РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ ЮНЫЙ МАТЕМАТИК 5 КЛАСС

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...



МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

Абатская средняя общеобразовательная школа № 1


«Рассмотрено и рекомендовано»

на заседании ШМО учителей математики, физики и информатики МАОУ Абатская СОШ №1

_________________Еланцева В.М.

«___»__________________2015 г.

протокол № _________________


«Согласовано»

заместитель директора по УВР МАОУ Абатская СОШ №1


____________Т.В. Сухарева

«___»_____________2015 г.

«Утверждаю»

Директор МАОУ Абатская СОШ №1



__________ Н.В.Куликова

Приказ № ______________

от «___»__________ 2015 г.





ПРОГРАММА ПРЕДМЕТНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ

"ЮНЫЙ МАТЕМАТИК"

в 5б классе на 2015-2016 учебный год





Составитель: Е.Ю. Бурмистрова,

учитель математики

МАОУ Абатская СОШ №1,

1-я квалификационная категория




с. Абатское

2015



ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРЕДМЕТНОГО КУРСА


Предметный курс по математике «Юный математик»

Цель и задачи программы

Цель программы– способствовать воспитанию интереса учащихся к математике и формированию познавательных умений обучающихся.

Образовательные задачи:

-  углубление и расширение знаний учащихся по математике;

-  привитие интереса учащимся к математике;

-  активизировать познавательную деятельность;

-  показать универсальность математики и её место среди других наук.

Воспитательные задачи:

-  воспитание культуры личности;

-  воспитание отношения к математике как к части общечеловеческой культуры;

-  воспитание понимания  значимости математики для научно – технического прогресса;

-  воспитание настойчивости, инициативы, чувства ответственности, самодисциплины.

Развивающие задачи:

-  развитие ясности и точности мысли, критичность мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

-  формирование математического кругозора, исследовательских умений учащихся.

Адресат деятельности

обучающиеся 5б класса МАОУ Абатская СОШ №1 в возрасте 10-12 лет

Сроки реализации программы

2015-2016 учебный год (35 часов).

Направления деятельности

естественно - научное

Краткое содержание программы

  • Занимательная арифметика

  • Занимательные задачи

  • Моделирование стереометрических тел

  • Компетентностно - ориентированные задачи

  • Логические задачи

  • Геометрические задачи

  • Проекты

Ожидаемые результаты

Итогом реализации программы являются: успешные выступления обучающихся на олимпиадах всех уровней, математических конкурсах, международной математической игре-конкурсе «Кенгуру», а также создание брошюры  «Математическая шкатулка»(банк нестандартных задач для учащихся 5 класса), где будут собраны задачи по темам всего курса, которые составлены учащимися или взяты из каких-либо источников (книги, журналы, интернет) и их решения, проектные работы учащихся. Также результатом деятельности обучающихся на занятиях предметного курса является успешное выполнение срезовых и итоговых контрольных работ.

Название организации

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Абатская средняя общеобразовательная школа №1

Почтовый адрес

627540, Тюменская область, Абатский район, с. Абатское, ул. Советская, 52

Ф.И.О. руководителя

Бурмистрова Елена Юрьевна, учитель математики

Дата создания программы

25 августа 2015 г.

Актуальность введения предметного курса по математике в школьную программу:

  • предметный курс позволяет планомерно вести внеурочную деятельность по предмету;

  • позволяет доработать учебный материал, вызывающий трудности, что способствует более успешному выполнению срезовых и итоговых контрольных работ;

  • различные формы проведения предметного курса, способствуют повышению интереса к предмету;

  • рассмотрение более сложных заданий способствует развитию логического мышления обучающихся.

Математика занимает особое место в образовании человека,  что определяется безусловной практической значимостью математики, её возможностями в развитии и формировании мышления человека, её вкладом в создание представлений о научных методах познания действительности. Являясь частью общего образования, среди предметов, формирующих интеллект, математика находится на первом месте. Первоначальные математические познания должны входить с самых ранних лет в наше образование и воспитание. Результаты надёжны лишь тогда, когда введение в область математических знаний совершается в лёгкой и приятной форме, на предметах обыденной и повседневной обстановки, подобранных с надлежащим остроумием и занимательностью.

Программа предметного курса рассчитана на учащихся 5 классов.  Именно в этом возрасте формируются математические способности и устойчивый интерес к математике. Данная программа является частью интеллектуально-познавательного направления дополнительного образования и  расширяет содержание программ общего образования.

