Сложение и вычитание десятичных дробей

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: Данный урок разработан в системе деятельностного метода. Этот метод обучения позволяет учащимся самостоятельно формулировать цели урока, искать пути решения поставленной проблемы. То есть дети являются активными участниками учебного процесса, а не пассивными слушателя...


Данный урок разработан в системе деятельностного метода. Этот метод обучения позволяет учащимся самостоятельно формулировать цели урока, искать пути решения поставленной проблемы. То есть дети являются активными участниками учебного процесса, а не пассивными слушателями. При этом учитель является их помощником, направляет их, помогает найти верное решение



Тип урока: ОНЗ

Тема: «Сложение и вычитание десятичных дробей»

Учебник: математика 5 класс

Авторы: Г.В. Дорофеев, Л.Г. Петерсон

Выполнила: Ванюшина М.Ю. - учитель математики МБОУ Лицея №15имени академика Ю. Б. Харитона г. Сарова



Основная цель: сформировать умение складывать и вычитать десятичные дроби.







Ход урока



1. Мотивация к учебной деятельности


0,1

0,2

0,01

0,17

0,9

0,51

0,07

0,6

0,3

0,1

Д

Р

Й

В

Ы

Ь

У

О

Т

П

Б


На доске карточки с числами и буквами.

- Что вы видите? (десятичные дроби и буквы.)

Что уже вы научились делать с десятичными дробями?

(Переводить в обыкновенные дроби, читать, писать, сравнивать, округлять.)

Какой следующий шаг вы должны сделать в изучении десятичных дробей?

(Научиться выполнять действия с десятичными дробями.)

- Расположите дроби в порядке возрастания и расшифруйте запись.

- Что вы получили?

- Прочитайте, что получилось. (В добрый путь.)

-Как вы думаете, какое отношение к нашему уроку имеет эта фраза? (вы нам желаете удачи, успешно узнать что-то новое)



2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

Задания выполняются на планшетке.


1) Найдите значения выражений

389 + 7651 3457 – 1246

Как выполняется сложение и вычитание натуральных чисел? (по разрядам: единицы с единицами, десятки с десятками, сотни с сотнями и т. д.)

2) Назовите пары равных дробей

3,05; 3,5; 3,005; 3,0500; 3,50

Каким правилом вы воспользовались?

(правилом приписывания и отбрасывания нулей)

2) Не выполняя вычислений, определите равенство значений выражений в каждой строчке.(Значения выражений в каждой строчке равны.)

1) 1,2 + 2,5= 3,7

2) 4,2 + 5,07= 9,27

3) 7,9 – 3,7= 4,2

Найдите значения выражений в первом столбце и запишите ответ десятичными

дробями

Запишите значения выражений во втором столбце

Как вы думаете, как можно сложить и вычесть десятичные дроби?

Можно представить д/д в виде смешанных дробей и сложить. Не рациональное решение.

Как можно сложить и вычесть десятичные дроби, не выполняя перевод в обыкновенные дроби?

(Сложить и вычесть разрядные единицы, как с натуральными числами.)



На доску вывешивается карточка с пробным заданием

а) 1,2 + 0,3607; б) 4,002 – 1,2

Сформулируйте задание.

(Найти сумму и разность десятичных дробей.)

Каким является для вас задание?

(Пробным заданием.)

Чему вы должны будете научиться на уроке?

(Складывать и вычитать десятичные дроби)

Сформулируйте тему урока.

Тема: «Сложение и вычитание десятичных дробей»

Вычислите (за 1 минуту):

У кого нет ответа ни для одной пары?

Сформулируйте своё затруднение? (Мы не смогли найти сумму и разность десятичных дробей с разным количеством знаков после запятой, не переводя их в обыкновенные дроби.)

У кого есть ответы?

Докажите (предъявите эталон), что вы правильно выполнили задание.

В чём у вас затруднение? (Мы не можем предъявить эталон, которым воспользовались при сложении и вычитании десятичных дробей с разным количеством знаков после запятой.)

3. Выявление места и причины затруднения

Какое задание вы должны были выполнить? (Найти сумму и разность десятичных дробей с разным количеством знаков после запятой.)

Чем вы пользовались при выполнении задания? (...)

