Разработка урока музыки на тему Унеси меня, сказка волшебная, в мир доброты! (3 класс)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...



Тема урока: «Унеси меня, сказка волшебная, в мир доброты!»

(Урок посвящается году великого русского композитора С.С.Прокофьева.)


Цель урока: формировать представление о балете как о жанре музыкального искусства, познакомить учащихся с творчеством великого русского композитора С.С.Прокофьева.

Задачи:

Образовательные: углубить знания учащихся о балете как о важном музыкальном искусстве; формировать навыки образного анализа произведения.

Развивающие: развивать эмоционально-образное восприятие музыкального произведения, вокально-хоровые навыки; способствовать творческому самовыражению; развивать память, воображение и коммуникативность учащихся.

Воспитательные: воспитывать эстетический вкус, культуру слушания; интерес и любовь к русскому искусству.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор,CD-диски, баян, перчаточные куклы для кукольного театра.

Ход урока:

I.Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята. В апреле 2016 года мировая музыкальная обществен-

ность отметила 125-летие со дня рождения великого русского композитора двадцатого столетия Сергея Сергеевича Прокофьева. Указом Президента РФ

В.В.Путина нынешний год объявлен годом Сергея Прокофьева. Не только в России, но и во всех странах мира проводятся концерты и праздничные про-

граммы в честь великого русского композитора, пианиста и дирижёра. Он автор одиннадцати опер и семи балетов, семи симфоний, музыки к кинофиль-

мам и спектаклям. Поэтому сегодняшний наш урок мы посвящаем творчеству С.С.Прокофьева. (слайд 1)

II.Основная часть.

1. Беседа.

Сегодня на уроке мы работаем сидя в группах. Каждый из вас будет искать своих единомышленников. Мы научимся заниматься сообща, сотрудничая и помогая друг- другу лучше усваивать учебный материал.

Добрую сказку помню я с детства,

Хочу, чтобы сказку послушал и ты,

Пусть подкрадётся к самому сердцу

И зародится в нём зерно доброты.

О чём речь пойдёт на этом уроке? Конечно, о сказке. Поэтому наш урок называется «Унеси меня, сказка волшебная, в мир доброты». Слайд 2.

У нас есть замечательная песня о сказке. Называется она «Сказки гуляют по свету». Давайте, мы её исполним. Но сначала распоёмся.

( Распевание по полутонам, исполнение песни Е.Птичкина «Сказки гуляют по свету»)

Благодаря музыке мы с вами познакомились со многими сказочными героями.

А теперь давайте вспомним некоторых из них. Как их зовут? Что объединяет эти сказки?

Слайд3. Маша, Щелкунчик – герои сказки Эрнеста Гофмана «Щелкунчик и крысиный король».

Слайд 4. Одетта, Принц, маленькие лебеди – герои сказки «Лебединое озеро».

Слайд5. Принцесса Аврора, злая фея Карабос, принц Дезире – герои сказки Шарля Перро «Спящая красавица».

Молодцы, вы всех героев узнали. Скажите, что объединяет всех этих персонажей.

- Они все являются героями балетов великого русского композитора П.И.Чайковского.

-Правильно, с первого класса мы с вами слушаем музыку из балетов П.И.Чайковского. Давайте вспомним все наши знания о балете.

Балет – это музыкальный спектакль, где герои выражают все свои мысли и чувства через танцевальные движения, жесты и мимику.

Балерина – это женщина, танцующая в балете. Танцор – это мужчина, танцующий в балете.

Кордебалет – это артисты балета, исполняющие массовые танцевальные номера.

- Мы уже знаем, что балеты пишут на основе добрых сказок.

О каком балете речь пойдёт сегодня? Кто является главным героем этого балета? Может быть, подскажет следующий стишок. Послушайте внимательно.

Скорей бы приблизился вечер,

И час долгожданный настал.

Чтоб мне в золочёной карете

Поехать на сказочный бал!

-Золушка.

