Рабочая программа по музыке 5 класс

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Министерство образования РС(Я)

МКУ «Управление образования Намского улуса РС(Я)»

МБОУ «Намская средняя общеобразовательная школа №1 имени И.С.Гаврильева»






Календарно-тематический план уроков

Т. И. Науменко В.В. Алеев

С 5 по 7класс

1 час в неделю 34 часа в год







Учитель музыки Матвеева Е.Н.

с. Намцы 2015год





Пояснительная записка

Данная рабочая образовательная программа по музыке составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству с опорой на примерные программы основного общего образования и допущенной Министерством образования Российской Федерации программы для общеобразовательных учреждений «Музыка. 5-8 классы», авторы Т.И. Науменко, В.В. Алеев.

Программу характеризует взаимосвязь с программой начальной школы, проявляющаяся в единстве и развитии методологических и методических подходов, в координации тематического и музыкального материала. Учитываются концептуальные положения программы, разработанной под научным руководством Д.Б. Кабалевского, в частности тот ее важнейший объединяющий момент, который связан с введением темы года.

При сохранении подхода к музыке, как части общей духовной культуры школьника, программа нацелена на углубление идеи многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности – литературой, изобразительным искусством, историей, мировой художественной культурой, русским языком, природоведением.

Музыкальное образование в основной школе способствует формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Изучение предмета «Музыка» направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства, опыта музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретённых в начальной школе в процессе занятий музыкой. В связи с этим особое значение имеет развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.

Цель программы заключается в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.

Задачи музыкального образования направлены на реализацию цели программы и состоят в следующем:

- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;

- содействовать развитию внимательного и доброго отношения к людям и окружающему миру;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;

- способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;

- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;

- сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений;

- развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;

- воспитывать культуру мышления и речи.

Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических Среди них следующие методы:

- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

- метод эмоциональной драматургии;

- метод интонационно-стилевого постижения музыки;

- метод художественного контекста;

- метод создания «композиций»;

- метод междисциплинарных взаимодействий;

- метод проблемного обучения;

- метод сравнения.

При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются: I – слушание музыки, II – выполнение проблемно-творческих заданий, III – хоровое пение. Организация видов деятельности предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта – учебника, дневника музыкальных наблюдений, нотных хрестоматий для учителя, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника.

5 класс

Музыкальный материал программы составляют: произведения академических жанров – инструментальные пьесы, романсы, хоровая музыка, фрагменты из опер, балетов, симфоний, концертов, а также многочисленный песенный репертуар, состоящий из народных песен, вокальных обработок классических вокальных и инструментальных произведений, произведений хоровой музыки, популярных детских песен. Богатство идейно-художественного содержания и сложность музыкальной формы музыки, звучащей на уроках в 5 классе, должны непрерывно возрастать. Художественный и жизненный кругозор пятиклассников должны расширяться. Разные искусства должны восприниматься пятиклассниками как связанные общими корнями ветви единой художественной культуры, изучение которой предстоит учащимся в старших классах.

Межпредметные связи просматриваются через взаимодействия музыки с:

- литературой (сказки Х.К. Андерсена, поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер», «Вот ветер, тучи нагоняя…», «музыкальная» басня Г.Малера «Похвала знатока», общие понятия для музыки и литературы – интонация, предложение, фраза);

- изобразительным искусством (жанровые разновидности – портрет, пейзаж; общие понятия для музыки и живописи – пространство, контраст, нюанс, музыкальная краска);

- историей (изучение древнегреческой мифологии – К.В. Глюк «Орфей»);

- мировой художественной культурой (особенности художественного направления «импрессионизм»);

- русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста; формирование культуры анализа текста на примере приёма «описание»);

- природоведением (многократное акцентирование связи музыки с окружающим миром, природой).

По итогам освоения программы 5 класса обучающиеся должны знать/понимать:

- содержание пройденных произведений искусства, их названия, авторов;

- знать, что разные виды искусства существуют совершенно самостоятельно и независимо друг от друга;

- знать, что разные виды искусства по-разному отзываются на одно событие. Иметь представление о том, что каждое из искусств помогает глубже понять другое;

- знать художественные особенности музыкального импрессионизма, а также имена композиторов - К. Дебюсси и М. Равеля;

уметь:

- находить взаимодействия между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством;

- выражать знания, полученные в 5 классе, в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений, создании музыкальных рисунков;

- определять главные отличительные особенности музыкальных жанров – песни, романса, хоровой музыки, оперы, балета, а также музыкально-изобразительных жанров;

- распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений;

- творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении;

- участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации);

Использовать приобретённые знания и умения

в практической деятельности и повседневной жизни для:

- размышления о музыке, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;

- певческого и инструментального музицирования на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;

- самостоятельного знакомства с музыкальной культуры и оценки их эстетической значимости;

- определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.

Контроль осуществляется в следующих видах:

- входной, текущий, тематический, итоговый.

Форма контроля:

- самостоятельная работа;

- устный опрос;

- взаимоопрос;

- слуховой диктант;

- тест.

Программа рассчитана на 34 часа; в том числе контрольных работ - 4.












Календарно-тематический план 5 класса

Музыка рассказывает обо всём 1ч

Урок введение. Знакомство

Через стихотворение С. Маршака «Гвоздь и подкова» передать детям, что в искусстве нет ничего мелкого, незначительного, постороннего. Рассказ о связи искусств.



Знать о роли музыки в жизни человека; понятие искусство

Уметь исполнять произведение,

Петь легко и звонко, без форсирования, вырабатывая певческий выдох.

Устный опрос, беседа



06.09

06.09

20.09

20.09

Муз. центр, компьютер

Сочинение «Мое отношение к музыке»

2

Древний союз

13.09

13.09



Истоки 1ч

Дать понятие рождение музыки (чувств, идей и надежд) уметь слушать и вслушиваться

Музыкальные инструменты иллюстрация на тему «Звучащая природа»

Музыкальные инструменты. Игра «Угадай меня»

Знать, что является источниками вдохновения для композиторов( природа, храм, искусство, поэзия, личная драма и др)

Уметь пользоваться певческим голосом, петь в соответствии с образным строем хорового исполнения

Устный опрос, беседа, слушание, хоровое пение

Муз. центр, компьютер

баян

Вопросы и задания

Нарисовать на тему «Звучащая природа»

3


20.09

20.09



Искусство открывает мир 1ч

Беседа на тему «Как понимать произведение искусства». Работа с воображением. Через различные искусства дать понять детям сущность красоты музыки. Воспитать чувство возвышенного стремления, ответственности за живое.

М. Таривердиев. «Маленький принц»

Знать виды искусства; о роли музыки в семье искусств.

Уметь выразительно исполнять произведения, используя приобретенные вокально- хоровые навыки.

Устный опрос, беседа, слушание, хоровое пение

Муз. центр, баян

Вопросы и задания

6

4


27.09

27.09



Искусства различны, тема едина 1ч

Найти отличия и сходства искусств.



П. Чайковский «Октябрь. Осення песнь»

Р. Шуман «Первая утрата»


Знать основные темы в искусстве.

Уметь приводить примеры тем природы, родины, любви в музыке, литературе, изобразительном искусстве

Взаимоопрос,

слушание,

вокал

Слуховой диктант

Муз. центр, баян, микрофон, иллюстрация

Вопросы и задания

5



5

«Музыка и литература» (Слово и музыка)

04.10

04.10



Два великих начала искусства 1ч

Урок беседа, спор слова и музыки. Связь между мелодией и стихотворением. Слушая романс Глинки передать детям чувство возвышенного и благородного отношения к женщине, преклонения перед красотой и поэзией человеческих отношений.

М. Глинка «Я помню чудное мгновение»

Ф. Шуберт «В путь»

Знать о неразрывной связи музыки и художественного слова.

Уметь характеризовать сочетание формы, характера, содержания и средств выразительности в произведении

Устный опрос, беседа, слушание, хоровое пение

Муз. центр, баян, микрофон, иллюстрация

Вопросы и задания

1 творческий проект «Читаем под музыку»

6


11.10

11.10



Стань музыкою, слово! 1ч

Дать понять, что мотив, фраза, предложение – понятия, относящиеся не только языку, но и к музыке.

В. А. Моцарт Симфония №40 1 часть

П. Чайковский Концерт №1

Знать о различных жанрах вокальной музыки.

Уметь размышлять о музыке; применять полученные знания и вокально- хоровые навыки.

Взаимоопрос

слушание,

вокал



Муз. центр, компьютер

Баян

Вопросы и задания

2

7


18.10

18.10



Музыка «дружит» не только с поэзией 1ч

Урок беседа слушая песню М. Мусоргского «Кот Матрос» должны прийти к выводу, что музыке доступна не только поэзия. Она способна на выразительное воплощение самого необычного текста.

М Мусоргский «Кот Матрос»

Знать понятие «песня без слов»

Уметь проникаться эмоциональным содержанием музыки; правильно дышать при пении, образовывать и извлекать звук, петь естественным голосом.

