Статья Формирование ключевых компетенций учащихся 5-х классов в процессе решения задач на уроке математики.

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Якупова Гузель Мусовна

учитель математики

МБОУ Школа №137 г.Уфа


Формирование ключевых компетенций учащихся 5-х классов в процессе решения задач на уроке математики.


В рамках современных образовательных стандартов актуальной задачей является формирование ключевых образовательных компетенций учащихся. Если говорить об обучении в современной школе, то можно отметить, что произошел переход от одной системы к другой. В процесс обучения уже вошло понимание, что в интенсивно растущем информационном пространстве непосредственная передача знаний, умений и навыков учащимся нежизнеспособна. На сегодняшний день важно развивать способности учеников к самостоятельной постановке учебных целей, обучать планированию, самостоятельному контролю и умению оценивать себя, и естественно, умению самостоятельно получать информацию, фильтруя многочисленные источники и формируя на этой основе свое собственное мнение. Математика является одним из основных предметов, поэтому важно на уроках математики отдельное внимание уделять способам формирования ряда ключевых компетенций. Важнейшим видом учебной деятельности, в процессе которой усваивается система математических знаний, умений и навыков, является решение задач. Именно задачи являются тем средством, которое в значительной степени направляет и стимулирует учебно-познавательную активность учащихся.

В обучении математике задачи выступают как цель и средство обучения. Этим определяется их место в процессе обучения математике. Задачи служат также основным дидактическим целям, формируют систему знаний, творческое мышление учащихся, способствуют развитию интеллекта и выполняют познавательную роль в обучении. Если обращаться к компетенциям, то в состав формируемых в процессе решения задач ключевых компетенций входят ценностно-смысловая; общекультурная; учебно-познавательная; коммуникативная; социально-трудовая компетенции. Данные компетенции реализуются через различные функции процесса решения задач. В методике обучения решению задач выделяют четыре их основных функции – обучающая, воспитывающая, развивающая и контролирующая. Обучающая функция задач направлена на формирование у учащихся системы математических знаний, умений и навыков в процессе их усвоения. На формирование социально-трудовой, общекультурной компетенций направлена воспитывающая функция задач. У учащихся формируется интерес к предмету, навыки учебного труда. Развивающая функция задач направлена на развитие учебно-познавательной компетентности, на формирование у них приемов умственной деятельности. Контролирующая функция задач направлена на определение уровня усвоения учащимися учебного материала, способности их к самостоятельному изучению школьного курса математики, уровня развития и сформированности познавательных интересов школьников.

Для того, чтобы развитие компетенций было закономерным планируемым результатом обучения, необходима специальная организация самого процесса обучения. Рассмотрим, с помощью каких задач возможно реализовывать развитие ключевых компетенций.

Учебно-познавательная компетенция подразумевает под собой знания и умения учеников в постановке целей, планирования, умения анализировать и рефлексировать, навыков самостоятельного поиска информации. Уровень развития данной компетенции определяет действия ученика в нестандартных ситуациях, его умение использовать измерительные системы, умение оценить возможность применения знакомых схем в новой задаче. применить знакомые схемы. Наиболее эффективно учебно-познавательная компетентность развивается в рамках решения необычных по своим условиям задач. Например, если в рамках решении задачи необходимо поставить эксперимент или решить какую-либо проблему.

Пример: Катя участвует в конкурсе по завязыванию сложных узлов из веревок. У нее была веревка 100 см, однако судьи сказали, что по условиям конкурса допускается длина равная ¾ ее веревки. Какой длины веревка допускается на конкурс?

Здесь ученики могут решить данную задачу используя реальную веревку – постановка эксперимента. Ученики проявляют активность, анализируют имеющуюся задачу и получают из нее новую информацию. При ознакомлении учеников с новыми математическими понятиями, при определении новых понятий знания не сообщаются в готовом виде.

Учитель побуждает  учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, в результате чего и возникает поисковая ситуация.

С помощью такой же по содержанию, но иной по форме, задачи можно формировать и коммуникативную компетенцию, которая подразумевает под собой умение использовать разные способы взаимодействия с окружающими людьми. Учащихся можно объединить в пары, где в процессе обсуждения с помощью эксперимента они совместно решают данную задачу.

Ценностно-смысловая компетенция включает в себя ценностные представления учащихся, его способность понимать и ориентироваться в окружающей реальности, осознавать свою роль в ней. На уроке математики задача учителя состоит в том, чтобы учащиеся представляли, что и как в изучаемой теме они могут использовать в повседневной жизни. Поэтому сам процесс решения задачи необходимо сопровождать вопросами, где ученик может это использовать. Также в процессе изучения новой темы учитель может предложить ученикам сформулировать вопросы по данной теме, а далее совместно с учениками отвечает на них (если позволяет регламент урока). С помощью этого приема ученики не только могут понять цель изучения данной темы, но и осознать место конкретного урока в системе изучаемой темы.

Общекультурная компетенция включает в себя особенности общечеловеческой и национальной культуры, нравственные основы жизни, основы семейных, социальных, общественных явлений и норм, традиций и правил. Для развития данной компетенции можно использовать задачи со скрытой информативной частью.
Например: «Известно, что ученик 5–го класса должен спать 10 часов в сутки. Сколько в этом случае часов он будет бодрствовать?». Работая над данной задачей, ученик усваивает общепринятые гигиенические нормы.

Задачи со скрытой, неявной информативной частью не сложны в работе и данный прием вполне применим в школе. Важно только при подведении итогов урока акцентировать внимание учеников не только на математических составляющих урока, но и на общекультурных.

Социально-трудовая компетенция подразумевает под собой умение применить получаемые в школе знания в повседневной жизни, в различных социальных ролях. Учащиеся овладевают необходимыми для жизни в обществе навыками социальной активности.

Пример: Уходя на работу, мама попросила Петю накормить кота. Для одного приема пищи коту необходимо 250 грамм сухого корма. Петя знает, что в 1 стакан вмещается ¼ килограмма. Сколько стаканов корма нужно насыпать в миску коту для 1 кормления?

В обсуждении и при решении данной задачи ученики развивают способность применения умения вычислять в различных (в том числе нестандартных) ситуациях.

Таким образом, практически любую задачу может смоделировать для развития той или иной компетенции. Задача учителя системно подходить к наполнению урока, определяя какие компетенции он формирует на том или ином этапе обучения математике.

Ключевые компетенции – это важные компетенции, которые используются в повседневной жизни. Формируя их на уроке математики, учитель способствует адекватному применению учащимися математики для решения возникающих в повседневной жизни проблем.





Список литературы

  1. Ильина М.В. Педагогические условия формирования ключевых компетенций учащихся основной школы. Диссертация кандидата педагогических наук. Калининград, 2011.

  2. Стандарты второго поколения: примерные программы по учебным предметам. Математика 5–9 классы. – М.: Просвещение, 2011.

  3. Фридман Л.М. Теоретические основы методики обучения математики. – М.: Либроком, 2014.

  4. Хуторской А. Ключевые компетенции// Народное образование. 2003. №5. С. 55-62.