Конспект Самоанализ урока музыки в 1 классе по теме музыка вечера

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Самоанализ урока музыки

1 класса

МОУ СОШ с. Репное,

Балашовского района,

Саратовской области

Тема урока: «Музыка вечера»

Раздел: Музыка и ты

Тип урока: Расширение и углубление знаний

Цель: 1. Ввести слушателей в мир жанра песни через интонацию колыбельной.

2. Формирование образовательных компетенций ( информационных, коммуникативных, рефлексивных), личностных учащихся …1.... класса;

Задачи урока:

1.Знакомство с жанром песни: колыбельная;

2.Уметь услышать главную интонацию колыбельной: «баю бай»;

3.Воспитание эмоциональной отзывчивости;

4. Развитие самосознание детей;

5.Формирование целостного, социального ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов;

6. Воспитания любви и заботливого отношения к природе как эстетической, нравственной составляющей жизни человека сквозь призму отношения к миру композитора, поэта, художника, выраженного в музыкальных, поэтических образах.

Образовательные: расширить знания детей о колыбельной песне как самом древнем жанре музыкального искусства; сформировать умение сравнивать колыбельные песни с другими жанрами искусства, находить сходства и различия в них; уметь различать по звучанию колыбельную песню от других песен и музыкальных произведений.

Развивающие: развитие вокально-хоровых навыков, развитие интереса к музыке, интереса к истории музыкальных жанров песен, колыбельных песен.

Воспитательные: воспитание внимательного слушателя, эстетически развитого гражданина своей страны

Тип урока: обобщение и систематизация знаний учащихся.

Этапы урока:

1. Организационный момент

2. Введение в тему урока.

3. Этап подготовки к усвоению нового материала.

4. Этап усвоения новых знаний.

5. Этап физминутки.

6. Этап усвоения новых знаний, продолжение работы по теме урока.

7. Этап вокально - хоровой деятельности.

8. Этап подведения итоговой деятельности.

9. Итоговый этап рефлексии учебной деятельности.

Оборудование: компьютер, синтезатор, учебник, рабочая тетрадь, интерактивная доска, распечатка слов колыбельной, бумага, цветные карандаши, флешка с музыкальными фрагментами:

- В. Гаврилин «Вечерняя музыка»

- С.Прокофьев «Ходит месяц над лугами»

- Е. Крылатов «Колыбельная Умки»

- В.Салманов «Вечер»

- А.Хачатурян «Вечерняя сказка»

Для учащихся: тетради, учебники, «сигнальные карточки» (солнышка, снежинка, тучка).

На уроке использовалась презентация.

Цели урока соответствовали типу. Исходя из типа урока расширение и углубление знаний на уроке были использованы следующие методы обучения.

Наглядные: выразительное исполнение песни, произношение слов, артикуляция отдельных звуков, показ элементов распевки, метод диалога, импровизации и сценического движения, забегание вперёд и возвращения назад, инсценирование.

Словесные: беседа, рассказ, диалог. Причем эти методы использовались в различных видах деятельности, а также на разных этапах усвоения детьми нового материала.

Методы обучения: проблемы, исследовательский метод, объяснения.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная,

индивидуальная, коллективная, групповая.

По структуре урок комбинированный, расширение и углубления материала. Содержание данного урока соответствует программе по музыке для 1 класса с учётом авторской программы по Е.Д. Критской разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, примерными программами и основными положениями художественно – педагогической концепции Д.Б. Кабалевского (по учебнику Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина «Музыка 1 класс). В структуре урока представлены все этапы. Они последовательны, логически связаны между собой.

В начале урока, организационный момент, создаю положительную мотивацию, учащиеся входят под музыку из телепередачи «Спокойной ночи, малыши!», с целью повышения интереса к уроку использую музыкальное приветствие в виде распевки «Здравствуйте!» в игровой форме. Организационный момент урока начался с настроя детей на активную деятельность и доброжелательные отношения друг к другу, с доброго приветствия учителя, проверки полной готовности класса и быстрого включения всех учащихся в деловой ритм.

