обряда свадьбы в операх русских композиторов (на примере одной из опер по выбору учителя).

Урок 8. Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения.

Творчество выдающихся композиторов прошлого. Знакомство с творчеством выдающихся русских и зарубежных исполнителей.

Знакомство с вокальным искусством прекрасного пения бельканто. Музыкальные образы песен Ф.Шуберта. Развитие музыкального образа от интонации до сюжетной сцены.

Урок 9. Старинный песни мир. Баллада «Лесной царь».

Романтизм в западноевропейской музыке. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов.

Драматические образы баллады «Лесной царь». Единство выразительного и изобразительного в создании драматически напряженного образа. Сквозное развитие баллады. Артистизм и мастерство исполнителя.

Урок 10. Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси.

Образная природа и особенности русской духовной музыки в эпоху средневековья: знаменный распев как музыкально-звуковой символ Древней Руси.

Особенности развития русского музыкального фольклора. Составление ритмической партитуры для инструментовки русской народной песни, инструментальное музицирование.

Урок 11.Образы русской народной и духовной музыки. Духовный концерт.

Духовная и светская музыкальная культура России во второй половине XVII в. и XVIII в. Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт..

Характерные особенности духовной музыки. Основные жанры религиозно-духовной культуры – Всенощная и Литургия. Знаменный распев как основа русской духовной музыки. Жанр хорового концерта. Полифоническое изложение материала.

Урок 12. «Фрески Софии Киевской».

Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы.

Духовные сюжеты и образы в современной музыке. Особенности современной трактовки.

Связь музыки В.Гаврилина с русским народным музыкальным творчеством. Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов.

Урок 13. «Перезвоны» Молитва.

Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы.

Связь музыки В.Гаврилина с русским народным музыкальным творчеством. Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов.

Урок 14.- Урок 15.

Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко.Музыка И.С. Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека).

Образы духовной музыки Западной Европы.Небесное и земное в музы-ке Баха. Полифония. Фуга. Хорал.

Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко.Музыка И.С. Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека).

Характерные особенности музыкального языка И.С.Баха. Выразительные возможности органа. Особенности развития музыки в полифонии. Полифонический 2-частный цикл: токката и фуга, прелюдия и фуга. Современная рок-обработка музыки И.С.Баха.

Урок 16. Образы скорби и печали. Фортуна правит миром. «Кармина Бурана».

Стилевое многообразие музыки ХХ столетия (К.Орф), особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки.

Образы скорби и печали в духовной музыке. Закрепление вокально-инструментальных жанров кантаты и реквиема. Полифонический и гомофонный тип изложения музыкального материала. Контраст музыкальных образов.

Урок 17. Авторская музыка: прошлое и настоящее. нрк. Барды Ямала.

Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка.Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства :бардовская песня .

Жанры и особенности авторской песни. Исполнители авторской песни – барды. Выдающиеся отечественные исполнители авторской песни. История становления авторской песни. Жанр сатирической песни.

Тема II полугодия:

«Мир образов камернойи симфонической музыки» (19 часов)


Урок 18. Джаз – искусство 20 века.

Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка.Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: джаз -

спиричуэл, блюз.

Взаимодействие легкой и серьезной музыки. Определение джаза. Истоки джаза (спиричуэл, блюз). Импровизационность джазовой музыки. Джазовые обработки.

Урок 19. Вечные темы искусства и жизни.

Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки - прелюдия, этюд.

Жизнь – единая основа художественных образов любого вида искусства. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Характерные черты музыкального стиля Ф.Шопена. Закрепление жанра ноктюрна.

Урок 20. Образы камерной музыки.Романтизм в западноевропейской музыке. Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная.

Переплетение эпических, лирических и драматических образов. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Контраст как основной принцип развития в музыке. Разнообразие жанров камерной музыки. Особенности жанра инструментальной баллады.

Урок 21. Инструментальная баллада. Ночной пейзаж.

Романтизм в западноевропейской музыке. Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная – инструментальная баллада.Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами.

Особенности жанра инструментальной баллады. Переплетение эпических, лирических и драматических образов. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Контраст как основной принцип развития в балладеРасширение представлений о жанре ноктюрна. Особенности претворения образа-пейзажа

Урок 22. Инструментальный концерт. «Итальянский концерт».

Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.Новый круг образов, отражающих чувства и настроения человека, его жизнь в многообразных проявления

Зарождение и развитие жанра инструментального концерта. Разновидности и структура концерта. Инструментальный концерт эпохи барокко. Программная музыка. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-пейзаж

Урок 23. «Космический пейзаж». «Быть может, вся природа – мозаика цветов?» Картинная галерея.Стилевое многообразие музыки ХХ столетия.

Образ-пейзаж. Приемы развития современной музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Контраст образных сфер. Моделирование ситуации восприятия не программного произведения. Выразительные возможности электромузыкального инструмента

Урок 24. - Урок 25. Образы симфонической музыки «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина.

Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы. Творчество выдающихся композиторов прошлого и современности: Г.Свиридов.

Образы русской природы в музыке Г.Свиридова. Возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения. Стилистические особенности музыкального языка Г.Свиридова. Особенности развития музыкального образа в программной музыке.

Урок 26.- Урок 27. Симфоническое развитие музкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален». Связь времен.

Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки. Особенности жанров симфонии и оркестровой сюиты. Стилистические особенности музыкального языка В.Моцарта и П.И.Чайковского. Сходство и различие как основные принципы музыкального развития, построения музыкальной формы. Различные виды контраста. Контраст как сопоставление внутренне противоречивых состояний. Интерпретация и обработка классической музыки.

Урок 28. - Урок 29.Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт».

Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки: увертюра.Классицизм в западноевропейской музыке.

Жанр программной увертюры. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил.

Урок 30.- Урок 31.Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».

Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития (контраст, конфликт) в вокальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической и театральной музыке.

Взаимосвязь музыки и литературы. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил. Обобщенные образы добра и зла, любви и вражды.

Урок 32. - Урок 33. Мир музыкального театра. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: мюзикл, рок-опера.

Интерпретация литературного произведения в различных музыкально-театральных жанрах: опере, балете, мюзикле. Взаимопроникновение и смысловое взаимодействие слова, музыки, сценического действия, хореографии и т.д. Метод острых контрастных сопоставлений как один из сильнейших драматургических приемов

Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Взаимопроникновение и смысловое единство слова, музыки, сценического действия, изобразительного искусства, хореографии, а также легкой и серьезной музыки.

Урок 34 Образы киномузыки. Проверочная работа.

Урок 35. Образы киномузыки. Обобщающий урок.

Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Творчество отечественных композиторов-песенников - И.О. Дунаевский.

Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Взаимопроникновение и смысловое единство слова, музыки, сценического действия, изобразительного искусства, хореографии, а также легкой и серьезной музыки.

Слушание музыкальных фрагментов. Игра «Угадай мелодию». Тестирование по темам года.


Учебно-тематический план предмета «Музыка» (6 класс)

п/п



Тема урока

Кол-во

часов

В том числе:

Проверочные работы.

тема I полугодия:

«Мир образов вокальной и инструментальной музыки»

17


1 четверть

1.

1.

Удивительный мир музыкальных образов.

1


2.

2.

Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс. Песня-романс. Мир чарующих звуков.

1


3.

3.

Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея.

2


4.

4.


5.

5.

«Уноси моё сердце в звенящую даль…»

1


6.

6.

Музыкальный образ и мастерство исполнителя.

1


7.

7.

Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов.

1


8.

8.

Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения.

1

1

9.

9.

Старинной песни мир. Баллада «Лесной царь»

1


10.

10.

Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси.

1


11.

11.

Образы русской народной и духовной музыки. Духовный концерт.

1


12.

12.

«Фрески Софии Киевской»

1


13.

13.

«Перезвоны». Молитва.

1


14.

14.

Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха.

1


15.

15.

Образы духовной музыки Западной Европы. Полифония. Фуга. Хорал.

1


16.

16.

Образы скорби и печали. Фортуна правит миром. «Кармина Бурана»

1

1

17.

17.

Авторская песня: прошлое и настоящее.

1


тема II полугодия:

«Мир образов камернойи симфонической музыки»

19


17.

1.

Джаз – искусство 20 века.



18.

2.

Вечные темы искусства и жизни.

1


19.

3.

Образы камерной музыки.

1


20.

4.

Инструментальная баллада. Ночной пейзаж.

1


21.

5.

Инструментальный концерт. « Итальянский концерт».

1


22.

6.

«Космический пейзаж». «Быть может, вся природа – мозаика цветов?». Картинная галерея.

1


23.

7.

Образы симфонической музыки. «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина

2


24.

8.


25.

9.

Симфоническое развитие музыкальных образов.

«В печали весел, а в веселье печален».

2


26.

10.

1

27

11

Связь времен

1


28.

12.

Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт».

2


29.

13.


30.

14.

Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».

2


31.

15.


32.

16.

Мир музыкального театра.

2


33.

17.


34.

18.

Образы киномузыки. Проверочная работа.

2

1

35.

19.

Образы киномузыки. Обобщающий урок.


Итого:


35

4



Календарно-тематическое планирование учебного курса «Музыка»6 класс

(количество часов за год -35, в неделю 1 час )

По программе «Музыка» Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская

урока


Наименование разделов и тем


Кол-во часов



Характеристика деятельности учащихся

Дата план


Дата факт




Требования к уровню достижений

Контрольно-оценочная

деятельность


ИКТ средства

обучения

вид

форма



17

тема I полугодия:Мир образов вокальной и инструментальной музыки

1 четверть(9часов)




1

Удивительный мир музыка-льных образов.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.





1

Богатство музыкальных образов (лирические); особенности их драматургического развития в вокальной музыке и инструментальной музыке.

Определение музыкального образа. Специфика вокальной и инструментальной музыки. Лирические образы русских романсов и песен. Многообразный мир эмоциональных чувств в лирическом романсе. Единство музыкальной и поэтической речи в романсе.

  • Гори, гори, моя звезда. П. Булахов, слова В. Чуевского.

  • Калитка. А. Обухов, слова А. Будищева.

  • Колокольчик. А. Гурилев, слова И. Макарова.

  • Россия. Д. Тухманов, слова М. Ножкина.

  • «Мама» из вокального цикла «Земля» В.Гаврилина. В.Шульгина


03.09.15

04.09.15

03.09.15


Различать простые исложные жанрывокальной музыки. Размышлять и. различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы в вокальной и инструментальной музыке.

Анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора.

Владеть навыками музицирования: исполнение песен, напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений.