Устный опрос, беседа, слушание, хоровое пение

Муз. центр, компьютер

Баян

Вопросы и задания

2 4

8


25.10

25.10



Песня – верный спутник человека 1ч

Беседа о силе песни. Чтение повести В. Астафьева «Последний поклон»

В Баснер «С чего начинается Родина»

Знать характеристику и виды песен, их отличия от романса и серенады.

Уметь размышлять о музыке; слушать и исполнять протяжно песню напевного характера.

Устный опрос, беседа, слушание, хоровое пение

Муз. центр, компьютер

баян

Вопросы и задания

3

9


01.10

01.10



Четвертная контрольная работа Древний союз. Музыка и литература

Слуховой диктант

Проверка знаний

Слуховой диктант. Письменная работа

Муз. центр, компьютер



10


15.11

15.11



Мир русской песни 1ч

На примере р.н.п. раскрыть чувства и переживания людей прошлого, их праздников и будни. Слушая песню «Вечерний звон» вслушиваемся в картину Левитана. Дать почувствовать душу старой России.

РНП «Ах ты степь широкая» «Вечерний звон»

Знать основные признаки народной песни, виды песен.

Уметь приводить примеры русских народных песен, исполнять протяжно песню напевного характера.

Устный опрос, беседа, слушание, хоровое пение

Муз. центр, компьютер

Баян

Вопросы и задания

1

11


22.11

22.11



Песни народов мира 1ч

Найти отличия и сходства песен разных народов. Народная песня как ствол классической музыки великих композиторов

РНП «Висла»

Г Малер «Похвала знатока»

Ф. Мендельсон Песня без слов №14

Знать характеристику и отличия народных песен мира.

Уметь приводить примеры песен народов мира; исполнять выразительно песню, чисто интонируя мелодию.

Устный опрос, беседа, слушание, хоровое пение

Муз. центр, компьютер

Баян

Вопросы и задания

4

12


29.11

29.11



Романса трепетные звуки 1ч

При помощи слушания сопоставить песню и романс.(Картины Левитана и романса М. Глинки. Передать детям простор и красоту природы. Уделить внимание на фортепианное сопровождение.

М. Глинка «Жаворонок»

Знать определение романса, виды романсов, историю возникновения этого жанра вокальной музыки.

Уметь размышлять о музыке; применять знания, полученные на музыкальных уроках; приводить примеры романсов и называть их авторов, исполнителей.

Устный опрос, беседа, слушание, хоровое пение

Муз. центр, компьютер

баян

Вопросы и задания

3

13


06.12

06.12



Мир человеческих чувств 1ч

Слушая романсы выражающие человеческие переживания, раздумья, стремления, прийти к выводу единства природы и человеческой души. Сопоставить р н п «Степь широкая» и романс «Ночь печальна»

С. Рахманинов «Ночь печальна»

Знать определение серенады, музыкальный характер и чувства, передаваемые в музыке серенады; музыкальные инструменты , под которые исполняются серенады.

Устный опрос, беседа, слушание, хоровое пение

Муз. центр, компьютер

Баян

Вопросы и задания

4

14


13.12

13.12



Народная хоровая музыка 1ч

Рассказать о возникновении хоровой музыки. Особая мощь и слаженность в звучании хора р н п «Есть на Волге утес». Связь с храмом, с колокольным звоном, с церковным пением.

РНП «Есть на Волге утес»

П. Чайковский «Отче наш»

Знать виды хоров, хоровых произведений, авторов хоровых произведений и известные хоровые коллектив; понятия церковное пение, храмовая музыка.

Уметь размышлять о музыке, музыкальном настроении; исполнять хоровые песни одноголосно в ансамбле (стройно), используя певческое дыхание, приемы звуковедения.

Устный опрос, беседа, слушание, хоровое пение

Муз. центр, компьютер

Баян

Вопросы и задания

4

15


20.12

20.12



Что может изображать хоровая музыка 1ч

Ознакомить структурой хоровой музыки (голоса, нотная грамота) кантата Г. Свиридова «Поэма памяти» «Поет зима аукает»

Г. Свиридов «Поет зима»

Знать о вечной теме в искусстве- высокой темы веры, любви, доброты, мира, надежды; о том, что и какими средствами изображается в хоровой музыке.

Уметь различать виды хоровой музыки по темам и жанрам; слушать и характеризовать вокальные произведения.

Взаимоопрос

слушание,

слуховой диктант

Муз. центр, компьютер

Баян

Вопросы и задания

1

16


27.12

27.12



Четвертная контрольная работа

Песня

Слуховой диктант

Проверка знаний

Слуховой диктант. Письменная работа

Муз. центр, компьютер



17

Опера

17.01

17.01



Самый значительный жанр вокальной музыки 1ч

Урок-беседа. Объяснить музыкальные термины оперы (либретто итд) Иллюстр, слушание оперы

М Глинка Увертюра из оперы «Руслан и Людмила»

Знать определение оперы, историю рождения этого жанра вокальной музыки, виды оперного искусства, участников и создателей оперного действа.

Уметь приводить примеры опер разных жанров, называть оперы и их композиторов, либреттистов, исполнителей; исполнять хоровые произведения стройно, слаженно, с точной интонацией.

Комбинированный, урок с сообщениями учащихся

слушание

Муз. центр, компьютер

Баян

Вопросы и задания

1 3

18


24.01

24.01



Из чего состоит опера 1ч

При помощи слушания и иллюстрации дети должны вникнуть в мир оперы «Снегурочка»

Н. Римски й Корсаков. Сцена таяния снегурочки. Из оперы «Снегурочка»

Сеча при Керженце» из оперы Сказание о невидимом граде..»

Знать виды искусства, синтез которых позволяет композитору создать оперу;

Знать родоначальника русской оперы, части оперы и состав действий.

Уметь отличать оперу от других видов музыкального искусства, определять оперные жанры.

Комбинированный, урок с сообщениями учащихся

слушание

Муз. центр, компьютер

Баян

Вопросы и задания

3

19

Балет

31.01

31.01



Единство музыки и танца 1ч

Урок беседа. Раскрыть учащимся всю красоту балета (Иллюстр. Слушание миазурки)

М Глинка Мазурка из оперы «Жизнь за царя»

Знать определение балета, историю создания балета как вида искусства.

Уметь определять образное содержание балета.

Устный опрос, беседа, слушание, хоровое пение

Муз. центр, компьютер

Баян

Вопросы и задания

1

20


07.02

07.02



«Русские сезоны в Париже» 1ч

Рассказ о «русских сезонах» в Париже. С помощью слушания найти изобразительность в балетной музыке

И Стравинский «Русская» из балета «Петрушка»

Знать что такое балет, особенности балетных школ мира, жанра балета, имена известных авторов балетов, постановщиков, балетмейстеров, выдающихся артистов балета.

Уметь определять характер балетной выразительности; образы и содержание, созданные средствами балетного искусства.

Устный опрос, беседа, слушание, хоровое пение

Слуховой диктант

Муз. центр, компьютер

Баян

Вопросы и задания

4

21

Музыка звучит в литературе

14.02

14.02



Музыкальность слова 1ч

Объяснить, что музыка находится среди важнейших тем самой литературы


Знать определение литературного сюжета, из каких частей состоит сюжет.

Уметь определять значимость музыки в литературном произведении, характеризовать, как сочетаются воедино слово и музыка

Устный опрос, беседа, слушание, хоровое пение

Муз. центр, компьютер

Баян

Принести стихотворение (под музыку)

22


21.02

21.02



Музыкальные сюжеты в литературе 1ч

Повествование литературных, музыкальных сюжетов. Чтение при звуках классической музыки

К. Глюк «Жалобы Эвридики» из оперы «Орфей и Эвридика»

Знать из каких частей состоит сюжет, в каких литературных произведениях действия разворачиваются на основе музыкального сюжета.

Уметь определять в произведении сочетание музыки и

Устный опрос, беседа, слушание, хоровое пение

Муз. центр, компьютер

Баян

Вопросы и задания

2

23

Музыка и изобразительное искусство(Образы живописи в музыке)

31.02

31.02



Живописность искусства 1ч

Рассказать , что в музыке также существуют симфонические картины, этюды-картины, музыкальные портреты. С помощью иллюстрации и слушания, доказать что и изобразительное искусство способно рождать музыкальные звучания.

С Прокофьев вариация Феи зимы из балета «Золушка»

О. Лассо «Эхо»

Уметь рассуждать об образности искусства на примере музыкального произведения, о живописности искусства; исполнять песню хором весело, задорно, легко, стройно, в ансамбле.

Беседа, опрос, слушание

Муз. центр, компьютер

баян

Вопросы и задания

1

24


07.03

07.03



Музыка- сестра живописи 1ч

Сопоставить картину Клода Моне с концертом Чайковского №1. «Слушание картины.»