На этапе введение в тему урока, воспроизведения и коррекции опорных знаний, активизации знаний для подготовки учащихся к основному этапу урока провожу диалог с обучающимися, в ходе которого совместно формируется проблема урока, с помощью наводящих вопросов учителя учащиеся закрепляют знания прошедшего материала – жанры песен и др., но и самостоятельно раскрывают, называют тему данного урока

Выбранная форма работы учителя подсказывала различные методы обучения: проблема, исследовательский метод .

На следующем этапе подготовки к усвоению нового материала, проверялись, обобщались не только знания учащихся, умения и навыки, приобретённые на прошедших уроках, но и раскрывалась новая тема урока. Работа проводилась в форме беседы, ответов на вопросы учителя, знакомства с автором песни и композитором Аркадием Островским и Зоей Петровой, их портретами, учащиеся исполняют главную мелодию колыбельной песни «Спокойной ночи, малыши!». Такой вид деятельности стимулирует детей, активизирует, развивает интерес к предмету, повышает их работоспособность.

На этапе усвоения новых знаний учащиеся без объявления учителя названия музыкального произведения и композитора, слушают музыкальный фрагмент из симфонии – действа «Перезвоны» В. Шукшина» «Вечернюю музыку» В. Гаврилина. Знакомятся с портретом композитора, расширяют свои музыкальные знания по теме урока в ходе беседы об услышанном. Паралельно, с данном видом работы ведётся работа по учебнику : знакомство со стихами А.Фета и И.Никитина. Ведя исследовательскую работу сравнения прозвучавшего музыкального фрагмента В.Гаврилина и стихотворений поэтов учащиеся выделяют сходство тематики разных видов искусства – музыки и поэзии – литературы.

Имея знания по данной теме урока проводится следующий этап – физминутки, где учащиеся под звуки музыки И Брамся, переложенной для детского хора А.Цахе, исполняют с пластической импровизацией -изображают покачивания колыбельки, люльки, зыбки «Колыбельную» И.Брамса. Тем самым, такой вид деятельности не только стимулирует детей, активизирует, развивает интерес к предмету, повышает их работоспособность, но и несёт здоровьесберегающие цели и задачи урока.

На этапе усвоения новых знаний, продолжается работа по теме урока: расширяется музыкальный и живописный - художественный кругозоры учащихся, в ходе знакомства и их сравнения. Учащиеся знакомятся с фортепианными пьесами композиторов: С.Прокофьева «Ходит месяц над лугами», В.Салманова «Вечер», А.Хачатуряна «Вечерняя сказка», их портретами и картинами А.К.Саврасова «Швейцарский пейзаж» и Ф. Васильева «Мокрый луг». Проводят анализ услышанных музыкальных пьес и увиденных живописных картин дети вновь с помощью наводящих вопросов приходят к выводу, что все эти виды разных искусств на тему природного явления как вечер. И слышим мы сегодня , и видим произведения на тему «Музыки вечера». Объединяет их характерные особенности: спокойствие, тишина, умиротворение.

На этапе вокально -хоровой деятельности учащиеся разучивают «Колыбельную» И.Брамса, переложенную для детского хора А.Цахе (1 куплет), выражая свои чувства при исполнении данного песенного жанра, тем самым закрепляют свои знания на практике.

На этапе подведения итоговой деятельности учащихся проводится итоговая беседа, в ходе которой выясняются полученные знания по теме урока. Учащиеся выражают свои мысли, делают выводы об услышанной « музыке вечера», стихов и картин, также посвященные данной теме, выделяя главное свойство музыки вечера – это песенность и напевность.

На итоговом этапе рефлексии учебной деятельности учитель благодарит за активную работу на уроке, предлагает с помощью «сигнальных – карточек» («солнышка» – это отличное настроение; « снежинки» – хорошее настроение; «тучки» – плохое настроение) выразить своё «настроение», полученное от пройденного урока. Учащиеся сигналят «своё настроение» сигнальными – карточками. Этот вид деятельности помогает каждому ученику осуществить самооценку; формулирует конечный результат своей работы; развивает интерес к различным видам творческой деятельности, что способствует развитию интереса к предмету.