Вводный

устный опрос

Модуль:

Разнообразие музыкальных образов в вокальной и вокально-инструментальной музыке

2


Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс.
















1

Богатство музыкальных образов (лирические); особенности их драматургического развития в вокальной музыке. Развитие жанров светской музыки – романс.

Жанр песни-романса. Песня-диалог. Инструментальная обработка романса..

  • Красный сарафан. А. Варламов, слова Н. Цыганова

  • Матушка, что во поле пыльно, русская народная песня.

  • Матушка, что во поле пыльно. М. Матвеев, слова народные.

  • Мама. Из вокально-инструментального цикла «Земля». В. Гаврилин, слова В. Шульгиной.

  • Жаворонок. М. Глинка — М. Балакирев.

10.09.15

11.09.15

10.09.15


Знать/понимать: жизненно – образное содержание музыкальных произведений разных жанров.

Уметь: различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы в вокальной музыке. Уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — народная, композиторская.

текущий

устный опрос

Модуль:

Русский романс XIX века


Вокальная музыка. Романс

3




Два музыка-льных посвящения. Портрет в музыке и живописи. Кар-тинная галерея. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.






1

Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической школы - М.И. Глинка. Исполнение музыки как искусство интерпретации.

Музыкальный портрет. Единство содержания и формы. Приемы развития музыкального образа. Особенности музыкальной формы. Сравнение исполнительских трактовок.

  • «Россия». Д. Тухманов Д., сл. М.Ножкина

  • «Я помню чудное мгновенье М.Глинка, ст. А.С.Пушкина.».








  • «Вальс-фантазия». М. Глинка.

  • «Вальс» из балета П.И.Чайковского «Спящая красавица»

  • «Вальс» из балета С.С.Прокофьева «Золушка».

17.09.15

18.09.15

17.09.15


Знать/понимать: способы создания различных образов: музыкальный

портрет. Понимать, что каждое музыкальное произведение благодаря эмоциональному воздействию позволяет пережить всю глубину чувств.

Уметь: Уметь анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора. Уметь соотносить музыкальные сочинения с произ-ведениями других видов искусств, выявлять своеобразие почерка композитора – М.Глинки.

текущий

устный опрос

Модуль:

Творчество Михаила Ивановича Глинки

4







Два музыка-льных посвящения. Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея.

Комбинированный урок



1

24.09.15

25.09.15

24.09.15


текущий

устный опрос

Модуль:

Творчество Сергея Васильевича Рахманинова

5

«Уноси мое сердце в звенящую даль…».

Урок комплек-сного применения ЗУН



1

Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической школы – С.В.Рахманинов.

Лирические образы романсов С.В.Рахманинова. Мелодические особенности музыкального языка С.В.Рахманинова. Выразительность и изобразительность в музыке.

  • С.В.Рахманинов, сл.Е.Бекетовой. «Сирень».

  • С.В.Рахманинов, сл. Г.Галиной. «Здесь хорошо».

  • С.В.Рахманинов «Островок».

  • Ю.Визбор «Лесное солнышко».

01.10.15

02.10.15

01.10.15


Знать/понимать: Знать имена выдающихся русских композиторов: А.Варламов, А.Гурилев, М.Глинка, С.Рахманинов, Н.Римский- Корсаков. Знать определения музыкальных жанров и терминов: романс, баркарола, серенада.

Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки, сравнивать музыкальные интонации с интонациями картин художников, передавать свои музыкальные впечатления в рисунке.


тематический

устный опрос

Модуль:

Знаменитые исполнители-вокалисты.


Знаменитые исполнители-вокалистки.

6

Музыкальный образ и мастерство исполнителя.

Урок изучения и первичного закре-пления новых знаний.



1

Выдающиеся российские исполнители: Ф.И.Шаляпин.

Творчество Ф.И.Шаляпина. Выразительные тембровые и регистровые возможности голоса Ф.И.Шаляпина. Артистизм и талант Ф.И. Шаляпина.

  • М.И.Глинка «Рондо Фарлафа» из оперы «Руслан и Людмила» в исполнении Ф. Шаляпина.

  • М.И.Глинка «Ария Сусанина» из оперы «Иван Сусанин».

  • Н.А.Римский-Корсаков «Песня варяжского гостя» из оперы «Садко».

  • Ю.Визбор «Лесное солнышко».

08.10.15

09.1015

08.10.15


Знать/понимать: имена известных исполнителей (Ф.Шаляпин, А.Нежданова, И.Архипова, М.Каллас, Э.Карузо, Е.Образцова), понятие бельканто.

Уметь:размышлять о музыке, высказывать суждения об основной идее,

о средствах и формах ее воплощения, проявлять навыки вокально – хоровой работы.


текущий

устный опрос

Модуль:

Народно-песенные истоки русской профессиональной музыки. Способы обращения композиторов к народной музыке


Свадебный обряд Древней Руси

7

Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве ком-позиторов.

Урок-лекция.



1

Народное музыкальное творчество. Основные жанры русской народной музыки (обрядовые песни). Народные истоки русской профессиональной музыки.

Лирические образы свадебных обрядовых песен. Песня-диалог. Воплощение обряда свадьбы в операх русских композиторов (на примере одной из опер по выбору учителя).

  • РНП «Матушка, что во поле пыльно».

  • М.Матвеев «Матушка, что во поле пыльно». М.П.Мусоргский. Хор «Плывёт, лебёдушка» из оперы «Хованщина».