П. Чайковский Концерт №1 2 часть

М. Мусоргский «Два еврея, богатый и бедный» из цикла «Картинки с выставки»

Уметь объяснять средства образности, рассуждать об образности искусства на примере конкретного музыкального произведения; приводить примеры живописных полотен, основу которых составляет изображение музыки

Беседа, опрос, слушание, хоровое пение

Муз. центр, компьютер

Баян

Вопросы и задания

4

25

Музыкальный портрет

14.03

14.03



Может ли музыка выразить характер человека 1ч

Слушая песню Варлаама сопоставить портрет Репина «Протодьякон». Доказать, что музыка может передать характер человека.

М Мусоргский «песня Варлаама», «Гном»

Знать значение выражения «музыкальный портрет», понятие «программная музыка»,

О творческом содружестве музыкантов, критиков, художников, литераторов

«Могучая кучка»

Уметь сопоставлять произведения живописи и музыки; исполнять эмоционально и слаженно песню.

Комбинированный, урок с сообщениями учащихся

слушание

Муз. центр, компьютер

баян

Вопросы и задания

1

26


21.03

21.03



Четвертная контрольная работа

Опера и балет. Музыка зыучит в литературе и изо


Проверка знаний

Слуховой диктант. Письменная работа

Муз. центр, компьютер



27

Пейзаж в музыке

04.04

04.04



Образы природы в творчестве музыкантов 1ч

Урок беседа. Сопоставить работы художников с музыкальными произведениями композиторов.

П. Чайковский «Апрель. Подснежник» из цикла «Времена года»

И. Стравинский «Поцелуй земли»

Знать определение понятия «музыкальный пейзаж», основные сведения о творчестве композиторов- импрессионистов, композиторов, изображающих природу.

Уметь выразить цветом в рисунке свои музыкальные ощущения и передать настроение композитора; исполнять протяжно, напевно народную мелодию, передавать лирический характер песни

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Муз. центр, компьютер

Баян

Вопросы и задания

1

28


11.04

11.04



«Музыкальные краски» в произведениях композиторов-импрессионистов 1ч

Найти признаки отличия музыкальных пейзажей у композиторов импрессионистов. Объяснить на примере пьес.

М. Равель «Игра воды»

К. Дебюсси «Облака», «Оград бесконечный ряд…»

Знать имена и творческую биографию композиторов-импрессионистов; понятие «музыкальные краски»

Уметь приводить примеры «музыкальных картин», характеризовать средства музыкальной выразительности в создании оригинального живописного образа

Комбинированный, урок с сообщениями учащихся

Муз. центр, компьютер

Баян

Вопросы и задания

4

29

«Музыкальная живопись» сказок и былин

18.04

18.04



Волшебная красочность музыкальных сказок 1ч

Рассказ о роли сказки в музыке. Слушая музыку и видя картину развить воображение у ребят.

Н. Римский –Корсаков «Пляска златоперых и сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко»

Понимать роль музыки и проявление ее волшебной силы в сказках.

Уметь определять и описывать услышанный образ.

Закрепить вокально-хоровые навыки

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Муз. центр, компьютер

баян

Вопросы и задания

2

30


25.04

25.04



Сказочные герои в музыке 1ч

Урок беседа

И. Стравинский «Заколдованный ряд Кащея» из балета «Жар птица»

М. Мусоргский «Избушка на курьих ножках»

Уметь охарактеризовать сказочный персонаж, определяя образ и настроение музыки.

Закрепить вокально- хоровые навыки.

Комбинированный, урок с сообщениями учащихся

Муз. центр, компьютер

Баян

Вопросы и задания

2

31


02.05

02.05



Тема богатырей в музыке 1ч

Слушая музыку «Богатырской» представить образ Древней Руси. Воспитать учащимся патриотизм.

А. Бородин Богатырская симфония 1 часть

Уметь определить общие черты

«богатырской» темы в музыкальных произведениях; воспроизводить на слух и анализировать музыкальные сказки.

Закрепить вокально-хоровые навыки.

Урок обобщения и систематизации знаний, викторина

Муз. центр, компьютер

Баян

Вопросы и задания

3

32

Музыка в произведениях изобразительного искусства

16.05

16.05



Что такое музыкальность в живописи 1ч

Сопоставить картины великих художников с музыкальными произведениями композиторов. Роль музыки в жизни людей

Выборочно

Знать музыкальные и живописные средства выразительности.

Комбинированный, урок – рассказ с элементами беседы

Муз. центр, компьютер

Баян

Вопросы и задания

2

33


23.05

23.05



«Хорошая живопись – это музыка, это мелодия» 1ч

Проявление музыкальности в картинах, не связанных с музыкой

П. Чайковский Концерт №1 1 часть

Знать музыкальные и живописные средства выразительности.

Устный опрос, беседа, слушание, хоровое пение

Слуховой диктант

Муз. центр, компьютер

баян

Вопросы и задания

1

34


30.05

30.05



Контрольноая работа

Пейзаж в музыке. Музыка и ИЗО

Подводим итоги 1 ч

Мини-концерт Урок обобщения и систематизации знаний, викторина.


Выборочно

Знать определения музыкальных понятий, объяснение музыкальных терминов.

Уметь определить на слух по фрагменту известное музыкальное произведение, назвать это произведение и его авторов (автора)

Мини-концерт, итоговый урок

Муз. центр, компьютер

Баян



























6 класс

Данная рабочая образовательная программа по музыке для 6 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству с опорой на примерные программы основного общего образования и допущенной Министерством образования Российской Федерации программы для общеобразовательных учреждений «Музыка. 5-8 классы», авторы Т.И. Науменко, В.В. Алеев, (11-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011, 159[1] с.ил. нот).

Ведущей подсистемой в 6 классе является тема «В чём сила музыки?», которая раскрывается в двух крупных разделах – «Мир образов вокальной и инструментальной музыки» и «Мир образов камерной и симфонической музыки». Поурочный тематизм, плавно переходящий от урока к уроку, позволяет показать глубокую внутреннюю творческую и жизненную связь между всеми искусствами; помогает осознать, что искусства возникают не на пустом месте – они рождены самой жизнью. В отличие от предыдущего класса, представляющего попытку построения стройной картины содружества искусств, содержание программы для 6 класса обращено главным образом к музыке, ее специфике, воплощенной в средствах музыкальной выразительности.

При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются:

- слушание музыки, которое предваряется вступительным словом учителя, обозначающим главную проблему урока и ее основные аспекты;

- выполнение проблемно-творческих заданий в рабочих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений, рефератах, сообщениях, заданиях и тестах;

- хоровое и сольное пение.

Музыкальный материал программы составляют: произведения академических жанров – инструментальные пьесы, романсы, хоровая музыка, фрагменты из опер, балетов, симфоний, концертов, а также многочисленный песенный репертуар, состоящий из народных песен, вокальных обработок классических вокальных и инструментальных произведений, произведений хоровой музыки, популярных детских песен. Богатство идейно-художественного содержания и сложность музыкальной формы музыки, звучащей на уроках в 6 классе, должны непрерывно возрастать. Художественный и жизненный кругозор шестиклассников должны расширяться.

Межпредметные связи просматриваются через взаимодействия музыки с:

- литературой («Сказка о царе Салтане», «Щелкунчик», «Былина о Садко», «Сказки тысячи и одна ночи» и другие),

- изобразительным искусством (жанровые разновидности – портрет, пейзаж; общие понятия для музыки и живописи – пространство, контраст, нюанс, музыкальная краска);

- историей (Древняя Русь, Новгород Великий, эпоха Просвещения);

- мировой художественной культурой (особенности художественных направлений «романтизм», «импрессионизм», «классицизм»);

- русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста; формирование культуры анализа текста на примере приёма «описание»);

- природоведением (времена года, различные состояния и явления природы),

- географией (границы, столицы, города Руси и европейских государств).

Организация всех видов деятельности (слушание музыки, анализ музыкальных фрагментов, выполнение проблемно-творческих заданий, хоровое и сольное пение) предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта – учебника, дневника музыкальных наблюдений, нотных хрестоматий для учителя, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника.

Содержание программы

Раздел I: Тысяча миров музыки (6 часов)

Музыка – наш вечный спутник. Искусство и фантазия. Искусство- память человечества. Волшебная сила музыки. Музыка объединяет людей. Музыка – огромная сила, способная преображать окружающую жизнь. Созидательная сила музыки. Разнообразие музыкальных жанров и направлений. Постановка главного вопроса учебного года – в чем сила музыки? Проблема средств музыкальной выразительности и изобразительности.

Слушание музыки: полька «Трик-трак» Ф. Шопена, прелюдия соль минор Рахманинова, Ш. Азнавур «Вечная любовь» (на фр. языке), Ж. Брель «Вальс», П. Чайковский «Сентиментальный вальс», фрагмент симфонии № 6, Ф. Шопен «Блестящий вальс», И. Штраус, вальсы, М. Мусоргский «Старый замок», Глюк, фрагменты оперы «Орфей и Эвридика», фрагменты оперы С. Прокофьева «Повесть о настоящем человеке» и кантаты «Александр Невский», фрагменты симфонии № 9 и № 5 Л. Бетховена, песни И. Дунаевского и В. Баснера.

