Технологическая карта урока музыки в 5 классе

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


ФИО учителя, место работы Бычкова Светлана Михайловна, МБОУ «СОШ № 11»
Предмет: Искусство (музыка)

Класс: 6а, 6б, 6в, 6г I четверть, 3 урок

Тип урока: Урок погружения изученного материала с использованием анализа музыкального произведения

УМК: Искусство. Музыка. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений, Т.И. Науменко, В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. – М.: Дрофа, 2014г. текст с12 – 16.
Музыка. 6 класс. Фонохристоматия, 2
CD Т.И. Науменко, В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. – М.:Дрофа, 2010г.

Технологическая карта


Личностные: формирование определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление;
- развитие творческого воображения;
- приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально – учебной деятельности.

Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности на протяжении урока; умение адекватно оценивать свои возможности и способности; уметь оформлять краткие записи материала урока.

Познавательные: использовать различные источники информации; самостоятельно знакомиться с искусством.

Коммуникативные: ориентироваться в информационном материале учебника .

Предметные: дать представление о композиторах, художниках, писателях, их творчестве;
учиться показывать в исполнении характер музыкальных образов: сравнивать основные понятия искусства: краски, оттенки; учиться выявлять общее между различными видами искусства.



Основные понятия

Вальс, «искусство», «фантазия», «мечта», «реальность».

Ресурсы:

- основные


- дополнительные


Ноутбук, колонки, мультимедийный проектор, экран, фонограммы музыкальных примеров и минусовки для исполнения.
Портрет М. Глинки, стихотворение Ш. Бодлера «Плаванье», слова А Экзюпери: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».

Организация пространства

коллективная форма работы – слушание; комбинированные формы работы; фронтальный: музыкальная беседа, рассуждение; групповой и индивидуальный

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов


личностные

Планируемые результаты

Предметные

(Метапрдметные


УУД

1.Мотивация к учебной деятельности (орг. момент 1мин)

Цель.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Создание художественно – эстетической среды класса. Проверка готовности обучающихся к уроку

Приветствуют учителя и отвечают на его вопросы.
Выполняют задания мотивационной работы.

Мотивируются на активную деятельность, заинтересовываются.

Учатся слушать вопросы и отвечать на них.

Взаимодействие со сверстниками при решении творческих задач.

Личностные УУД.

Развитие эмоционально – нравственной отзывчивости и доброжелательности.

2.Актуализация знаний (2-3 мин)

Цель.

Подвести связь к материалу, необходимого для «открытия нового знания»

Провести связь м/д жанровым и стилевым многообразием отечественных и зарубежных композиторов. В каждом знакомстве с музыкальным примером, учащиеся приобретают деятельный характер, появляется личная творческая инициатива. Появляются музыкальные впечатления, эстетические представления об окружающем мире.

Обсуждают вопросы о двух компонентов и планах, характеризующие человеческую жизнь

Работают с учебником №3, с.12, 1-й, 2-й абзацы
Совместный поиск ответа на заданный учителем вопрос, участие и взаимодействие в процессе этого поиска.


Коммуникативные УУД.
Участие в коллективном обсуждении.
Регулятивные УУД.
Учатся слушать вопросы и отвечать на них.


3.Постановка учебной задачи (4-5мин)

Цель.

Формулирование темы урока.

Слушая музыкальное произведение или рассматривая картину или читаем пример из литературы, мы обязательно проникаемся теми чувствами, тем духовным миром, интонацией, оттенками и красками, эпитетами, одним словом – средствами выразительности, которые использовал композитор, художник, поэт или скульптор. Каждый, индивидуально представит (вообразит, нафантазирует) тот внутренний, глубокий смысл и мир искусства, её автора.
Мы выявили различные виды искусства, такие как: музыка, живопись, литература и скульптура. И определили компоненты, которые их объединяют: воображение и фантазия.

Как можно сформулировать тему урока?
«Искусство и фантазия»

Перечисляют знакомые виды искусства.
Приводят примеры, которые воодушевляют, одухотворяют, в которых присутствует 2-хплановость.









Формулируют тему урока: «Искусство и фантазия»

Совместный поиск ответа на заданный учителем вопрос, участие и взаимодействие в процессе этого поиска.
Записывают в тетрадь понятие ИСКУССТВО. ВИДЫ искусства, ФАНТАЗИЯ.






Записывают тему урока: «Искусство и фантазия»

Слушать собеседника, высказывать свое мнение, взаимодействовать путем взаимопонимания.

Коммуникативные УУД. Воздействие с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме.

Регулятивные УУД. Уметь действовать в соответствии с целевой установкой. Понимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять и уточнять мнения, высказанные одноклассниками.
Кратко записывают материал урока.

4. «Открытие» учащихся новых знаний (6-7мин) + музыкальный материал (6 мин)

Цель.

Познакомить с музыкальным произведением и его анализом.

Рассмотрим музыкальный пример, в котором взаимодействуют и искусство, и фантазия.
Слушание и анализ М. Глинки «Вальс – фантазия».
1. Какой жанр в музыке напоминает музыкальный пример?

2. Исполнение состава инструментов, что это дает?
3. Какое эмоциональное воздействие этого произведения вы испытывали?
4. Какое настроение композитора в этой музыки запечатлено?
5. Какое впечатление произвел музыкальный пример?






6. Какими средствами музыкальной выразительности это оказалось достигнутым?