  • М.И.Глинка. Хор «Разгулялися, разливалися» из оперы «Иван Сусанин».

  • М.И.Глинка. «Романс Антониды» из оперы «Иван Сусанин».

  • А.Морозов, сл. Н.Рубцова «В горнице».

15.10.15

16.10.15

15.10.15


Знать/понимать: Знать особенности русского свадебного обряда, значение песен во время обряда, Владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных).

Уметь: по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая или народная на примере опер русских композиторов.

тематический

устный опрос

практика

Модуль:

Творчество Франца Шуберта


Знаменитые исполнители-вокалисты.


Знаменитые исполнители-вокалистки


8








Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения.

Комбинированный урок



1

Творчество выдающихся композиторов прошлого. Знакомство с творчеством выдающихся русских и зарубежных исполнителей.

Знакомство с вокальным искусством прекрасного пения бельканто. Музыкальные образы песен Ф.Шуберта. Развитие музыкального образа от интонации до сюжетной сцены.

  • М.И.Глинка Венецианская ночь в исп. Н.Дорлиак

  • Ф.Шуберт «Форель».

  • Ф.Шуберт 4 часть «Фореллен-квинтете».

  • Ф.Шуберт Серенада (№4 из вок.ц Лебединая песня) Исп И.Козловский.

  • Ф.Шуберт Серенада (№4 из вок.ц Лебединая песня) на нем яз исп. Г. Прей

  • А.Морозов, сл. Н.Рубцова «В горнице».

22.10.15

23.10.15

22.10.15


Знать/понимать: известных испол-нителей - (Ф.Шаляпин, А.Нежданова, И.Архипова, М.Каллас, Э.Карузо, Е.Образцова. Знать определения музыкальных жанров и терминов: опера, романс, баркарола, серенада, баллада, знакомство со стилем пения- бельканто.

Уметь: наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности разных видов

искусств в создании единого образа

текущий

тест

практика

Модуль:

Творчество Франца Шуберта

9

Старинный песни мир. Баллада «Лесной царь».

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

1

Романтизм в западноевропейской музыке. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов.

Драматические образы баллады «Лесной царь». Единство выразительного и изобразительного в создании драматически напряженного образа. Сквозное развитие баллады. Артистизм и мастерство исполнителя.

  • Ф.Шуберт. Баллада «Лесной царь» в исполнении Д. Фишер-Дискау на немецком языке.

  • Ф.Шуберт. Баллада «Лесной царь» в исполнении Б.Гмыря.

  • В. Шаинский «Багульник»

29.10.15

30.10.15

29.10.15


Знать/понимать: имена зарубежных композиторов: Ф.Шуберт и его произведения. Знать определения музыкальных жанров и терминов: баллада.

Уметь: различать эпические, драма-тические музыкальные образы в вокальной музыке. Уметь соотносить музыкальные сочинения с произве-дениями других видов искусств. Выделять музыкальные средства выразительности, передавать свои музыкальные впечатления в устной форме.


тематический

устный опрос

Модуль:

Творчество Франца Шуберта




2 четверть (8часов)




10

Образы русской народной и духовной музы-ки. Народное искусство Древ-ней Руси.

Урок-лекция.

1

Образная природа и особенности русской духовной музыки в эпоху средневековья: знаменный распев как музыкально-звуковой символ Древней Руси.

Особенности развития русского музыкального фольклора. Составление ритмической партитуры для инструментовки русской народной песни, инструментальное музицирование.

  • «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова

  • «Во кузнице», «Как под яблонькой», «Былинные наигрыши»

  • Киевский распев «Свете тихий»

  • П.Г.Чесноков «Да исправится молитва моя»

12.11.15

13.11.15

12.11.15




Знать/понимать: особенности народ-ного искусства. Понимать значение определений: - а капелла, знаменный распев, партесное пение. Знать жанры церковного пения: тропарь, стихира, величание, молитва.

Уметь: по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка народная.

текущий

устный опрос

практика

Модуль:

Обращение композиторов к национальному фольклору и к фольклору других народов

11

Образы русской народной и духовной музы-ки. Духовный концерт.

Урок-лекция.

1

Духовная и светская музыкальная культура России во второй половине XVII в. и XVIII в. Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт..

Характерные особенности духовной музыки. Основные жанры религиозно-духовной культуры – Всенощная и Литургия. Знаменный распев как основа русской духовной музыки. Жанр хорового концерта. Полифоническое изложение материала.

  • М.Березовский. Духовный концерт «Не отвержи мене во время старости» 1часть.

  • Б.Окуджава «Молитва»

19.11.15

20.11.15

19.11.15


Знать/понимать: особенности развития народной и духовной музыки в Древней Руси, знакомство с некоторыми характерными этапами развития церковной музыки в историческом контексте (от знаменного распева до партесного пения). Знать композитора М.Березовского.

Уметь: по характерным признакам определять принадлежность музы-кальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка народная, религиозная.

текущий

устный опрос


Модуль:

Духовная музыка в синтезе с храмовым искусством в эпоху средневековья

12

«Фрески Софии Киевской».

Комбинированный урок



1

Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы.

Духовные сюжеты и образы в современной музыке. Особенности современной трактовки.

Фрагменты из концертной симфонии В.Кикта «Фрески Софии Киевской»:

  • «№3. Орнамент»;

  • «№6. Борьба ряженых»;

  • «№7. Музыкант».