Разучивание: песня Г. Струве «Школьный корабль», песни А. Островского «Мальчишки и девчонки», Г. Струве «Спасибо вам, учителя».

Раздел II. Как создаётся музыкальное произведение (21 часов)

Единство музыкального произведения. Ритм – основа музыки. О чем рассказывает музыкальный ритм? Диалог метра и ритма. От адажио к престо. Мелодия – «душа музыки». «Мелодией одной звучат печаль и радость». Два начала музыкальной гармонии. Эмоциональный мир и красочность музыкальной гармонии. Мир образов полифонической музыки. Философия фуги. Фактура – способ изложения музыкального материала. Пространство музыкальной фактуры. Тембры – музыкальные краски. Соло и тутти. Музыкальная динамика. Громкость и тишина в музыке. Тонкая палитра оттенков. Какой мир музыки мы открыли для себя? Чудесная тайна музыки, созданной по законам красоты. В чем сила музыки?

Слушание музыки: М. Равель «Болеро», Э. Хачатурян «Танец с саблями», Д. Шостакович фрагменты симфонии №7 «Ленинградской», Л. Бетховен, увертюра «Эгмонт», Ф. Шуберт «Серенада», В.А. Моцарт «Реквием, Лакримоза», Сен-Санс «Лебедь», И.С. Бах органные фуги, «Весенние воды» С.В. Рахманинов, песни о войне: «Священная война», «Дороги», «День Победы». Г.Свиридов «Время, вперёд», Н.А. Римский-Корсаков, фрагменты оперы «Снегурочка»,

Раздел III. Чудесная тайна музыки (2 часа)

(в контексте главной темы года «В чем сила музыки?»)

Особенности Страстных и Пасхальных песнопений с точки зрения изученных средств музыкальной выразительности и изобразительности – ритма, мелодии, гармонии, фактуры, тембра, динамики.

Слушание: «Да исправится молитва моя», «Се Жених грядет в полунощи», «Днесь Иуда оставляет учителя», «Плотию уснув, яко мертв», Пасхальный канон (ирмос, тропарь, кондак, ипакои).

Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 6 класса

заключаются:


- в умении определять в прослушанном музыкальном произведении его главные выразительные средства;

- в умении отразить свое понимание художественного воздействия музыкальных средств в размышлениях о музыке;

- в умении находить взаимодействия между музыкой и другими видами искусства, а также между музыкой и жизнью на основе знаний, приобретенных из учебника для 6 класса;

- в проявлении навыков вокально-хоровой деятельности (исполнение одно-двухголосных произведений с аккомпанементом, умение исполнять более сложные ритмические рисунки — синкопы, ломбардский ритм, остинатный ритм).






























Календарно-тематический план 6 класса

Музыка души 1ч

Через беседу, стихотворение Е. Винокурова «Музыка души», картину Левитана «Вечер», Г. Сорока «Вид на плотину» выразить высшую прелесть мира.

Знакомство с композитором Е. Дога Беседа о впечатлениях услышанного.

Вальс Е. Доги

Знать и понимать определение

«музыка души»

Уметь характеризовать состояние и настроение, вызванное музыкой; исполнять выразительно песню, применяя отработанные вокально-хоровые навыки

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний, беседа

Муз. центр

Сочинение на тему вальса

04.09

04.09



2

Тысяча миров музыки

11.09

11.09



Наш вечный спутник 1ч

Вспоминая детство учащиеся должны определить свой вкус музыки, свои индивидуальные отличия от друзей.

Знакомство с немецким композитором И. Брамсом

И. Брамс Симфония №3 3 часть

Знать о роли искусства в жизни человека.

Уметь приводить примеры воздействия музыки на человека; исполнять песню лирического характера певуче, в умеренном темпе, применяя певческое дыхание, легкое звуковедение.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний, беседа

Муз центр, компьютер, баян

Вопросы и задания №3

3


18.09

18.09



Искусство и фантазия 1ч

Слушая вальс дать детям пофантазировать, мечтать. Дети должны отметить важность фантазии в искусствах

Знакомство русским композитором М. Глинка Беседа о впечатлениях услышанного.


М. Глинка Вальс фантазия

Знать о роли искусства в жизни человека.

Уметь приводить примеры воздействия музыки на человека; исполнять песню лирического характера певуче, в умеренном темпе, применяя певческое дыхание, легкое звуковедение.

Комбинированный, урок-рассказ с элементами беседы


Муз центр, компьютер, баян

Вопросы и задания №5

4


25.09

25.09



Искусство – память

человечества 1ч

Через слушание музыки и иллюстрации прошлых веков ребята должны прийти к выводу необходимости изучать и не забывать древние песнопения Что искусство несет в себе душу времени.

Знакомство русским композитором М. Мусоргским



М. Мусоргский фортепианный цикл «Старый замок»

Знать виды оркестров, их состав, выдающиеся оркестры мира, знаменитых дирижеров оркестров.

Уметь определять вид оркестра на слух, называть основные инструменты, характеризующие тот или иной вид оркестра, исполнять подвижно протяжную мелодию песни.

Комбинированный, урок-рассказ с элементами беседы


Муз центр, компьютер, баян

Вопросы и задания №3

5


02.10

02.10



В чем сила музыки 1ч

Слушая музыку двух композиторов дать прочувствовать мощь и силу состояния и выражения эмоций. Знакомство композиторами, жизнь и деятельность Л. Бетховена. Слуховой диктант



Л. Бетховен Симфония №7 2 часть. Р. Вагнер антракт к 3 действию из оперы «Лоэнгрин»

Уметь объяснять понятие «музыкальная культура»; приводить примеры, характеризующие богатство мировой музыкальной культуры; применять приобретенные вокально- хоровые навыки в исполнительской деятельности; различать чувства, настроения, состояния, выраженные в музыке.

Комбинированный, урок-рассказ с элементами беседы, слушание, хоровое пение, устный опрос


Муз центр, компьютер, баян

Разучивание

6


09.10

09.10



Волшебная сила музыки 1ч

Рассказывая о приключениях Орфея и Одиссея дать понять учащимся волшебство в музыке. Знакомство с композитором К. Дебюсси


К. Дебюсси «Сирены» Из симфонического цикла «Ноктюрны»

Знать различные классификации музыкальных произведений (исполнители, жанры, темы)

Уметь воспринимать музыкальное искусство во всем многообразии его видов и жанров

Комбинированный, урок-рассказ с элементами беседы, слушание, хоровое пение, устный опрос


Муз центр, компьютер, баян

Вопросы задания №4

7


16.10

16.10



Музыка объединяет людей 1ч

Знакомство с одой древнегреческого поэта Пиндара. Слушая симфонию Бетховена дать ребятам прочувствовать силу и мощь людского единения. Беседа о впечатлениях услышанного.



Л. Бетховен Симфония №9 4 часть

Уметь объяснить способность музыки объединять людей ради общих благих целей; познавать мир через музыкальные формы и образы

Комбинированный, урок-рассказ с элементами беседы, слушание, хоровое пение, устный опрос


Муз центр, компьютер, баян

Вопросы и задания №4

8

Как создается музыкальное произведение

23.10

23.10



Единство музыкального произведения 1ч

Дать понять ребятам, что с помощью средств музыкальной выразительности мы легко понимаем тему музыки.

Р. Вагнер антракт к 3 действию из оперы «Лоэнгрин»

Знать средства музыкальной выразительности, виды ритмов, от чего зависит ритмический рисунок.

Уметь аргументировать свою точку зрения по поводу музыкальных произведений; сочинять свой ритм и воспроизводить его на простейших музыкальных инструментах или хлопками (ударами)

Комбинированный, урок-рассказ с элементами беседы, слушание, хоровое пение, устный опрос


Муз центр, компьютер, баян

Разучивание песни

9


30.10

30.10



Четвертная контрольная работа

Тысяча миров музыки

Слуховой диктант

Проверка знаний

Слуховой диктант. Письменная работа

Муз. центр, компьютер



10

Ритм

13.11

13.11



В начале был ритм 1ч

Беседа на тему «Ритм жизни»

И. Штраус «Сказки венского леса»

Знать понятие ритма в музыке.

Уметь схематически оформлять ритмические рисунки; самостоятельно выполнять учебные и творческие задачи; различать ритмическое своеобразие произведений; объяснять взаимосвязь ритма и мелодии; исполнять выразительно вокально-хоровое произведение.

Комбинированный, урок-рассказ с элементами беседы, слушание, хоровое пение, устный опрос


Муз центр, компьютер, баян

Вопросы и задания №4

11


20.11

20.11



О чем рассказывает музыкальный ритм 1ч

Сопоставляя мазурку и полонез различить их ритм, найти сходства. Найти причину воздействия музыки «Болеро». Беседа о впечатлениях услышанного.

Ф. Шопен Мазурка си бемоль мажор и полонез ля мажор

Знать виды ритмов, от чего зависит ритмический рисунок.

Уметь сочинять свой ритм, объяснять его принадлежность к определенному музыкальному жанру, характеризовать его особенности; воспринимать и анализировать музыкальные художественные образы.

