2 урок музыки в 7 классе «Классика и современность» 1 часть

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Тема урока: «Классика и современность»


I. Организационно-мотивационный этап

Начало урока


«Отсроченная отгадка». Даётся загадка, отгадка к которой будет открыта на уроке при работе с новым материалом. Учитель выслушивает все ответы, НЕ выбирая нужный.

Загадка. «Чем отличаются звучащие произведения?»


1. Ноктюрн «До диез минор» П.И.Чайковский.

2а. А. Шнитке – Мастер и Маргритта

2б. Шнитке – Сказка странствий


Актуализация знаний


«Я беру тебя с собой»

- Я собралась в путешествие и беру с собой флэш-карту с классической музыкой. Какую музыку возьмёте в путешествие вы? Необходимо, чтобы ваша музыка была противоположна моей по какому-либо признаку. (Мы берём с собой флэш-карту с современной музыкой).


Целеполагание


- Сформулируйте тему сегодняшнего урока. («Классика и современность»)


II. Организация деятельности учащихся


Изучение нового материала. Обсуждение и решение проблем


Ребята, из беседы с вами о музыкальных впечатлениях, я поняла, что музыка всегда с вами. Музыка разная, каждому нравится своя. И вот это многообразие музыки заставляет нас задуматься.

- Что нас в ней привлекает.

- А какая музыка вечная?

Музыка вечная та, которая получила общее признание, имеет непреходящую ценность для национальной и мировой культуры. И вот сегодня мы с вами поговорим о музыкальных произведениях, которые являются лучшими, продолжают волновать многие поколения людей. Такая музыка называется классической. Тема нашего урока: «Классика и современность».


«Продолжи ряд»

Музыканты в чёрных фраках

Взяли скрипки и альты.

Дирижёр привычным взмахом

Воскресил мои мечты.

Баритон виолончели

Души резал на клочки,

И качались как качели

Изумлённые смычки.

- Продолжите ряд произведений искусства:

А.С. Пушкин «Евгений Онегин», В.-А. Моцарт «Симфония №40», Л. да Винчи «Джоконда», …

- Определите принцип, основание, по которому подобраны эти произведения? (классика)

- Какой главный признак отличает классическое искусство от современного? (время создания)

- Все ли произведения прошлых времён становятся классикой? Какие произведения прошедших времён считают классическими?

***Классика («совершенный», «образцовый», «первоклассный») – произведения искусства, которые независимо от того, когда они были написаны, являются лучшими, продолжают волновать многие поколения людей.


«Музыкальная загадка №1»


- Очень часто музыку прошлых и даже далёких времён называют «современной».

Например, «современной во все времена» считают музыку Баха, Моцарта, Шопена, Чайковского, Мусоргского и других композиторов, живших сто, двести, а то и более, лет назад.

Почему музыку этих композиторов ставят в один ряд с музыкой современных композиторов?


3. Увертюра «Рассвет на Москве-реке» к опере «Хованщина»

М. Мусоргского


- Какие чувства воспевает композитор в своём произведении «Рассвет на Москве-реке»? (любовь к природе, родной стране)

- Актуальна ли тема любви к природе в современном обществе? (В наш век экологической катастрофы тема любви к природе значима как никогда).

- Почему классические произведения, написанные много лет назад, продолжают волновать людей? (Классические произведения проникнуты любовью к человеку, людям, идеями патриотизма, поэтому они не тускнеют от времени, а, напротив, входят в единую сокровищницу мирового искусства, живя одной жизнью с искусством наших дней, участвуя в нашей жизни).


***Современное искусство (в широком смысле) – искусство, отвечающее идеям и идеалам нашего времени.


Вывод (запись в тетради): Особенности классического и современного искусства:

  1. Часто произведения прошлых и даже далёких времён называют «современными».


«Музыкальная загадка №2»

4. А. Шнитке «Кончерто гроссо №1» («Рондо»)


- Можно ли считать музыку современного композитора А. Шнитке классикой? Почему?

(То, что вчера воспринималось как дерзкий вызов классическому искусству, сегодня может быть причислено к классике. Примером тому служит и творчество А. Шнитке. Композитор жил в эпоху СССР, когда люди искусства испытывали на себе нарастающее давление со стороны государства. Многие из композиторов, художников, поэтов, писателей того времени были лишены возможности демонстрировать широкой публике свои творения, подвергались травле в печати, арестовывались, … Будучи гениальным художником, болезненно ощущающим недостатки своей эпохи, А. Шнитке пытался своей музыкой «рассказывать» об этом. В прозвучавшем произведении он создаёт образ трепещущей, издёрганной красоты, не способной пробиться сквозь грязь повседневности. Имеет ли право музыка, которая показала особенности эпохи, времени, в котором жил композитор, сразу считаться классической?)


