Перспективное планирование музыкального материала по духовно-нравственному воспитанию

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...




Проанализировав раздел «Музыкальное воспитание» программы дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, можно сделать следующие выводы:

1. Раздел «Музыкальное воспитание» не позволяет в полном объеме дать детям представления о нравственной культуре, культуре родной страны. Содержит в своем репертуарном списке, в основном, музыкальные произведения, характеризующие животных, природные явления.

2. Раздел «Слушание», «Пение», «Музыкально-ритмические движения» содержат недостаточное количество музыкальных произведений, знакомящих детей с народным искусством.

 Поэтому, занимаясь непосредственно музыкальной образовательной деятельностью, ставлю следующие задачи:

1. Всестороннее развитие личности, творческого потенциала, духовно-нравственное воспитание музыкой.

2. Активизация познавательной деятельности детей.

3. Воспитание силой музыки внутреннего мира ребенка, отношения к окружающей действительности, формирование жизненной позиции.

4. Овладение языком музыкального искусства на основе полученных знаний и навыков.

            Для решения этих задач я задействую все виды музыкальной деятельности и использую такие формы организации музыкальной деятельности, как музыкальные занятия, беседы - концерты, праздники и развлечения, родительские собрания, литературно-музыкальные гостиные.   

Нравственное воспитание  средствами  музыкального искусства  состоит в том, чтобы научить детей сопереживать музыке и чужому человеку  через музыку, развить способность переживать чужие радости, чувствовать чужую боль, воспитывать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей.

Так как в программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой репертуар народных песен и мелодий недостаточно велик и разнообразен, в своей работе я использовала материалы из различных программ: программу  О.П. Радыновой  «Музыкальные шедевры», «Наследие» М.Ю. Новицкой, «Театр, творчество, дети» автор Сорокина, «Оберег», автор Воронина.

1. Программа О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры» отличается богатым подбором классической и народной музыки, которые являются для детей «эталонами красоты».

2. Основной принцип построения программы – тематический. Автором предлагаются шесть тем («Музыка выражает настроения, чувства, характер людей», «Песня, танец, марш», «Музыка рассказывает о животных и птицах», «Природа и музыка», «Сказка в музыке», «Музыкальные инструменты и игрушки»), которые изучаются в течение одного-двух месяцев и повторяются на новом материале в каждой возрастной группе. Тематический принцип позволяет раскрыть специфику языка музыки и связи искусства с жизнью.

3. В каждой теме репертуар подобран в сравнении пьес с одинаковыми или близкими названиями. Например, «Кукушка» А. Аренского – печальная, грустная, «Кукушка в чаще леса» К. Сен-Сана – таинственно-удивленная, песня Д. Кабалевского о кукушке «Артистка» - смешная, веселая, песня «Кукушка» М. Красева – лиричная, светлая.

Таким образом, изучение репертуара в сравнении способствует осознанности восприятия, постижению смысла музыкального языка.

Внимательно познакомилась еще с несколькими авторскими программами.

«Росинка» (авт. В. Штейн) – программа нацелена на комплексное использование искусств (музыки, литературы, ИЗО), на знакомство с народными традициями, обрядами, обычаями; обращена к народным истокам русской музыки.

«Оберег» (авт. Воронина) – программа комплексного изучения музыкального фольклора.

«Музыкальный фольклор и дети» (авт. Шамина Л.В) – эстетическое воспитание дошкольников средствами музыкального фольклора.





Перспективное

планирование

музыкального материала

по духовно – нравственному воспитанию



Старшая группа

Сентябрь.

В. Моцарт. Симфония №40 (фрагменты)- дать детям представления о том, что что музыка разных времен выражает чувства, настроения, переживания человека, развивать эмоциональную отзывчивость на музыку.

«Край родной», сл. и муз. Е. Гомоновой – формирование певческих навыков, приобщать детей любить и ценить красоту родной природы.

П.Чайковский. Марш (балет «Щелкунчик»)разучивание дробного шага.

«Полянка», русская плясовая мелодия – Игра «Найди свое место».



Октябрь.

Э.Григ. Песня Сольвейг, Ф.Шопен, Осенний вальс – различать жанры: песня, танец.

«Во поле береза стояла» - передавать в пении поступенное движение мелодии вниз.

С.Прокофьев. Марш («Детская музыка») - учить детей маршировать легко, эмоционально, правильно передавая ритм.



Ноябрь.