  • Б.Окуджава «Молитва»

26.11.15

27.11.15

26.11.15


Знать/понимать: какими средствами в современной музыке раскрываются религиозные сюжеты.

Уметь: наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности разных видов искусств в создании единого образа на примере музыки В.Кикты. Уметь соотносить музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств.


текущий

устный опрос

рисунок


13

«Перезвоны» Молитва.

Комбинированный урок



1

Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы.

Связь музыки В.Гаврилина с русским народным музыкальным творчеством. Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов.

  • В. Гаврилин «Весна» и «Осень» из вокального цикла «Времена года».

  • В. Гаврилин. Фрагменты из симфонии-действа «Перезвоны»: «Вечерняя музыка»; «Весело на душе»; «Молитва»; «№2. Смерть разбойника»; « №4. Ерунда»; «№8. Ти-ри-ри».

  • Песня иеромонаха Романа «В минуту трудную сию…»

  • Б.Окуджава «Молитва»

03.12.15

04.12.15

03.12.15


Знать/понимать: значение выявления глубоких связей с русским народным музыкальным творчеством и осмысление интонационно-жанрового богатства народной музыки, значение молитвы в музыке отечественных композиторов.

Уметь: соотносить музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств, размышлять о музыке, высказывать суждения об основной идее,

о средствах и формах ее воплощения, проявлять навыки вокально – хоровой работы.


тематиче

ский

устный опрос

отзыв


14







Образы духовной музыки Западной Европы. Небес-ное и земное в музыке Баха. Полифония. Фуга. Хорал.

Урок изучения и первичного закре-пления новых знаний.



2

Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко.Музыка И.С. Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека).

Характерные особенности музыкального языка И.С.Баха. Выразительные возможности органа. Особенности развития музыки в полифонии. Полифонический 2-частный цикл: токката и фуга, прелюдия и фуга. Современная рок-обработка музыки И.С.Баха.

  • И.С.Бах «Токката» ре минор.

  • И.С.Бах «Токката» ре минор в рок-обработке.

  • И.С.Бах. Хорал «Проснитесь, голос к вам взывает».

  • И.С.Бах. «Рождественская оратория №2» Хорал.

  • И.С.Бах «Рождественская оратория №4» Хорал.

  • А.Городницкий «Атланты»

10.12.15

11.12.15

10.12.15


Знать/понимать: определения музы-кальных жанров и терминов: фуга, токката, полифония, хорал, кантата, реквием. Знать имена зарубежных композиторов - И.Бах, и их произведения. Понимать особенности полифонического изложения музыки. Получить представление о стиле барокко.

Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки и выявлять принцип ее развития, сравнения различных исполнительских трактовок одного и того же произведения и выявления их своеобразия, размышлять о музыке, высказывать суждения об основной идее,

о средствах и формах ее воплощения, проявлять навыки вокально – хоровой работы.

текущий

устный опрос

практика

Модуль:

Западноевропейская музыка эпохи Возрождения

текущий

устный опрос


Модуль:

Западноевропейская музыка эпохи Барокко.


Духовная музыка в синтезе храмовых искусств.

15

Образы скорби и печали. Фортуна правит миром. «Кармина Бурана».

Урок расширения знаний.



1

Стилевое многообразие музыки ХХ столетия (К.Орф), особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки.

Образы скорби и печали в духовной музыке. Закрепление вокально-инструментальных жанров кантаты и реквиема. Полифонический и гомофонный тип изложения музыкального материала. Контраст музыкальных образов.

Фрагменты из кантаты Дж.Перголези «Стабат матер»:

  • «№1. Стабат матер долороза»

  • «№13. Амен».

  • В.А.Моцарт «Реквием»: «№1ч. Реквием атернам»

Фрагменты из сценической кантаты К.Орфа «Кармина Бурана»: « №1. О, Фортуна!»:

  • « №2. Оплакиваю раны, нанесённые мне судьбой»

  • «№5. Тая, исчезает снег»

  • «№8. Купец, продай мне краску»; «№20

  • Приходите, приходи»

  • «№21. На неверных весах моей души».

  • А.Городницкий «Атланты»

17.12.15

18.12.15

17.12.15


Знать/понимать: особенности языка западноевропейской музыки на примере кантаты и реквиема. Знать произведения К.Орфа – сценическая кантата, особенности его творчества, понятия: реквием, кантата, полифония.

Уметь: совершенствовать умения и навыки самообразования, проводить интонационно-образный анализ музыки и выявлять принцип ее развития, выявлять средства музыкальной выразительности и приемы развития музыки.

тематический

Тестирование

Оформление афиши

Презентация Духовная музыка.


16

Авторская музыка: прошлое и настоящее. нрк. Барды.

Урок изучения и первичного закре-пления новых знаний.



1

Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка.Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства :бардовская песня .

Жанры и особенности авторской песни. Исполнители авторской песни – барды. Выдающиеся отечественные исполнители авторской песни. История становления авторской песни. Жанр сатирической песни.

  • Д.Тухманов «Из вагантов» - из вокальной рок-сюиты «По волне моей памяти».

  • «Гаудеамус» - Международный студенческий гимн.