Где возникло затруднение? (Количество знаков после запятой разное, не знали, как выполнить в этом случае действия.)

Почему у вас возникло затруднение? (У нас нет правила сложения и вычитания десятичных дробей.)


4. Построение проекта выхода из затруднения

Сформулируйте цель вашей деятельности? (Построить правило сложения и вычитания десятичных дробей и научиться пользоваться, построенным правилом.)

Составьте план действий.


5. Реализация построенного проекта

Составьте и сформулируйте алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей:

Работа в группах. Обсуждение результатов работы групп. Проверка по эталону.

2. Записать числа в столбик по разрядам, так, чтобы запятая была под запятой;

3. Выполнить действия, как с натуральными числами;

4. В результате поставить запятую под запятой.





6. Первичное закрепление во внешней речи

836 (из 3 столбика)

Задание выполняется у доски

и) 6,3 + 49,756

1. Уравняем количество цифр после запятой: 6,300 + 49,756

2. Записать числа в столбик по разрядам, запятую под запятой:

6,300

+ Выполняем действия, как с натуральными числами, ставим запятую под запятой

49,756

_______

56,056

Остальные примеры комментируются аналогично:

к) 2,1045 – 0,87 = 2,1045 – 0,8700 = 1,2345;

л) 3,45 + 8,6916 = 3,4500 + 8,6916 = 12,1416;

м) 10 – 4,939292 = 10,00000 – 4,939292 = 5,060708

836 (ж, з)

Задание выполняется в парах с проверкой по образцу

ж) 7,324 + 732,4 = 7,324 + 732,400 = 739,724;

з) 91,9 – 0,919 = 91,900 – 0,919 = 90,981


7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону


Что дальше вы должны сделать?

Для самостоятельной работы предлагается выполнить 836 (д, е) время выполнения 3 минуты. После выполнения учащиеся проверяют по эталону для самопроверки, который вывешивается на доску

7,50

0,75

8,25

1. Уравнять количество цифр после запятой

2. Записать числа в столбик по разрядам, так, чтобы запятая была под запятой

3. Выполнить действия, как с натуральными числами

4. В результате поставить запятую под запятой

е) 48,9 – 4,82 = 48,90 – 4,82 = 44,08

48,90

4,82

44,08

1. Уравнять количество цифр после запятой

2. Записать числа в столбик по разрядам, так, чтобы запятая была под запятой

3. Выполнить действия, как с натуральными числами

4. В результате поставить запятую под запятой


У кого возникли затруднения при нахождении суммы?

В каком месте?

Почему у вас возникло затруднение?

У кого возникли затруднения при нахождении разности?

В каком месте?

Почему у вас возникло затруднение?

Кто правильно выполнил задание?





8. Включение в систему знаний и повторение.

- Где можно использовать сложение и вычитание десятичных дробей?

При решение уравнений и задач.

845(1,2)

1) х+5,95=761,5 2) х-74,85=338,563

х=761,5-5,95 х=338,563+74,85

х=755,55 х=413,413

Ответ: х=755,55 Ответ: х=413,413


864

Задание выполняется у доски.

1) 0,7 + 2,9 = 3,6 (т) – вес бегемота

2) 8,1 – 3,6 = 4,5 (т)

Ответ: вес слона 4,5 т.



885

Задание выполняется у доски с комментарием.

1) ; 3) ;

2) ; 4) .

887

Задание выполняется у доски с комментарием.

n + n

Если n = 16, то 16 + 16  = 16 + 12 = 28

Ответ: всего в классе 28 человек.


9. Рефлексия деятельности на уроке

 Что нового вы узнали сегодня на уроке?

– Какую цель вы ставили сегодня на уроке?

 Вы достигли цели урока?

 Что вам помогло достичь цели урока?

– На чём основан алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей?

– Проанализируйте результат своей работы, ответив на вопросы.


Учащиеся работают с карточками рефлексии


Я понял, как складывать и вычитать десятичные дроби__________________

Я могу найти сумму и разность десятичных дробей, используя алгоритм___

В самостоятельной работе у меня были ошибки________________________

На каком шаге алгоритма я допустил ошибку__________________________

Над чем необходимо поработать дома_________________________________



Домашнее задание:

№№ 891 (а или б на выбор); 902; 904.