7. Какое название вы бы дали этому произведению? И почему?




8. Можем ли мы найти двуплановость в этом произведении?







9. Что реального и что фантазийного мы находим в пьесе М. Гдинки?


10. Почему Глинка назвал пьесу «Валь - фантазия»?

Анализируют музыкальное произведение.




1.Определяют жанр вальса, выявляют особенности танца.
2. Называют оркестр. Дает насыщенности и глубины звука.
3. Отмечают тревожность, мягкость, плавность.
4. Говорят о мягкости и плавности музыкального языка.
5. Отмечают причудливость и неопределенность. Фантазируют о светских балах; о танцующих парах дам и кавалеров; о базаре в восточной стране, о плывущем по волнам корабле в дальних странах и т.д.
6. Отмечают динамические оттенки, регистровый контраст, сочетание тембров и солирующих инструментов (скрипки, трубы), плавная мелодия, особенность ритма.
7. Однозначно приходят все к названию музыкального произведения: Вальс – фантазия. Музыка будит фантазию.
8. С одной стороны – плавный, кружащийся танец с трехдольным размером, а с другой стороны – нежное вращение, уносящее в мир фантазии.

Находят ответы на странице учебника с.13, 1-й – 4-й абзацы.
9. Искусство будит фантазию, навевает образы дальних стран, в которых человеку не суждено побывать.
10. Лежит определенный содержательный смысл, который будоражит фантазию.




Слушание и анализ М. Глинки «Вальс – фантазия».
Определение характер музыкального произведения
Развитие образно-ассоциативного мышления на основе активного, прочувствованного восприятия музыки.


Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения





Закрепляют умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к ней.


Регулятивные УУД.
Учатся воспринимать музыку как образное и ссоциативное искусство
Познавательные УУД.
Учатся использовать специальную терминологию музыкального искусства

Коммуникативные УУД.
Учатся строить понятные аргументированные высказывания.

Коммуникативные УУД Формируют диалоговые формы работы и потребность поделиться своими впечатлениями и знаниями.
Коммуникативные УУД.
Формирование умения грамотно строить речевые высказывания
.

Познавательные УУД.
Формирование умения излагать свою точку зрения.
Развитие умения глубже понимать смысл произведения.





5. Первичное закрепление (5 мин)

Цель.

Закрепить знания сравнительного анализа и связать с другими видами искусства


Таким образом, напрашивается вывод. Сформулировать с учащимися и записать в тетрадь: «Искусство рождает мечту, а мечта богаче реальности»

Формулируют вывод урока: «искусство рождает мечту, а мечта богаче реальности»

Записать в тетрадь определения: ВАЛЬС, МЕЧТА, РЕАЛЬНОСТЬ.Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе характеристики различных примеров искусства.


Оценивают те знания и впечатления, которые получили за время урока, соотносят их с уже имеющимся опытом и знаниями в сфере музыки и литературы.
Оценивают выразительные и изобразительные особенности произведений искусства (живописи, музыки, литературы)

Познавательные УУД.
Учатся выделять специальную информацию из печатного текста.

Регулятивные УУД.
Кратко записывают материал урока.

6.Включение новых знаний в систему знаний и повторение (5-6мин)

Цель.

Включение нового
знания в систему изученного материала.

Разобрали музыкальное произведение.
Ознакомление со строками из стихотворения Ш. Бодлнра «Плаванье».
Необходимо на примерах разных видов искусства, доказать выдвинутую гипотезу:
Жизнь художника протекает в сложном переплетении реальности и творческого воображения – переплетении, рождающем совершенно новый, особенный мир. Эти произведения учат нас глубже понимать живую жизнь.
Домашнее задание:
1. нарисовать «видение» «Вальса – фантазии» М. Глинки.
2. Ответить на вопросы учебника, с. 16 .№1 – 4.

Раскрыть значение некоторых слов стихотворения.
доказать, что без фантазии невозможно что-либо создать.


Вывод, к которому приходят учащиеся, необходимо сформулировать вместе.

Учебник, с. 15, последний абзац.

.работа со стихотворением Ш. Бодлнра «Плаванье».









Записать задание в дневник.


Познавательные УУД.
Выявляют общие черты, сопоставляют особенности различных видов искусства – музыки и литературы

Регулятивные УУД.
Оценивают те знания и впечатления, которые получили за время урока, соотносят их с уже имеющимся опытом и знаниями в сфере музыки и литературы.

7.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог 2-3 мин)

Цель.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.


- Что помогло обогатить ваши музыкальные впечатления?
- Какие «открытия» позволило вам сделать совместное обсуждение проблематики темы урока?

- Как вы оцениваете свою деятельность и деятельность одноклассников на уроке?

- Побудила ли у вас музыка, звучавшая на уроке, ещё большее желание наслаждаться ею, чувствовать и понимать её?

Учащиеся называют цели и задачи, которые они формулировали в начале урока, анализируют все ли успели и усвоили в процессе урока.

Оценивают себя и других из класса.

Сравнивали, анализировали, классифицировали, обобщали.

Получили представление о композиторах писателях, их творчестве;
учились показывать в исполнении характер музыкальных образов: сравнивали основные понятия искусства: краски, оттенки; учились выявлять общее между различными видами искусства.

Коммуникативные УУД Участвовали в совместной деятельности, общались и взаимодействовали на различных этапах урока


Регулятивные
УУД.
Оценивали собственную деятельность на уроке, во время различных этапов урока