  • А.Городницкий «Снег»;

24.12.15

25.12.15

24.12.15


Знать/понимать: определения музыкальных жанров и терминов: авторская песня, имена авторов бардовской песни: Б.Окуджава, Ю.Ким, В.Высоцкий, А.Городницкий. Историю развития авторской песни.

Уметь: совершенствовать умения и навыки самообразования, высказывать собственную точку зрения, сравнения различных исполнительских трактовок одного и того же произведения и выявления их своеобразия;сравнивать различные исполнительские трактовки одного и того же произведения и выявления их своеобразия.

тематический

устный опрос

беседа

Презентация: «Бардовская песня»




Итого за полугодие

16 ч.









тема II полугодия:

Мир образов камерной и симфонической музыки ”

3 четверть (11часов)




17

Джаз – искусство XXвека.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка.Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: джаз -

спиричуэл, блюз.

Взаимодействие легкой и серьезной музыки. Определение джаза. Истоки джаза (спиричуэл, блюз). Импровизационность джазовой музыки. Джазовые обработки.

  • Спиричуэл «Бог осушит мои слёзы»

  • Спиричуэл «Вернёмся с Иисусом».

  • Блюз «Сегодня я пою блюз».

  • Дж.Гершвин. «Любимый мой».

  • И.Миллс-Д.Эллингтон «Караван» в исп. джаз-оркестра п/у Д.Эллингтона.

  • И.Миллс-Д.Эллингтон «Караван» в исп.джаз-оркестра п/у Л.Утёсова.

  • М.Минков «Старый рояль».

  • У.Хьюстон «Я всегда буду тебя любить».

14.01.16

15.01.16

14.01.16


Знать/понимать: истоки джаза, определения музыкальных жанров и терминов: джаз, спиричуэл, блюз. Знать имена выдающихся джазовых композиторов и исполнителей: Дж.Гершвин, Л.Армстронг, Д.Эллингтон.

Уметь: анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора.Творческое самовыражение учащихся в хоровом исполнении песен.

тематический

устный опрос

беседа

Модуль:

Джаз.Истоки.

18

Вечные темы искусства и жизни.

Вводный. Рас-ширение и углуб-ление знаний..


Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки - прелюдия, этюд..

Жизнь – единая основа художественных образов любого вида искусства. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Характерные черты музыкального стиля Ф.Шопена. Закрепление жанра ноктюрна. Программная и не программная музыка.

  • Ф.Шопен. «Этюд № 12».

  • Ф Шопен. «Прелюдия №24» ре минор.

  • Я.Френкель, сл. Ю.Левитанского «Баллада о гитаре и трубе».

21.01.16

22.01.16

21.01.16


Знать/понимать: что жизнь – единая основа художественных образов любого вида искусства. Понимать, что все искусства связаны между собой. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Знать выдающихся исполнителей симфонической и камерной музыки.

Уметь: выразительно исполнять песни. Размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки.


текущий

устный опрос

беседа

Модуль: Разнообразие музыкальных образов в камерно- инструментальной музыке.


19

Образы каме-рной музыки. Урок изучения и первичного закре-пления новых знаний.


Романтизм в западноевропейской музыке. Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная.

Переплетение эпических, лирических и драматических образов. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Контраст как основной принцип развития в музыке. Разнообразие жанров камерной музыки..

  • Ф.Шопен «Баллада №1» соль минор.

  • Я.Френкель, сл. Ю.Левитанского «Баллада о гитаре и трубе».


28.01.16

29.01.16

28.01.16


Знать/понимать: жанры камерной музыки: инструментальная баллада, ноктюрн, прелюдия, инструментальный концерт. Понимать строение музыкальных форм: рондо, вариация.

Уметь:узнавать произведения определенного композитора. Размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки. Анализировать различные трактовки одного и того же музыкального жанра, аргументируя интерпретацию замысла композитора.

текущий

устный опрос

беседа


20

Инструментальная баллада. Ночной пейзаж. Урок расширения знаний.


Романтизм в западноевропейской музыке. Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная – инструментальная баллада, ноктюрн.Сравнительная характе-ристика особенностей восприятия мира композиторами.

Особенности жанра инструментальной баллады. Ф.Шопен – создатель жанра инструментальной баллады. Разнообразие музыкальных образов в одном произведении. Расширение представлений о жанре ноктюрна. Особенности претворения образа-пейзажа.

  • Ф.Шопен «Ноктюрн» фа минор.

  • П.Чайковский «Ноктюрн» до-диез минор.

  • А.П.Бородин «Ноктюрн» из «Квартета №2». Я.Френкель, сл. Ю.Левитанского «Баллада о гитаре и трубе».

04.02.16

05.02.16

04.02.16


Знать/понимать: что баллада один из жанров романтического искусства, а создателем инструментальной баллады был Ф. Шопен.

Уметь: выразительно исполнять песни, передавая в них музыкальные образы. Размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки. Анализировать различные трактовки одного и того же музыкального жанра, аргументируя интерпретацию замысла композитора.

текущий

устный опрос


Модуль:

«Жанры инструментальной музыки»

21

Инструменталь-ный концерт. «Итальянский концерт».

Урок изучения и первичного закре-пления новых знаний.


Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Новый круг образов, отражающих чувства и настроения человека, его жизнь в многообразных проявления

Зарождение и развитие жанра инструментального концерта. Разновидности и структура концерта. Инструментальный концерт эпохи барокко. Программная музыка. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-пейзаж.