Цель программы– способствовать воспитанию интереса учащихся к математике и формированию познавательных умений учащихся.

Образовательные задачи:

-        углубление и расширение знаний учащихся по математике;

-        привитие интереса учащимся к математике;

-        активизировать познавательную деятельность;

-        показать универсальность математики и её место среди других наук.

Воспитательные задачи:

-        воспитание культуры личности;

-        воспитание отношения к математике как к части общечеловеческой культуры;

-   воспитание понимания  значимости математики для научно – технического прогресса;

-   воспитание настойчивости, инициативы, чувства ответственности, самодисциплины.

Развивающие задачи:

-        развитие ясности и точности мысли, критичность мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

-        формирование математического кругозора, исследовательских умений учащихся.

 

Содержание программы:

Программа содержит материал, как занимательного характера, так и дополняющий, расширяющий программу общеобразовательной школы по математике. Большое внимание в программе  уделяется исто­рии математики и рассказам, связанным с математикой  (запись цифр и чисел у других народов, математические фокусы, ребусы и др.), выполнению самостоятельных заданий творческого характера (составить рассказ, фокус, ребус, задачу с использованием изученных матема­тических свойств), изучению раз­личных арифметических методов решения задач (метод ре­шения «с конца» и др.), выполнению проектных работ. Уделяется внимание рассмотрению геометрического ма­териала, развитию пространственного воображения. Также рассматривается решение компетентностно - ориентированных задач, задач ЕГЭ, решение олимпиадных задач.



Формы проведения занятий:

  • практикум по решению задач;

  • создание моделей стереометрических тел;

  • решение задач, повышенной трудности;

  • работа с научно - популярной литературой.

Занятия организованы по принципу: теория - практика

 

Тематическое планирование


Раздел


Тема

Кол-во занятий

Сроки проведения

план

факт

1

 

 

Занимательная арифметика

 

Запись цифр и чисел у других народов. Числа - великаны и числа - малютки

1

 

04.09 

 

 

Приёмы  быстрого счёта

1

10.09 

 

2

Занимательные задачи

 

Магические квадраты

1

 17.09

 

Математические ребусы

1

 24.09

 

Задачи с числами. Старинные задачи

1

 01.10

 

3

Моделирование стереометрических тел

Платоновы тела

2

08.10,15.10


Архимедовы тела

1

22.10


Звезчатые многогранники

1

29.10


4

Компетентностно-ориентированные задачи

Теорема Пика. Задачи 3 ЕГЭ

2

12.11,26.11


Задачи типа 2 ЕГЭ.

2

03.12,10.12


Задачи типа 1 ЕГЭ

2

11.12, 17.12


Задачи типа 4 ЕГЭ

2

24.12,14.01


Компетентностно - ориентированные задания


7

21.01; 28.01

04.02; 11.02

18.02; 25.02

03.03


5

Логические задачи

 

Задачи, решаемые с конца

1

10.03 

 

Круги Эйлера

1

17.03 

 

Комбинаторные задачи. Простейшие графы

2

24.03; 07.04

 

6

Геометрические задачи

 

Задачи на разрезание 

1

14.04 

 

Задачи со спичками. Геометрические головоломки

1

21.01

 

 

7

Проектные работы

Проектные работы.

5

 

28.04; 05.05

12.05; 19.05

26.05 

 

 

 

ИТОГО:

35

 

 


Краткое содержание разделов

I. Занимательная арифметика

Запись цифр и чисел у других народов. Числа - великаны и числа- малютки

Как люди научились считать. Старинные системы записи чисел.  Цифры у разных народов.  Римская нумерация. Открытие нуля. Мы живём в мире больших чисел. Числа-великаны. Названия больших чисел. Числа – малютки. Решение задач с большими и малыми числами.

Приемы быстрого счета

Некоторые приёмы быстрого счёта.

Умножение двухзначных чисел на 11,22,33, . . . , 99.

Умножение на число, оканчивающееся на 5.

Умножение и деление на 25,75,50,125.

Умножение и деление на 111,1111 и т.д.

Умножение двузначных чисел, у которых цифры десятков одинаковые, а сумма цифр единиц составляет 10. Умножение двузначных чисел, у которых сумма цифр равна 10, а цифры единиц одинаковые.

Умножение чисел, близких к 100.