Материал данного урока помог расширить художественные представления детей о жанре вечернего пейзажа в музыке, живописи, поэзии. Знакомство с самым древним жанром музыкального искусства с колыбельной, с главной её интонацией – «баю, бай» в учебнике на развороте «Музыка вечера» соединили самые важные качества колыбельной песни – ласка, нежность, мелодичность, неспешность. Пропевание главной интонации колыбельной с детьми и проведение физминутки под звуки «Колыбельной» И.Брамса соединилось с пластической импровизацией – изображением покачивания люльки, колыбельки, зыбки, укачиванием малыша. А разучивание той же самой «Колыбельной» И.Брамса повышает интерес к предмету, прививает любобь к песенной деятельности, чего учащиеся ждут с большим нетерпением каждый урок музыки, они очень любят петь – это и является главной задачей предмета музыки. Знакомство с музыкальными произведениями В.Гаврилина, С.Прокофьева, В.Салманова, А.Хачатуряна привело к выяснению общих особенностей данных произведений – это общее настроение покоя, тишины, умиротворённости; главных свойств этих пьес – песенность, напевность. Учащиеся анализируя произведения сделали вывод, что композиторы для передачи состояния вечерней природы и настроения человека, который ей любуется, используют разные средства: низкие звуки – наступления темноты у С.Прокофьева, у В.Салмонова отчётливо звучит интонация колыбельной, покачивание, У А.Хачатуряна резко изменяется характер музыки – какие- то события происходят в сказке вечером,в «Вечерней музыке» В.Гаврилина дети определяют исполнителей произведения – высокого голоса женского хора - сопрано, что он напоминает одинокий голос,плач человека,птицы? Для того, чтобы учащиеся лучше запомнили эту удивительную по своей красоте и глубине чувства музыку, поэтическую зарисовку вечерней природы, стихи А.Фета, И.Никитина, учащимся предлагается познакомится с картинами В.Саврасова, Ф.Васильева. В сценарии этого урока становится очевидным действие методического принципа «драматического» развития, который позволяет организовать деятельность детей как на сложном, так и на простом, игровом материале, чередуя разнообразные виды деятельности.

На протяжении всего урока, на всех его этапах ставила цель прочного усвоения изученного материала и применения его на практике при выполнении различных музыкальных заданий. На всех этапах урока – учащиеся встречались с проблемами, заданиями. Они активно и с интересом выполняли различные творческие задания, применяя все знания и умения с обоснованными ответами, выводами, развивающими логическое мышление, сообразительность, обосновывая ответы правильной музыкальной речью. На уроке применялись сигнальные - карточки , наглядные пособия, презентация. А также использовались различные формы учебной работы, как индивидуальная, коллективная, групповая, самостоятельная. Выбранные методы использования средств ИКТ способствовали решению всех задач урока (обучающих, развивающих и воспитывающих). За счёт использования ИКТ повышалась эффективность учебной деятельности учащихся. Музыкальное оформление, наглядные пособия делают урок эстетически оформленным и развивающим в процессе обучения, прививает любовь к предмету, родному краю, Родине, уважение к людям различных профессий, людям творчества, искусства. Снижает напряжение в процессе обучения. А это положительно влияет на здоровье учащихся. Одна из главных задач учителя – уча детей сохранить им здоровье.

Развивающая и воспитательная цели решались в единстве с образовательной.

Цели, поставленные на уроке, соответствовали уровню музыкального и общего познания детей, их знаниям, умениям и навыкам. Выбранный репертуар отвечал поставленным целям. В целом урок был построен логично и достиг поставленных целей. На уроке доминировала атмосфера доброжелательности и активного творческого труда. Особенно нравится учащимся этап рефлексии, где они выражают «своё настроение» с помощью сигнальных – карточек , но и конечно же – исполнение детских песен с пластическими импровизациями.

Считаю, что урок достиг поставленной цели.

Активность детей на уроке и их логически верные ответы говорят о том, что урок удался!



































организации усвоения способов деятельности путём воспроизведения