Комбинированный, урок-рассказ с элементами беседы, слушание, хоровое пение, устный опрос


Муз центр, компьютер, баян

Вопросы и задания №3

12


27.11

27.11



Диалог метра и ритма 1ч

Спор и борьба метра с ритмом. Научить ребят правильно слушать и различать метр и ритм.

А Хачатурян «Танец с саблями» из балета «Гаянэ»

Л. Бетховен симфония №5 1 часть

Знать понятия метра и ритма.

Уметь различать понятия ритма и метра в музыке, схематически оформлять ритмические рисунки.

Комбинированный, урок-рассказ с элементами беседы, слушание, хоровое пение, устный опрос


Муз центр, компьютер, баян

Вопросы и задания №1 Разучивание песни

1314


04.12

11.12

04.12

11.12



От адажио к престо 2ч

Рассказ о ритмической выразительности музыки. Темпы. Изменение характера музыки . Слуховой диктант

И.С. Бах Органная хоральная прелюдия «Я взываю к Тебе, Господи»

Дж. Россини «Неаполитанская тарантелла»

Знать определение темпа в музыке, средства музыкальной выразительности.

Уметь объяснять зависимость выбора темпа композитором от характера музыки; петь хором и сольно.

Комбинированный, урок-рассказ с элементами беседы, слушание, хоровое пение, устный опрос

слуховой диктант

Муз центр, компьютер, баян

Вопросы и задания №4

Вопросы и задания №2

15

Мелодия

18.12

18.12



Мелодия – душа музыки 1ч

Урок- беседа

Ф. Шуберт «Серенада»

Уметь различить характеры мелодии, от чего зависит характер произведения

Комбинированный, урок-рассказ с элементами беседы, слушание, хоровое пение, устный опрос


Муз центр, компьютер, баян

Разучивание песни

16


25.12

25.12



Четвертная контрольная работа

Как создается музыкальное произведение.


Слуховой диктант

Проверка знаний

Слуховой диктант. Письменная работа

Муз центр, компьютер, баян


17


15.01

15.01



Мелодией одной звучат печаль и радость 1ч

Найти различия двух музыкальных произведений одного композитора. Беседа о впечатлениях услышанного.

В. А. Моцарт «Маленькая ночная серенада» 1 часть, Реквием «Лакримоза» фрагмент

Знать определение регистра, диапазона, какие они бывают, что понимают под музыкальным диапазоном.


Комбинированный, урок-рассказ с элементами беседы, слушание, хоровое пение, устный опрос


Муз. центр, компьютер


Вопросы и задания №3 Повторение

18


22.01

22.01



Мелодия угадывает нас самих 1ч

Урок –беседа

Слуховой диктант

П. Чайковский Па-де-де из балета «Щелкунчик»

Уметь слушать, воспринимать и анализировать музыкальные произведения и их фрагменты; выразительно исполнять песню хором (сольно)

Комбинированный, урок-рассказ с элементами беседы, слушание, хоровое пение, устный опрос

слуховой диктант

Муз центр, компьютер, баян

Вопросы и задания №3

19

Гармония

29.01

29.01



Что такое гармония в музыке 1ч

Слушая прелюдию до мажор Баха прийти к выводу, что гармония есть и в музыке. Практическая часть


И.С. Бах Прелюдия до мажор «Хорошо темперированный клавир»

Знать определение гармонии, значение гармонических сочетаний в музыке, по каким законам строится гармония в музыке.

Уметь определять и правильно употреблять в речи изученные понятия. Характеризовать фрагменты произведений классической музыки; применять выразительные средства в вокально- певческой деятельности.

Комбинированный, урок-рассказ с элементами беседы, слушание, хоровое пение, устный опрос


Муз центр, компьютер, баян

Вопросы и задания №4

20


05.02

05.02



Два начала гармонии 1ч

Два лада музыки. Слушая ребята должны узнать лад того или иного произведения.

В.А. Моцарт Симфония №40 1 часть начальная тема, вторая тема Фрагменты

Знать основные понятия «гармония»

и «дисгармония», особенности гармонического строения в музыкальных произведениях.

Уметь использовать различные приемы работы с учебником;

Проявлять слушательскую и певческую культуру; применять междисциплинарные знания, собственный музыкальный опыт в монологическом высказывании.


Комбинированный, урок-рассказ с элементами беседы, слушание, хоровое пение, устный опрос


Муз центр, компьютер, баян

Вопросы и задания №1

21


12.02

12.02



Как могут проявляться выразительные возможности гармонии1ч

На примере оперы «Кармен» дать понять ребятам, какие выразительные возможности есть у музыки. Беседа о впечатлениях услышанного.

Ж. Бизе Тема Кармен из увертюры у опере «Кармен»

Знать о роли гармонии в создании музыкальных образов, выразительные возможности гармонии в произведениях Моцарта; использование минора, хроматизмов, прерванных оборотов и др.

Уметь различать особенности музыкального языка, художественных средств выразительности, специфики музыкального образа; применять выразительные средства и вокально- хоровые навыки в хоровой исполнительской деятельности.

Комбинированный, урок-рассказ с элементами беседы, слушание, хоровое пение, устный опрос


Муз центр, компьютер, баян

Вопросы и задания №3

22


19.02

19.02



Красочность музыкальной гармонии 1ч

Заключительный урок-анализ на тему «Гармония». Слуховой диктант

Н. Римский-Корсаков «Шествие чуд морских» из оперы «Садко»

Знать о роли гармонии и дисгармонии в создании музыкальных образов; что такое тональность, лад.

Уметь определять ведущую гармонию в произведении; выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений и проявлять личностное отношение при их восприятии и исполнении

Комбинированный, урок-рассказ с элементами беседы, слушание, хоровое пение, устный опрос

Слуховой диктант

Муз центр, компьютер, баян

Разучивание песни

23

Полифония

26.02

26.02



Мир образов полифонической музыки 1ч

Найти отличие эмоционального мира полифонии 12 и 17 веков. Термины канон и имитация.

В.А. Моцарт Канон «Да будет мир»

Знать определение полифонии, канона, контрапункта, фуги; философское и теософское содержание полифонии; полифонические произведения известных композиторов; каким законам подчиняется полифония; что значит «мыслить полифонически»

Уметь различать количество мелодий и типы полифонии;

Слушать, воспринимать, анализировать музыкальные произведения и их фрагменты; характеризовать музыкальные образы

Комбинированный, урок-рассказ с элементами беседы, слушание, хоровое пение, устный опрос


Муз центр, компьютер, баян

Вопросы и задания №2

24


05.03

05.03



Философия фуги 1ч

Знакомство с музыкальной формой фуга. Слушая фугу найти характерные черты этой формы. Беседа о впечатлениях услышанного.

И.С. Бах «Хорошо темперированный клавир» 1 том Фуга ре диез минор (начальная тема) и Органная токката и фуга ре минор. Токката.

Знать определение фуги, уметь различить в произведениях элементы фуги. Должны различать характер фуги от остальных полифонических произведений

Комбинированный, урок-рассказ с элементами беседы, слушание, хоровое пение, устный опрос


Муз центр, компьютер, баян

Разучивание песни

Вопросы и задания №4

25


12.03

12.03



Какой бывает музыкальная фактура1ч

На примере нот изучить фактуру конкретного произведения. Как влияет фактура на музыку в целом.

Н. Римский –Корсаков Первая песня Леля из оперы «Снегурочка» Одноголосная фактура с. Рахманинов Романс «Сирень» Фактурный узор

Знать определение фактуры в музыке, ее роль в создании образов, различные фактуры на примере музыкальных произведений, элементы фактуры.


Комбинированный, урок-рассказ с элементами беседы, слушание, хоровое пение, устный опрос


Муз центр, компьютер, баян

Вопросы и задания №4

26


19.03

19.03



Пространство фактуры 1ч

На примере романса Рахманинова услышать стремительное, бурлящее, охватывающее огромное пространство фактуру. Создать впечатление музыкального пространства. Слуховой диктант

С. Рахманинов Романс «Весенние воды» Фигурационная фактура

Ж. Бизе «Утро в горах» Антракт к 3 действию из оперы «Кармен»

Уметь слушать, воспринимать, анализировать музыкальные произведения ( фрагменты), характеризовать элементы и свойства фактуры

Комбинированный, урок-рассказ с элементами беседы, слушание, хоровое пение, устный опрос

слуховой диктант

Муз центр, компьютер, баян

Вопросы и задания №4

27


09.04

09.04



Четвертная контрольная работа

Гармония и полифония

Слуховой диктант

Проверка знаний

Слуховой диктант. Письменная работа

Муз. центр, компьютер



28

Тембры

16.04

16.04



Тембры – музыкальные краски 1ч

Сравнивая тембр с красками живописи дать понять детям, необходимость тембральной окраски в музыкальных произведениях

Н. Римский-Корсаков «Полет шмеля», «Шехеразада»

С. Рахманинов Вокализ.