А.Вивальди «Весна» из цикла «Времена года»:

  • А. Вивальди «Зима» из цикла «Времена года».

  • А. Вивальди «Весна» 1часть из цикла «Времена года» в аранжировке джаз-оркестра Р.Фола.

  • А. Вивальди «Зима» 2 часть из цикла «Времена года» в аранжировке джаз-оркестра Р.Фола.

  • И.С. Бах «Итальянский концерт».

  • О.Митяев «Как здорово».

11.02.16

12.02.16

11.02.16


Знать/понимать: значение программной музыки, закрепить представления о различных видах концерта: хоровой духовный концерт, инструментальны, особенности стиля барокко.

Уметь: определять форму музыкального произведения, определять тембры музы-кальных инструментов, определять выразительные и изобразительные образы в музыке, сопоставлять поэтические и музыкальные произведения.

текущий

устный опрос


Презентация

«Вивальди.Времена года»


22

«Космический пейзаж». «Быть может, вся природа – мозаика цветов?» Картинная галерея.


Стилевое многообразие музыки ХХ столетия.

Образ-пейзаж. Приемы развития современной музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Контраст образных сфер. Моделирование ситуации восприятия не программного произведения. Выразительные возможности электромузыкального инструмента. Выразительность и изобразительность в музыке.

  • Ч.Айвз «Космический пейзаж».

  • Э. Артемьев «Мозаика».

  • О.Митяев «Как здорово».

18.02.16

19.02.16

18.02.16


Знать/понимать: осознать взаимопро-никновение и смысловое единство слова, музыки, изобразительного искусства, а также легкой и серьезной музыки. Синтезатор.

Уметь: определять форму музыкального произведения, определять тембры музыкальных инструментов, определять выразительные и изобразительные образы в музыке, сопоставлять поэтические и музыкальные произведения.

тематический

устный опрос

рисунок

Диск:

Музыкальные инструменты.


23

Образы сим-фонической музыки. «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина.

Сообщение и усвоение новых знаний.

2

Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы. Творчество выдающихся композиторов прошлого и современности: Г.Свиридов.

Образы русской природы в музыке Г.Свиридова. Возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения. Стилистические особенности музыкального языка Г.Свиридова. Особенности развития музыкального образа в программной музыке.

Фрагменты музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Тройка» Г.Свиридова «Метель»:

  • «Тройка»; «Вальс»; «Весна и осень»; «Романс»; «Пастораль»; «Военный марш»; «Венчание».

  • Н.Зубов. «Не уходи».

  • О.Митяев «Как здорово

25.02.16

26.02.16

25.02.16


Знать/понимать: понимать значение симфонического оркестра в раскрытии образов литературного сочинения. Различать звучание различных музыкальных инструментов, понимать определение программной музыки.

Уметь: выразительно исполнять песни. Размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки. Определять тембры музыкальных инструментов, выявлять средства выразительности, форму, приемы развития музыкальных произведений.

текущий

устный опрос

рисунок


Модуль:

Творчество Г.Свиридова.

24

03.03.16

04.03.16

03.03.16


текущий

беседа


25














Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален». Связь времен.

Расширение и углубление знаний.

2

Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки.

Особенности жанров симфонии и оркестровой сюиты. Стилистические особенности музыкального языка В.Моцарта и П.И.Чайковского. Сходство и различие как основные принципы музыкального развития, построения музыкальной формы. Различные виды контраста. Контраст как сопоставление внутренне противоречивых состояний. Интерпретация и обра-ботка классической музыки.

  • В. А. Моцарт «Симфония № 40».

  • В.А.Моцарт «Авэ верум».

  • П И.Чайковский «Моцартиана», оркестровая сюита №4.

  • Е.Крылатов, сл.Е.Евтушенко «Ольховая сережка».

10.03.16

11.03.16

10.03.16


Знать/понимать: имена выдающихся русских: П.Чайковский и зарубежных- В.Моцарт. композиторов и их произведения, уметь войти в мир музыкальных образов композиторов П.Чайковского и В.Моцарта. Понимать значение интерпретаций в произведениях.

Уметь: осознать взаимопроникновение и смысловое единство слова, музыки, сценического действия, изобра-зительного искусства, хореографии, а также легкой и серьезной музыки. Сравнивать, анализировать, высказывать собственную точку зрения.


тематический

устный опрос

отзыв о роизведении


Модуль:

«Моцарт»


26




17.03.16

18.03.16

17.03.16


итоговый

тест

.


27

Связь времен.

Урок обобщение



24.03.16

25.03.16

24.03.16





Модуль:

Разнообразие музыкальных образов в симфонической и камерно-инструментальной музыке. Практика




4 четверть (8 часов)




28





Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт».

Урок изучения и первичного закре-пления новых знаний.

2

Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки: увертюра. Классицизм в западноевропейской музыке.

Жанр программной увертюры. Воплощение литерату-рного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил.

, сл.Е.Евтушенко «Ольховая Л.Бетховен. Увертюра «Эгмонт».

Е.Крылатов Ольховая сережка».

07.04.16

08.04.16

07.04.16


Знать/понимать: имена зарубежных композиторов: Л.Бетховен и его произведения. Понимать строение сонатной формы на примере увертюры «Эгмонт».

Уметь: сравнивать различные испол-нительские трактовки одного и того же произведения и выявлять их своеобразие, высказывать собственную точку зрения.