П.И.Чайковский. Песня жаворонка («Детский альбом»); П.И.Чайковский. Песни жаворонка(«Времена года»);

М.Глинка «Жаворонок» - развивать умение сравнивать произведения с одинаковыми названиями, различая оттенки настроений, характер.

«Андрей-воробей» - развивать умение интонировать мелодию на одном звуке.

«Петушок» - передавать ритмический рисунок хлопками и играть на металлофоне.

Д. Кабалевский. Зайчик дразнит медвежонка – выполнение различных танцевальных движений с элементами сюжетно-ролевой игры.



Декабрь.

«Ах вы, сени, мои сени», р.н.м. - учить детей петь выразительно, передавая веселый, шуточный характер.

«Валенки», р.н.м. - учить менять движения в соответствии с музыкальной фразой, учить шаг продвижения вперед с легким выбрасыванием ног.

Г.Свиридов. Тройка (музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина «Метель»), Г. Свиридов. Зима («Альбом пьес для детей») - побуждать детей передавать образы природы в рисунке созвучно музыкальному образу.



Январь.

«Здравствуй, Родина моя!», муз Ю.Чичкова, сл. К.Ибряева-умение петь выразительно, меняя интонацию в соответствии с характером песни.

«Дружат дети всей земли», муз. Д.Львова-Компанейца, сл. В.Викторова – учить хороводному шагу, расширять и сужать круг.

«Кадриль», р.н.м., обр. Е.Туманян – сочетание игры на музыкальных инструментах с движениями.

«Во саду ли, в огороде»р.н.м. - игра. Закрепление навыков расширения и сужения круга, ориентировки в пространстве.





Февраль.

С.Прокофьев. Сказочка («Детская музыка»); АЛядов. Кикимора –контрастное сопоставление, противопоставление добра и зла.

Игра «Кто больше?»: Венгерский танец (Чардаш), Испанский танец, Русский танец- обогащение словаря, характеризующего настроения, чувства, переданные в музыке.

«Неваляшки» - танец матрешек.



Март.

«Песня о родине», муз. В Шаинского – воспитание любви и гордости за свою родину; вырабатывать напевное, легкое пение.

«Сударушка», р.н.м.- учить выполнять русский шаг с притопом.

Игра «Будь ловким!», муз. Н. Ладухина – воспитание нравственно-волевых качеств, дружеского взаимоотношения в играх, умения подчинять свои интересы интересам всего коллектива.

«Русские народные мелодии в исполнении на гармошке, балалайке, трещотках и ложках»-музыкально-дидактическая игра «Угадай, на чем играю?»



Апрель.

«Петушок»- различать звуки по длительности, выразительное пение.

«А я по лугу» - русский шаг со скользящим притопом.

«Гори ясно» - воспитание настойчивости, выдержки, умения действовать в коллективе.





Май.

Г.Свиридов. Звонили звоны («Альбом пьес для детей» Э.Григ. Колокольный звон, Архангельские колокола – праздничный звон- воспитание духовно-нравственного становления на основе православной культуры.

«Вечный огонь», сл. Д.Чибисова, муз. А Филиппенко – воспитание любви и гордости за свою родину, уважение к ее воинам, вырабатывать напевность, легкость в пении.

«Дождик» - учить играть на металлофоне.

«Плетень»- освоение попеременного шага.

«Разноцветная игра», сл. Л.Рубальской, муз. Б.Савельева-игра с пением, учить изменять движения в соответствии с изменением музыки.



Июнь, июль, август – повторение пройденного материала.











Подготовительная группа.

Сентябрь.

П.Чайковский. Утреняя молитва, В церкви («Детский альбом»), Ф.Шуберт. Аве Мария -развивать способности слышать и выражать смену настроений, наиболее яркие выразительные средства музыки; воспитание духовно-нравственного становление на основе православной культуры.

«Россия, Россия-ты моя звезда», авт. Ю.Таран - воспевание красоты родной природы, выразительное исполнение лирической спокойной песни.

«Шел козел дорогою» р.н.м. – исполнение народных песен шутливо-комического характера.

«Как у наших у ворот» р.н.м. - передавать игровые образы при инсценировании песни.



Октябрь.

Частушки-исполнение частушки совместно с игрой на музыкальных инструментах.

Ф.Мендельсон. Песня без слов (Весенняя), М.Глинка. Камаринская, П. Чайковский. Марш деревянных солдатиков («Детский альбом») – дать детям представления о первичных жанрах музыки (песня, танец, марш), их характерных особенностях.