Вывод (запись в тетради):

Особенности классического и современного искусства:

1) Часто произведения прошлых и даже далёких времён называют «современными».

2) Иногда произведения современности сразу признаются классикой.

«Музыкальная загадка №3»

5. И.-С. Бах «Токката и фуга» (ре-минор)


- Назовите имя композитора, сочинившего звучащее произведение. (И.-С. Бах)

- Какое событие, случившееся сто лет спустя после смерти И.-С. Баха, сделало его музыку известной и популярной в мире?

(Современники нередко могут ошибаться в оценке художественных произведений. Существует много примеров того, как произведения, не получившие признание при жизни авторов, позднее стали классикой и вошли в золотой фонд мирового искусства. Замечательным примером может служить музыка И.-С. Баха. При жизни И.-С. Бах писал музыку на заказ, чтобы прокормить свою большую семью. После смерти композитора его произведения не исполнялись около ста лет. И, если бы не случайно нашедший произведения И.-С. Баха немецкий композитор Ф. Мендельсон, мир так бы и не узнал имя гениального композитора).


Вывод (запись в тетради):

Особенности классического и современного искусства:

1) Часто произведения прошлых и даже далёких времён называют «современными».

2) Иногда произведения современности сразу признаются классикой.

3) Не все великие произведения сразу получают признание.


- Что же означает слово «классика»?

Классикой называют такие произведения искусства, которые являются лучшими, получили общее признание и имеют непреходящую ценность для национальной и мировой культуры.

Эти произведения отвечают самым высоким художественным требованиям, в них глубина содержания сочетается с совершенством формы. Классическим называют античное искусство, классическая музыка применяется к творчеству величайших композиторов мира, классическими могут называться произведения, созданные в далеком прошлом, и современные сочинения.

Наиболее важные и глубокие процессы времени, дух и характер народа отражены в классических произведениях.

Очевидно поэтому, музыкальная классика, независимо от времени её сочинения, остаётся созвучной нашим мыслям и чувствам, поскольку говорит о вечных проблемах жизни. Классика часто противопоставляется новым течениям в искусстве. Современники нередко могут ошибаться в оценке музыкальных произведений. Существует много примеров того, как произведения, не получившие признания при жизни авторов, позднее стали классикой и вошли в золотой фонд мирового музыкального искусства. Давайте вспомним примеры.

- Давайте с вами вспомним классические произведения, которые, по вашему мнению, будут нравиться вам всегда?

- Теперь давайте вспомним современную музыку, которая вам сначала нравилась, а потом вы перестали ее слушать и почему?

Давайте прослушаем фрагменты из уже знакомых нам музыкальных произведений.

- Какие из этих сочинений написаны современными композиторами, композиторами прошлого, зарубежными или русскими

- Какое из этих произведений можно отнести к классике?

- Какие из них относятся к жанру серьезной, а какие – к жанру легкой музыки?


6. «Монтекки и Капулетти» из балета «Ромео и Джульетта» С.Прокофьева,

7. увертюра «Эгмонт» Л.Бетховена

8. ария кошки «Память» из мюзикла Э.-Л.Уэббера «Кошки»

с последующим их анализом. (Групповая форма работы.)


Теперь вы знаете, что не только лучшие образцы серьезной музыки, но и лучшие образцы легкой музыки могут быть названными классическими. Примером тому является ария Память из мюзикла «Кошки» английского композитора XX в. Э.-Л.Уэббера.


Есть и понятие классика жанра, в этом случае классическими называют произведения легкой музыки: джазовой, эстрадной, рок- музыки.

Но если эта музыка не обладает высокими художественными достоинствами, то ее популярность оказывается недолгой.


-У вас такое было, что музыка быстро перестает нравится?

- Как вы думаете, почему?


Но если эта музыка не обладает высокими художественными достоинствами, то ее популярность оказывается недолгой. Чтобы научиться разбираться во всем многообразии музыки, надо стремиться понять содержание произведения, его образный строй, принадлежность к определенному стилю.

Стиль - означает почерк, в том числе и авторский, особенность творчества. В искусстве различают:

  • стиль эпохи (исторический),

  • стиль национальный,

  • индивидуальный стиль-стиль композитора и даже конкретного исполнителя.

В наше время растет интерес музыкантов к классической музыке прошлого. Вот недавно в 20 веке наши мамы и папы были современниками популярной группы «Битлз», и сейчас она является популярной.


9. песни «Битлз» - «Yesterday»


- Понравилась музыка?

- Можем ли мы отнести её к классике, или к классике жанра?


Перед вами [link] . Эта рок-группа до сих пор на 1 месте в списке величайших исполнителей всех времён. Песни этой группы считаются классикой – образцом рок-музыки.


Современные музыканты тоже обращаются к классикам. Сегодня мы познакомимся с двумя известными композиторами, исполнителями классической и современной музыки.