текущий

устный опрос


отзыв о роизведении


Модуль:

Бетховен. Становление личности.


29

14.04.16

15.04.16

14.04.16


текущий

устный опрос


Модуль:

Бетховен. Зрелые годы.

30








Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»



Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития контраст, конфликт) в вокальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической и театральной музыке.

Взаимосвязь музыки и литературы. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил. Обобщенные образы добра и зла, любви и вражды.

  • П.И. Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».

Н.Рота, сл. Л.Дербенева «Слова любви» из к/ф «Ромео и Джульетта».

21.04.16

22.04.16

21.04.16


Знать/понимать: имена выдающихся русских (П.Чайковский) композиторов и их произведения. Понимать значение исполнительской интерпретации в воплощении художественного замысла композитора;

Уметь:выявлять связь музыки с другими искусствами, историей и жизнью, определять приемы развития и средства выразительности

тематический

устный опрос


Модуль:

Ромео и Джульетта. Трагедия В.Шекспира,увертюра-фантазия П.Чайковского и балет С.Прокофьева.

31

28.04.16

29.04.16

28.04.16


тематический

устный опрос


32







Мир музы-

кального театра.


Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: мюзикл, рок-опера.

Интерпретация литературного произведения в различных музыкально-театральных жанрах: опере, балете, мюзикле. Взаимопроникновение и смысловое взаимодействие слова, музыки, сценического действия, хореографии и т.д. Метод острых контрастных сопоставлений как один из сильнейших драматургических приемов.

Фрагменты балета С.С. Прокофьева «Ромео и Джульетта»: ( на выбор учителя)

  • «Вступление»

  • «Улица просыпается»

  • «Патер Лоренцо»

  • «Монтекки и Капулетти (Танец рыцарей)»; «Гибель Тибальда»; «Приказ Герцога»; «Похороны и смерть Джульетты».

  • Фрагменты из оперы К Глюка «Орфей и Эвридика»: «Хор пастухов и пастушек»; ария Орфея «Потерял я Эвридику».

Фрагменты из рок-оперы А.Журбина «Орфей и Эвридика»: ( на выбор учителя)

  • «Песня Орфея»;

  • «Дуэт Орфея и Эвридики»;

  • песня Орфея «Не срывай его, золотой цветок…»; баллада Фортуны

  • «Все несчастливцы, как один…»;

  • сцена Орфея и Харона;

речитатив и баллада Харона «Орфей, дай мне руку…»; ария Орфея «Потерял я Эвридику»

05.05.16

06.05.16

05.05.16


Знать/понимать: имена выдающихся русских и современных композиторов: С.Прокофьев, П.Чайковский, А.Журбин и их произведения. Понимать жизненно – образное содержание музыкальных произведений.

Уметь: Различать звучание различных музыкальных инструментов. Вырази-тельно исполнять песни. Размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки. Уметь узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, произведения современных композиторов.Сравнивать различные исполнительские трактовки одного и того же произведения и выявления их своеобразия.



тематический

устный опрос

беседа

Модуль:

«Литературные образы в балете. Русские балеты 20 века»

33


12.05.16

13.05.16

12.05.16


текущий

устный опрос



34

Образы кино-музыки.

Проверочная работа..


Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Творчество отечественных композиторов-песенников - И.О. Дунаевский.

Интерпретация литературного произведения в различных музыкально-театральных жанрах: опере, балете, мюзикле. Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Взаимопроникновение и смысловое взаимодействие слова, музыки, сценического действия, хореографии и т.д. Метод острых контрастных сопоставлений как один из сильнейших драматургических приемов. Тестирование по темам года.

(на выбор учителя)

И.Дунаевский Музыка из к/ф «Дети капитана Гранта»:

  • «Увертюра»

  • «Песенка о капитане»

  • песенка Роберта «Спой нам, ветер».

  • М. Таривердиев. «Мгновения» из к/ф «Семнадцать мгновений весны»

  • Н. Рота. Тема любви из к/ф «Ромео и Джульетта»

  • К.Армстронг Музыка из к/ф «Ромео и Джульетта»: «Песня Джульетты»; хор; дуэт Ромео и Джульетты; сцена на балконе.

  • Е.Дога. Вальс из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»

Жизнь – единая основа художественных образов любого вида искусства. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки.Слушание музыкальных фрагментов. Игра «Угадай мелодию».

19.05.16

20.05.16

19.05.16


Знать/понимать: Знать имена выдающихся композиторов современности: И.Дунаевский,

Г.Свиридов, А.Журбин, Э.Артемьев, Л.Бернстайн и их произведения.

Уметь:сравнивать различные испол-нительские трактовки одного и того же произведения и выявления их своеобразия.Определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру.Выразительно исполнять песни. Применять музыкальные знания, умения и навыки в сфере музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушание музыки в свободное от уроков время.


тематический

Тест

Модуль:

«Музыка в кино 20-40 годы.Отечественные фильмы»

«Музыка в кино. Нино Рота»

35

Образы кино-музыки. Обоб-щающий урок.


26.05.16

27.05.16

26.05.16


Итоговый

Беседа

Игра

Модуль:

«Музыка как вид искусства»

Фрагменты из мюзикла «Вестсайдская история»




Итого за 4 четверть

Итого за второе полугодие

8часов

19часов









Итого за год

35часов







Календарно-тематическое планирование составлено: Дощечкиной С.Ю.