-Правильно, речь пойдёт о прекрасной Золушке, о балете С.С.Прокофьева «Золушка». Известная всем вам сказка французского писателя Шарля Перро привлекла внимание великого русского композитора С.С.Прокофьева в годы Великой Отечественной войны. Слайд 6. В 1944 году появляется музыка балета «Золушка». Светлая сказка, в которой воспевается добро, любовь, верность, красота была нужна людям не меньше, чем героическая музыка, вдохновляющая воинов на подвиги. Вы прекрасно знаете содержание этой сказки, на основе которой С.С.Прокофьев написал свой балет. Давайте вспомним всех остальных персонажей балета.

-Мачеха, её капризные дочери, отец Золушки, Принц, добрая Фея, Король, гномы, которые изображают часы.

Главная героиня – это Золушка. Слайд 7. Музыка, которая характеризует главную героиню, называется «Полночь». Мы её слушали на прошлом уроке.

К ней мы ещё вернёмся.

3.Создание образов работая в группах.

«Мы – композиторы»

А сейчас представьте себе, что вы сами композиторы. Перед вами предстоит задача – создать понравившийся образ Золушки. Если бы вы были композитором, то какую бы музыку сочинили о Золушке? Какой бы образ Золушки создали? Как бы вы назвали свою музыку? Слайд 8.

1.Мечта Золушки.

2.Золушка едет на бал.

3.Сказочный бал.

4.Золушка едет домой.

Каждый, не говоря ничего друг- другу, возьмите чистый лист и запишите свой собственный выбор. Поднимите руку те, кто сделал выбор. Те, кто решил назвать свою музыку «Мечта Золушки», проходите в правый угол. Те, кто назвал свою музыку «Золушка едет на бал», становитесь в левый угол. Те, кто решил назвать музыку «Сказочный бал», идите сюда, а у кого произведение называется «Золушка едет домой», проходите вот сюда. (Я давала задание, чтобы учащиеся смогли сформировать команду. Когда человек делает выбор, он из одной команды переходит в другую, это некий круг единомышленников. Дети включились в коммуникацию. Мысли учащихся прозвучали произвольно, это их мнение. Теперь, это команда единомышленников)

Благодаря заданию, вы нашли своих единомышленников и вы сейчас рассаживаетесь по другому. (Рассаживаю детей) У каждой команды композиторов на столе лист. Вы уже знаете название своей музыки. Подумайте, и напишите, какую музыку вы хотите сочинять. Какие элементы музыкальной речи вы хотите использовать? После завершения задания, каждая команда «композиторов» защищает свою работу.

(Учащиеся примерно так защищают свою работу: мы написали музыку на тему «Мечта Золушки». Она звучит печально. У Золушки грустное настроение, потому что она не может попасть на бал. Музыку написали в минорном ладу,

в медленном темпе (адажио), в песенном ритме. Динамика –тихо(пиано), звуковедение плавное (легато).

(Каждая команда рассказывает о своей музыке)

«Мы-художники».

Сейчас мы с вами станем «художниками». Попробуйте подобрать цветовую гамму к прослушанной музыке из балета «Золушка» «Полночь» и рассказать о музыке языком изобразительного искусства. Как вы думаете, радость и счастье какими тонами можно нарисовать?

-Светлыми, тёплыми.

-Правильно, а грусть и тоску?

-Холодными, тёмными.

- Мы с вами уже на прошлом уроке слушали музыку «Полночь». Она является главной характеристикой Золушки. Золушка впервые попала на бал и поэтому чувства радости и счастья переполняют её, но, что же случилось потом. Об этом вы расскажете красками. У каждой команды на столе лежат краски, кисточки и бумага. Каждая команда выполняет одну работу. (Дети рисуют под музыку «Полночь») Слайд 9.

После окончания музыки каждая команда защищает свою творческую работу.