Это Ванесса Мэй и Янни Хрисомаллис. Не случайно говорю о них одновременно, так как Ванесса входит в состав оркестра, которым руководит Янни.

В. Мэй - китаянка по матери и тайка - по отцу училась в Пекине в русской музыкальной школе. Свои первые концерты стала давать в раннем возрасте, экспериментировала со многими музыкальными стилями, никогда не ограничивалась только классической или только популярной музыкой. Ей всегда хотелось внести что – то новое.

Сегодня новое для вас слово – АРАНЖИРОВКА (от франц. cлова arranger – приводить в порядок).

Аранжировка – переложение музыкального произведения на другом инструменте или другим составом инструментов и голосов. В эстрадной музыке это гармонизация и инструментовка новой или хорошо известной мелодии.

Произведения, которые мы с вами послушаем, хорошо знакомы вам в оригинале.


10. «Токката и фуга», И.С.Баха

в новой интерпретации Ванессы Мэй.


Какие изменения вы услышали в этой аранжировке?

Что особенного вы отметили в сравнении с оригиналом?

дискуссия между учащимися


Дети. На протяжении всего произведения сохранилась главная тема, её полифоническое построение, хорошо прослушивается её проведение в разных регистрах.

Солирует скрипка как и в оригинале. Только здесь мы слышим звучание электроскрипки. Также выдержан темп и ритм.


Какие ещё инструменты вы услышали в новом варианте?

Дети. Ударная группа инструментов дополняет ритмичность произведению. Звучание электроскрипки придаёт особый колорит звучанию.


В своих произведениях Ванесса Мэй демонстрирует специфическое понимание инструмента, манеру игры, умение синтезировать акустические звуки с электрическими. Это эксперимент стилей, который можно назвать техноакустикой.

Следующий композитор и дирижёр эстрадно – симфонического оркестра - Янни Хрисомаллис.

Стал известен во всём мире благодаря потрясающим мелодиям синтезированного фортепиано и различных инструментов. Это музыкант, работающий в стиле New Age, новое направление времени, которое переводится как «новый век», «новая эра». Это движение, достигшее публичной известности на западе в 1970 – 1980 годах, выступающее за возрождение духовности, пересмотр устоявшихся взглядов.

Предлагаю послушать знакомое ранее вам в классическом варианте произведение А. Вивальди из цикла «Времена года» «Лето». Оно прозвучит в аранжировке Янни Хрисомаллиса под названием «Шторм».


11. А. Вивальди из цикла «Времена года» «Лето».

Янни Хрисомаллиса под названием «Шторм».


Что вы можете сказать о произведении?

дискуссия между детьми


Дети. В этой арананжировке ясно прослушивается основная мелодия, её смысл остался прежним. Психологический настрой полностью изменился под влиянием добавленных в ходе аранжировки других музыкальных инструментов. Особое настроение, чувство полёта придаёт звучание арфы и трубы.


Я могу добавить, что особый интерес вызывает слаженный дуэт электроскрипок в исполнении Ванессы Мэй и Самвела Варвиняна. Их исполнение в сочетании с другими инструментами придаёт вдохновение и экспрессию. А также нужно отметить эмоциональность исполнения всех участников оркестра.


III. Контрольно-рефлексивный этап

Контроль знаний, обратная связь

Рефлексия


- Понравилось вам размышлять о музыке?

Ф. Лист говорил: «Есть музыка, которая идет к нам, и другая, которая требует, чтобы мы к ней шли»

- Как вы понимаете это высказывание?

- Какое искусство мы называем классическим?

- Какая музыка нужна современному человеку?

- Почему Бетховена, Мусоргского, Прокофьева считают великими нашими современниками?

- Каких еще композиторов вы назвали бы среди них?

- Может ли быть классической современная музыка, и вправе ли мы называть современной классику?

По музыкальным пристрастиям, по тому, что ему нравится, или отвергается можно судить о человеке, его вкусе, уровню культуры.

«То, что отвечает требованиям высокого вкуса, если и не вечно, то, во всяком случае, долговечно. То, что рождено модой - зыбко, коротко проходяще и склонно быстро уступать место новому, еще более модному» - говорил Д.Б. Кабалевский.

Музыка всегда бездонна,

Это значит -

Хвалят иль порочат -

Каждый в ней находит то, что хочет… Л. Мартынов

Я надеюсь, что рядом с вами всегда будет хорошая музыка: и легкая, и серьезная. Думаю, что вы не раз ощутите на собственном опыте, сколь велико влияние музыки на человека



Домашнее задание: учащимся предлагается на выбор:

  • сообщение о группе «Битлз»,

  • Выписать из словаря определения понятий «классическое искусство», «современное искусство».


Спасибо всем за активную работу, интересные суждения. Отмечается индивидуальная активность учащихся.




9