И. С. Бах «Шутка» Из сюиты №2 для оркестра

Знать определение тембра в музыке, основные тембры голосов и инструментов.

Уметь определить тембровую окраску разных инструментов в музыкальных произведениях.

Комбинированный, урок-рассказ с элементами беседы, слушание, хоровое пение, устный опрос


Муз центр, компьютер, баян

Вопросы и задания №3,4,5

29



23.04

23.04



Соло и тутти 1ч

Беседа о составе симфонического оркестра. Ребята должны прийти к выводу, что выразительность муз-х тембров особенно проявляет себя в произведениях, связанных с яркой изобразительностью.

Н. Римский-Корсаков «Три чуд(белка)а» из оперы «Сказка о царе Салтане» «Три чуда(33 богатыря)» и (Царевна Лебедь)

Знать симфонический состав инструментов. Сравнение с басней Крылова. Уметь различать семейства музыкальных инструментов, их тембры

Комбинированный, урок-рассказ с элементами беседы, слушание, хоровое пение, устный опрос


Муз центр, компьютер, баян

Вопросы и задания №1,2





30

Динамика

30.04

30.04



Громкость и тишина в музыке 1ч

Урок –беседа.

Дать детям понятие о динамике . Динамическое развитие в музыке. Практическая часть Беседа о впечатлениях услышанного


Л. Бетховен «Гроза. Буря» Из симфонии №6

Знать определение динамики, роль динамики в музыкальном произведении, ее зависимость от характера музыки.

Уметь определять динамические оттенки, различать особенности музыкального языка, художественных средств выразительности, основные жанры и стили музыки; исполнять песню выразительно, применяя выработанные вокально-хоровые навыки

Комбинированный, урок-рассказ с элементами беседы, слушание, хоровое пение, устный опрос


Муз центр, компьютер, баян

Вопросы и задания №3

Разучивание песни

31


07.05

07.05



Тонкая палитра оттенков 1ч

Объяснить основные динамические оттенки в музыке с помощью слушания.. Урок –беседа.

К. Дебюсси «Лунный свет» из «Бергамасской сюиты» О. Мессиан «Пробуждение птиц»

Знать основных динамических оттенков в музыке. Уметь определять динамические оттенки, различать особенности музыкального языка Уметь динамически правильно исполнять песню

Комбинированный, урок-рассказ с элементами беседы, слушание, хоровое пение, устный опрос,

слуховой диктант

Муз центр, компьютер, баян

Вопросы и задания №3


32

33

Чудесная тайна музыки

14.05

21.05

14.0521.05



По законам красоты 2ч

Рассказ о роли музыки в кино, спектаклях. Урок –беседа. Беседа о впечатлениях услышанного.

К. Сен-Санс «Лебедь» из цикла «Карнавал животных»

Т. Альбиони Адажио

Знать о неразрывности и единстве составляющих сторон музыки, о средствах музыкальной выразительности.

Уметь слушать, воспроизводить и анализировать музыкальные произведения и их фрагменты.

Комбинированный, урок-рассказ с элементами беседы, слушание, хоровое пение, устный опрос


Муз центр, компьютер, баян

Вопросы и задания №3

Вопросы и задания №5

Повторение


34


28.05

28.05



Контрольная работа

Чудесная тайна музыки

Подводим итоги 1ч (Урок обсуждение)

Сочинение «В чем причина долговечности искусства» урок обсуждение. Повторение пройденного материала

По желанию учащихся из пройденного материала

Уметь исполнять одно-и двухголосные произведения с аккомпанементом, петь хором, зная содержание исполняемого произведения

Урок обобщения и систематизации знаний, викторина.

Муз центр, компьютер, баян






7 класс

Данная рабочая образовательная программа по музыке для 7 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству с опорой на примерные программы основного общего образования и допущенной Министерством образования Российской Федерации программы для общеобразовательных учреждений «Музыка. 5-8 классы», авторы Т.И. Науменко, В.В. Алеев (10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011, (3) с, :ил. нот..

Ведущей подсистемой в 7 классе является тема «Содержание и форма в музыке», которая раскрывается в двух крупных разделах – «Содержание в музыке. Музыкальный образ. Музыкальный жанр» и «Форма в музыке. Музыкальная композиция. Музыкальная драматургия». Подробно разбирается и доказывается, что и содержание и форма в музыке (как и в искусстве в целом) неразрывно связаны между собой, образуя единство художественного замысла и его воплощения. В уроки включены проблемно-творческие задания, предлагается ассоциативный ряд художественных произведений, созвучный данному фрагменту (произведению).

При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются:

- слушание музыки, которое предваряется вступительным словом учителя, обозначающим главную проблему урока и ее основные аспекты;

- выполнение проблемно-творческих заданий в рабочих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений, рефератах, сообщениях, заданиях и тестах;

- хоровое и сольное пение.

Музыкальный материал программы составляют: произведения академических жанров – инструментальные пьесы, романсы, хоровая музыка, а также многочисленный песенный репертуар, состоящий из народных песен, вокальных обработок классических вокальных и инструментальных произведений, произведений хоровой музыки, популярных детских песен, музыка кино, современная популярная музыка. Возрастает удельный вес музыкальных произведений крупных форм – опер, балетов, симфоний, инструментальных концертов, ораторий, способных во всей полноте и разнообразии выразить идею единства формы и содержания в музыке.

Межпредметные связи просматриваются через взаимодействия музыки с:

- литературой («Сказка о царе Салтане», «Щелкунчик», «Былина о Садко», «Сказки тысячи и одна ночи», роман в стихах «Евгений Онегин», «Свадьба Фигаро», «Ромео и Джульетта» и другие произведения),

- изобразительным искусством (жанровые разновидности – портрет, пейзаж; общие понятия для музыки и живописи – пространство, контраст, нюанс, музыкальная краска);

- историей (борьба русских княжеств с половцами, эпоха Возрождения, эпоха Просвещения, Смутное время в России в начале XVII века, Отечественная война 1812 года, Великая Отечественная война 1941-45 гг.);

- мировой художественной культурой (особенности художественных направлений «романтизм», «импрессионизм», «классицизм», «реализм»);

- русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста; формирование культуры анализа текста на примере приёма «описание»);

- природоведением (времена года, различные состояния и явления природы),

- географией (границы, столицы, города Руси и европейских государств).

Организация всех видов деятельности (слушание музыки, анализ музыкальных фрагментов, выполнение проблемно-творческих заданий, хоровое и сольное пение) предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта – учебника, дневника музыкальных наблюдений, нотных хрестоматий для учителя, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника.

Содержание программы

Всего 34 ч.

1. Содержание в музыке. Музыкальный образ. Музыкальный жанр. (16 часов)

Единство музыкального произведения. Музыку трудно объяснить словами. Что такое музыкальное содержание? Каким бывает музыкальное содержание? Музыка, которую необходимо объяснить словами. Знакомство с различными музыкальными образами тишины и покоя, природы, войны и мира, подвига, борьбы и победы. Драматический, лирический, романтический, эпический образы. О чем рассказывает музыкальный жанр? Виды жанров – песня, танец, марш.

Слушание музыки: И. Брамс. Симфония № 3, III часть; Л.Бетховен, Соната № 14 для фортепиано, I часть; А. Вивальди «Зима», 1 часть из цикла «Времена года»; О. Мессиан «Пробуждение птиц»; П. Чайковский «Ноябрь», «На тройке» из цикла «Времена года»; Н. Римский-Корсаков «Шехеразада», 1 часть; С. Рахманинов «Прелюдия соль-диез минор»; Ф. Шуберт «Лесной царь»; Н. Римский-Корсаков «Окиан-море синее», вступление к опере «Садко»; Ф. Шопен «Полонез ля-бемоль мажор», соч. 53 № 6; «Во поле береза стояла», русская народная песня; П. Чайковский, Симфония № 4, IV часть, фрагмент; П. Чайковский, марш из балета «Щелкунчик»; Ж. Бизе, Марш тореадора из оперы «Кармен»; П. Чайковский, Вальс из оперы «Евгений Онегин»; Ф. Шопен, Вальс Си минор, соч. 69 № 2; В.Берковский, С. Никитин, стихи А. Величанского «Под музыку Вивальди».

2. Форма в музыке. Музыкальная композиция. Музыкальная драматургия. (16 часов)

Что такое музыкальная форма? «Сюжеты» и «герои» музыкальной формы. «Художественная форма — это ставшее зримым содержание». От целого к деталям. Понятие музыкальной композиции. Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах (период). Двухчастная и трехчастная формы. Многомерность образа в форме рондо. Вариации. Музыка в развитии. Музыкальный порыв. Музыкальная драматургия как взаимосвязь музыкальных образов. Движение образов и персонажей в оперной драматургии. Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии.