«Ой, вставала я ранешенько» р.н.м. – хороводная пляска.



Ноябрь.

«Со вьюном я хожу» р.н.м. –ритмично делать тройные притопы по ходу движения, мягко раскрывать и закрывать перед собой руки.

«Ходила младешенька по борочку» р.н.м. – воспитывать эмоциональную отзывчивость на русскую народную песню напевного лирического характера.

«Комара женить мы будем» р.н.м. – шутливо-комическая игра с пением. Закреплять пружинящий шаг, топающий шаг, навыки сужения и расширения круга.

Г. Лобачев. Курочка-рябушка (обр.нар. мелодии), А.Лядов. Петушок («Детские песни»)- развивать образную речь детей, умение находить слова, характеризующие тот или иной персонаж.



Декабрь.

«Ехал Иванушка» - воспитывать эмоциональную отзывчивость, передавать игровые образы.

«Я на горку шла» - передавать эмоционально-образное содержание песни, развивать умение игры на бубнах, ложках, трещотках и колокольчиках,  отбивая ритм песни.

«Во поле береза стояла» - хороводная пляска, передавать веселый, шуточный характер.

П.Чайковский. Вальс («Дет кий альбом») – формировать навык выполнения танцевальных движений в парах, учить детей менять движения в соответствии со сменой музыки.



Январь.

П.Чайковский. 1-я симфония «Зимние грезы», 2-я часть; А.Вивальди. Концерт «Зима» - углублять представления детей об изобразительных возможностях музыки: различать звукоподражания явлениям природы , выражение настроений, созвучных той или иной картине природы, времени года.

«Пошла млада за водой» р.н.м.- приобщать к народному творчеству, петь напевно, легким звуком, смягчая концы фраз.

«Коляда, коляда» -развивать творческое воображение, знакомить с обрядовыми традициями.

«Камаринская» р.н.м. – учить двигаться хороводом, передавать несложный ритмический рисунок.

Февраль.

«Пойду ль я, выйду ль я» р.н.м. – расширять диапазон детского голоса.

«Наследники России», сл. и муз. Е.Гомоновой – закреплять практические навыки выразительного исполнения, воспитывать эмоциональную отзывчивость на песню о родине.

«Пляска с ложками» р.н.м. – развивать чувство ритма: учить ритмично играть на ложках, слышать смену динамических оттенков, отмечая ее в движении.



Март.

А.Гречанинов. Подснежник; П.Чайковский. Подснежник («Времена года»)- побуждать детей передавать образы природы в рисунке созвучно музыкальному образу; развивать эстетические чувства детей, чувство прекрасного в жизни и искусстве, сопоставляя образы природы, выраженные разными видами искусств (живописью, поэзией, музыкой).

«Моя семья», сл. и муз. Е. Гомоновой - учить петь легко, непринужденно, точно соблюдая ритмический рисунок, проговаривая слова; воспитание уважительного отношения к своей семье.

«Калинка» р.н.м. – развитие творческих способностей, пляска парами.

«Во кузнице» р.н.м. – формировать элементарные навыки игры на металлофоне, исполнять более сложный ритмический рисунок.









Апрель.

П.Чайковский. Баба Яга («Детский альбом»); М.Мусоргский. Избушка на курьих ножках («Картинки с выставки») - понимать, какую сказку рассказывает музыка: добрую,сердитую,злую; различать смену настроений, образов в одной сказке. Развивать музыкальное восприятие, воображение, образную речь детей, побуждая их сочинить «свою» сказку, рассказанную музыкой, опираясь на различение интонаций, их смены.

«Ромашковая русь», сл. М. Пляцковского, муз. Ю.Чичкова – совершенствование умения выполнять хороводные движения, плавно менять движения в соответствие с музыкой.


«Как пошли наши подружки» р.н.м. – приучать к сольному и подгрупповому пению.

«Ах, улица, улица широкая» р.н.м. – воспитание уважения и любви к родной песне.



Май.

С.Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк» - Расширять представление детей об изобразительных возможностях музыки, ее возможностях передавать не только голоса птиц и животных, но и подражать тембрам музыкальных инструментов и музыкальных игрушек.


«Светит месяц» р.н.м. – передавать характер образа в соответствии с музыкой.


«Мы едем, едем, едем», сл. С. Михалков, муз.:

М. Старокадомский учить детей петь слаженно, начиная и заканчивая пение одновременно с музыкой.