примерно так: «Музыка начинается радостно, быстро. Как будто Золушка кружится в вальсе с принцем. Она впервые попала на бал. Момент радости и счастья мы изобразили красными и оранжевыми тонами. После того, как часы пробили 12 раз, музыка становится совершенно контрастной. Соответственно, цвета для изображения грусти совершенно другие: серый, коричневый, чёрный.

-Молодцы, работа в команде композиторов – единомышленников и художников - единомышленников помогла вам создать свои понравившиеся образы.

«Мы-актёры кукольного театра»

А сейчас попробуем стать актёрами кукольного театра. У каждой команды уже есть свой образ. Задача такая: подготовить выступление из нескольких предложений как актёр кукольного театра. А затем, кто- нибудь из каждой команды, надев перчаточную куклу, должен выступать за ширмой. Сначала обговорите, какими словами вы будете выражать свои чувства, интонацию вашего голоса. Я вам даю некоторое время. А затем, из каждой команды кто- то покажет свой театральный этюд. Кто хочет выступать за ширмой и показать свой образ?

1 ученица.Мечты Золушки: «Меня зовут Золушка. Вот мои сёстры поехали на бал. Ах, как мне тоже хочется туда попасть. Я ещё ни разу не была на балу. У меня нет красивого платья, туфель. Вот, если бы была жива моя мамочка, она обязательно купила бы мне платье, наряды. Я ведь так много работаю. Почему же мне нельзя туда поехать?» Слайд 10.

2 ученица. Золушка едет на бал: «Фея! Как же ты добра ко мне! Спасибо большое! Боже! Какое это счастье! Я впервые в жизни еду на бал! Скорее, скорее кучер! Я хочу попасть на бал!» Слайд 11.

3 ученица. Золушка на балу: «Меня зовут Золушка. Я первый раз в жизни попала на бал. Слышите, какая красивая музыка звучит! Как здесь великолеп-

но! Посмотрите, какой красивый наряд у меня. Я в прекрасном настроении. Я сегодня буду танцевать и веселиться». Слайд 12.

4 ученица. Золушка после бала: «Меня зовут Золушка. Часы давно уже пробили 12 раз. Ах, как я не хотела возвращаться в этот дом. Где моё красивое платье, мои хрустальные туфельки? На мне опять эта грязная одежда. Как обидно, ведь меня в этом доме никто не любит». Слайд 13.

Молодцы! У вас получились замечательные образы. Выступили как настоящие актёры.


III.Заключительная часть.

Вот мы и побывали в волшебном мире балета. Пробовали создавать образы разными способами. Учились работать в команде и защищать свою команду. Давайте, подведём итоги.

-Кто является автором балета «Золушка»?

-Великий русский композитор С.С.Прокофьев.

-Как называется музыка, которая характеризует Золушку?

- «Полночь».

-В ритме какого танца написана «Полночь»?

-В ритме вальса.

-Подводя итоги сегодняшнего урока, мы сделаем для себя очень ценный вы-

вод: искусство живёт по законам жизни. Может ли Золушка научить нас чему –нибудь? Какие качества Золушки вам нравятся?

-Трудолюбие, искренность, порядочность, доброта.

-Как вы думаете, у Золушки есть такие качества, которые вам не очень, а может быть, вообще не нравятся?

-Покорность, неумение отстоять свои права.

-Действительно, в жизни всё покорно принимать – плохо. При необходимости, нужно уметь отстоять своё мнение и, чтобы всё желаемое сбылось, надо хорошо потрудиться. Об этом наша песня «Всё сбывается на свете».

Исполнение песни Е.Крылатова «Всё сбывается на свете».

IV.Оценка знаний и умений.

V.Рефлексия.

А сейчас я вам раздам листочки. Отметьте, пожалуйста, галочкой, какие чувства вы испытывали на уроке.


Вы работали прекрасно. Молодцы! До свидания!




























































В каждой сказке есть доля правды. В балете “Золушка” композитор воспевает внутреннюю человеческую красоту и осуждает показной блеск, прикрывающий душевную черствость и злобу”.