Умножение на число, близкое к 1000.

Умножение на 101,1001 и т.д.

 

II. Занимательные задачи

Магические квадраты.

Отгадывание и составление магических квадратов.

Математические ребусы.

Решение заданий на восстановление записей вычислений.

Задачи с числами. Старинные задачи.

Запись числа с помощью знаков действий, скобок и определённым количеством одинаковых цифр. Решение занимательных старинных задач и задач-сказок.

 

III. Моделирование стереометрических тел

Изучение истории и создание моделей из бумаги и каркасных моделей тел.

Платоновы тела.

Архимедовы тела.

Звезчатые многогранники.


IV. Компетентностно-ориентированные задачи

Задачи типа 1 ЕГЭ.

Решение текстовых задач.

Задачи типа 2, 3 ЕГЭ. Теорема Пика.

Решение заданий графически заданных. Нахождение площадей плоских фигур на клетчатой бумаге.

Задачи типа 4 ЕГЭ.

Решение задач в табличном задании.


 V. Логические задачи

Задачи, решаемые с конца.

Решение сюжетных, текстовых  задач методом «с конца».

Круги Эйлера.

Решение задач с использованием кругов Эйлера.

Комбинаторные задачи. Простейшие графы

Понятие графа. Решение простейших задач  на  графы.


VI. Геометрические задачи

Задачи на разрезания.

Геометрия вокруг нас. Геометрия на клетчатой бумаге. Игра «Пентамино».

Задачи со спичками. Геометрические головоломки.

Решение занимательных задач со спичками. «Танграм».


VII. Проектные работы

Выбор тем и выполнение проектных работ. Примерные темы проектов:

  • Системы счисления. Мифы, сказки, легенды.

  • Софизмы и парадоксы.

  • Математические фокусы.

  • Математика и искусство.

  • Математика и музыка.

  • Лабиринты.

  • Палиндромы.

  • Четыре действия математики.

  • Древние меры длины.

  • Возникновение чисел.

  • Счёты.

  • Старинные русские меры.

  • Магические квадраты.

  • Свои темы проектов.


Ожидаемые результаты

Итогом реализации программы являются: успешные выступления обучающихся на олимпиадах всех уровней, математических конкурсах, международной математической игре-конкурсе «Кенгуру», а также создание брошюры  «Математическая шкатулка» (банк нестандартных задач для учащихся 5 класса), где будут собраны задачи по темам всего курса, которые составлены учащимися или взяты из каких-либо источников (книги, журналы, интернет) и их решения, проектные работы учащихся. Также результатом деятельности обучающихся на занятиях предметного курса является успешное выполнение срезовых и итоговых контрольных работ.

В результате занятий предметного курса учащиеся должны

Знать:

-   старинные системы записи чисел, записи цифр и чисел у других народов;

-   названия больших чисел;

-   свойства чисел натурального ряда, арифметические действия над натуральными числами и нулём и их свойства, понятие квадрата и куба числа;

-    приёмы быстрого счёта;

-    методы решения логических задач;

-    свойства простейших геометрических фигур на плоскости;

-    понятие графа.

Уметь:

-    читать и записывать римские числа;

-    читать и записывать большие числа;

-    пользоваться приёмами быстрого счёта;

- создавать модели стереометрических тел;

-    решать текстовые  задачи на движение, на взвешивание, на переливание;

-    использовать различные приёмы при решении логических задач;

-    решать геометрические задачи на разрезание, задачи со спичками, геометрические головоломки, простейшие задачи на графы;

-    решать математические ребусы, софизмы, показывать математические фокусы.

-    выполнять проектные работы.

Используемая литература


Применение компетентностного подхода на уроках математики, Лаврова-Кривенко Я.В, ТОГИРРО, 2011.

Система подготовки учащихся к олимпиадам различных уровней, Лаврова-Кривенко Я.В., Ильина З.В., ТОГИРРО, 2011.

Сборники тестовых заданий ЕГЭ, 2014-2015 Изд. Легион-М, АСТ-Астрель и др.

Фарков А.В. Математические олимпиады в школе. 5-11 классы. М.: Айрис-пресс, 2002.

Виват, математика! Занимательные задачи и упражнения. 5 класс/ авт.-сост. Н.Е. Кордина.- Волгоград: Учитель, 2011.- 111 с.

Интернет ресурсы: [link] , http://www.korthalsaltes.com и др.