Слушание музыки: В. А. Моцарт. Увертюра из оперы «Свадьба Фигаро», «Реквием. Лакримоза», Симфония № 41 «Юпитер», IV часть; Ф. Шуберт «Серенада», «Шарманщик» из вокального цикла «Зимний путь»; Л. Бетховен, Симфония № 5, 1 часть; М. Равель «Игра воды»; Ф. Шопен, Прелюдия ля мажор, соч. 28 № 7; М. Глинка, стихи И. Козлова. «Венецианская ночь», стихи А. Пушкина. «Я здесь, Инезилья...»; А. Бородин «Спящая княжна»;
С. Прокофьев «Джульетта-девочка» из балета «Ромео и Джульетта»; Д..Шостакович, Симфония № ,
I часть, «эпизод нашествия»; М. Мусоргский «Старый замок» из фортепианного цикла «Картинки с выставки»; Р. Шуман. «Порыв»; М. Глинка. «Мазурка», хор поляков из «Сцены в лесу» и хор «Славься» из оперы «Жизнь за царя»; А. Бородин, опера «Князь Игорь», фрагменты: хор «Слава» из Интродукции, хор бояр «Мужайся, княгиня» из I действия, хор «Улетай на крыльях ветра» из II действия, ария князя Игоря из II действия, ария хана Кончака из II действия, «Плач Ярославны» из IV действия;

Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 7 класса заключаются:

- в понимании главных особенностей содержания и формы в музыке, осознании их органического взаимодействия;

- в умении определить характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу и отражении этого умения в размышлениях о музыке;

- в умении находить взаимодействия между жизненными явлениями и их художественным воплощением в образах музыкальных произведений;

- в умении находить взаимодействия между художественными образами музыки, литературы и изобразительного искусства, представленными в учебнике для 7 класса;

- в осмыслении характера развития музыкального образа, проявляющегося в музыкальной драматургии;

- в понимании художественно-выразительных особенностей музыкальных форм (период, двухчастная форма, трехчастная форма, рондо, вариации);

- в проявлении навыков вокально-хоровой деятельности (исполнение двухголосных произведений с использованием различных консонирующих интервалов, умение вслушиваться в аккордовую партитуру и слышать ее различные голоса).



Примерная тематика сообщений, рефератов, творческих работ учащихся:

1. Фортепианный цикл П.И.Чайковского «Времена года»

2. «Восточная сказка» Н.А.Римского-Корсакова «Шехерезада»

3. Что такое «лирика»?

4. Что такое «драма»?

5. Что такое «эпос»?

6. История создания М.И.Глинкой романса «Веницианская ночь»

7. История создания М.И.Глинкой романса «Я здесь, Инезилья»

8. История создания Д.Д.Шостаковичем «Ленинградской» симфонии

9. Великий композитор – романтик Ф.Шопен.

10. О чем рассказывает «Слово о полку Игореве»?

Контроль осуществляется в следующих видах:

входной, текущий, тематический, итоговый, тестирование

Формы контроля:

- самостоятельная работа,

- устный опрос,

- практическая работа,

- взаимоопрос,

- тест,

- музыкальные викторины.

Промежуточная аттестация проводится в форме теста.

































Календарно-тематический план 7 класса



Единство музыкального произведения 1ч

Урок –знакомство. Объяснения загадочной природы музыкального искусства. Ребята должны прийти к выводу о неразделимости содержания и формы в музыке.


Должны понять термин- единство содержания и форма.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний, беседа

Муз центр, компьютер, баян

Наизусть выучить школьный корабль

2


10.09

13.09

25.09


Музыку трудно объяснить словами 1ч

Ребята должны прийти к выводу, что логические законы и методы анализа бессильны в понимании музыки, что чувства прежде всего в искусстве МУЗЫКА



Комбинированный, урок-рассказ с элементами беседы, слушание, хоровое пение, устный опрос


Муз центр, компьютер, баян

Разучивание песни

Нарисовать эмблему к песне

3


17.09

20.09



Что такое музыкальное содержание

Урок беседа.



Л. Бетховен Соната для фортепиано №14 «Лунная» 1 часть

Найти разницу в понимании разных искусств. Знать термин соната. Знакомство с немецким композитором Л.В. Бетховеном. Уметь чувствовать, музыку и охарактеризовать богатым русским языком.

Комбинированный, урок-рассказ с элементами беседы, слушание, хоровое пение, устный опрос


Муз центр, компьютер, баян

Вопросы и задания №1

Выучить наизусть быть человеком

4


24.09

27.09



Каким бывает музыкальное содержание? 1ч

При помощи слушания найти литературное описание, представленное музыке. Интонации выражения природы в музыке великих композиторов

На выбор учителя

Знать программность в музыке. Знать содержание цикла Чайковского «Времена года».

Комбинированный, урок-рассказ с элементами беседы, слушание, хоровое пение, устный опрос


Муз центр, компьютер, баян

Повторение

5


01.10

04.10



Музыка, которую необходимо объяснить словами 1ч

Беседа на литературный сюжет в музыке


Беседа на литературный сюжет в музыке. Сопоставить литературных произведений с музыкой.

Комбинированный, урок-рассказ с элементами беседы, слушание, хоровое пение, устный опрос


Муз центр, компьютер, баян

Сочинение. Разучивание песни

6


08.10

11.10



Образ ноября в пьесе П.И.Чайковского 1ч

Расширение музыкального образа в произведении «Ноябрь. На тройке»

П. Чайковский «Ноябрь. На тройке» Из цикла «Времена года»

Прослушав произведение должны четко различить звон бубенцов, бег тройки лошадей. Должны знать программное содержание произведения. Найти связь между программностью и музыкальным образом.

Комбинированный, урок-рассказ с элементами беседы, слушание, хоровое пение, устный опрос


Муз центр, компьютер, баян

Вопросы и задания №6

7


15.10

18.10



«Восточная» партитура Н.А.Римского-Корсакова «Шехерезада» 1ч

Погружение в атмосферу звучания восточной музыки. Найти характерные черты и мелодические изгибы в произведении

Н. Римский- Корсаков «Шехеразада» Симф. Сюита 1часть Тема Шахриара и тема Шахерезады

Знать более конкретное программное содержание. Должны знать композитора Н. Римского-Корсакова. Его произведение «Шехерезада», оперу «Руслан и Людмила» М Глинки. Знать определение сюиты, звук скрипки соло. Различить темы Шехеразады и Шахриара.

Комбинированный, урок-рассказ с элементами беседы, слушание, хоровое пение, устный опрос


Муз центр, компьютер, баян

Вопросы и задания №7

8


22.10

25.10



Когда музыка не нуждается в словах 1ч

Слушая музыку, ребята должны прийти к выводу, что у всех индивидуальные взгляды на произведения.


А. Скрябин Этюд, соч 8, №12

Знать определение сонаты, прелюдии, квартеты и квинтеты, этюд. Знать сутьнепрограммных музыкальных произведений. Найти особенности таких произведений

Комбинированный, урок-рассказ с элементами беседы, слушание, хоровое пение, устный опрос,

Муз. центр, компьютер


Разучивание песни

9


29.10

01.11



Четвертная контрольная работа

Содержание в музыке

Слуховой диктант

Проверка знаний

Слуховой диктант. Письменная работа


Муз центр, компьютер, баян


10


04.11

08.11



Лирические образы в музыке 1ч

Ответить на вопрос: «Почему порой произведения, не обладая сложной образной структурой, так глубоко волнуют человека?» Слуховой диктант

С Рахманинов Прелюдия, соч 32, №12

Знать термин «патетический». Понять музыку без слов. . Иметь представление сложной и простой структурой произведений. Сопоставить прел. С Рахманинова со стихотворением Н. Рубцова.

Комбинированный, урок-рассказ с элементами беседы, слушание, хоровое пение, устный опрос

слуховой диктант

Муз центр, компьютер, баян

Повторение

11


11.11

15.11



Драматические образы в музыке 1ч

Музыка выражающая столкновения, противоречия и конфликты – особенное свойство драматического образа. Сравнение лирического и драматического образа в музыке.

Ф Шуберт. «Лесной царь» Фортепианное вступление

Знать драматизм в музыке, знать термины опера, балет, кантата, прелюдия. Знать определение баллады, ознакомиться с творчеством немецкого поэта И.В. Гете. Понять весь драматизм баллады «Лесной царь». (динамическое развитие)

Комбинированный, урок-рассказ с элементами беседы, слушание, хоровое пение, устный опрос


Муз центр, компьютер, баян

Вопросы и задания №4

Нарисовать «Лесной царь»

12


18.11

22.11



Эпические образы в музыке 1ч

Найти в произведении сюжет спокойствия и величия, дух народных былин. Содержательные особенности лирических, драматических и эпических образных сфер

Н. Римский-Корсаков. «Окиан – море синее» Из оперы «Садко»

Понять сложность и многоплановость эпических образов в музыке. Знать разницу между лирическими, драматическими и эпическими образами в музыке. Знать термины либретто,былина. Понять при слушании повествовательность в музыке.

Комбинированный, урок-рассказ с элементами беседы, слушание, хоровое пение, устный опрос


Муз центр, компьютер, баян

Вопросы и задания №5

13


26.11

29.11



Память жанра

Введение народной песни в произведениях композиторов придает им национальный колорит, и своеобразный характер.


