Выработка единых требований по математике в целях преемственности

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Выработка единых требований по математике в целях преемственности.

Предлагаю выработать единые требования по математике в целях преемственности.

  1. Обязательное оформление краткого условия задачи в виде схемы, таблицы, чертежа, краткого условия. Выполнить действия и обязательно пишем пояснения к действиям. Обязательная запись ответа.

  2. Знание компонентов и связи между ними  действий сложения, вычитания, умножения, деления. Это необходимо для решения уравнений.

  3. При решении выражений вида 5 + а уметь подставлять значения переменной, находить значения выражений.

  4. Знать таблицу умножения, дроби. Понимать, как получаем дробь числа ПРАКТИЧЕСКИ.

  5. Уметь преобразовывать величины, знать соотношение величин.

  6. Порядок действий указывать сверху в тетради, вычисления производим в тетради.

  7. Нельзя использовать замазку, иначе работа «обнуляется»

  8. Знать и уметь применять нумерацию до 1 млн.

  9. Владение устными вычислительными приёмами.





Моделирование как средство обучения математике в начальных классах

В.В. Сибирякова

          Полноценное обучение математике невозможно без понимания детьми происхождения и значимости математических понятий, роли математики в жизни общества и в системе наук. Реальные объекты и процессы бывают столь многогранны и сложны, что лучшим способом их изучения часто является построение и исследование вспомогательной модели, отражающей лишь какую-то сторону реальности и потому более простую, чем сама реальность. Математическая модель – это описание какого либо процесса на математическом языке. Одной из основных задач школьного курса математики является раскрытие перед учащимися трех этапов формирования математического знания: построение математической модели некоторого фрагмента реальной действительности; изучение математической модели и приложение полученных результатов к реальному миру. Основное содержание математики начальных классов составляют понятие натурального числа, действия с числами. С теоретико-множественных позиций количественное натуральное число является общим свойством класса конечных равномощных множеств, которые различны по своей сути, но все содержат одинаковое количество элементов. Каждый класс таких множеств может быть представлен каким то одним множеством, например, множеством палочек или точек, которые можно рассматривать как модели числа. В основе сложения чисел лежит операция объединения попарно - непересекающихся множеств, а в основе вычитания - удаление части множества. Поэтому при изучении сложения и вычитания чисел полезно выполнение предметных действий с совокупностями предметов, их интерпретация в виде графических и символических моделей, а затем запись числовым выражением. При работе с разрядным числом необходимо использование различных моделей: палочек и пучков палочек, полосок, квадратов и другого математического счетного материала. Удобно изображение модели однозначных чисел в виде набора точек, а десятка, сотни – в виде треугольника (10 точек удобно располагать треугольником), двузначных чисел – в виде треугольников и точек, то есть числовой фигуры. Например, число 14 можно представить так:

[pic]

[pic]                                   [pic]

[pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic]             При сложении и вычитании круглых чисел можно выполнять предметные действия с треугольниками или изображать их в тетради:

                                                +                                       =    

 

 

3 д + 2 д = 5 д.                                    30 + 20 = 50

[pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] При сложении и вычитании двузначных чисел:
                                                                                   

                                                  [pic]     –                                                  [pic]   =                [pic]

4 д 3 е – 3 д 2 е = 1 д 1 е                    43 – 32 = 11

Анализируя аналогичные примеры, учащиеся сами сделают выводы: 
- при сложении единицы складывают с единицами, а десятки с десятками;
при вычитании единицы вычитают из единиц, а десятки из десятков. Работая с такими моделями, учащиеся могут представить наглядно и «изобрести» любой вычислительный прием. Аналогично работа проводится и с трехзначными числами. Сначала внутри треугольника помещаем 10 маленьких треугольников, символизирующих десятки, затем, моделью сотни служит просто треугольник больших размеров. Если при выполнении вычислений возникает необходимость дробления сотни на десятки, то этот треугольник заполняется маленькими треугольниками.

В начальном курсе математики большое внимание уделяется решению задач. Любую задачу можно рассматривать как словесную модель некоторой практической ситуации с требованием дать количественную характеристику какого-либо компонента или установить наличие отношения между компонентами этой ситуации. Наибольшую трудность для учащихся в решении задачи представляет перевод текста с естественного языка на математический, т.е. запись решения. Для облечения поиска решения задачи детей необходимо учить пользоваться вспомогательными моделями: предметами, схемами, таблицами, рисунками. Для установления отношений между величинами, данными и искомыми в задаче, удобно использование в качестве модели линейных схем, которые являются одновременно краткой записью задачи. Еще до знакомства с задачей учащихся нужно учить устанавливать соответствие между предметными, текстовыми, схематическими и символическими моделями, которые они смогут использовать для интерпретации текста задачи. Тогда процесс решения задачи можно рассматривать как переход от одной модели к другой: от словесной модели реальной ситуации, представленной в задаче, к вспомогательной, от нее - к математической. Такие модели в сочетании с заданиями на сравнение, выбор, преобразование, конструирование способствуют формированию умения решать задачи. Например, задания на подбор схемы к тексту задачи, подбор выражения к рисунку, преобразование условия (вопроса) задачи в соответствии с изменением решения и наоборот, и т.п. Использование вспомогательных моделей является средством, которое помогает младшим школьникам усвоить многие математические понятия.