Ф. Шопен Полонез, соч 53, №6

Знать определение: вальса, польки, марша, колыбельной. Знать термин хорал.

Комбинированный, урок-рассказ с элементами беседы, слушание, хоровое пение, устный опрос


Муз центр, компьютер, баян

Рисунок

14


03.12

06.12



Такие разные песни 1ч

Урок беседа 1ч






Русская народная песня «Во поле береза стояла»

П. Чайковский. Симфония №4

4 часть


Знать определение симфонии, народной песни. Уметь слушать народные нотки в произведении. А капелла

Комбинированный, урок-рассказ с элементами беседы, слушание, хоровое пение, устный опрос


Муз центр, компьютер, баян

Повторение

15


10.12

13.12



Такие разные жанры 1ч

Прийти к выводу, что национальный песенный и танцевальный жанр являются средством яркой и достоверной характеристикой образов.



П. Чайковский Вальс. Из оперы «Е. Онегин» 2 действие

Ф. Шопен Вальс № 10 соч 69, №2

Знать определение элегии. Уметь сравнивать характеры произведений разных жанров.

Комбинированный, урок-рассказ с элементами беседы, слушание, хоровое пение, устный опрос,


Муз центр, компьютер, баян

Вопросы и задания №3

16


17.12

20.12



Такие разные

марши 1ч

Сравнение двух маршей. Найти отличия и сходства жанра марш.


П. Чайковский Марш. Из балета «Щелкунчик»

Ж. Бизе. Марш Тореадора. Из оперы «Кармен»

Уметь сравнить характер двух разных маршей.

Комбинированный, урок-рассказ с элементами беседы, слушание, хоровое пение, устный опрос, слуховой диктант


Муз. центр, компьютер


Повторение пройденного материала

17


24.12

27.12



Четвертная контрольная работа

Музыкальный образ Слуховой диктант

Слуховой диктант

Проверка знаний

Слуховой диктант. Письменная работа

Муз центр, компьютер, баян


18

Форма в музыке. Музыкальная композиция. (начало)

14.01

17.01



Художественная форма – это ставшее зримым содержание 1ч

Содержание и искусство это закон искусства. Разбор в музыкальное звучание через форму музыки.Связать с литературой и ИЗО.


Должны знать необходимость взаимосвязи содержании и формы в музыке. Образно знать термины: период, 2хчастная, 3хчастная форма, рондо и вариации. На примере стихотворения В. Брюсова понимать важность содержания и формы.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний, беседа

Муз центр, компьютер, баян


19


21.01

24.01



«Сюжеты» и «герои» музыкальной формы 1ч

Слушая музыку, ребята должны прийти к выводу, что связь в музыке характера и тональности имеет огромное значение. (Контраст приозведений)

В.А. Моцарт Увертюра из оперы «Свадьба Фигаро»

Ф. Шуберт «Шарманщик» Из цикла «Зимний путь»

Знать определение тональности, мажора и минора, увертюры, тутти. Найти контраст в содержании произведений «Свадьба Фигаро»

и «Шарманщик» . Обратить внимание на роль инструментовки в произведениях.

Комбинированный, урок-рассказ с элементами беседы, слушание, хоровое пение, устный опрос

слуховой диктант

Муз центр, компьютер, баян

Вопросы и задания №1

20


28.01

31.01



От целого к деталям 1ч

Урок беседа.







Знать музыкальные темпы престо.

Понять язык музыкальной формы в музыке

Комбинированный, урок-рассказ с элементами беседы, слушание, хоровое пение, устный опрос


Муз центр, компьютер, баян

Разучивание песни

21


04.02

07.02



Какой бывает музыкальная композиция? 1ч

Форма периода. Слушание разбор. Схема прелюдии








Ф. Шопен Прелюдия, соч 28, №7

Знать термин «музыкальная композиция». Знать определение синкопы, акцент. Знать строение периода, интервал

Комбинированный, урок-рассказ с элементами беседы, слушание, хоровое пение, устный опрос


Муз центр, компьютер, баян

Повторение

22


11.02

14.02



Двухчастная форма. М.Глинка 1ч «Венецианская ночь»

Углубление смысла в двухчастной форме произведения. (Разбор)

М.Глинка «Венецианская ночь»

Должны знать определение репризы, баркаролы, долкиссимо, (комбинировать с литературой). Уметь распознать начало второй части.

Комбинированный, урок-рассказ с элементами беседы, слушание, хоровое пение, устный опрос


Муз центр, компьютер, баян

Сочинение

23


18.02

21.02



Трехчастная форма. 1ч М.Глинка «Я здесь, Инезилья»

Прслушав, найти отличия 3 частного произведения от 1 и 2 частного произведения. (Разбор «Инезилья» Музыкальные термины.

М.Глинка «Я здесь, Инезилья»

Знать определение романса, серенады. Уметь определить в произведении трехчастность. Знать динамические оттенки:пиано, два форте. Знать долке, кон пассионе, декламато, ризолито. Обратить внимание на смену тональности.

Комбинированный, урок-рассказ с элементами беседы, слушание, хоровое пение, устный опрос

Слуховой диктант

Муз центр, компьютер, баян

Разучивание песни

24


04.03

28.02



Многомерность образов в форме рондо 1ч

Прослушав два произведения, охарактеризовать формы в музыке. Найти в произведениях рондо. Обобщение.

А. Бородин «Спящая княжна»

С. Прокофьев. «Джульетта- девочка». Из балета «Ромео и Джульетта»

Знать определение рондо, рефрен. Уметь слушать сдвиг темпа, развитие динамики, смену тональности.

Комбинированный, урок-рассказ с элементами беседы, слушание, хоровое пение, устный опрос


Муз центр, компьютер, баян

Рисунок

25


11.03

07.03



Вариации в «Ленинградской симфонии» Д.Д.Шостаковича 1ч

Найти отличия в вариациях в музыкальных произведениях. Слушая музыку дать понять вариативность произведения.

Д.Д.Шостакович «Ленинградская симфония» 1 часть. Эпизод нашествия

Знать определение вариации. Разучить на примере «Ленинградской симфонии»

Комбинированный, урок-рассказ с элементами беседы, слушание, хоровое пение, устный опрос


Муз центр, компьютер, баян

Вопросы и задания №5

26


18.03

14.03



Музыка в развитии 1ч

Урок-беседа. Слуховой диктант




Комбинированный, урок-рассказ с элементами беседы, слушание, хоровое пение, устный опрос


Муз. центр, компьютер


Вопросы и задания №7

27


08.04

21.03



Четвертная контрольная работа

Форма в музыке





Слуховой диктант

Проверка знаний

Слуховой диктант. Письменная работа

Муз центр, компьютер, баян


28

Форма в музыке. Музыкальная драматургия (продолжение)

14.04

04.04



Музыкальный порыв 1ч

Разговор о результате развития музыкального смысла. Слушая муз. произведение найти драматургию, порыв. Отличие драматургии в двух музыкальных произведениях. Разбор


Р. Шуман «Порыв» Из цикла «Фантастические пьесы» и «Старый замок» М. П. Мусоргский


Комбинированный, урок-рассказ с элементами беседы, слушание, хоровое пение, устный опрос


Муз центр, компьютер, баян

Вопросы и задания №3

29


22.04


11.04



Движение образов и персонажей в оперной драматургии 1ч

Знакомство с оперой «Князь Игорь» Обобщение.




А Бородин Хор «Слава» Из оперы «Князь Игорь» Интродукция Хор бояр «Мужайся княгиня»


Комбинированный, урок-рассказ с элементами беседы, слушание, хоровое пение, устный опрос


Муз центр, компьютер, баян

Вопросы и задания №2


30

31


29.04 06.05

18.04

25.04



Диалог «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь» 2ч

Слушая арии ребята должны найти лирический отдел в опере. Беседа, разбор героев оперы. Воспитать чувство патриотизма.

А. Бородин Хор «Улетай на крыльях ветра» Из оперы «Князь Игорь» Ария князя Игоря, ария хана Кончака


Комбинированный, урок-рассказ с элементами беседы, слушание, хоровое пение, устный опрос


Муз центр, компьютер, баян

Вопросы и задания №4

32



13.05

16.05



Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии 1ч

Разучить схему симфонического цикла. Разбор симфонии №41 Моцарта.

В. А. Моцарт Симфония №41


Комбинированный, урок-рассказ с элементами беседы, слушание, хоровое пение, устный опрос


Муз центр, компьютер, баян

Повторение

33


20.05

23.05



Единство формы и содержания музыкального произведения 1ч

Урок- обощение. Слуховой диктант

В. А. Моцарт Симфония №41


Комбинированный, урок-рассказ с элементами беседы, слушание, хоровое пение, устный опрос, слуховой диктант


Муз центр, компьютер, баян

Вопросы и задания №6

34


27.05

30.05



Контрольная работа

Музыкальная драматургия

Урок обобщения и проверки знаний 1ч

Урок беседа Тест. Контрольная работа



Урок обобщения и систематизации знаний, викторина, тест.

Муз центр, компьютер, баян